Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация педагогической технологии



2020-02-04 133 Обсуждений (0)
Классификация педагогической технологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Анализ огромного количества источников по проблеме позволил нам расширить классификации по определенным параметрам:

 I. По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяют следующие классы технологий образовательного процесса:

  1. По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

 2. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропофилософские и теофилософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

 3. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.

Не существует таких монотехнологий, которые бы использовали только один какой – либо единственный фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна. Однако, своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

 II. По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие технологии.

III. По ориентации на личностные структуры:

- информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН);

- операциональные (формирование способов умственных действий);

- эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН);

- технологии саморазвития – (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ);

- эвристические (развитие творческих способностей);

- прикладные (формирование действенно-практической сферы ).

 IV. По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие технологии, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

 V. По принципу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена следующая классификация технологий :

1. классическое лекционное обучение (управление – разомкнутое, рассеянное, ручное);

2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3. система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4. обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) – самостоятельная работа;

5. система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное)- групповые, дифференцированные способы обучения;

6. компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7. система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;

8. «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

 В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я.А.Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

 На данном этапе рассмотрения материала хотелось бы остановиться на сравнительных особенностях традиционной и инновационной систем педагогики .

 VI. Важной стороной в технологии образовательного процесса является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяют несколько типов технологий.

     А) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект», «винтик»

     Б) Дидактоцентрические технологии, в которой также преобладают субъект - объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

     В) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

     Г) Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергаю принуждение.

     Д) Технологии сотрудничества реализуют демократическое равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка. Технологии сотрудничества делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

     Е) Эзотерические технологии основаны на учении об экзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании – истине и путях, ведущих к ней.

VII. По направлению модернизации традиционной системы образования выделяют следующие группы технологий:

     А) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений: это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы, как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина и др.

     Б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов Е. И. Пассова и др.

     В) Педагогические технологии на основе эффективности организации управления процессом обучения:

- программированное обучение,

- технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, Н. П. Гузик),

- технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, В.Д. Шадриков),

- перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова),

- групповые и коллективные способы обучения ( В.К. Дьяченко),

- компьютерные (информационные) технологии и др.

     Г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материла:

- укрепление дидактических единиц (УЕД) П. М. Эрдниева,

- технология «Диалог культур» В. С. Библера и С. Ю. Курганова,

- система «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова,

- технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича и др.

     Д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори.

     Е) Альтернативные методы:

- вальдорфская педагогика Р. Штейнера,

- технология свободного труда С. Френе,

- технология вероятностного образования А. М. Лобка.

Ж) Многие из действующих систем авторских школ:

- «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского,

- «Русская школа» И.Ф.Гончарова,

- «Школа для всех» Е.А.Ямбурга,

- «Школа-парк» М.Балабана и др.

Подводя итоги рассмотрения понятия "педагогическая технология", отметим, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

Таким образом, "педагогическая технология" является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как толерантность, искренность, творческая направленность.

 

 



2020-02-04 133 Обсуждений (0)
Классификация педагогической технологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация педагогической технологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (133)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)