Модели поведения можно рассматривать:
- относительно класса ситуаций (через ситуацию можно оказывать педагогическое влияние); - относительно типа реакции на ситуацию (можно диагностировать определенные индивидуально-типологические особенности); - относительно типа взаимодействия в ситуации, т.к. мнение и поведение других участников оказывает влияние. Поведение психологически взрослого человека произвольно и спонтанно, что означает, что индивид способен регулировать внешнее проявление внутренних переживаний. Психологически взрослый человек характеризуется способностью к выбору своих действий, своей внешности, партнера общения и т.д., участия в той или иной ситуации. В соприкосновении с другими индивид имеет опасность утерять свою целостность, так как, реализуя потребность "быть нужным", он может частично жертвовать и своей индивидуальностью и целостностью. Самовыражаясь, индивид использует сигналы личности - это то, с помощью чего человек хочет "рассказать" о себе другим. Используя ту часть невербального поведения, которая находится у него под контролем, и вербальное поведение, он строит персональный миф. Таким образом, культура самовыражения связана с культурой самосознания. Самовыражение - характеристика желаний личности выразить во внешнем внутреннее индивидуальное, основываясь на индивидуальных способностях, в то время как стиль общения и стиль поведения складываются под влиянием общественного мнения. Поведение может быть проявлено не только как действие, но и как отсутствие действия. Поступок как выбор может быть выражен отказом от какого-либо действия. Бунт, протест как способы самовыражения могут быть выражением личностной позиции индивида. Культура самовыражения - внешние проявления в поведении устойчивых качеств, свойств личности, основанных на ценностях. Личность выбирает на разных этапах своего развития ценности переживания, ценности отношения, ценности творчества.
Критерии оценки поведения индивида: - тип реакции в нестандартных ситуациях (тип реакции - тип акции); - наличие или отсутствие выбора (пассивность - активность в отношении условий); - способ самовыражения (отсутствие или наличие индивидуального стиля во внешности, в деятельности, в образе жизни); - ценности, определяющие выбор в ситуации (ценности переживания, ценности отношения, ценности творчества).
Оценивание поведения возможно относительно: - эталонов (образцов, универсалов); - адекватности ситуации (аутентичность); - этичности по отношению к другим (коммуникативность). Самооценка строится на основе потребностей в самовыражении личности (индивидуальность, творчество) à типы личности. Воспитание культуры поведения взрослого индивида требует предварительной оценки исходного качества, постановки актуальных целей воспитания, выбора адекватных методов и средств. Принципы воспитания культуры поведения студентов:
- личность студента должна рассматриваться как целостная система, образование в этой системе занимает только часть жизненных целей, т.к. наряду с ней появляются другие: создать семью, иметь детей, занять определенное положение в обществе; - необходимо учитывать большую потребность взрослого учащегося в психосоциальном образовании, которое предполагает осознание собственной гражданской позиции, социального статуса, личностной и профессиональной компетенции и этнической и культурной идентичности; - важным принципом работы со студентами является ориентация на осознании жизненных целей, образовательных смыслов в их контексте, собственного поведения и соответствия его уже сформировавшемуся представлению о собственной поведенческой модели; - необходимы формы, предполагающие проживание и интеграцию чувств в процессе обучения, такие, например, как групповая дискуссия по актуальным проблемам возраста и жизненных целей, психодраматическая проработка ценностных ориентаций и жизненных смыслов; - важно учитывать, что взрослый учится в конкретных ситуациях и ориентирован в результате обучения не на знания, а на целостный личностный и профессиональный опыт. Усиление воспитательных функций высших учебных заведений с целью повышения культуры поведения студентов возможно при следующих условиях: - если учитываются потребности студентов, как взрослых обучающихся; - если учитываются личностные особенности студентов как взрослых обучающихся; - если к личности студента подходить как к целостной системе и рассматривать образование как важную, но не единственную составляющую этой системы; - если учитывать необходимость психосоциального образования.
Заключение В заключении всего выше упомянутого можно лишь отметить, что выбор своего поведения зависит от: типа личности, психологической зрелости индивида, уровня воспитанности, психологического состояния и психологического здоровья. Основываясь на постоянном выборе, взрослый индивид каждый миг творит себя, свой облик через свои действия, поступки и отношения. Он создает себя таким, каким ему важно себя видеть, таким, каким он в полной мере выражает свои возможности, свой потенциал, свою индивидуальность. Человек обладает способностью к самовыражению, но это не только его способность, но и потребность. В. Франкл писал о двух важнейших потребностях человека: "быть нужным" и "быть кем-то". А.Г. Асмолов пишет, соответственно, о "культуре полезности" и "культуре достоинства", имея в виду, что способ жизнедеятельности индивидов в тот или иной период основывается на доминирующей потребности. Поведение, направленное на коммуникацию, приобретает формы выразительности, приобретает часто сигнально-коммуникативную функцию. Самовыражение, это способ предъявлять себя в различных ситуациях с целью проявить свою уникальность, непохожесть, свою позицию, свой выбор. Самовыражение это потребность "быть кем-то". Самовыражение - это проявление себя, разных граней своей индивидуальности во внешней среде.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |