Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика современной социокультурной ситуации.



2020-02-04 501 Обсуждений (0)
Специфика современной социокультурной ситуации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Социокультурная ситуация - совокупность тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определённом этапе его развития.

Факторов:

- внутреннего развития (экономическая модель, социальная динамика, политическая сторона);

- исторические факторы;

- влияние мировых культурных процессов.

Следует отметить, что все перечисленные факторы не просто определяют современную социокультурную ситуацию, они обусловливают ее в острой объективной конкурентной борьбе между собой за право стать духовной доминантой сегодняшнего культурного развития.

Понятие социальной стратификации. Социальный статус личности.

Социальный статус — социальное положение, занимаемое индивидом/группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам (экономические, национальные, возрастные). Социальный статус характеризуется властными и/или материальными возможностями, реже специфическими умениями или навыками, харизмой, образованием.

Социальная стратификация — система признаков и критериев социального расслоения.

Типы слоёв:

1. Богатые аристократы.

2. Миллионеры в первом поколении.

3. Высокообразованные интеллектуалы (врачи, юристы), деловые люди (владельцы капитала).

4. Канцелярские служащие, секретари, рядовые врачи, школьные учителя.

5. Квалифицированные рабочие. Электрики, слесари, сварщики, токари, водители и т. п.

6. Бездомные бродяги, нищие, преступники и безработные.

Общая характеристика основных социальных групп.

Социальный статус.

Признаки:

1. наличие внутренней организации;

2. общая (групповая) цель деятельности;

3. групповые формы социального контроля;

4. образцы (модели) групповой деятельности;

5. интенсивные групповые взаимодействия;

6. чувство групповой принадлежности или членства;

7. ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;

8. ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

Потребности личности и основных социальных групп.

Потребности личности – это источник личностной активности, потому что именно потребности человека являются его побудительной причиной для деяний определённым образом, заставляя двигаться в нужном направлении.

Основные группы:

· Самореализации. Максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности эстетические потребность в гармонии и красоте познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность

· Психологические. Потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п. в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности

· Физиологические.

Культурные процессы как объект прикладной культурологии

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства и права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя.

Культурные процессы - изменение во времени культурных систем и объектов, а также типовых моделей взаимодействий между людьми и их социальными группами.

Культурные процессы: генезис, формирование, функционирование, распространение, изменчивость, воспроизводство культуры.

Культурные модальности: эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм и др.

Хотя культурные процессы эмпирически проявляются в совокупности культурных событий, эти понятия не тождественны. Под культурными процессами подразумеваются типические, универсальные по масштабам распространения в разных культурах и устойчивые в своей повторяемости функциональные процедуры, поддающиеся классификации на основании общих признаков.

Культурные события - это конкретно-исторические частные случаи осуществления культурных процессов, обладающие уникальными чертами, вариативность которых определяется суммой условий и обстоятельств их протекания.

Понятие СКД. СКД как общественное явление.

СКД – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

СКД обеспечивает преобразование ценностей и идеалов в регулятор общественного взаимодействия, рассматривает технологию воспитательных процессов, содействующих инкультурации и социализации личности в свободное время.

Принципы СКД.

Принцип – это основы, начальное положения, базисные элементы учения, теории; основные правила поведения; Наиболее общие положения, определяющие направленность, характер, содержание и формы процесса СКД.

Аксютик излагает наиболее полный вариант принципов СКД (общие и спецефические).

Общие:

* Научность;

* Систематичность;

* Комплексность;

* Коллективизм;

* Дифференцированность (разделение);

* Жизненность;

* Связь с повседневонстью;

* Последовательность/

Специфические:

* Принцип добровольности и общедоступности участия в СКД;

* Принцип гражданской инициативы и самостоятельности;

* Принцип целенаправленности педагогического воздействия на аудиторию;

* Принцип соответствия организационного инструментария характера культурного мероприятия.

Функции СКД.

К функциям социально-культурной деятельности относятся:

- адаптивно-нормативная функция – хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

- образовательно-развивающая функция – освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;

- преобразовательно-созидательная функция – вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

- эколого-охранительная функция – формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;

- информационно-просветительная функция – накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века;

- интегративно-коммуникативная функция – диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

- рекреативно-игровая функция – формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

Методы СКД.

Метод – это способ исследования явлений, планомерный путь научного познания и установления истины; приём, способ или образ действия (обоснованный способ и определённые действия).

Григорович выделяет 4 группы методов СКД:

- Методы формирования сознания, смысложизненных установок и ценностных ориентаций (на государственном и личном уровнях);

- Методы организации художественно-исполнительской и художественно-творческой деятельности;

- Методы культурно-просветительной (учебно-познавательной) деятельности;

- Компенсаторные и рекреационные методы (привлечение в развлекательно-игровые занятия; вытеснение малоценных развлекательных программ более эффективными; организация игровых состязаний; возрождение народных праздников, обрядов, ритуалов).

Средства СКД.

Средства СКД - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

Обязанности организатора:

· удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов;

· разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения.

Средств: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.

Выбор средств определяют: объекта воздействия, направленности мероприятия.

Формы СКД.

Это утверждённая на практике тема применения совокупности определённых средств и методов организации СКД в условиях свободного времени, стимулирующая личностное развитие.

В основе классификации форм СКД лежат следующие признаки:

* Субъекта организации воспитательной работы в свободное время;

* Широты социокультурного воздействия;

* Характеристики объекта воспитательного воздействия с учётом основных социально-демографических данных;

* Общественного назначения и задач воспитательной деятельности;

* Основых направления воспитательной деятельности;

* Полноты реализуемых социально-культурных функций;

* Степени устойчивого воспитательного воздействия.

+ группы индивидуальные, средние и массовые.



2020-02-04 501 Обсуждений (0)
Специфика современной социокультурной ситуации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика современной социокультурной ситуации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)