Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы пренатальной диагностики



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
Методы пренатальной диагностики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Пренатальная диагностика: что это? Пренатальная диагностика Дородовая или пренатальная диагностика – это совокупность исследований плода, которая позволяет выявить или опровергнуть внутриутробные аномалии развития, хромосомные и генные заболевания будущего ребенка. Пренатальная диагностика является самой молодой, но успешно развивающейся отраслью репродуктивной медицины. После получения результатов исследования проводится медико-генетическое консультирование супругов и решается вопросы: имеется ли смысл пролонгировать беременность, возможно ли лечение ребенка с выявленной патологией после рождения или внутриутробно и как предупредить отклонения от нормального развития плода в следующей беременности. Методы пренатальной диагностики Все методы пренатальной диагностики подразделяются на 2 группы. К первой относится малоинвазивная или неинвазивная пренатальная диагностика (пренатальный скрининг), включающая: ультразвуковое исследование; исследование родословной родителей; проведение генетического исследования супругов; УЗИ с доплерометрией (оценка кровотока в системе мать-плацента плод) по показаниям; кардиотокография (проводится с 32 недель, по показаниям с 28 недель); кровь на содержание сывороточных маркеров («на уродства плода»). Ко второй группе относятся инвазивные методы, которые подразумевают хирургическое проникновение в полость матки: биопсия хориона; плацентоцентез; кордоцентез; амниоцентез; биопсия тканей плода. Неинвазивная пренатальная диагностика Пренатальный скрининг (отсев или сортировка) проводится в обязательном порядке среди всех беременных и включает 2 главных исследования, которые позволяют выявить грубые пороки развития и маркеры патологии плода. Трансабдоминальное ультразвуковое исследование Ультразвуковое исследование Ультразвуковое исследование является абсолютно безопасным методом и должно проводиться во время беременности как минимум 3 раза и в определенные сроки: в 10 – 14 недель, в 22 – 24 недели и в 32 – 34 недели. Отклонение от рекомендованных сроков значительно снижает процент выявления патологии. Так, при первом УЗИ определенные признаки, свидетельствующие о грубой патологии, до 10-ой недели еще не появились, а после 14 недели уже исчезли. Но даже во время проведения второго УЗИ не всегда возможно выявить патологию и пороки развития (например, мелкие дефекты в перегородках сердца). Поэтому УЗИ обязательно (в любом случае) дополняется исследованием крови на маркеры плода. Методика проведения УЗИ: Трансабдоминальное исследование Проводится при помощи трансабдоминального датчика, который испускает ультразвуковые волны. Датчик водится по поверхности передней брюшной стенки, а волны, передаваемые им, отражаются от тканей будущего малыша и обрабатываются компьютером. После чего на мониторе формируется сонограмма – изображение, которое описывается врачом. Трансабдоминальное исследование лучше выполнять во втором – третьем триместрах. Трансвагинальное исследование Предпочтительно проводить в ранних сроках гестации. Вагинальный датчик, помещенный в презерватив, вводится во влагалище. Что позволяет выявить УЗИ: локализацию эмбриона (маточная или внематочная беременность); количество плодов; срок беременности в неделях; задержку развития плода; замершую беременность; пол ребенка; локализацию плаценты (предлежание, низкую плацентацию); состояние плаценты (инфаркт, кальцинаты, степень зрелости); количество амниотической жидкости (много- или маловодие); состояние пуповины, число сосудов в ней, узлу пуповины; тонус миометрия (гипертонус при угрозе прерывания или преждевременных родах); сердцебиение плода и его характер (брадикардию, тахикардию); нарушенный кровоток в плацентарных сосудах; аномалии развития плода (в первую очередь пороки нервной трубки, сердца и почек, патологию печени и кишечника, состояние конечностей и лицевого отдела черепа); определение ранних специфических симптомов синдрома Дауна (до 12 недель) – ширина шейно-воротникового пространства; положение (продольное, поперечное, косое) и предлежание (головное, тазовое, лицевое) плода. Кроме того, УЗИ позволяет диагностировать пузырный занос и анэмбрионию (отсутствие зародыша). Биохимический скрининг при беременности Биохимический скрининг Для проведения биохимического скрининга исследуется венозная кровь беременной, взятая в сроки 15 – 20 недель (оптимально в 16 – 18). Первый этап скрининга – «двойной тест» проводится в 9 – 13 недель, в эти сроки определяются плацентарные белки РРАР-Р и ХГЧ, в России проводится редко. Второй этап биохимического скрининга осуществляется во втором триместре беременности и определяется содержание альфа-фетопротеина (АФП), хорионического гонадотропина человека (ХГЧ) и свободного эстриола. В Российской Федерации исследуется лишь первые 2 маркера. Что позволяет выявить биохимический скрининг: синдром Дауна или трисомию; аномалии развития головного и спинного мозга (отсутствие головного мозга – анэнцефалию, грыжи головного и спинного мозга); хромосомные аномалии. К достоинствам биохимического скрининга можно отнести: высокая эффективность (выявление синдрома Дауна и пороков нервной трубки достигает 70%); ранняя диагностика патологии плода (15 – 22 недели), когда беременность еще можно прервать; отсутствие риска для плода. Из недостатков стоит отметить влияние различных факторов (многоплодная беременность, осложнения гестации, заболевания органов половой сферы женщины и другие) на достоверность результатов. Ввиду чего исследование биохимических маркеров может показать ложноотрицательный или ложноположительный результат. В подозрительных случаях отклонений от нормы биохимических маркеров назначается УЗИ более высокого уровня (в перинатальном центре или в областной/республиканской больнице) и проведение инвазивной дородовой диагностики. Инвазивная пренатальная диагностика Инвазивная пренатальная диагностика Дородовая инвазивная диагностика предоставляет 100% гарантию результата (выявление наследственных заболеваний, пороков развития и хромосомных аббераций), к тому же отличается быстрым получением результатов исследования. Также к плюсам инвазивной диагностики относится выявление патологии в малых сроках беременности (до 14 недель), а родителям предоставляется выбор: либо провести аборт, либо пролонгировать беременность. В случае сохранения эмбриона у врачей имеется достаточное количество времени для проведения коррекции пороков развития и лечения заболеваний плода внутриутробно. Показания к проведению инвазивной пренатальной диагностики Учитывая внедрение в полость матки при проведении инвазивных методов, они выполняются по строгим показаниям: возраст женщины (всем матерям старше 35 лет, так как с возрастом возрастает риск хромосомных аномалий плода); близкородственный брак; отягощенный анамнез: выкидыши на ранних сроках, рождение ребенка с хромосомной аномалией; хромосомная патология у одного из будущих родителей; необходимость определения отцовства; отклонения от нормы в крови сывороточных маркеров; воздействие на родителей мутагенных факторов (радиация, загрязненная экология, химические вещества, прием лекарств и прочее); в анамнезе рождение ребенка с врожденными пороками развития, отклонением в умственном развитии или наследственными обменными заболеваниями (фенилкетонурия); отклонения от нормальных показателей биохимических маркеров; ультразвуковые признаки аномалий плода. Методы инвазивной дородовой диагностики Забор клеток хориона Биопсия хориона Метод заключается в заборе и последующем исследовании клеток хориона. Хорион является зародышевой оболочкой, которая в будущем преобразуется в плаценту. Выполняется хорионбиопсия в 10 – 11-недельном сроке гестации двумя способами: Трансцервикальный способ Отсасывание небольшого количества ткани хориона шприцем через цервикальный катетер (установлен в цервикальном канале). Трансабдоминальный способ Проводится пункция матки через переднюю брюшную стенку шприцем с длинной иглой и производится забор хориональной ткани. Хорионбиопсию проводят под контролем ультразвукового исследования. Как правило, выполняется под местной анестезией. Результаты анализа готовы уже через 3 – 4 суток. К плюсам метода можно отнести его быстроту получения результатов, что дает возможность прервать беременность в безопасном сроке, выявление генных и хромосомных заболеваний, подтверждение отцовства и установление пола эмбриона. Плацентоцентез Метод аналогичен биопсии хориона, так же проводится забор клеток плаценты, но уже в более поздних сроках (второй триместр беременности). Тоже возможно получение клеток плаценты при вхождении в матку через цервикальный канал или посредством прокола передней брюшной стенки. В отличие от биопсии хориона культивирование клеток, полученных плацентоцентезом, может оказаться не показательным, что требует повтора процедуры. Проведение амниоцентеза значительно увеличивает риск возможных осложнений беременности из-за больших сроков и осуществляется только в условиях стационара с последующей (минимум на 3 дня) госпитализацией. Забор околоплодных вод Амниоцентез Метод заключается в заборе околоплодных вод путем прокола передней брюшной стенки, матки и амниона. Исследуется амниотическая жидкость на содержание гормонов, ферментов и аминокислот, от которых зависит рост плода. Вместе с амниотической жидкостью исследует слущенные клетки эпителия кожи плода и мочевыводящих путей. Исследование проводится на 16 – 18 неделе. Метод высокоинформативен и его эффективность достигает 99%. К недостаткам относится длительность проведения анализа (от 2 недель до 1,5 месяцев). Позволяет диагностировать генные и хромосомные абберации, определить зрелость легких плода, тяжесть резус-конфликта, некоторые аномалии развития плода и степень внутриутробной гипоксии. Кордоцентез Метод заключается в заборе крови плода из пуповины. Проводится на 18 – 24 неделе и позволяет выявить не только хромосомные и генные отклонения, но иммунологический и гормональный статус плода, определить биохимические показатели крови и прочее. Результаты анализа готовятся 4 – 5 суток. Кордоцентез по эффективности диагностики приближается к 100%. Биопсия тканей плода Проводится во втором триместре, под обязательным контролем УЗИ. Исследование показано для определения тяжелых наследственных кожных заболеваний у будущего ребенка – гиперкератоза и ихтиоза. При данных патологиях нарушен процесс ороговения кожных покровов, что ведет к утолщению поверхностного слоя, а кожа выглядит как рыбья чешуя. Забор материала производят так же, как и при получении хориональной или плацентарной ткани. Специальная длинная игла, вводимая в маточную полость, снабжена щипчиками, которыми захватывают и отделяют небольшой кусочек кожи. После материал отсылается на исследование, включающее три вида: Цитогенетическое исследование Позволяет определить количество хромосом, присутствие дополнительных или нехватку хромосом. Например, при синдроме Дауна выявляется дополнительная 21 хромосома, при синдроме Клайнфельтера в паре половых хромосом у плода мужского пола лишние Х или У-хромосомы, при синдроме Тернера – нехватка у девочки Х-хромосомы. Молекулярно-генетическое исследование Данный метод позволяет выявить внутрихромосомные дефекты, то есть генные мутации, в результате которых развиваются некоторые заболевания: гемофилия, фенилкетонурия, мышечная дистрофия Дюшенна и муковисцидоз. Биохимическое исследование Позволяет оценить зрелость легких и определить ее степень, диагностировать гипоксию плода (метаболический ацидоз), выявить резус-конфликт и его тяжесть. Недостатки инвазивной диагностики Несмотря на все плюсы и высокую информативность методов инвазивной дородовой диагностики, они имеют и ряд отрицательных моментов: угроза прерывания беременности (для профилактики назначаются спазмолитики до проведения процедуры и после нее, а также госпитализация, длительность которой зависит от применяемого метода); прерывание беременности; риск внутриутробного инфицирования плода; риск увеличения тяжести резус-конфликта; риск дородового излития вод при амниоцентезе; риск кровотечения у женщины; риск отслойки плаценты. Противопоказания к инвазивной диагностике Проведение инвазивной пренатальной диагностики не показано при следующих состояниях женщины: угроза прерывания беременности; кровотечение из половых путей; отслойка плаценты; выраженная спаечная болезнь малого таза; истмико-цервикальная недостаточность; аномалии развития матки; гнойничковое поражение кожи живота; инфекционные заболевания матери; воспаление шейки матки и влагалища; узлы миомы больших размеров.

 

Содержание диагностики нервно-психического развития ребенка первых трех лет жизни. Метод наблюдения за поведением

 

Контроль за развитием детей 1 года жизни был разработан Н.М.Щеловановым (1930). Аксариной в 1950 г. для детей 2-го и 3-го года жизни.

В контроль входят:

Оценка здоровья (физического и психического развития).

Оценка поведения (ежедневно)

1) настроение (бодрствование, спокойный, раздраженный, подавленности, неустойчивость)

2) сон (засыпание, характер сна, длительность сна – укороченный-длительный-соответствует возрасту)

3) аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательность в еде)

4) характер бодрствования (активное, малоактивное, пассивное)

5) индивидуальные особенности, черты личности ребенка

Методы контроля:

1) опрос матери;

2) метод наблюдения;

3) диагностические эксперименты.

По результатам тестирования можно выделить:

1) группу детей с нормальным развитием;

2) группу детей с задержкой развития на 1 эпикризный срок (1 квартал, 1 полугодие)

3) группу детей с отставанием на 2 эпикризных срока;

4) группу детей с отставанием на 3 эпикризных срока

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

Возраст Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентировочные реакции Эмоциональное и социальное поведение Движение руки и действия с предметами Движения общие Подготовительные этапы развития понимания речи Подготовительные этапы развития активной речи Навыки и умения в режимных процессах
10 дней Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение Вздрагивает и мигает при резком звуке            
18-20 дней Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого Успокаивается при сильном звуке            
1 мес. Плавное прослеживание движущегося предмета Дли- тельное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки) Первая улыбка в ответ на разговор взрослого   Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову   Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним  
2 мес. Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворорачивает голову в сторону голоса взрослого Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительное сосредоточение на другом ребенке   Лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову   Повторно произносит отдельные звуки  
3 мес. Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого игрушке)   Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).. Ищет глазами ребенка, издающего звуки Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами согнутыми в тазобедренном суставе Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого)      
4 мес. Узнает мать, радуется Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.          
5 мес. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки   Подолгу певуче гулит Ест из ложки полугустую и густую пищу
6 мес.   По-разному реагирует на свое и чужое имя   Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая   Произносит отдельные слоги (начало лепета) Хорошо ест из ложки, снимает пищу губами
7 мес.       Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др. Хорошо ползает (много, быстро в разных направлениях На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги Пьет из чашки
8 мес.     Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.) Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает держась за барьер Сам садится и ложится. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа) например «Ладушки», «Дай ручку» и др. На вопрос «Где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах Громко и четко повторно произносит различные слоги Ест корочку, которую держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый
9 мес.   Плясовые движения под плясовую мелодию Догоняет ребенка, ползает ему навстречу. Подражает действиям и движениям другого ребенка С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает открывает, гремит, нажимает и др.) Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками На вопрос «Где? Находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения. Знает свое имя, оборачивается на зов. Подражает взрослому, повторяя слоги, которые уже есть в лепете. Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее рукой. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания)
10 месяцев     Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др.) Действия с предметами принимают устойчивый характер Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила и сходит с нее По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. При заигрывании с ним («догоню-догоню»,» Сорока-ворона», Прятки и др.) выполняет разученные действия и движения Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, кото-рых нет в его лепете Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев
11 месяцев     Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень) Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.) Появляются первые обощения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др.) Произносит первые слова-обозначения, например, «ав-ав», «кис-кис», «дай» Умения и навыки закрепляются
12 мес. Различает предметы по форме. Отличает кирпичек от кубика по слову. Узнает на фотографии знакомого взрослого   Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает водит, кормит и др.) Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит баюкает куклу и др.) Ходит самостоятельно (без опоры) Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди»,»принеси, отдай тете», «положи на место» и др.) Понимает слово «нельзя»(прекращает действие). Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками. Легко подражает слогам. Произносит 6-10 облегченных слов Самостоятельно пьет из чашки (берет руками ставит на стол)

Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни

Возраст Понимание речи Активная речь Сенсорное развитие Игра в действия с предметами движения Навыки
1 год 1 мес. Запас понимаемых слов быстро расширяется Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень Ходит длительно не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Самостоятельно ест густую пищу ложкой
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации) Словами, облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия Перешагивает через препятствия (брусочки приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1 год 7 мес. –1 год 9 мес. Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого Во время игры обозначает свои действия словами и двухсложными предложениями Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», »скамейки», «дома» Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см) Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку)
1 год 10 мес.- 2 года Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях бывших в опыте ребенка При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) Перешагивает через препятствия чередующимся шагом Частично надевает одежду (ботинки, шапку)

Как организовать контроль за развитием ребенка в детском учреждении?

В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы, педагог, врач. Воспитатель группы ведет наблюдение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, состояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (определяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает педагог. Контроль за поведением детей осуществляется в дневнике группы (форма «127), где, помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель дает описание поведения эпикризных детей, используя памятку-вопросник.

Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психического развития, которая хранится у педагога. Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни – по следующей форме:

Карта нервно-психического развития ребенка

Второго года жизни

Дата рождения ——————————————-

Дата поступления —————————————-

Анализ ——————————————————

Воз-раст

Уровень развития

Навы-ки

Пове-дение

Заключение

Назначения

Речь

Сенсорное

Игра

Движение

Пассивная Активная
1 год 3 мес.                  
1год 6 мес.                  
1 год 9 мес.                  
2 года                  

 

Карта нервно-психического развития ребенка

третьего года жизни

Дата рождения —————————————————

Дата поступления ————————————————-

Анализ ————————————————————-

Возраст

Уровень нервно-психического развития

Поведение

Заключение

Назначения

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструирование

Изобразительная деятельность

Движения

Навыки

группа в Восприятие цвета Восприятие формы
2 года 6 месяцев                        
3 года                        
                         

В данной таблице с левой стороны проставляется возраст детей, уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» даются лишь краткие ответы на вопросник, относящийся к характеристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключение» содержит сведения педагога о поведении (без отклонений, незначительные или значительные отклонения в поведении) и развитии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Так, например, если уровень психического развития ребенка соответствует 2 годам, то назначения даются на следующий возрастной период – на 2 года 6 месяцев.

Врач, используя данные педагога, дает оценку состояния здоровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма «112).

Для проведения диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога по каждому возрасту (1 год 3 месяца), 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них же должна находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.

Диагностика интеллектуально-познавательного развития

(А.Н.Белоус Использование в работе пед.-псих. Диагностических карт интеллектуально-познавательного развития детей // Деятельность практического психолога на современном этапе. Мн.,2000. С.13-25.

Диагностические карты интеллектуально-познавательного развития для всех возрастных групп составлены по единой схеме. Они включают разделы: познавательная активность, развитие сенсорных процессов, развитие внимания и памяти, развитие мышления, развитие воображения. Если проследить, как меняется содержание одного раздела, например «Развитие сенсорных процессов», от младшего возраста к старшему, можно увидеть, что с возрастом изменяется уровень, появляются качественные новобразования, «изменяется степень и характер культурного вооружения, инструментария, т.е. степень и способы овладения деятельностью собственных психических функций» (Л.С.Выготский).

Заполнять диагностическую карту можно на каждого ребенка отдельно, тогда в графе «степень выраженности» делаются соответствующие отметки. Если карта заполняется в целом на группу, тогда степень выраженности отмечается условными значками (на усмотрение педагога-психолога). Заполнять карту следует, постепенно накапливая материал в ежедневной работе с детьми. Для выявления степени выраженности тех или иных параметров развития целесообразно использовать различные методы. Среди них на первое место следует поставить внимательное, целенаправленное наблюдение за проявлениями различных психических функций в разных условиях деятельности и общения. Для подтверждения первоначального прогноза можно использовать специальные исследовательские и диагностические методики или их фрагменты.

Следует помнить, что развитие ребенка протекает неравномерно. Поэтому отсутствие достижений в какой-либо области не всегда может указывать на отклонение или задержку развития. Возможны индивидуальные различия в появлении отдельных психических новообразований. Так, у одного ребенка раньше, чем у другого, могут появиться достижения в области цветоощущения, зато другой опережает его в пространственных ориентировках и т.п. Эти различия подскажут педагогу-психологу, в каком направлении следует вести коррекционно-развивающую работу с каждым ребенком. Кроме того, необходимо учитывать, что возможно продвижение ребенка в сторону повышения степени выраженности тех или иных показателей, расширение зоны его ближайшего развития по мере активного включения в освоение воспитательно-образовательной программы или в результате индивидуальной работы педагога с ребенком.

Диагностические карты интеллектуально-познавательного развития составлены в соответствии со структурой программы «Пралеска» для трех возрастных групп: «МАЛЯТА» – для детей 2-3-го года жизни, «ПОЧЕМУЧКИ» – для детей 4-5 –го года жизни, «ФАНТАЗЕРЫ» – для 6-7 го года.

Диагностическая карта интеллектуально-познавательного развития детей группы «МАЛЯТА» (2-3 год жизни)

Основные новообразования познавательной сферы

Степень выраженности

ярко достаточно Слабо

1.Познавательная активность:

а( Проявляет интерес к окружающим объектам:

- обращает внимание, следит за перемещением;

- трогает, манипулирует;

- активно изучает, совершает разнообразные действия.

Б) Задает вопросы:

- Устанавливающие (что это? Кто это?);

- Уточняющие (а это мотоцикл?);

- Определительные (как? Какой?)

- Причинные (зачем? Почему?)

- В) Выполняет действия:

- - импульсивные;

- подражательные;

- инициативные.

Г) Познавательно-практическая деятельность эмоционально окрашена, сопровождается:

- радостью, восторгом;

- удовольствием;

- безразличием, скукой.

2.Развитие сенсорных процессов:

а) Усваивает сенсорные эталоны:

- различает основные цвета, отбирает по образцу, сортирует предметы разных цветовых тонов (наименование всех цветов необязательно, можно использовать предэталоны – как травка…);

- различает 4-5 основных форм (круг, квадрат, треугольник, овал и др.), некоторые из них обозначает предэталонами (как крыша, как яйцо);

- размещает геометрические фигуры в ячейках соответствующей формы, выстраивает ряды «больше-меньше»;

- различает на ощупь форму и величину предметов, материал, из которого они сделаны;

- раскладывает предметы на группы по образцу, по функциональным признакам.

3. Развитие воображения:

- перенести действие с одного предмета на другой;

- начинает применять предметы заместители;

- в каракулях узнает образы;

- возникают представления воображения на основе описания (в процессе слушания сказок и т.п.).

Диагностическая карта интеллектуально-познавательного развития детей группы «ПОЧЕМУЧКИ» (4-5 год жизни)

Основные новообразования познавательной сферы

Степень выраженности

1 2 3

1.Познавательная активность:

- проявляет интерес ко всему окружающему;

- стремится сам разобраться в новых явлениях;

- задает много вопросов % определительные, причинные (почему? Зачем? Для чего?), вопросы-гипотезы (девочка плачет, потому что потерялась? А верблюд кушает хлеб?..);

- способен испытать удовольствие от интеллектуального напряжения, способен удивляться;

- проявляет любопытство, любознательность;

- испытывает потребность в получении знаний.

2. Развитие сенсорных процессов:

а) расширяет круг сенсорных эталонов:

- различает цвета спектра и их оттенки, называет цвета предметов и объектов природы;

- усваивает сигнальное значение цвета (красный помидор – спелый, желтые листья – наступила осень, зеленый цвет светофора – путь открыт);

- знает расположение цветовых тонов спектра;

- осваивает приемы получения новых цветов путем смешения красок;

- свободно ориентируется в геометрических формах, различает, называет, использует их в конструировании;

- имеет представление о разнообразии треугольников, многоугольников, овалов;

- способен самостоятельно изготовить новые формы (путем вырезания, лепки, конструирования).

Б) выполняет разнообразные перцептивные, обследовательские действия:

- владеет зрительным и осязательным обследование формы предметов (рассматриванием, ощупыванием, прислушиванием);

- выделяет детали, анализирует сложную форму;

- усваивает различные временные отношения (утро, день, вечер; вчера, сегодня, завтра; сзади, над, под, в, на…).

- В) Овладевает сложными видами восприятия:

- - при рассматривании картинки переходит от перечисления к описанию, выделяет образы, способен понять взаимосвязь объектов, понимает эмоциональное состояние персонажей;

- В сказке различает волшебное и реальное, плохих и хороших героев, добро и зло;

- При восприятии музыки способен различать произведения по жанру, настроению, ритму;

- Способен заметить и понять переживания другого человека (радость, грусть, тревогу, печаль).

3.Развитие внимания:

- способен обратить внимание на новые предметы и их свойства, замечает изменения в окружающей среде;

- способен к длительному сосредоточению на объекте,



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
Методы пренатальной диагностики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы пренатальной диагностики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)