Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные понятие конкурентоспособности компании, факторы ее обеспечения



2020-02-04 159 Обсуждений (0)
Основные понятие конкурентоспособности компании, факторы ее обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

В современных рыночных отношениях фундаментальной проблемой современной экономики выступает проблема повышения уровня конкурентоспособности компаний и организаций любых форм собственности, оптимизации их функционирования, включая элементарное выживание предприятий в рыночной среде. Решение задачи конкурентоспособности определяет качество воспроизводственных процессов, получение прибыли компанией, ее адаптация к рыночным условиям и дальнейший экономический рост.

    Актуальность темы дипломного исследования заключается в серьезном усложнении реализации производственно-экономических задач предприятий и обострении конкурентной борьбы вследствие экономического кризиса, который сделал обеспечение конкурентоспособности важной стратегической программой многих предприятий.  

Сегодня большинство компаний чтобы выжить в конкурентной борьбе, начали осваивать новые виды ведения бизнеса, новые услуги, вступают в борьбу за каждого клиента. Предприятия изучают рынок, осуществляют сбор необходимой информации, которую анализируют, после чего разрабатывают новые стратегии освоения рынка.

Целью данного дипломного исследования является оценка конкурентоспособности организации на примере танцевально-спортивного клуба «Динамо».

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

· Рассмотреть основные понятие конкурентоспособности компании, факторы ее обеспечения

· Изучить методические подходы к анализу и оценке конкурентоспособности компании

· Дать общую характеристику танцевально-спортивного клуба «Динамо»

· Проанализировать маркетинговую стратегию танцевально-спортивного клуба «Динамо»

· Проанализировать конкурентоспособность танцевально-спортивного клуба «Динамо»

· Проанализировать содержание основного комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности танцевально-спортивного клуба «Динамо»

· Дать оценку экономического эффекта

Предметом дипломного исследования является оценка конкурентоспособности организации.

Объектом дипломного исследования является танцевально-спортивный клуб «Динамо».

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты анализа и управления конкурентоспособностью компании

Основные понятие конкурентоспособности компании, факторы ее обеспечения

 

Конкурентоспособность является показателем, который интересует, как производителей, так и потребителей продукции. Производитель всегда заинтересован в продаже продукции. Чтобы продать продукцию компания должна выпускать высококачественные не дорогие товары. Потребитель всегда заинтересован в приобретении товаров, полностью удовлетворяющих его потребности с точки зрения цены и качества.

Завьялов П.С. считает, что сегодня нет универсального общепринятого понятия конкурентоспособности. К основным параметрам, определяющим  уровень конкурентоспособности, относят многослойность, относительность и конкретность. Определение конкурентоспособности происходит с использованием результатов сопоставлений, как организации, так и продукции, которую она выпускает[1].

По мнению профессора Р.А. Фатхутдинова конкурентоспособность является основным свойством объектов, которое характеризует уровень удовлетворения конкретной потребности потребителя, по сравнению с лучшими аналогами, представленными в данном сегменте рынка[2].

Гельвановский М., в статье «Конкурентоспособность в микро-, мезо и макроуровневом измерениях» подчеркивает, что конкурентоспособность это сложное многоуровневое понятие, анализировать и оценивать которое необходимо в тесной увязке с конкретным конкурентным полем [3].

 

На основании приведенных выше определений конкурентоспособности мы можем сказать, что конкурентоспособность является способностью компании прибыльного производства и реализации продукции с ценой не выше и качеством не хуже, чем у конкурентов в выбранном рыночном сегменте.

Выделяются важные особенности конкурентоспособности:

· конкурентоспособность является привлекательностью продукции для потребителей,

· конкурентоспособность это заданная величина, в момент создания новой продукции,

· конкурентоспособность отражает уровень удовлетворения запросов потребителей, характер предъявляемых требований имеет зависимость от вида продукции,

· конкурентоспособность является относительной величиной, получаемой при сопоставлении с аналогичным продуктом основных конкурентов,

· конкурентоспособность является прогнозируемой, математической величиной[4].

Конкурентоспособность является величиной, состоящей из нескольких слагаемых факторов:

· качество,

· цена,

·  послепродажный сервис,

· маркетинг[5].

Необходимо отметить, что существуют факторы, которые определяют конкурентоспособность товара и непосредственно оказывают влияние на ее изменение, и те, которые обеспечивают конкурентоспособность продукции.

Рассмотрим классификацию факторов конкурентоспособности:

· внешние,

· внутренние.

Внутренние факторы являются объективными критериями, которые определяют возможности компании обеспечивать собственной конкурентоспособности.

Внутренние факторы включают:

· потенциал маркетинговых служб,

· научно-технический потенциал,

· производственно-технологический потенциал,

· финансово-экономический потенциал;

· кадровый потенциал (структура, профессионально-квалифицированный состав),

· эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта,

· уровень материально-технического обеспечения;

· условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;

· уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями,

· подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства,

· эффективность производственного контроля, испытаний, обследований,

· уровень технического обслуживания в постпроизводственный период,

·  уровень сервисного и гарантийного обслуживания[6].

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Под внешними факторами понимаются:

Меры государственного воздействия:

· экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда);

· административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);

· основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);

· деятельность общественных и негосударственных институтов;

· деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Классификация критериев конкурентоспособности происходит по двум признакам:

· вид удовлетворяемых потребностей,

· количество учитываемых характеристик.

Прежде чем приступить к рассмотрению резервов конкурентоспособности предприятия, следует рассмотреть, что же подразумевается под понятием «резерв»[7].

 Можно выделить два основных понятия резервов, выделяемых в экономической литературе:

· резервы как запасы, наличие которых необходимо в производстве и обращении, нужны для непрерывного развития производства как на уровне любого субъекта хозяйствования, так и на макроэкономическом уровне. Резервы как неиспользованные возможности развития субъектов хозяйствования наиболее экономическими методами. Именно эти резервы, обусловленные совершенствованием техники, технологии, живого труда, эффективным использованием сырья, материалов, умением максимально воспользоваться рыночной ситуацией и формальными условиями, представляют особый интерес;

· резервы конкурентоспособности не следует смешивать с резервами как запасами товарно-материальных ценностей, необходимых для производства конкурентоспособной продукции. Можно выделить пять укрупненных групп резервов конкурентоспособности предприятия:

1. резервы использования рыночной ситуации;

2. резервы использования организационного потенциала предприятия;

3. резервы использования производственно-технологического потенциала предприятия;

4. резервы использования финансово-экономического потенциала предприятия;

5. резервы использования кадрового потенциала предприятия.

К группе резервов рыночной ситуации относятся резервы, связанные с тем, насколько предприятие эффективно и полно использует формальные правила деятельности, установленные государством. Для эффективной работы предприятия также важно определить целевой рынок своей деятельности на основе анализа соответствующих показателей рынков или их сегментов, где оно может обеспечить себе наиболее высокую рентабельность и на которые оно будет ориентировать производственную программу[8].

В современных условиях, когда отраслевые рынки поделены между участниками, наибольший интерес представляет изучение отдельных сегментов и выявление резервов конкурентоспособности за счет четкой целевой ориентации производства на требования конкретных потребителей. Наряду с правильным выбором целевого рынка и его сегмента важное значение, на наш взгляд, имеет оценка условий деятельности на данном рынке. Связанные с этим резервы конкурентоспособности могут быть выявлены при составлении объективных прогнозов экономических, политических, технико-технологических условий, позволяющих определять и экстраполировать тенденции спроса, конкуренции и рентабельности.

В данную группу резервов использования рыночной ситуации также отнесены резервы, зависящие от того, насколько предприятие эффективно применяют возможности повышения своей конкурентоспособности за счет максимального использования формальных правил деятельности, устанавливаемых государством. Это резервы:

· связанные с введением различных налоговых льгот для отдельных сфер деятельности;

· резервы использования системы государственных дотаций, субсидий, инвестиций, кредитов; страхования деятельности;

· резервы, возникающие при реализации государственных программ по повышению конкурентоспособности предприятий;

· резервы грамотного учета и использования законодательной и нормативной базы хозяйствования.

В группу входят резервы конкурентоспособности, связанные с использованием возможностей организационного потенциала предприятия[9].

Резервы использования научно-технического потенциала предприятия реализуются через:

· повышение уровня патентно-правовой работы;

· обеспечение технико-экономических и качественных показателей, определяющих приоритетность продукции предприятия на рынке;

· изменение качества изделия, его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов;

· повышение внимания к надежности продукции;

· выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

· выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своем предприятии;

· изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

· определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);

· нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой.

К этой группе резервов относятся и резервы повышения эффективности рекламы. Рекламу следует рассматривать как составную часть большого органического единства общества и системы предпринимательства. Тесно связаны с резервами рекламы резервы сертификации. Сертификат выступает как один из методов конкурентной борьбы, особенно если он выдан престижным, с мировым именем сертификационным центром.

Большое значение в последнее время приобретают резервы повышения конкурентоспособности на стадии эксплуатации продукта, поскольку эти резервы связаны с расширением сети постпроизводственного, сервисного и гарантийного обслуживания своей продукции предприятиями-производителями; увеличением объема и сроков гарантийного и сервисного обслуживания[10].

Для третьей группы резервов повышения конкурентоспособности предприятия характерно использование резервов производственно-технологического потенциала предприятия. Если рассматривать данную группу резервов более детально, то можно выделить в ней следующие элементы:

· резервы использования основных фондов (резервы использования производственных площадей, фонда времени работы оборудования, инструмента и приспособлений);

· резервы обновления структуры основных фондов;

· резервы совершенствования технологии производства (резервы улучшения технологической преемственности, интенсификация технологических процессов, сокращения технологической подготовки производства);

· резервы улучшения материально-технического обеспечения производства;

· резервы улучшения монтажных, пусконаладочных и погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.

Четвертая группа резервов повышения конкурентоспособности предприятия – резервы его финансово-экономического потенциала. Выделяются следующие группы резервов, входящих в данную группу:

· резервы финансовой устойчивости предприятия (резервы использования собственного капитала, резервы привлечения заемного капитала);

· резервы инвестиционной привлекательности предприятия;

· резервы использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности, в том числе применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков и объемов гарантий)[11].

Пятая группа резервов повышения конкурентоспособности предприятия – резервы его кадрового потенциала. Несмотря на важность всех вышеперечисленных групп резервов, особую роль на современном этапе развития промышленного производства следует отвести именно этой группе резервов конкурентоспособности. Данный факт объясняется тем, что технико-экономическое развитие предприятия в современном быстро меняющемся технологическом мире во многом зависит от качества его трудовых ресурсов и инвестиций в человеческий капитал с целью повышения этого качества и усиления интереса людей к творчеству, инновациям и адаптации к новым технологиям. Среди основных резервов данной группы можно выделить:

· резервы уменьшения потерь рабочего времени (снижение целодневных потерь рабочего времени; снижение внутрисменных потерь рабочего времени);

· резервы повышения квалификации кадров;

· резервы повышения творческой активности кадров.

Рассмотренная классификация резервов повышения конкурентоспособности промышленного предприятия является укрупненной. Она может быть детализирована в зависимости от конкретных условий рынка и особенностей деятельности субъекта экономики[12].

 

 



2020-02-04 159 Обсуждений (0)
Основные понятие конкурентоспособности компании, факторы ее обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные понятие конкурентоспособности компании, факторы ее обеспечения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)