Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОДБЕРИ К СЛОВАМ КАРТИНКИ



2020-02-04 483 Обсуждений (0)
ПОДБЕРИ К СЛОВАМ КАРТИНКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель : определение рода и числа имён существительных.

 

Прочитай слова и подбери к ним подходящие картинки. Соедини линией слово и картинку.

ОН      ОНА    ОНО ОНИ

Памятка для взрослых . Обратите внимание на трудные случаи определения рода имён существительных: мужской род — зал, занавес, тюль, рельс, женский род — оладья, манжета, сандалия, туфля.

ЕСТЬ И НЕТ

Цель : употребление существительных с подвижным ударением (его место меняется при склонении).

Методические указания . Сначала взрослый обыгрывает первую пару картинок, давая ребёнку речевой образец (необходимо следить за правильностью расставления ударения). Затем ребёнок повторяет те же действия и слова. После этого обыгрывается вторая пара картинок и т. д.

 

Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано, а потом закрой ладошкой эту картинку и скажи, чего не стало. Вот так:

     
 

 

 


Есть дождь.                                                    Нет дождя.

     

 

 


Есть изба. Нет избы.                                     Есть избы. Нет изб.

 

 

Есть доска. Нет доски.                   Есть доски. Нет досок.

Вижу доски. Иду по доскам.

Есть простыня.                            Есть простыни. Нет простынь.

Нет простыни.

Есть волк. Нет волка.                        Есть волки. Нет волков.


РАССКАЗ МАЛЬЧИКА

Цель: перенос ударения на предлог в словосочетаниях на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.

 

С утра надену на голову меховую шапку, наброшу шубу и бегом во двор. Сяду на санки и мчусь с горы. Иногда санки упадут набок, и покачусь я кубарем под гору.

В другой раз надену на ноги лыжи и опять на улицу до самого вечера. А начнет надвигаться из лесу вечерняя темнота, тут я домой. Приду весь в снегу, уставший, но довольный. Поставлю у печки валенки, повешу шубу. Глядь, а с них на пол лужица натекла. Бабушка поворчит на меня, головой покачает, а сама, вижу, улыбается.

 

Ответь на вопросы. Старайся отвечать не одним словом, а полными предложениями:

1. Как мальчик одевался на улицу?
Что он надевал на голову?

Что он обувал на ноги!

2. На чём мальчик катался с горы?

3. Почему мальчик покатился кубарем?
Куда он покатился? (Под гору).

4. Откуда вечером надвигается на деревню темнота? (Из лесу).

5. Где мальчик сушил свою одежду?

6. Что натекло на пол?

7. Откуда взялась вода?

Как ты думаешь, бабушка сердится на мальчика?


ДВА БРАТЦА

Цель: образование и употребление существительных с уменьшительным суффиксом -ик- и увеличительным суффиксом -ищ-.

 

Жили-были два братца. Младшего звали Ик. Был он маленький и худенький. А старшего звали Ищ. Он был большой и толстый. У каждого из братьев было своё жилище. Ик построил себе маленький домик, а Ищ — большой домище.

     
 

 

 


Стали братья огороды копать. Ик вскопал ... (огородик), а Ищ — (огородище). Стали они сажать около дома деревья и кусты. Младший Ик посадил ... (кустик), а старший Ищ — (кустище). Каждый завёл себе кота: у братика Ик был маленький ... (котик), а у брата Ищ — большой ... (котище).

Посмотри на этих котов и скажи, как у каждого из них называются: рот, нос, хвост, глаза, усы и лапы.

Слова для справок:

ротик — ротище

носик — носище

лапки — лапищи

хвостик — хвостище глазки — глазищи

усики — усищи                          


 


ПОПРОСИ И РАССКАЖИ

Цель: употребление глаголов в настоящем, прошедшем времени, в повелительном наклонении глаголов; чередование согласных в глагольных формах.

Посмотри на картинки и ответь на вопросы.




 


Маше надо вытереть пыль.                   Что делает Маша?

Что надо делать Маше?                (Маша вытирает пыль).

(Вытирать пыль). Попроси Машу об этом. (Маша, вытри пыль).

Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка: Что делала Маша? (Маша вытирала пыль).


Ребята хотят жечь костёр.                      Что делают ребята?

Что хотят делать ребята?                      (Ребята жгут костёр.)

(Жечь костёр).

Попроси ребят об этом.

(Ребята, жгите костёр.)

Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка: Что делали ребята? (Ребята жгли костёр).



 


Папе с сыном надо ехать на машине.

- Что надо делать? (Надо ехать). Как мальчик попросит папу об этом? (Папа, поезжай).

- Что делает машина? (Машина едет).

Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делала машина? (Машина ехала).


 



 


Диме надо махать флажком.               Что делает Дима?

Что надо делать Диме?                (Дима машет флажком.)

(Махать флажком.)

Попроси Диму об этом.

(Дима, маши флажком.)

Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка: Что делал Дима? (Дима махал флажком.)



Что делает Вова? (Вова ката ется на велосипеде.) Мама спрашивает у Вовы: «Ты катаешься около дома?» Что Вова отвечает маме? {«Я катаюсь около дома».)


Мама разрешила Вове кататься на велосипеде только около дома. Что разрешила мама Вове? (Кататься на велосипеде около дома.)

Как мама сказала об этом Вове? (Вова, катайся на велосипеде око ло дома).


Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делал Вова? {Вова катался на велосипеде около дома.)



Хозяйка дала команду собаке

стеречь сумку.

Что надо делать собаке?

(Стеречь сумку.)

Что хозяйка сказала собаке?

(Стереги сумку.)



Что делает собака? (Собака стережёт сумку.)

Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка:

Что делала собака? (Собака стерегла сумку.)


Пете надо скакать на лошадке. Что делает Петя?

Что надо делать Пете?                     {Петя скачет на лошадке).

(Скакать на лошадке.)

Попроси Петю об этом.

(Петя, скачи на лошадке.)

Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делал Петя? (Петя скакал на лошадке.)


 

Тане надо полоскать бельё. Что надо делать Тане? (Полоскать бельё.) Попроси Таню об этом. (Таня, полощи бельё.) Что делает Таня? (Таня полощет бельё.)

Вниманию взрослых:

стричь — стриги — стрижёт — стриг мазать — мажь — мажет — мазал ездить — поезжай — езжу — ездил


БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ

Цель: соотносить реальные события со временем, употреблять в речи глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Методические указания. Взрослый перечисляет знакомые ребёнку события, а малыш должен сказать — это уже было, происходит сейчас или будет происходить.

Давай вспомним, что уже было; посмотрим, что происходит сейчас, и подумаем, что ещё должно произойти, — будет через какое-то время.

1. Летом ты ходил за грибами?
Это уже было или будет?
Вспомни, что ещё ты делал летом?

2. Мы занимаемся.

Это происходит сейчас или уже прошло?

3. Ты уже ходишь в школу?

Это происходит сейчас или ещё только будет на следующий год?

4. Ты уже был в зоопарке или только собираешься туда сходить?

5. Ты занимаешься или смотришь телевизор?
Что ты делаешь сейчас?

А что будешь делать потом?

6. (Во время обеда.) Ты уже съел первое? (Да.)
Это было или будет?

Что ты ешь сейчас? (Второе.) Что будет на третье? Ты уже пил компот? (Нет.) Это было или будет?


СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ

Цель: образование действительных причастий настоящего времени. Грамматическая справка.

Глагол                                  Действительное причастие

настоящего времени

играть — играют                         играющий

писать — пишут                               пишущий

строить — строят                              строящий

кричать — кричат                            кричащий

Посмотри на картинку и составь предложения из двух слов, например: «Девочка прыгает». Про эту девочку можно сказать по-другому: какая девочка? «Прыгающая девочка». А теперь сам постарайся придумать новые слова.




 


Мальчик идет. Мальчик какой?       Собака спит. Собака какая?

(Идущий мальчик.)                              (Спящая собака.)




 


Птица летит. Птица какая?  Мальчик читает. Мальчик какой?
(Летящая птица.)                    (Читающий мальчик.)


СОБЕРИ СЕМЕЙКУ СЛОВ

Цель: подбор однокоренных слов.

Посмотри на картинку. Какое время года на ней нарисовано? (Зима.) А теперь подбери слова-«родственники» к слову «зима».

Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.)

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимую щие.)

А как по-другому можно сказать «живут зимой»? (Зимуют.) Вот, оказывается, сколько слов-«родственников» у слова «зима».

Еще раз посмотри на картинку и сам скажи, что здесь можно назвать зимним. (Зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода.)


А сейчас постарайся сам подобрать семейку слов к слову «снег». Смотри на картинку — она тебе поможет. (Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник...).




 


Подбери родственные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесной, лесник.)

Так же подбираются «семейки» к словам:

гора — горка, гористый, горный, пригорок, горняк;

гриб — грибок, грибник, грибной;

вода — водный, водяной, водолаз, наводнение;

лист — листик, листок, листочек, листва, лиственница, лиственный;

ёж — ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый;

весна — весенний, веснянка, веснушка;

сахар — сахарный, сахарница, сахарок.


ЛИШНЕЕ СЛОВО

Цель: выделение однокоренных слов среди группы слов, сходных по звучанию.

Найди среди этих слов лишнее — слово не из этой «семейки». Вот послушай пример: лес, лесник, лесовик, лестница (-).

Слова «лес», «лесник» и «лесовик» — родственники, они все из одной семьи, все они произошли от слова «лес». А вот слово «лест­ница» не имеет к лесу никакого отношения — оно здесь лишнее.

Теперь попробуй сам найти лишнее слово.

Боль, болеть, больница, большой (-).

Вода, водить (-), водный, водяной.

Морщины (-), море, морской, мореплаватель.

Гора, горный, горе (-), горняк.

Соседка (-), беседа, беседка, собеседник.

 

НАЙДИ ОБЩЕЕ

Цель: выделение корня в родственных словах.

 

Назови общую часть слов-«родственников»:

зимушка, зимовать, зимний (зим);

животное, живет, живой (жив);

 пастух, пасет, пастушка (пас);

двор, дворник, дворовый (двор);

сорить, мусор, насорить (сор);

позвонить, звонок, звонкий (звон).




2020-02-04 483 Обсуждений (0)
ПОДБЕРИ К СЛОВАМ КАРТИНКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОДБЕРИ К СЛОВАМ КАРТИНКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)