Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником



2020-02-04 771 Обсуждений (0)
Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Современная психологическая наука и практика стоит перед необходимостью решения широкого круга задач, одна из которых связана с определением психологической роли сказки в жизни дошкольников.

На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит длительный путь в развитии отношения к художественному произведению (сказке): от непосредственного участия в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Формирование этой внутренней деятельности в дошкольном возрасте, позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, имеет решающее значение для последующего психического развития.

Сказка является универсальным развивающим средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.

Весомый вклад в решение этой проблемы внесли работы В.А. Бахтиной, А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой, Е. Трубецкова и др.

Однако нами было выявлено определенное противоречие между достаточно высоким уровнем разработанности теоретического содержания данной проблемы и отставанием в реализации системы работы над сказкой на практике.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы: «Психологическая роль сказки в жизни дошкольника».

Цель исследования: определение роли сказки в жизни дошкольника.

Объект исследования - процесс восприятия и переживания сказки детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования -пути и методы работы над сказкой с детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - процесс развития детей дошкольного возраста будет проходить более успешно, если восприятие и переживание дошкольниками сказки будет рассматриваться как специфическая деятельность, опосредующая развитие способности к переживанию, возникающему в результате познания окружающей действительности средствами сказки и сотворения себя в воображаемом мире сказочных образов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить особенности восприятия и переживания сказки как специфических видов деятельности детей дошкольного возраста и определить пути, оптимально способствующие их формированию.

. Проверить эффективность разработанных путей и методов работы над сказкой в опытно-экспериментальной работе.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; эксперимент, наблюдения за деятельностью детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой, статистическая обработка результатов.

Структура выпускной квалификационной работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Проблема восприятия и переживания сказки детьми старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником

 

Сказка играет большую роль в жизни дошкольника в его психическом развитии. По мнению А.В. Запорожца, подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания и вдумчивая работа над преломлением образов прослушанной сказки в творческой деятельности ребенка, - в его играх, рисовании, лепке, - все это оказывает глубокое влияние на развитие как отдельных психических процессов, так и детской личности в целом. Вместе с тем слушание сказки является первым шагом в знакомстве ребенка с важнейшей областью духовной культуры народа - с литературным творчеством (17).

Изучая восприятие детьми сказки, считает А.В. Запорожец, за анализом отдельных сторон данного процесса нельзя упускать более общих психологических изменений, происходящих в области отношения ребенка к содержанию художественного произведения.

Попытаемся осветить некоторые вопросы восприятия сказки, опираясь главным образом на материалы исследований А.В. Запорожца, А.И. Концевой, Е.А. Ароновской и др. (9,17).

Рассмотрим сначала то влияние, которое оказывает сказка на познавательные процессы ребенка и, в первую очередь, на его воображение. По общему мнению, слушание сказки наряду с игрой выполняет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.

Вначале попытаемся рассмотреть вопрос о том, что представляет собой детское воображение, обнаруживающееся при слушании сказки.

Изучение сказки показывает, что в ней отражается действительная жизнь народа, его обычаи и характер деятельности, стремления и идеалы.

Как показано в трудах Е.А. Флериной, М.И. Сакулиной и других, при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются реалистические тенденции, которые обнаруживаются как в ею собственном творчестве, так и в его отношении к художественному произведению (31).

Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста подходит к ее оценке со своеобразной реалистической позиции.

Даже там, где взрослый иногда затрудняется определить границы вымысла, ребенок-дошкольник часто высказывает очень определенные оценки, обнаруживая при этом реалистический подход к произведению. М.И. Титаренко при проведении своего исследования столкнулась со следующим фактом. В одной семье ребенок пяти лет очень любил слушать сказки, которые сочиняла для него мать (20).

Импровизации бывали то более, то менее удачными, и ребенок часто высказывал свои мнения по поводу прослушанного. Одни сказки он оценивал положительно, другие - отрицательно. Эти эстетические оценки ребенка представляли значительный психологический интерес, и мы в дальнейшем воспроизводили подобные беседы в экспериментальных условиях и на большом материале. Приведем отрывки из этих бесед.

Взрослый рассказывает такую историю. «Жил был мальчик Ваня, он ходил в школу и учился очень хорошо. Раз вечером Ваня сел готовить уроки и захотел красиво написать разные слова в тетради. Но у него было скверное перо. Оно баловалось, цеплялось за бумагу и делало грязные кляксы. Старая щетка, стоявшая в углу, смотрела. смотрела, как перо не слушается мальчика, скверно пишет. - и говорит: «Как тебе не стыдно, вот я все время работаю, чисто подметаю пол, а ты не можешь постараться и красиво написать урок».

До сих пор ребенок слушает сказку внимательно, не делая никаких возражений. Когда его спрашивают: «А разве щетка может разговаривать?» - он убежденно говорит: «В сказке может».

Рассказ продолжается. «Но перо не послушало щетку и по-прежнему царапало бумагу и ставило кляксы. Тогда щетка рассердилась и говорит Ване: «Брось скверное перо. Возьми меня, я буду писать лучше, чем оно». Ваня взял щетку и стал красиво писать ею в своей тетради».

Ребенок, слушавший до последней фразы это повествование без возражений, здесь иронически улыбается и говорит: «Это неправильно, щетка большая и грязная, ею нельзя писать, ею еще хуже писать, чем скверным пером».

Оказывается, в сказке не все возможно с точки зрения ребенка. И если нарушается реалистичность, правдоподобность сказочного повествования, это вызывает с его стороны неудовольствие.

Для того чтобы разобраться в характере реалистических мотивов детских эстетических оценок, приведем еще один пример (20).

Ребенку рассказывают такую историю. «В одной деревне жил старенький доктор. Все его очень любили, так как он был добрый и хорошо лечил всех больных. Как-то летом все крестьяне ушли работать в поле. Вдруг прибегает из соседней деревни человек и зовет доктора к маленькому мальчику, который сильно заболел. Доктор быстро собрался в дорогу, но не знал, как ему поступить со своим домиком: дверь у него не запиралась, в деревне никого не осталось, а у него не было и собачки, которая могла бы посторожить около дома. Тогда доктор попросил посторожить дом свою большую чернильницу». Против того, чтобы чернильница оказалась в роли сторожа, ребенок не возражает. С его точки зрения в сказке разрешаются подобные веши. «Вот доктор пошел к больному. В это время злой разбойник, который прятался в лесу, подкрадывается к домику и хочет взять все веши старого доктора. А чернильница-то и залаяла грозно на разбойника».

В этом пункте ребенок делает недовольную гримасу и говорит: «Не надо ей лаять, пусть она лучше фыркает чернилами» (Зап).

Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. В сказке, в особенности в сказке волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные обстоятельства. Животные и даже неодушевленные предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершают всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, реальные свойства.

Если типичные свойства предметов и характер производимых с ними действий нарушается, ребенок заявляет, что данная сказка неправильная, что так не бывает. Здесь открывается та сторона эстетического восприятия, которая имеет очень важное значение для развития познания ребенком окружающей действительности, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.

По мнению К.А. Титаренко, реалистический подход к сказочной фантастике вырабатывается у ребенка только на определенной ступени развития и лишь в результате воспитания. Наблюдения К.А. Титаренко показали, что дети, не обладая соответствующим опытом, часто готовы согласиться с любым вымыслом. Только в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно судить о достоинствах сказки, исходя из правдоподобности изображенных в ней событий. Старшие дети настолько укрепляются в реалистической позиции, что начинают любить всякие «перевертыши». Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности (9).

Таким образом, восприятие сказки способствует познанию ребенком объективной действительности.

Однако эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь воображаемых обстоятельств- мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность расширяет сферу духовной жизни человека, имеет важное значение для его умственного и нравственного развития.

Закономерным является вопрос: доступна ли ребенку-дошкольнику внутренняя активность содействия, сопереживания?

Как известно, в дошкольном возрасте у детей чрезвычайно ярко выражен интерес к деятельности окружающих, стремление принять участие в тех действиях, которые кажутся им хорошими, правильными, содействовать им, если не реально, то хотя бы мысленно, в воображаемом плане.

Слушание сказки наряду с творческими играми выполняет важнейшую роль в формировании нового вида внутренней психической активности - умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность (38).

Четкая фабула, драматизированное изображение событий в сказке способствуют тому, чтобы ребенок вошел в круг воображаемых обстоятельств, стал мысленно содействовать героям произведения.

Л.С. Славина доказала, что при соответствующей работе уже у дошкольника можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить его следить за ходом событий и пережить новые для него чувства (34).

У преддошкольника можно наблюдать лишь зачатки такого содействия и сопереживания с героями художественного произведения. Значительно сложные формы оно приобретает у дошкольника.

Этот вопрос специально исследовался М.И. Ароновской. Восприятие художественного произведения ребенком-дошкольником носит чрезвычайно активный характер: ребенок ставит себя на место героя, борется с его врагами, мысленно действует вместе с ним.

Та деятельность, которая при этом осуществляется ребенком, особенно в начале дошкольного возраста, по своей психологической природе очень близка игре. Но если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия и обстоятельства являются воображаемыми.

Однако на первых этапах развития восприятие художественного произведения и собственное творчество значительно менее отграничены, чем у старших детей. Ребенок активно, действенно относится к содержанию воспринимаемого произведения.

В этом отношении дети мало похожи на корректных взрослых зрителей, неподвижно созерцающих какое-нибудь произведение искусства. Если дети не стесняются и чувствуют себя свободно, то они постоянно прерывают ход повествования, вмешиваются в события, задают вопросы. пытаются помочь героям.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию: была организована группа по драматизированным играм при детском театре. Часть детей была участниками игры, другая - зрителями. К концу представления граница между сценой и зрительным залом стерлась. Большинство зрителей перекочевало на сцену и приняло деятельное участие в представлении (20).

Для такого действенного восприятия особенно благоприятные условия создаются наряду с драматизированным представлением и при слушании сказки.

Ребенок не хочет и не умеет занять позиции стороннего наблюдателя но отношению к описываемым в сказке событиям. Он пытается вмешаться в события, принять сторону того или иного действующею лица, стремится к реализации целей положительного персонажа не только мысленно, но и действенно.

Эту черту верно подметила Е.А. Флерина, анализируя изобразительное творчество ребенка. Она говорит, что дошкольник обычно занимает позицию внутри изображаемых обстоятельств, а не вне их (9).

В некоторых случаях такое своеобразное отношение ребенка к искусству приводит к суждениям и действиям, неожиданным с точки зрения взрослого. Дети требуют, например, переделки рассказа, если конец его кажется им несправедливым, изменяют текст при пересказе, портят иллюстрации, уничтожая изображения отрицательных действующих лиц.

Движимый состраданием к герою, ребенок пытается непосредственно, практически воздействовать на произведение искусства, вместо того чтобы перенести свое отношение на действительность, в нем изображенную.

На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит длительный путь в развитии отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия, требующихся для того, чтобы оценить явления, умения занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны.

Итак, дошкольник учится становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование этой внутренней деятельности в дошкольном возрасте, позволяющей ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, имеет решающее значение для последующего психического развития.

Ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку, мысли и чувства, вызванные ею, не угасают после того, как повествование закончено; они проясняются в последующих действиях, рассказах, играх, рисовании.

Естественно возникает вопрос, что же привлекает ребенка в сказке? Происходит важное изменение в мотивационной сфере при переходе от преддошкольного возраста к дошкольному (24).

Дети в своих играх-манипуляциях увлечены главным образом процессуальной стороной. Они воспроизводят в своих играх те или иные действия взрослою: показывают, как укачивают детей, как подметают пол; как тащат повозку, причем могут бесконечно, с неослабеваюшим интересом повторять все это.

Однако уже на пороге дошкольного возраста ребенка перестает удовлетворять простое воспроизведение предметных действий.

Н.М. Скляренко, наблюдавшая за играми детей только что перешедших в детский сад из яслей, установила. что в тех случаях, когда ребенок сам не может справиться с возникшими у него трудностями, нужно помочь ему найти новые мотивы игры, которые придали бы смысл его отдельным действиям (17).

Неинтересно бесконечно укачивать куклу, но если затеять игру в ясли, где много детей, папы и мамы которых заняты на работе, то это приобретает совершенно новый смысл.

Скучно возить тележку взад и вперед без толку, но если на ней везут из магазина молоко для детей в яслях. то получается интересная игра. Игра тем и замечательна, что техника реализации отдельных действий может быть несовершенной, «невсамоделишной», мнимой, но мотивы ее настоящие, глубокие и требуют серьезного к себе отношения со стороны воспитателя.

В дошкольном возрасте происходит усложнение деятельности: то на что направлена деятельность, и то, ради чего она производится, оказывается уже не тождественным, как это было в раннем возрасте. Решающее значение приобретает для ребенка общественная значимость тех или других человеческих поступков, их внутренний смысл.

Новые мотивы деятельности, формирующиеся в общем ходе развития ребенка, в результате его воспитания, впервые делают возможным настоящее понимание художественного произведения, проникновение в его идейное содержание. В свою очередь, восприятие сказки оказывает влияние на дальнейшее развитие этих мотивов.

Конечно, ребенка очень увлекает красочность описаний или занятность внешних положений, в которые попадают действующие лица, но уже очень рано его начинает занимать также внутренняя, смысловая сторона повествования. Постепенно ему открывается идейное содержание сказки. Ребенок с необычайной непосредственностью и эмоциональностью проникается сочувствием к положительным героям сказки, движимый при этом побуждениями, далекими от узко личных, эгоистических интересов.

Детей не удовлетворяют неопределенные ситуации. когда неизвестно, кто хороший, кто плохой. Они стремятся сразу же выделить положительных героев, безоговорочно принимают их позицию и становится и в резко отрицательное отношение ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов. Делается это с такой прямолинейностью, что иногда даже неодушевленные предметы подвергаются суровой оценке, если ребенок не находит подходящего живого персонажа, на которого можно было бы возложить ответственность за случившееся.

В тех случаях, когда нравственные качества действующего лица не вполне понятны ребенку, он всякими способами пытается выяснить создавшееся положение.

Огромное влияние, которое при правильной организации художественного воспитания может оказать эстетическое восприятие на духовное развитие ребенка, заключается в том, что оно приводит не только к приобретению отдельных знании и умений, не только к формированию отдельных психических процессов, но и к изменению отношения ребенка к действительности, оказывает влияние на возникновение у него новых, более высоких мотивов деятельности (17).

Знакомство со сказкой приводит ребенка к осознанию нравственного смысла человеческих поступков, помогает ему принять более высокие мотивы героев художественного произведения.

Как считает А.В. Запорожец, для того чтобы ребенок осознал что-либо, необходимо, чтобы он был активен, необходимо, чтобы он начал действовать в отношении познаваемого предмета. Единственная форма деятельности, доступная преддошкольнику, - это реальное фактическое действование с предметом. Для того чтобы познакомиться с предметом, ребенок должен взять его в руки, повозиться с ним, засунуть его в рот, манипулировать с ним. Для дошкольника наряду с практическим контактом с действительностью становится возможной и внутренняя «теоретическая» деятельность. Он может действовать не только реально, но и мысленно, не только в непосредственно воспринимаемых обстоятельствах, но и в воображаемых. Игра и слушание сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития этой еще неокрепшей новой формы психической .деятельности у ребенка.

Здесь создаются как бы переходные формы от реального фактического действования с предметом к размышлению о нем. Когда ребенок начинает овладевать этой новой формой деятельности, перед его познанием открываются новые возможности.

Он может осмыслить и пережить ряд событий, в которых не принимал непосредственного участия, но за которыми следил по художественному повествованию. Некоторые положения, которые не доходят до ребенка, будучи преподнесены в сухой, рассудочной форме, понимаются им и глубоко его трогают, когда они облекаются в художественную форму. Замечательно изобразил это явление Чехов в своем рассказе «Дома». Нравственный смысл поступка, если он выражен не в форме абстрактного рассуждения, а в форме реальных, конкретных действий, становится очень рано доступным ребенку.

Если у младших дошкольников нет еще достаточного осознания мотивов, своего отношения к персонажу, и они просто заявляют, что тот хороший, а тот плохой, то старшие дети уже аргументируют свои оценки, указывая на более общее, общественное значение того или иного поступка.

Здесь имеет место совершенно сознательная оценка не только внешних поступков, но и внутренних качеств человека - оценка, исходящая из высоких, социально-значимых мотивов (17).

Таким образом, под влиянием художественного повествования. у ребенка возникают не только новые представления о тех или иных явлениях действительности. но он по - новому начинает относиться к ним, по новому их оценивать.

Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка будет рассмотрен в следующем параграфе.

 



2020-02-04 771 Обсуждений (0)
Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (771)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)