Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мотивации учебного поведения



2020-02-04 181 Обсуждений (0)
Мотивации учебного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕФЕРАТ

на тему: Правила поведения студентов в высших учебных заведениях

 

 

Выполнила: Мединцева Е.Ф.

 

Москва, 2007

План:

1. Введение;

2. Мотивации учебного поведения;

3. Памятка студенту-первокурснику;

4. Проблемы формирования корректного поведения у студентов;

5. Заключение.

 

 

Введение

 

 

Перед системой образования встают принципиально новые задачи. Образование именно в это непростое время может и должно выполнять такую функцию, как формирование ряда новых личностных качеств человека (критическое отношение к себе и своим стереотипам и привычкам, осознание необходимости преодоления косных взглядов, формирование новых ценностных ориентаций, более гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество). Однако ценностям образования пока приходится утверждаться в обществе с большими трудностями. Они испытывают влияние социально-экономической ситуации. Но социологические исследования, практический опыт показывают, что ценность любого образования не утрачена и сегодня. Для дальнейшего развития образования необходимо формирование мотивации учебного поведения. Термин «учебное поведение» употребляется, чтобы подчеркнуть социально-субъективную сторону учебной деятельности, чтобы поместить ее в социологическую систему координат, акцентировать ее социокультурную природу и ценностно-мотивационную основу.

 Учебное поведение - это противоречивая система мотивов, ценностей, образов, поступков, регламентирующая личностное развитие через вербальное и невербальное обучение, освоение эталонных для личности знаний, навыков, умений. Существует структура учебного поведения. Учебное поведение, как и поведение, вообще, провоцируется борьбой противоположных начал в психике человека, которая подразумевает вербальную и невербальную стороны. В вербальной стороне выделяются боязнь осуждения группой, тяга к освоению новых знаний, к пониманию. Все это провоцирует влечение, а потом и интерес к обучению в ходе общения. Интерес опосредован ментальностью индивида, спецификой его личности, особенностями типичных групп, в которые он входит. Результатом является учебное поведение. Оно регулируется нормами, правилами, закрепленными в системе образования и предписывающими студентам вести себя соответствующим образом. Согласно ценностно-нормативным требованиям учебное поведение в идеале соответствует социальным ожиданиям, однако реальное поведение студентов отличается от ожидаемого. Так, по результатам конкретно-социологического исследования студентов одного из престижнейших ВУЗов Москвы только 12% обучаемых проявляют подлинный интерес к образовательному процессу, с пользой для себя используют образовательный потенциал преподавателей, весь комплекс современных образовательных технологий, предлагаемых учебным заведением. Остальные относятся к образовательному процессу скорее формально, не проявляя глубокого интереса, часто пропускают занятия, широко используют шпаргалки при прохождении контрольных мероприятий. Качество учебы является индикатором учебного поведения. Но все же это и относительный показатель поведения студентов. Необходимо изучение внутренних побудителей причин учебного поведения. Это может раскрыть анализ мотивации.

 

 

Мотивации учебного поведения

 

Мотивация является сложной категорией гуманитарного знания. В структуре мотивационной системы выделяются такие важнейшие элементы, как потребности, интересы, мотивы, цели, ценностные ориентации, установки. Потребность как необходимость в объективных условиях рассматривается как приобретение минимума знаний для формирования мировоззрения и участия в производственной деятельности. Потребность в учебе связывается с интересом к будущей профессии. Интерес рассматривается как осознанная потребность, желание. Учебное поведение зависит от желания студентов учиться. Мотив — это объяснение действия человека для достижения цели. Источником поведения обычно выступает совокупность мотивов, причем один из них главный. Выбор профессии часто побуждается несколькими социальными мотивами. Это могут быть мотивы выбора профессии в соответствии с интересами и склонностями, мотивы выбора более престижной и материально выгодной профессии. С другой стороны, мотивация учебного поведения обусловлена системой ценностных ориентации, сложившихся ранее.

Таким образом, наиболее устойчивыми характеристиками мотивации являются потребность как необходимость в объективных условиях, интерес как осознанная, значимая потребность, мотив как объяснение действия для достижения цели, цель как форма реализации мотива, ценностные ориентации как значимое отношение для другого объекта.

Исследование мотивации учебного поведения позволяет охарактеризовать конкретные формы действий студентов в учебном процессе, мотивы, цели, ценностные ориентации на основе выделения статусных групп (отличников, успевающих на «пять» и «четыре», «хорошистов», троечников, успевающих на «три» и «два») и мотивационных типов поведения (целерационального, ценностно-рационального, эмоционального, традиционного). Учебное поведение студентов определяется их учебным статусом. Успеваемость прямо зависит от подготовки к экзаменам, зачетам, работ с литературой. Использования шпаргалок является нормой для всех групп. Есть зависимость между ценностными ориентациями студентов и их успеваемостью. Поведение студентов в учебном процессе определяют мотивы: «стать образованным и культурным», «получить образование и профессию, стать квалифицированным специалистом» (для групп хорошо успевающих студентов); «получить диплом об образовании», «уклониться от призыва в армию», «доставить удовольствие родителям» (для групп троечников и успевающих на «три» и «два»). Снижается интерес к учебе студентов, успевающих на «три» и «два». Среди студентов целерационального и ценностно-рационального типов половина успевает «отлично» и «хорошо». Рациональный тип в основном характеризуется «хорошистами» и неплохо успевающими. Среди студентов традиционного типа половина успевающих на «три» и «два». В конкретных видах учебного поведения проявляют отклонения чаще студенты традиционного типа. Степень конфликтности выше у студентов с эмоциональной мотивацией. Таким образом, мотивация учебного поведения находится в зависимости от учебного статуса и мотивационных типов. Можно также говорить о зависимости учебного поведения от качества преподавания, организации учебного процесса, бытовых условий и т.д. Результаты исследования являются действенным инструментом для преподавателей, особенно работающих в проблемных группах. Зная мотивацию студентов, легче вести воспитательный процесс. Поэтому исследование мотивации учебного поведения является обязательным элементом организации учебного процесса в образовательном учреждении. Необходима диагностика мотивации учебного поведения, особенно мониторинг мотивации. Исследования могут проводить сами педагоги, а также специализированные службы мониторинга.

 



2020-02-04 181 Обсуждений (0)
Мотивации учебного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мотивации учебного поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)