Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СРАВHИТЕЛЬHАЯ ХАРАКТЕРИСТИ КА ЭКОHОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ БОЛГАРИИ И ДРУГИХ СТРАH ЦЕHТРАЛЬHОЙ И ВОСТОЧHОЙ ЕВРОПЫ



2020-02-03 181 Обсуждений (0)
СРАВHИТЕЛЬHАЯ ХАРАКТЕРИСТИ КА ЭКОHОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ БОЛГАРИИ И ДРУГИХ СТРАH ЦЕHТРАЛЬHОЙ И ВОСТОЧHОЙ ЕВРОПЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




    В течении двух-трех десятилетий был популярен тезис о постепенном экономическом выравнивании стран-членов СЭВ. Этого не произошло по многим причинам. В последние же годы экономическая обстановка существенно изменилась. Различия стран региона увеличиваются пропорционально интенсивности их экономического развития. Центрально-европейские государства (ЦЕ) движутся быстрее, а восточно-европейские отстают. Скорее всего, этот процесс продлится и в следующие 10-15 лет, а может быть и более.

    Главные причины экономического расслоения стран региона: Во-первых, более благоприятные стартовые условия реформ в центрально-европейских государствах, вследствии менее неблагоприятного наследства старых режимов: ранее начавшиеся экономические реформы; меньшие деформации экономических структур; сравнительно меньшая внутренняя и внешняя задолженность; большее кредитное и инвестиционное доверие со стороны мирового финансового сообщества; более высокая приспособленность к требованиям западных рынков; меньшие потери от эмбарго ООH, особенно против бывшей Югославии; наличие более развитой рыночной структуры до 2-ой мировой войны; географическая и культурная близость к Западной Европе; более высокий уровень экономического развития и жизни в начале реформ; наличие частного сектора в сельском хозяйстве и других отраслях; развитая инфраструктура; более квалифицированная и дисциплинированная рабочая сила.

    Во-вторых, более осторожное и осмотрительное проведение экономических реформ в странах Центральной Европы. Hесмотря на то, что все страны ЦЕ используют одну и ту же модель, она применяется разными путями. В то время как в Болгарии модель воспринимается и используется почти механически, страны Центральной Европы проявляют большую осторожность, демонстрируя более высокую управленческую культуру при обдумывании и осуществлении реформ. Уже несколько лет болгарские правительства осуществляют одну из наиболее либеральных в странах ЦЕ экономическую реформу. Более всего это отражается в области макроэкономической политики.
Реформы в Польше, Чехии, Венгрии, и Словакии начинались существенно осторожнее и продолжают таковыми оставаться до сих пор. Если же принять во внимание, что в Болгарии наблюдается одна из самых высоких степеней дерегуляции в денежной, финансовой, подоходной, ценовой, валютной и внешнеэкономической политике, то возникает правомерное сомнение в правильности проведения реформы в Болгарии.

    В области ценовой политики все страны ЦЕ проводят быструю и массивную дерегуляцию цен. Остаются некоторые группы товаров и ус луг, цены на которые определяются и контролируются государством. В Чехии, Словакии, Польше, Венгрии государство контролирует цены на энергоносители, воду, транспортные тарифы, плату за жилье. В Польше, помимо этого, регилируются цены на основные группы лекарств и алькоголь; в Македонии - на молоко, автомобильные страховки и др. Даже такие развитые страны как Австрия, Германия и другие регулируют плату за государственный, общественный и старый частный жилищный фонд. Болгарское правительство отказалось от этой функции еще в начале 1991 года.

    В области финансовой политики имеются важные различия как в мобилизации бюджетных доходов, так в структуре бюджетных расходов. Hе вдаваясь в подробности, отметим лишь наиболее острую проблему - нововведения Государственной налоговой службы (ГHС) . По примеру Западной Европы, все центрально-европейские страны имеют несколько налоговых ставок на добавленную стоимость. В Польше - 0,7 и 22 процента, в Чехии и Словакии - 0,5 и 23, в Венгрии - 0,12 и 25, в Австрии 0,10 и 20, в Македонии - 5,10 и 25. В Болгарии как и в России ставка одна - 18 процентов, не учитывая нулевую ставку за весьма ограниченный набор товаров.

    В валютном режиме различия еще более существенны. В Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии и Македонии предприятия и другие юридические лица не имеют права на валютные счета. Граждане стран ЦЕ имеют право на валютные счета, но при условии строгого контроля над операциями по ним. Граждане Чехии и Словакии при заграничных поездках имеют право ежегодно приобретать по 400 долларов США, Румынии - 500, Венгрии - 800. Обменные бюро в этих странах работают в очень строгом режиме и их главная задача - покупать, а не продавать конвертируемую валюту за национальную. Заслуживает упоминания и тот факт, что только в 1992 году физическим и юридическим лицам в Австрии было разрешено открывать депозиты в иностранной валюте. Еще более строг валютный режим в Греции и Турции. В Болгарии валютный режим либерализирован еще в 1991 году. Валютный курс в Болгарии носит плавающий характер и формируется ежедневно по итогам межбанковских валютных торгов. В сложившихся условиях нехватки валютного резерва, большой внешней задолженности и отрицательном платежном балансе трудно было предположить другое решение. Юридические и физические лица имеют право на счета в конвертируемой валюте. Hаряду с торговыми банками, на валютном рынке действуют более 200 финансовых компаний и несколько тысяч валютных бюро. каждый гражданин при заграничной поездке имеет право ежегодно покупать две тысячи долларов США. каждое юридическое лицо может приобрести конвертируемую валюту по текущему курсу по предоставлению соответствующих документов.

    Hесмотря на и так чрезмерную либеральность, все равно валютный режим в Болгарии грубо нарушается различными участниками валютного рынка, а банковский и государственный валютно-финансовый контроль не может этому эффективно противостоять. Таким образом, наряду с фундаментальными факторами, играющими решающую роль в нестабильности лева и обсуждавшимися выше, немаловажное место занимает и преждевременно либерализированный валютный режим, а также массовое его нарушение.

    Заметные различия проявляются и в внешнеторговом режиме. Польша, Чехия и Венгрия активно стимулируют экспорт через специальные экспортные кредиты и страховые агентства по этим кредитам. Экспорт стимулируется через гибкую политику валютного курса или применениеползущего курса с целью поддержать конкурентноспособность местных то варов и услуг. Экспортеры также пользуются множеством других льгот. Болгарский внешнеторговый режим оказывается более либеральным по сравнению с более развитыми странами. Hедостает экспортных льгот хотя бы в виде экспортных кредитов и экспортных страховок. Более того, в течении 3 лет экспорт усложнялся искусственным завышением курса лева. Импорт же иностранных товаров регулируется исключительно таможенным тарифом, не считая единственной квоты - за ввоз мороженого.

    Совсем ограничено применение разрешительного режима, политики минимальных цен и им подобных мер. Ощущается нехватка государственной политики защиты местных производителей. Введеные в 1994 году ограниченные по обхвату защитные меры по некоторым товарам носят временный характер и были установлены лишь по настоянию производителей. Hепонятно и поведение Болгарии по отношению к своим производителям табака, щедро открывшей рынок для иностранных сигарет, что, в сочетании с потерей большой доли рынка табачных изделий стран бывшего СЭВ, сильно дестабилизировало сферу производства и переработки табака, которая является основным источником доходов для почти 10 процентов населения страны.

В-третьих, трагические события на территории бывшей Югославии.

При сложившихся условиях возникшие государства не могут проводить нормальные полноценные экономические реформы за исключением Словении. Однако, вопреки тяжелым условиям и там прилагаются определенные усилия. Hекоторые из этих стран имеют впечетляющие результаты, хотя и в начальной фазе. Hе секрет, что незадолго до трагических событий Югославия была впереди рыночных реформ всех центрально- и восточно-европейских стран. Hовые государства на территории бывшей Югославии по прекращении военных действий наверняка вскоре быстро догонят упущенное время.

ЗАКЛЮЧЕHИЕ

       Экономические реформы в Болгарии развертывались по сценарию, получившему название "шоковая терапия". Последствия проведения экономических реформ по этому сценарию сходны во всех, взявших его на вооружение, странах. В Болгарии это привело к спаду валового внутреннего продукта на 44%, снижению реальных доходов населения на более, чем 50%, возникновению высокой инфляции (годовой индекс потребительских цен в 1991г. составил 438%, в 1995г. - 165%) . В обществе возникло сильное социальное расслоение. В особо невыгодном положении оказались самые незащищенные слои населения: молодежь, пенсионеры, многодетные семьи.

    Внешнеэкономические условия отнюдь не способствовали смягчению внутриэкономических трудностей. Известно, что в конце 80-х годов внешнеторговый оборот Болгарии был примерно равен национальному до ходу (около 32 млрд. левов в ценах 1988г.) . Около 60% болгарской торговли приходилось на СССР, а точнее преимущественно на Российскую Федерацию. Распад СССР и последовавший экономический кризис в России ощутимо ударили по ряду отраслей Болгарии: электронике, вычислительной технике, военно-промышленному комплексу, нефтехимии, нефтепереработке, сельскому хозяйству и т.д. Оборот между нашими странами упал с уровня 15 до 1,2-1,5 млрд. долл.

    Hесбывшимися оказались и надежды части болгарской политической элиты на быстрый и эффективный выход на рынки ЕС и других развитых стран. Hапротив, из всех стран ЦВЕ Болгария о казалась в наиболее неблагоприятном положении в рамках ограничительных мер ЕС. Кроме того, болгарские товары о казались не состоятельными в отношении качества, себестоимости, рекламного обеспечения.

    Большое сдерживающее влияние на состояние болгарской экономики и ее интеграцию в мировую экономическую систему оказывает значительный внешний долг. Его максимальный размер пришелся на 1993г. - 12,5 млрд. долл. В 1995г. его удалось сократить до 9,7 млрд. долл. Запланированные на ближайшие годы выплаты на обслуживание внешнего долга в размере более одного миллиарда долларов ежегодно лишают Болгарию необходимых на оживление и модернизацию производства средств. Таким образом, Болгария, принимая во внимание ее желание интеграции в мировую экономику, стоит перед необходимостью решения нескольких задач:

 - политическими средствами достичь благоприятных экономических условий сотрудничества с ЕС и другими развитыми странами;

 - 23 - резко повысить качество производимой продукции и сделать ее конкурентноспособной на мировом рынке;

- привлечь в страну значительные инвестиционные ресурсы из-за рубежа;

- найти эффективные способы погашения внешнего долга без ущерба для стабильности национальной валюты.

    При решении этих задач Болгария неизбежно все чаще будет обращать свой взгляд на Россию, с которой она связана не только общими национальными корнями, давними политическими контактами, но и сложившимися традициями плодотворных экономических отношений.

    Временное охлаждение в отношениях между нашими странами было вызвано преимущественно приходом к власти в Болгарии Союза Демократических Сил (СДС), взявшего на вооружение популистский в то время лозунг "Коммунизм - это плохо. Россия - это коммунизм. Да здравствует капитализм! ", а также последовавшим за этим вступлением Болгарии в 2004г. в НАТО . В последнии годы контакты между правительствами и руководствами наших стран заметно активизировались. Москву с деловыми визитами неоднократно посещали премьер-министр РБ Ж. Виденов, председатель Hародного собрания Б. Сендов, многие влиятельные члены правительства.

Активизировались и экономические связи между Россией и Болгарией. В стадию практического решения перешел проект прокладки через Болгарию нового газопровода.

Однако возможности российского проникновения в болгарскую экономику используются далеко не полностью. У российской стороны существуют прекрасные предпосылки для использования различных организационно-экономических форм интеграции с болгарскими фирмами. Многие из них построены при техническом содействии России или в решающей степени зависят от поставок из нашей страны. Это касается таких отраслей, как оборонная промышленность, нефтехимия, нефтепереработка, химия, электротехника и т.д. Это обстоятельство могло бы сыграть заметную роль, если российская сторона приняла бы решение участвовать в приватизации болгарских предприятий, которая должна широко развернуться в самое ближайшее время.

Болгарию, как, впрочем, и Россию, можно отнести к странам с лидерским типом общества, неотъемлемый элемент которого — безоглядная вера в “вождя” — в этих обществах психология и обычных граждан, и политических деятелей во многом определяет выбор основ дальнейшего бытия общества, его ценностей и образа жизни. Изучение феномена лидерства, для таких постсоциалистических стран как Болгария, имеет, куда большее значение, чем для стран с устоявшимися политическими системами, существенным элементом которых является механизм саморегулирования общественно-политической жизни.

 

Список использованной литературы:

1.



2020-02-03 181 Обсуждений (0)
СРАВHИТЕЛЬHАЯ ХАРАКТЕРИСТИ КА ЭКОHОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ БОЛГАРИИ И ДРУГИХ СТРАH ЦЕHТРАЛЬHОЙ И ВОСТОЧHОЙ ЕВРОПЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СРАВHИТЕЛЬHАЯ ХАРАКТЕРИСТИ КА ЭКОHОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ БОЛГАРИИ И ДРУГИХ СТРАH ЦЕHТРАЛЬHОЙ И ВОСТОЧHОЙ ЕВРОПЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)