Классификация педагогической технологии
Анализ огромного количества источников по проблеме позволил нам расширить классификации по определенным параметрам: I. По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяют следующие классы технологий образовательного процесса: 1. По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. 2. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропофилософские и теофилософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности. 3. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Не существует таких монотехнологий, которые бы использовали только один какой – либо единственный фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна. Однако, своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название. II. По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие технологии. III. По ориентации на личностные структуры: - информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); - операциональные (формирование способов умственных действий); - эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); - технологии саморазвития – (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); - эвристические (развитие творческих способностей); - прикладные (формирование действенно-практической сферы ). IV. По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие технологии, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии. V. По принципу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена следующая классификация технологий : 1. классическое лекционное обучение (управление – разомкнутое, рассеянное, ручное); 2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное); 3. система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное); 4. обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) – самостоятельная работа; 5. система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное)- групповые, дифференцированные способы обучения; 6. компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное); 7. система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение; 8. «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа. В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются: - традиционная классическая классно-урочная система Я.А.Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой; - групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора; - программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов. На данном этапе рассмотрения материала хотелось бы остановиться на сравнительных особенностях традиционной и инновационной систем педагогики . VI. Важной стороной в технологии образовательного процесса является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяют несколько типов технологий. А) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект», «винтик» Б) Дидактоцентрические технологии, в которой также преобладают субъект - объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. В) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Г) Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергаю принуждение. Д) Технологии сотрудничества реализуют демократическое равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка. Технологии сотрудничества делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Е) Эзотерические технологии основаны на учении об экзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании – истине и путях, ведущих к ней. VII. По направлению модернизации традиционной системы образования выделяют следующие группы технологий: А) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений: это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы, как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина и др. Б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов Е. И. Пассова и др. В) Педагогические технологии на основе эффективности организации управления процессом обучения: - программированное обучение, - технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, Н. П. Гузик), - технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, В.Д. Шадриков), - перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), - групповые и коллективные способы обучения ( В.К. Дьяченко), - компьютерные (информационные) технологии и др. Г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материла: - укрепление дидактических единиц (УЕД) П. М. Эрдниева, - технология «Диалог культур» В. С. Библера и С. Ю. Курганова, - система «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова, - технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича и др. Д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори. Е) Альтернативные методы: - вальдорфская педагогика Р. Штейнера, - технология свободного труда С. Френе, - технология вероятностного образования А. М. Лобка. Ж) Многие из действующих систем авторских школ: - «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, - «Русская школа» И.Ф.Гончарова, - «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, - «Школа-парк» М.Балабана и др. Подводя итоги рассмотрения понятия "педагогическая технология", отметим, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Таким образом, "педагогическая технология" является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как толерантность, искренность, творческая направленность.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (133)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |