ДЦП как нарушение опорно-двигательного аппарата: характеристики, классификация, психологическая структура дефекта
Каждый 10 ребенок инвалид имеет нарушения опорно-двигательного аппарата. В 1990г. Среди детей от 0 до 14 лет приходилось 97,7 тысяч случаев, в 1999г. 720 тысяч случаев. Во многих случаях имеются сочетанные нарушения, на тысячу детей в России приходится 34-42 ребенка с такими нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые не позволяют им посещать общеобразовательные учреждения. Сегодня работают около 70 специальных школ для детей с ДЦП, кроме того, часть их находиться в учреждениях социальной защиты, для детей с тяжелыми физическими недостатками. Эти дети способны к существованию лишь с помощью специальных вспомогательных средств. Нарушения опорно-двигательного аппарата включают: 1.) органические поражения нервной системы; а) г/м – ДЦП, опухоли травмы; б) проводящих путей – кривошея, параличи рук; в) спинного мозга – пошамилит, травмы; 2.) сочетанные нарушения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм; 3.) нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте: сколиозе, артрогрипозе. Исследуя, сохранности интеллекта у таких детей выявили 60% сохранный интеллект, 30% частичные отклонения, 10% грубые нарушения. По степени самостоятельности 6% практически полностью готовы к самообслуживанию, 50% к неполному самообслуживанию, 30% к частичному и 14% полностью неспособны. Термин ДЦП принадлежит З. Фрейду, термин объединяет ряд симптомов вызванных повреждениями г/м или спинного мозга во внутриутробии, пренатальном и во время рождения. Главным симптомом нарушения является двигательные функции связанной с задержкой развития, патологией статокинестетического рефлекса, патология тонуса, порезами. В более позднем возрасте вторично возникают изменения в тканях мышц, нервов, суставах, связках, хрящах. К главным симптомам присоединяются нарушение осанки и двигательных функций, приобретенные в первые годы жизни, не прогрессирующие частично подающиеся функциональной коррекции, и объясняющиеся недостаточным развитием либо повреждениями головного мозга. В связи с тем, что они возникают в ранние периоды, появляется сложная сочетанная структура неврологических и психических расстройств имеется не только замедление развития, но и не равномерный диспропорциональный характер формирования В.П.Ф. Классификация К,А. Семеновой: 1)двойная гемиплегия (болезнь Литтля); 2)статистическая диплегия; 3)гемипаретическая; 4)Гиперкинетическая; 5)атонически-остаточная. Кроме того выделяют смешанные формы. Структурные изменения мозга при ДЦП разделяются на 2 группы: (1) изменение самих клеток мозга; (2) изменения, связанные с нарушением развития мозга, то есть с дизонтогенезом. Классификация по двигательному дефекту 3 степени тяжелости ДЦП: (1) легкая – физический дефект позволяет передвигаться, пользоваться городским транспортом, иметь навыки самообслуживания; (2) средняя – дети нуждаются в частичной помощи при движении и самообслуживании; (3) тяжелая – дети зависят от окружающих. Этиология ДЦП. Пренатальные факторы : от 37 до 60% (1) состояние здоровья матери: -- конституция (тип сложения) -- соматические, эндокринные, инфекционные заболевания; -- вредные привычки; -- осложнение предыдущей беременности; При заболеваниях сердца матери в 45% случаях развивается метаболический ацитоз, отсюда кислородная недостаточность плода следует 12% - 40% асфексии в родах следует ДЦП. (2) отклонения в ходе беременности: -- неблагоприятные предыдущие роды; -- лечение тиреондными гормонами; -- кровотечение в поздние сроки; -- внутриматочные повреждения и так далее. (3) факторы нарушающие развитие плода: -- вес менее 1,5кг.; -- ненормальная позиция; -- малый вес плаценты; -- беременность сроком менее 37 недель; -- выраженный дефект родов, микроцефалия; -- генетические факторы 2%. Натальные факторы от 27до 40% 1) асфиксия в родах: недостаток кислорода, следует расширение сосудов и их тромбоз, следует ишемия мозга, следуют тяжелые церебральные нарушения. По разным данным ДЦП у детей, родившихся в асфексии от 3 до 20%, четкая связь выражена между преждевременным рождением, асфиксией и ДЦП. Еще Фрейд говорил, что не двигательные нарушения, результат асфексии, асфиксия является показателем уже имеющегося поражения мозга и ранним признаком ДЦП. 2) Родовая травма, вследствие механических повреждений 3) Другие факторы риска ДЦП, патология плаценты или пуповины, обвитые пуповины. Постнатальные факторы 1). Травмы черепа, костей головы, гематомы мозга; 2). Инфекции – менингиты, энцефалиты, атсцесы мозга; 3). Интоксикация. 4). Кислородная недостаточность при удушении, утомлении и так далее. 5). Новообразования и другие приобретенные отклонения в мозге – опухоли, кисты, гидроцефалии. По данным разных авторов до 30% ДЦП относятся к невыясненной этиологии. Клинические формы ДЦП: Двойная гимиплегия: это самая тяжелая форма ДЦП, возникает при значительном поражении мозга во внутриутробном периоде. В мозге имеются выраженные атрофические изменения, расширение желудочной структуры мозга и так далее. Отсюда тяжело поражаются все важнейшие человеческие функции. Нарушения опорно-двигательного аппарата выявляется уже у новорожденных, как правило отсутствует защитный рефлекс, резко выражен панический рефлекс, ребенок не может научиться самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Функции рук и ног практически отсутствуют, в положение на животе или на спине – резко выраженная сгибательнная и разгибательная поза. Психологическое развитие обычно на уровне выраженной или тяжелой умственной отсталости, речь не развивается, прогноз крайне неблагоприятен, это полная инвалидность ребенка. Спастическая диплегия: самая распространенная форма, тетрапорез, то есть поражение и руки и ноги, но ноги значительно больше, типично вторичное ЗПР, при рано начатом и адекватно лечении к 6-8 годам она м.б. устранена. 30 – 35% детей имеют умственную отсталость в легкой степени 70% речевые расстройства – обычно дизартрию, реже моторную аломею. Тяжесть речевых, интеллектуальных, двигательных расстройств широко варьирует, что зависит от степени повреждения мозга, при тяжелых формах уже у новорожденных либо не возникает, либо слабо выражены двигательные рефлексы и наоборот. Хватательные и тонигтальные рефлексы усилены и возрастают к 2-4 месяцам жизни. Резко повышен тонус мышц языка, так что он оказывается приведенным к корню. Глаза заведены вверх. Т.О. страдают функции речи и зрения. К 2-3 годам формируются стойкие, порочные позы и с этого времени разлагаю степени спастической диплегии: тяжелая степень – дети самостоятельно не передвигаются с помощью костылей, манипулятивная деятельность рук значительно снижена. Дети себя не обслуживают или обслуживают частично; у них относительно быстро развивается деформация во всех суставах ног, 70-80% имеют речевое нарушение, 50-60% ЗПР, 25-35% умственную отсталость. На протяжении 3х-7 лет тогнитальные рефлексы не редуцируются и с трудом формируются установочные выпрямительные рефлексы. Средняя степень - дети передвигаются самостоятельно хотя с дефективной осанкой, руки действуют не плохо, деформация развивается в меньшей степени, речевые нарушения имеются у 75%, ЗПР – 45-65%, умственная отсталость -15-25% Легкая степень – неловкость, замедленность движений рук, относительно легкие ограничение объема активных движений в ногах, незначительное повышение тонуса мышц, передвигаются самостоятельно, осанка немного дефективна. Прогноз этой формы ДЦП благоприятен, в отношении психологических и речевых расстройств и менее благоприятен в отношении становления движений, большинство детей могут научиться обслуживать себя, овладеть трудовыми навыками письмом и так далее.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |