Место и роль «Теории и истории СКД» в системе культурологических знаний.
Культура как образ жизни личности. Образ жизни — собирательное понятие, благодаря которому можно охарактеризовать самые разные стороны жизни человека, социальной группы, общества в целом. Традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и ценности составляют основу как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие культура выражает возвышенную, духовную сторону этой совокупности элементов, а образ жизни — повседневную, материально-практическую сторону. Образ жизни — это заведенный порядок или жизненный уклад: привычка рано вставать или поздно ложиться, одеваться дома во все старое, по выходным бегать в лес и другое. Специалисты утверждают, что корни культуры лежат в повседневном опыте людей, который строится на коллективных привычках, правилах и нормах поведения. Последние, образно говоря, представляют собой строительные кирпичики и культуры, и образа жизни. Можно утверждать, что понятие «образ жизни» составляет только часть объема понятия «культура», именно ту ее часть, которая относится к настоящему времени, которая характеризует то, как люди живут «сейчас». Образ жизни не накапливается из поколения в поколение, не образует подобие культурного наследия. Образ жизни символизирует динамическую сторону культуры. Компонентами, оставляющими образ жизни, являются: язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, форма одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры. Цели и задачи прикладной культурологии. Цель прикладной культурологии – посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить: -накопление знаний; -формирование навыков; -контроль культурных ценностей; -контроль за духовно-эстетической стороной общества; -повышение культурного уровня общества. Задачи прикладной культурологии проявляются в том, чтобы обеспечить: 1) освоение алгоритма сохранения и освоения культурных ценностей в различных сферах, оптимизация процесса; 2) приобретения практических навыков; 3) разработку принципов и технологий использования различных культурных практик в сферах жизни общества; 4) формирование теоретических оснований и механизмов осуществления культурных программ в государстве; 5) выявление условий оптимизации деятельности социокультурных институтов и неинституциональных общностей сферы культуры; 6) разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональных кадров социально-культурной сферы Прикладная культурология как теоретическая основа СКД. Прикладная культурология – совокупность концепций, принципов, методов, знаний, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определённых практических эффектов в этих областях. Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. • интеграция в рамках единой научной дисциплины; • создание современной инфраструктуры; • разработка государственной культурной политики; • подготовки специалистов. Фундаментальная культурология предполагает методологию становления, развития и функционирования культуры, то прикладная культурология включает в процессы культуры личность/общность (цель – приобщение к культуре). Переход от культурно-просветительного к культурологическому образованию дает возможность преодолеть противоречие, связанное с тем, что достаточно широкое направление подготовки специалистов вместо принятой общественным сознанием фундаментальной научной дисциплины опиралось лишь на весьма противоречивый опыт и многочисленные резолюции партийных органов. Фундаментальная и прикладная культурология помогает глубже осмыслить сущность и специфику духовной жизни, природу и функцию культуры; раскрыть своеобразие и общечеловеческие основы национальных культур; сохранить и обогатить достижения народного творчества, внести эстетические начала в повседневную жизнедеятельность. Место и роль «Теории и истории СКД» в системе культурологических знаний. СКД как область культурологического знания находится на стыке различных наук, что позволяет использовать их методики и технологии для реализации механизма вовлечения человека в процесс контроля ценностейкультуры. Предмет СКД – процесс приобщения личности к ценностям культуры через организацию активной, инициативной творческой деятельности. Таким образом, СКД имеет дело не столько с результатами культурной деятельности, сколько с процессом освоения ценностей культуры. В СКД на первое место выдвигается коммуникативный компонент культуры (уровень общения), посредством которого осуществляется трансляция культурных ценностей, происходит культурный обмен.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |