-Приведите примеры периодизации истории социальной работы в России и других странах мира? Выделите критерии периодизации. Каждая группа (выделяется 2-3 группы) представить свой вариант ответа после обсуждения.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся по теме:
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.
2) Ответить на вопросы для самоконтроля:
-Назовите специалистов в области истории социальной работы в России.
-Перечислите основные этапы развития социальной работы в России?
-Какие формы социальной работы универсальны для различных эпох?
-Какие методы научного познания используются для изучения истории социальной работы?
3) Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
1.Какие античные философы сформулировали теорию благотворительности в контексте общественной пользы?
|
1
|
| Платон+
|
2
|
| К. Маркс
|
3
|
| Аристотель+
|
4
|
| Ф. Ницше
|
5
|
| Гегель
|
2.Какие виды учреждений социальной помощи населению развивались в 1990-е г. в России?
|
1
|
| учреждения помощи раненым
|
2
|
| учреждения социального обслуживания семьи+
|
3
|
| отделения социальной помощи на дому+
|
4
|
| учреждения социального заключения
|
5
|
| учреждения помощи эмигрантам
|
3.Кто являлся инициатором в России создания Воспитательного общества Благородных девиц и Вольного экономического общества?
|
1
|
| Екатерина Вторая+
|
2
|
| Николай Первый
|
3
|
| Николай Второй
|
4
|
| Александр Третий
|
5
|
| И.И. Бецкой
|
4.Какие мероприятия социальной направленности не относятся к периоду развития государственного призрения помощи в России (19 век век)?
|
1
|
| Создание Всероссийского общества попечения о беженцах
|
2
|
| Закон о "ленивых прошаках"+
|
3
|
| Петербургский комитет по разбору и призрению просящих милостыню
|
4
|
| Императорское женское патриотическое общество+
|
5
|
| Императорское человеколюбивое общество
|
5.Какие признаки не были характерны для развития системы призрения в России в XIX веке?
|
1
|
| децентрализация системы призрения
|
2
|
| централизация системы призрения
|
3
|
| профилактика обнищания и безработицы
|
4
|
| коллективизация помощи населению+
|
5
|
| активизация социально обездоленных+
|
6.Какие социально ориентированные организации не были созданы в 1920-е гг?
|
1
|
| Кооперативные организации инвалидов
|
2
|
| Всероссийское общество слепых+
|
3
|
| Всероссийское общество глухонемых+
|
4
|
| Всероссийское общество попечения о беженцах
|
5
|
| Императорское человеколюбивое общество
|
7.Какие понятия относятся к традиционным видам социальной заботы в России?
|
1
|
| Абсентеизм+
|
2
|
| Призрение+
|
3
|
| благотворительность
|
4
|
| экзистенционализм
|
5
|
| отчуждение
|
8.Какие законы относятся к периоду развития социальной помощи нуждающимся в Англии в XVII века?
|
1
|
| Закон о бедных
|
2
|
| Акт об оседлости+
|
3
|
| Закон о вольных хлебопашцах
|
4
|
| Закон о беглых+
|
|
|
9. В конце XIX -начале ХХ вв. в России активно осуществлялась борьба с пьянством. Владимирский крестьянин (1)стал организатором данной деятельности с привлечением купечества, чтобы обеспечить себя трезвой и квалифицированной рабочей силой. Появились специальные трезвые издания (2). Известный юрист (3) приводил в своих статьях тревожную статистику последствий пьянства. В 1903 г. была выпущена (4) с подборкой статей о вреде пьянства. Установите в указанной последовательности основные издания и деятелей. осуществлявших борьбу с пьянством.
|
|
| М.Д. Челышев
|
|
| Трезвые всходы
|
|
| Первая русская хрестоматия
|
|
| А.Ф. Кони
ОТВЕТ 1,2,3.4.
10. Расположите в хронологической последовательности основные периоды развития социальной помощи в России.
| 1.период княжеской и церковно-монастырской поддержки
| | 2.родоплеменные и общинные формы помощи
| | 3.период социальной работы
| | 4.период государственного призрения
| | ОТВЕТ: 2; 1; 4; 3.
| | | | | |
| | | |
4) Осуществить самостоятельную внеаудиторную работу по подготовке контрольной работы. Темы и методика подготовки представлены в Приложении Б.
Рекомендуемая литература:
Основная литература
№ п/п
| Наименование
| Автор (ы)
| Год, место издания
| Кол-во экземпляров в библиотеке
| Наличие в ЭБС
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
1.
| История социальной работы: учеб. пособие
| Агапов Е. П.
| М.: "Дашков и К"; М.: Академцентр, 2010. - 256 с
| 19
| нет
|
Дополнительная литература
№ п/п
| Наименование
| Автор (ы)
| Год, место издания
| Кол-во экземпляров
в библиотеке
| Наличие в ЭБС
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
1.
| История социальной работы: учебное пособие -
| Шарин В. И.
| Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018
| нет
| +
|
2.
| История социальной работы Учебное пособие.
| /авт.М.Н. Коныгина, Н.П. Клушина, Т.Ф. Маслова и др. ; науч. ред. И.Б. Котова. -
| Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 552 с. :
| нет
| +
|
Раздел 2. Основные тенденции развития теории и практики социальной работы за рубежом и в России в период Средневековья и Нового времени ( IX -начало ХХ вв.).
Тема 2: Основные тенденции развития теории и практики социальной работы за рубежом и в России в период Средневековья и Нового времени ( IX -начало ХХ вв.).
Цель: сформировать у обучающихся способность анализировать этапы и закономерности развития социальной работы в России и в зарубежных странах Средневековья и Нового времени (IX-начало ХХ вв.)
Задачи:
-сформировать у обучающихся знания о движущих силах и закономерностях развития человечества и истории социальной работы в период Средневековья и Нового времени (IX-начало ХХ вв.).
- обучить умению организации самостоятельной работы;
- сформировать навыки анализа научной литературы и официальных статистических обзоров, публичного представления полученных результатов;