Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути и методы работы над сказкой с детьми старшего дошкольного возраста



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Пути и методы работы над сказкой с детьми старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




сказка дошкольный ребенок восприятие

В настоящее время отечественной детской психологией накоплен богатый опыт использования развивающих методов работы с ребенком над сказкой.

Работа над сказкой, отмечал А.В. Запорожец, должна проходить при правильной организации психологической и педагогической деятельности, при которой у ребенка формируются определенные тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве, и в его отношении к художественным произведениям (17). Слушая сказки, ребенок-дошкольник подходит к ее оценке с реалистической позиции.

Педагогу необходимо так организовывать свою творческую деятельность, чтобы даже у детей-дошкольников вызывать интерес к судьбе героя, повествованию, заставить ребенка следить за ходом событий и переживать новые для него чувства (17).

Для этого предлагается, помимо прочтения и обсуждения сказки, предложить детям игру-драматизацию, которая способствует возникновению действенного восприятия. Дошкольник обычно занимает позицию внутри из воображаемых обстоятельств, а не вне их, что мешает ему в понимании некоторых литературных форм, напоминающих сказку ( басню, пословицу).

Далее, рассматривая вопрос о методах работы со сказкой, следует обратиться к психологическим трудам отечественного психолога А.М. Виноградовой (9).

Мнения А.В. Запорожца и А.М. Виноградовой совпадают по некоторым методам, таким, как правильный и тщательный подбор художественного произведения; использование в работе над сказкой игр-драматизаций. Однако необходимо заметить, что у Виноградовой существуют свои особенности, касающиеся данных методов. Поэтому рассмотрим методы, предложенные А.М. Виноградовой.

Художественная литература, как отмечает А.М. Виноградова, должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости. В связи с этим педагогу предлагается обратить особое внимание на отбор произведений, методик чтения и проведение бесед по художественному произведению с целью развития эмоциональной сферы ребенка (9) .

Отбирая литературу, необходимо помнить, что от художественной ценности произведения зависит его нравственное и моральное воздействие. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Книга должна иметь глубокую убежденность и художественную выразительность.

Готовясь к беседе с детьми, воспитатель должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку. Беседа не должна состоять из аннотаций и поучений. Это снизит эмоциональное состояние, ту радость, которую ребенок получил от хорошей сказки.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает осознанию главной идеи. Используются вопросы, пробуждающие у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведению героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Они должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему. Если оценка образа сложна, можно предложить дополнительные вопросы, которые помогут воспитателю понять душевное состояние детей; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

После беседы можно предложить детям такие вопросы, как: « О чем ты думал, когда слушал сказку? Может быть, что-нибудь похожее было и в твоей жизни? Расскажи.» и т.д.. Это помогает переносить этические представления, полученные детьми на занятиях, в их жизнь и деятельность.

Обращаясь к психологическим трудам Л.П. Стрелковой (34), необходимо отметить, что в разработке методов работы над сказкой, она основывается на методах, предложенных А.М. Виноградовой. Методы, связанные с беседой о прочитанном и дискуссий с детьми, у Виноградовой и Стрелковой почти идентичны. Однако остальные методы, предложенные Л.П. Стрелковой, имеют свои особенности.

После проведения беседы о прочитанном Л.П. Стрелкова предлагает педагогу узнать, как дети поняли содержание произведения и продолжать обсуждать сказку в форме игры, используя персонажей произведения (Кош). Куклы приветствуют детей, причем воспитатель должен как можно реальнее имитировать интонацию и характер героев. Затем куклы задают вопросы детям (Кто и почему им нравится больше?). Постепенно куклы-персонажи затрагивают проблемы, которые возникают в повседневной жизни детей. Куклы высказывают свое мнение о тех или иных поступках детей в зависимости от своей сути и характера, отрицательная кукла-персонаж поощряет дурные поступки и несправедливость, а положительные, соответственно, хорошие и добрые дела.

Следующий этап работы педагога над сказкой - это игра-драматизация. С.Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его «можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней новые и новые продолжения»(34).

Именно данную особенность подлинного художественного произведения при своей дальнейшей работе над сказкой должен использовать воспитатель.

Далее при работе с детьми над сказкой можно использовать прием «нравственной лесенки», где детям предлагается расставить персонажи так, чтобы на верхних ступенях находились более понравившиеся, а на нижних - менее понравившиеся герои.



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Пути и методы работы над сказкой с детьми старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути и методы работы над сказкой с детьми старшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)