Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические предпосылки создания педагогической техники и технологии



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Исторические предпосылки создания педагогической техники и технологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Теоретические основы педагогической техники и технологии

 

Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности ребенка, которое во многом определяет характер педагогического воздействия. Внешняя выразительность как источник познания личности интересовала ученых и философов с древних времен. Такие, как Гиппократ (1У в. до н.э.), Аристотель (1У в. до н.э.) предлагали использовать мимику и пластику для определения темперамента. Диалоги великого философа Сократа с учениками содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, когда ему удастся не только повлиять на отношения своих собеседников, но и стимулировать работу мысли, включая их в дискуссию, научить производить самокоррекцию.   

Слово «технология», как упоминает «Советский энциклопедический словарь», произошло от греческих слов «искусство» и «учение». Поэтому и относиться к технологии  следует, прежде всего, как к искусству учения. Как уточняется в «Международной педагогической энциклопедии», впервые педагогическая технология, как объект изучения, была признана в 1946 году в США. Поводом послужило введение плана аудиовизуального образования.

Чешский мыслитель-гуманист Я.Коменский занимался проблемой прикосновения к личности ученика: “ Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем “.

Идеи воспитания, высказанные в античности, в средневековье, получили свое дальнейшее развитие в трудах педагогов более позднего периода. Основоположник педагогики в России К.Д. Ушинский разработал теорию педагогики, использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и др. наук. Шацкий С.Т., используя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим термином. Рассуждая о специфике школьных занятий, Шацкий С.Т. отмечал необходимость совершенствования и повышения их воспитательного значения путем “наполнения ценностью” любой деятельности, организуемой на уроке.

    А.С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин “педагогическая техника” и использовал понятие “педагогическая технология”. В деле воспитания, как он замечал, сохраняется период, при котором успех зависит только от мастерства и энтузиазма педагога: “ Воспитательное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств – самое отсталое” (“Педагогические сочинения”, т.3).

В.А. Сухомлинский делал ставку на “индивидуальное своеобразие каждой личности”. Всякое воздействие на личность, должно развивать ее, поэтому педагогу надо избегать наказания детей, школа и унижение ребенка несовместимы.     

Но дискуссии о сущности педагогической технологии завершились в 1986 году, публикацией официального определения ЮНЕСКО, в котором сделана попытка примирить крайние точки зрения. Как указано в глоссарии терминов по технологии образования, понятие «педагогическая технология» имеет два толкования: «В первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких, как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры. В новом и более широком смысле - это методология планирования, реализации и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета технических и человеческих ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. В этом смысле педагогическая технология использует в качестве теоретического инструмента системный анализ».

Данное определение оказалось настолько полным и корректным, что дальнейшие изменения в формулировке понятия «педагогическая технология» происходили по линии уточнения различных значений данного термина.

И. Марьев считает, что педагогическая технология, будучи важным компонентом социальной технологии, представляет собой обобщенную форму технологии обучения.

Исследователь Д. Цветков исходит из того, что педагогическая технология является научно обоснованным предписанием эффективного осуществления педагогического процесса. А. Маджаров (Болгария) дает свою трактовку понятия «педагогическая технология». В широком смысле слова, под педагогической технологией им подразумевается педагогическая наука в целом как результат и процесс, как технология функционирования системы нравственного, интеллектуального, эстетического, физического и политехнического воспроизводства в обществе.

В узком смысле, понятие «педагогическая технология» относится, прежде всего, к прикладным аспектам общей и частной дидактики, общей теории воспитания.

Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли Коротков В.М., Лихачев Б.Т. С точки зрения педагогической технологии, принципиальные положения эти ученые сформировали в общих правилах применения метода педагогического воздействия:

1) сочетание требований с уважением к детям;

2) разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия;

3) доведение этого воздействия до конца.

Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с определением компонентов педагогического мастерства. Учебное пособие по теории и методике коммунистического воспитания указывает на компоненты педагогического мастерства:

1) психолого-педагогическую эрудицию;

2) профессиональные способности;

3) педагогическую технику.

 Педагогическая техника понимается здесь как “разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников”.                 

По определению В.П. Беспалько, педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса. А педагогическая техника — это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это— умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой ( выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Так вот, педагогическая технология в широком смысле слова – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.                                                            Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики и техники воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.                                                              В энциклопедическом словаре дается такое определение технологии:               Задача технологии как науки – выполнение физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Воспитательная технология – это одно из средств воспитания , деятельность людей. Методы, способы, техники, приемы, средства, формы – соседи и родственники технологии. В теории и практике школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп .

При использование термина “технология” практически все педагоги отмечают сложность педагогического порядка. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме педагогических технологий позволяет сделать вывод о том, что в современной науке существует большое количество разнообразных подходов в определении как термина «педагогической технологии», так и принципов её построения. С учетом всех определений, не смотря на то, что в них очень много различай, можно дать следующее самое общее определение технологии: технология – это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи.

 

 



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Исторические предпосылки создания педагогической техники и технологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические предпосылки создания педагогической техники и технологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)