Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные подходы к комплексному лечению кариеса временных и постоянных зубов у детей.



2020-02-04 191 Обсуждений (0)
Современные подходы к комплексному лечению кариеса временных и постоянных зубов у детей. 0.00 из 5.00 0 оценок




Современное лечение кариеса заключается в комплексном использовании пломбирования, методов, повышающих резистентность тканей зуба за счет экзогенной стимуляции обмена веществ в них, гигиены полости рта, а также рационального питания и использования противокариозных средств эндогенного происхождения.

В это же посещение стоматолог показывает, как надо чистить зубы, рекомендует средства гигиены, форму и величину зубной щетки. После совместной с ребенком хорошей гигиенической обработки зубов врач начинает экзогенную аппликационную реминерализующую терапию. Для этого он использует специальные реминерализующие растворы, порошки, гели, а также 10% глюконат кальция и 2-4% раствор фторида натрия.

Лечебное питание и общеукрепляющие средства назначают после получения информации и рекомендаций педиатра.

Пломбирование кариозных полостей (если нет острой боли) проводят на второе, третье посещение, когда проведено 1-3 сеанса реминерализующей терапии, и ребенок научился уходу за полостью рта. После реминерализующей терапии кариозные полости становятся более ограниченными, их края - более плотными. Для пломбирования кариозных полостей у детей с декомпенсированной формой применяют композитные материалы, СИЦ. Детям с этой формой кариеса показано протезирование - покрытие коронками разрушенных зубов.

Если имеются отсутствующие зубы, то изготавливают протезы для замещения дефектов зубного ряда и распределения жевательной нагрузки на все зубы.

Каждый ребенок, которому поставлен диагноз декомпенсированной формы кариеса, должен быть обследован педиатром. При обнаружении патологии или симптомов формирующейся патологии врач-педиатр должен назначить лечение.

Предотвращению развития кариеса зубов способствует общая и местная фторпрофилактика; выбор зависит от уровня фтора в питьевой воде и стадии развития зубов. Совет по лечебным средствам для зубов при Американской ассоциации стоматологов рекомендует определенные дозировки фторсодержащих добавок в зависимости от возраста ребенка и уровня содержания фтора в питьевой воде. Детям с постоянными зубами большую пользу принесут как фторсодержащие таблетки, так и использование небольшого количества фторсодержащей зубной пасты. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок жевал или сосал таблетки, предпочтительно лежа в кровати. Это обеспечивает местное действие на эмаль прорезавшихся зубов, которое сменяется общим действием на развитие эмали после ее проглатывания.

Фторсодержащие добавки к пище следует в первую очередь давать тем, для кого особенно важно сохранение свободных от кариеса зубов, например детям с расщелиной нёба, гиподонтией, тем, кому противопоказано лечение, а во вторую очередь - детям, которые особенно подвержены кариесу, т.е. у которых к 5-летнему возрасту появились его первые признаки на временных зубах.

Родителей необходимо проинструктировать относительно того, что их малыши должны обходиться небольшим, величиной с горошину количеством фторсодержащей пасты и тщательно прополаскивать рот после чистки, чтобы не проглотить ее остатки. Периодическое местное проведение фтортерапии с помощью подкисленного фосфатфтористого геля или фторсодержащего лака полезно для детей, страдающих циркулярным кариесом: оно предотвращает дальнейшее разрушение зубов.

Общая фторпрофилактика с годами теряет значение, если уже произошла кальцификация эмали и дентина постоянных зубов. В таких случаях фторсодержащие таблетки подросткам уже не прописывают. Однако фторсодержащие пасты, полоскания и местная профилактика фтористыми соединениями, осуществляемая специалистами, имеют большое значение.

Если продолжается кормление ребенка из рожка, особенно по ночам, его следует постепенно прекращать, разбавляя содержимое бутылочки водой и уменьшая дозу сахара. Через 2-3 недели рожок заменяют поильником.

Предложены следующие способы повышения эффективности реминерализующих средств:

1. Перед проведением реминерализующей терапии необходимо удалить все зубные отложения, т.е. провести гигиену полости рта. Тщательно высушить апплицируемую поверхность зубов. Все это способствует оптимальному действию реминерализующего раствора.

2. Электрофорез усиливает проникновение минеральных элементов в ткани зубов из ротовой жидкости и реминерализующих растворов.

3. Повышение температуры реминерализующего раствора на 1°С увеличивает преципитацию минералов на поверхности эмали зубов на 1 %.

4. Эффект апплицируемого раствора будет выше, если перед аппликацией обработать поверхность эмали зубов слабыми кислотами или ферментами.

5. Кариесстатический эффект выражен у препаратов, соединяющих фтор с оловом. Применение фторида олова 2-, 4-, 10% дает более выраженный эффект по сравнению с фторидом натрия.

6. Изменение рН реминерализующего раствора в кислую сторону усиливает проникающую способность препарата.

7. Концентрация раствора также играет большую роль: чем ниже концентрация реминерализующего раствора, тем активнее идет обмен в кристалле гидроксиапатита.

Важной составной частью лечения очага деминерализации является строгое соблюдение правил ухода за полостью рта, цель которого - не допустить образования и длительного существования зубного налета на месте бывшего участка деминерализации. Кроме того, необходимо убедить пациента следить за характером питания: уменьшить употребление углеводов и исключить их в промежутках между приемами пищи.

Длительность курса реминерализации зависит от течения очаговой деминерализации. При медленнотекущей деминерализации количество процедур - не менее 10, а при быстротекущей - более 10 процедур.

Однако эффективность ремтерапии не всегда одинакова. Как известно, процесс реминерализации эмали зубов имеет зависимость от состояния неспецифической резистентности организма.

Герметизация фиссур: компомеры Dyrakt (Dentsply). Hytack [ESPE)

 Самополимеризующиеся или химеотверждаемые «Concise White Sealant» (3M, USA), «Delton» (Johnson and Johnson), «Дельтон», «Фис Сил» (Россия);

 Фотополимеризуемые «Estisial LC» (Kulrer), «Sealant» (Bisco), «Fissurit», «Fissurit F» (Voco), «ДельтонС», «Фис Сил-С» (Россия).

Четыре типа строения фиссур:

Воронкообразное;

Конусообразное;

Каплеобразное;

Полипообразное.

оценка эффективности герметиков Delton (химиотвердеющие), «Estiseal» (светоотверждающие) и Эвикрола (композит) показала, что редукция прироста кариеса зубов зависит от ретенции герметиков на окклюзионных поверхностях зубов, а эффективность профилактики кариеса постоянных зубов значительно возрастает при сочетании герметизации фиссур и ямок с местной фторидпрофилактикой и гигиеной полости рта.

Плановая санация полости рта у детей. Диспансерное наблюдение. Организационные формы и методы, учет и отчетность.

Для успешного проведения плановой санации очень важно правильно организовать учет и отчетность. Основным учетным документом, в котором отражаются итоги стоматологической санации, является санационная карта (форма № 267). Она заводится на каждого ребенка и сохраняется в течение всего периода пребывания его в школе или детском саду. В ней отражают все проведенные лечебно-профилактические мероприятия.

Плановую cанацию полости рта проводят всем детям в организованных коллективах детских садах, школах, интернатах, санаториях, пионерских лагерях, а также в педиатрических стационарах.

Организационные формы плановой санации полости рта определяются условиями работы стоматолога, проводящего ее. Наиболее эффективной является санация, проводимая в стоматологических кабинетах школ, детских дошкольных учреждений, школ-интернатов, ПТУ. Такая форма называется децентрализованной и строится по участковому принципу. Участковый врач осуществляет санацию в течение ряда лет, следят за развитием зубочелюстной системы, реализует программу профилактики. К децентрализованной форме относят и плановую санацию, проводимую в передвижных стоматологических кабинетах бригадным методом, однако качество лечения в этих условиях значительно снижается. При централизованной форме плановую санацию полости рта осуществляют в поликлинике, куда приглашают детей и взрослых. Ее проводят врачи на своих рабочих местах, используя для диагностики и лечения заболеваний стационарную аппаратуру.

Максимальный охват плановой cанацию полости рта прикрепленного населения достигается постепенно и при высокой заболеваемости занимает (из расчета 4 врача на 10 000 взрослого и 4,5 врача на 10 000 детского населения) 3-5 лет. Работу планируют с учетом необходимости осмотреть и оказать помощь лицам, ранее санированным, но уже нуждающимся в повторных плановых осмотрах.

Охват плановой cанации полости рта школьников осуществляется по определенной схеме: каждый первый год работы первично санируют детей 1, 5, 9-х и 11-х классов. Это объясняется тем, что у первоклассников прорезались первые 6-8 постоянных зубов, в отношении которых важно предпринять лечебные и профилактические меры; у подавляющего числа пятиклассников прорезываются все постоянные зубы; а 9-й и 11-й классы являются выпускными. Каждый последующий год, первично санируя детей указанных классов, повторно санируют детей 2, 6, 10-х классов. На третий год работы врач-стоматолог полностью завершает первичную санацию школьников и продолжает наблюдать за детьми, взятыми на обслуживание в предыдущие годы. В детских дошкольных учреждениях cанацию полости рта начинают с младшей группы (дети в возрасте 3 лет), т.к. у этой возрастной категории детей наблюдаются преимущественно начальные неосложненные формы стоматологических заболеваний, лечение которых достаточно результативно.

Эффективность плановой cанации полости рта (при максимальном охвате прикрепленного контингента) оценивают по нескольким показателям: числу (проценту) санированных из лиц, нуждающихся в санации, соблюдению сроков повторных осмотров и cанацию полости рта прикрепленного контингента, а также снижению числа лиц, нуждающихся в санации, выявленных при повторных осмотрах, уменьшению количества выпавших пломб, рецидивов кариеса и его осложнений, удаленных зубов на 1000 прикрепленных для санации.

Диспансеризация - предусматривает систему охраны здоровья, заключающуюся в активном наблюдении за здоровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного физического развития, предупреждении заболеваний путем проведения соответствующих социальных, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий.

Организация диспансеризации

Система стоматологической диспансеризации базируется на следующих положениях:

• диспансеризация является основой стоматологической помощи населению;

• цель диспансеризации - ликвидация некоторых заболеваний зубов и органов полости рта;

• диспансеризация должна строиться на принципах охвата организованного населения, в первую очередь детей раннего возраста, и начинаться с лечения болезней, которые могут быть причинами кариеса зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта;

• необходимо устранять местные неблагоприятные факторы в полости рта, проводить общие оздоровительные мероприятия совместно с педиатром;

• диспансерное наблюдение за стоматологическими больными и лицами с факторами риска осуществляют врачи (детские и взрослые) - стоматологи-терапевты, хирурги, ортодонты, ортопеды;

• наиболее рациональным стоматологическим учреждением в качестве организационного центра для проведения диспансеризации является стоматологическая поликлиника.

Стоматологическая диспансеризация строится на основе санации полости рта, устранений сопутствующих заболеваний, профилактической работы в организованных детских коллективах - яслях, детских садах, школах, гимназиях и др., разработки рекомендаций по рациональному питанию, индивидуальной профилактики и динамического наблюдения за пациентами.

В проведении стоматологической диспансеризации детей выделяют три фазы.

В первой фазе диспансеризации проводятся персональный учет каждого ребенка, дообследование в данном или другом лечебном учреждении, определяют очередность осмотров, оценивают состояние здоровья каждого ребенка и устанавливают группу диспансерного наблюдения.

Различают 3 диспансерные группы наблюдения детей:

1-я группа - здоровые дети, у которых не выявлено какой-либо патологии зубов и слизистой оболочки полости рта; 2-я группа - практически здоровые лица, имеющие в анамнезе какое-либо острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жизненно важных органов; 3-я группа - дети с хроническими заболеваниями при компенсированном, суб- и декомпенсированном их течении.

Во второй фазе диспансеризации формируются контингента по группам наблюдения, определяются единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рационально распределяются диспансерные больные между врачами, удовлетворяются потребности диспансеризуемых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении.

Задачи третьей фазы - определение характера и частоты динамического наблюдения за каждым ребенком, коррекция диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в состоянии здоровья, оценка эффективности диспансерного наблюдения.

Медицинские учреждения различаются по степени участия их в диспансеризации: 1-й уровень - стоматологические кабинеты обще-профильных детских поликлиник, сельских амбулаторий, школ, гимназий, детских садов, средних учебных заведений и т.д.; 2-й - стоматологические отделения ЛПУ (детских поликлиник, стоматологических поликлиник для взрослых); 3-й - детские стоматологические поликлиники; 4-й уровень - отделения челюстно-лицевой хирургии краевых, областных больниц и институтов, университетов, академий.

Основные задачи диспансеризации - выявление ранних форм заболевания и факторов риска, проведение комплексных лечебно-профилактических и социально-гигиенических мероприятий, позволяющих сохранить функции зубочелюстной системы, осуществлять динамическое наблюдение. Основной объем работы по диспансеризации возложен на врача-пародонтолога. Наиболее эффективно диспансеризация осуществляется в тех учреждениях, где функционируют кабинеты по лечению заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта.

Выделяют следующие диспансерные группы:

Д1 - здоровые - не нуждаются в лечении;

Д2 - практически здоровые, у которых наблюдается стабилизация процесса. К этой группе также относятся дети, не имеющие клинических признаков заболеваний пародонта, с выявленными факторами риска;

Д3 - нуждающиеся в лечении - наиболее многочисленная диспансерная группа. В этой группе выделяют 2 подгруппы: с активным течением заболевания и в фазе ремиссии.

Врач-пародонтолог, принимая на диспансерный учет ребенка с заболеваниями пародонта, должен провести комплекс исследований, сформулировать диагноз, наметить план лечения и осуществлять дис-пансеризацию.

Рекомендуются следующие сроки повторных наблюдений детей с заболеваниями пародонта:

• осмотр детей, не имеющих выраженных симптомов патологии, но с повышенным риском заболевания, после устранения причины проводят 1 раз в год;

• осмотр детей с гингивитами всех форм и стадий, а также оперированных по поводу различных видов пародонтом проводят 2 раза в год;

• осмотр детей с генерализованным и локализованным пародонтитом проводят 3 раза в год и при необходимости лечат;

• дети с идиопатическими заболеваниями пародонта и тяжелой формой пародонтита и пародонтоза на фоне общесоматических заболеваний (диабет, болезни крови и др.) проходят осмотр 3-4 раза в год. Совместно с пе-диатром им проводят интенсивное общее и местное лечение, включая в лечебный комплекс средства патогенетической терапии.

Основным критерием для снятия детей с заболеваниями пародонта с диспансерного учета является полное выздоровление ребенка в результате устранения причинных и предрасполагающих факторов либо стойкая, продолжающаяся много лет ремиссия.

Систематически проводят оценку эффективности диспансеризации (стабилизация процесса, ремиссия, состояние без изменения, ухудшение).



2020-02-04 191 Обсуждений (0)
Современные подходы к комплексному лечению кариеса временных и постоянных зубов у детей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные подходы к комплексному лечению кариеса временных и постоянных зубов у детей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)