Специфика современной социокультурной ситуации.
Социокультурная ситуация - совокупность тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определённом этапе его развития. Факторов: - внутреннего развития (экономическая модель, социальная динамика, политическая сторона); - исторические факторы; - влияние мировых культурных процессов. Следует отметить, что все перечисленные факторы не просто определяют современную социокультурную ситуацию, они обусловливают ее в острой объективной конкурентной борьбе между собой за право стать духовной доминантой сегодняшнего культурного развития. Понятие социальной стратификации. Социальный статус личности. Социальный статус — социальное положение, занимаемое индивидом/группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам (экономические, национальные, возрастные). Социальный статус характеризуется властными и/или материальными возможностями, реже специфическими умениями или навыками, харизмой, образованием. Социальная стратификация — система признаков и критериев социального расслоения. Типы слоёв: 1. Богатые аристократы. 2. Миллионеры в первом поколении. 3. Высокообразованные интеллектуалы (врачи, юристы), деловые люди (владельцы капитала). 4. Канцелярские служащие, секретари, рядовые врачи, школьные учителя. 5. Квалифицированные рабочие. Электрики, слесари, сварщики, токари, водители и т. п. 6. Бездомные бродяги, нищие, преступники и безработные. Общая характеристика основных социальных групп. Социальный статус. Признаки: 1. наличие внутренней организации; 2. общая (групповая) цель деятельности; 3. групповые формы социального контроля; 4. образцы (модели) групповой деятельности; 5. интенсивные групповые взаимодействия; 6. чувство групповой принадлежности или членства; 7. ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие; 8. ролевые ожидания членов группы относительно друг друга. Потребности личности и основных социальных групп. Потребности личности – это источник личностной активности, потому что именно потребности человека являются его побудительной причиной для деяний определённым образом, заставляя двигаться в нужном направлении. Основные группы: · Самореализации. Максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности эстетические потребность в гармонии и красоте познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность · Психологические. Потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п. в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности · Физиологические. Культурные процессы как объект прикладной культурологии Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства и права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. Культурные процессы - изменение во времени культурных систем и объектов, а также типовых моделей взаимодействий между людьми и их социальными группами. Культурные процессы: генезис, формирование, функционирование, распространение, изменчивость, воспроизводство культуры. Культурные модальности: эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм и др. Хотя культурные процессы эмпирически проявляются в совокупности культурных событий, эти понятия не тождественны. Под культурными процессами подразумеваются типические, универсальные по масштабам распространения в разных культурах и устойчивые в своей повторяемости функциональные процедуры, поддающиеся классификации на основании общих признаков. Культурные события - это конкретно-исторические частные случаи осуществления культурных процессов, обладающие уникальными чертами, вариативность которых определяется суммой условий и обстоятельств их протекания. Понятие СКД. СКД как общественное явление. СКД – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. СКД обеспечивает преобразование ценностей и идеалов в регулятор общественного взаимодействия, рассматривает технологию воспитательных процессов, содействующих инкультурации и социализации личности в свободное время. Принципы СКД. Принцип – это основы, начальное положения, базисные элементы учения, теории; основные правила поведения; Наиболее общие положения, определяющие направленность, характер, содержание и формы процесса СКД. Аксютик излагает наиболее полный вариант принципов СКД (общие и спецефические). Общие: * Научность; * Систематичность; * Комплексность; * Коллективизм; * Дифференцированность (разделение); * Жизненность; * Связь с повседневонстью; * Последовательность/ Специфические: * Принцип добровольности и общедоступности участия в СКД; * Принцип гражданской инициативы и самостоятельности; * Принцип целенаправленности педагогического воздействия на аудиторию; * Принцип соответствия организационного инструментария характера культурного мероприятия. Функции СКД. К функциям социально-культурной деятельности относятся: - адаптивно-нормативная функция – хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения; - образовательно-развивающая функция – освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности; - преобразовательно-созидательная функция – вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества; - эколого-охранительная функция – формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды; - информационно-просветительная функция – накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века; - интегративно-коммуникативная функция – диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений; - рекреативно-игровая функция – формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки. Методы СКД. Метод – это способ исследования явлений, планомерный путь научного познания и установления истины; приём, способ или образ действия (обоснованный способ и определённые действия). Григорович выделяет 4 группы методов СКД: - Методы формирования сознания, смысложизненных установок и ценностных ориентаций (на государственном и личном уровнях); - Методы организации художественно-исполнительской и художественно-творческой деятельности; - Методы культурно-просветительной (учебно-познавательной) деятельности; - Компенсаторные и рекреационные методы (привлечение в развлекательно-игровые занятия; вытеснение малоценных развлекательных программ более эффективными; организация игровых состязаний; возрождение народных праздников, обрядов, ритуалов). Средства СКД. Средства СКД - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности. Обязанности организатора: · удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов; · разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения. Средств: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность. Выбор средств определяют: объекта воздействия, направленности мероприятия. Формы СКД. Это утверждённая на практике тема применения совокупности определённых средств и методов организации СКД в условиях свободного времени, стимулирующая личностное развитие. В основе классификации форм СКД лежат следующие признаки: * Субъекта организации воспитательной работы в свободное время; * Широты социокультурного воздействия; * Характеристики объекта воспитательного воздействия с учётом основных социально-демографических данных; * Общественного назначения и задач воспитательной деятельности; * Основых направления воспитательной деятельности; * Полноты реализуемых социально-культурных функций; * Степени устойчивого воспитательного воздействия. + группы индивидуальные, средние и массовые.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |