Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методическая часть лекции.



2020-02-03 227 Обсуждений (0)
Методическая часть лекции. 0.00 из 5.00 0 оценок




Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы

Во имя сщмч.Фаддея, архиепикопа Тверского

 

 

ХРИСТИАНСКИЙ БРАК

(разработка урока для слушателей воскресной школы)

 

 

выпускная квалификационная работа по православной педагогике

 

Слушатель: Хватова Марина Борисовна

 

 

Руководитель: Кутикова Наталья Анатольевна

                     кандидат культурологии 

Консультант: Юдин Виталий Валентинович   

                     преподаватель Основ Православия

                         

 

 

МОСКВА

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                           3

    Форма работы и обоснование выбора темы, ее актуальность.                                      

Характеристика аудитории, на которую рассчитана работа.           

Цель и задачи урока.                                                                                 

1. Место выбранной темы в общей программе, с указанием

ряда предыдущих и последующих тем (полная программа).                         

2. Богословское, духовно-нравственное содержание и основание

материала работы.                                                                                                      4

3. Методическая часть лекции                                                               6

4. Основная часть работы (Брак, как таинство)                                   9

4.1. План лекции                                                                              9

4.2. Подробный конспект лекции                                                    9

 Заключение                                                                                                     43

Список литературы                                                                                45

Интернет ресурсы                                                                                          46

 

Введение

Последнее десятилетие отмечено активным возрождением церковной жизни.

Освоить духовное и культурное наследие православия самостоятельно при наличии разрыва культурной традиции в трех поколениях советского периода, практически невозможно. В большинстве приходов Русской Православной Церкви появились воскресные школы. Воскресные школы проводят обучение основным вероучительным дисциплинам. Занятия носят просветительский характер. Их цель – изучение православного вероучения, объяснение богослужений Православной Церкви.

 

Форма работы и обоснование выбора темы, ее актуальность

Форма работы – урок - лекция в воскресной школе.

Выбранная тема - «Православный брак» на мой взгляд одна из актуальных тем настоящего времени. В современном обществе проблемы семьи и брака всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического бедствия в масштабах государства.

 В современном обществе в последние годы стал четко заметен кризис семейной жизни. “Пробные браки”, когда мужчина и женщина договариваются – поживем пока так, а вдруг мы не подходим друг другу… Наконец – совсем уж странная форма сожительства, которую называют – “гражданский брак”, когда, фактически находясь в брачных отношениях, люди категорически не желают их регистрировать ни в какой форме. И даже находясь в счастливом браке, люди иногда ссорятся.

В связи с вышесказанным очевидна необходимость обращения нашего общества к истинно христианским православным ценностям и духовно-нравственным традициям наших предков.

Характеристика аудитории, на которую рассчитана работа:

Воскресные школы при храмах Живоначальной Троицы в Чертаново и Живоначальной Троицы в Борисово включают в себя работу с разными социальными и возрастными группами людей. В том числе, это молодежь, люди среднего и старшего возраста. Слушатели – прихожане храма и те, кто стремится расширить свои знания о православной вере и культуре, понять и полюбить церковное богослужение. Именно на такую аудиторию и рассчитана данная работа.

Время на которое рассчитана лекция 90 минут. 

 

Цель и задачи урока.  

Цель урока: Подвести слушателей к мысли о необходимости осмысления реальной жизни современного человека и своей лично в свете христианских православных представлений о браке.

Задачи:

- донести до слушателей истинные ценности и идеалы христианского православного брака, то высокое отношение к браку, которое существует в христианстве.

- рассказать слушателям о литургическом смысле брака, о необходимости особой божественной благодати для достижения истинных целей брака.

 

1. Место выбранной темы в общей программе, с указанием ряда предыдущих и последующих тем (полная программа).

Выбранная тема является частью учебной дисциплины «Православный катехизис», которая предназначена для преподавания в воскресной школе слушателям вышеназванных категорий. Тема Брак стоит в ряду с темами, посвященными рассказу о таинствах православной Церкви. Предшествуют ей темы: «Таинства Церкви», «Таинство крещения», «Таинство миропомазания», «Таинство покаяния», «Таинство причащения». За ней следуют темы: «Таинство священства», «Таинство елеосвящения». 

2. Богословское, духовно-нравственное содержание и основание материала работы.

«Брак - чудо на земле. В мире, где много разногласий и противоречий, брак - место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одним целым, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека,- оказываются единством». (2, стр.5)

«Весь мир Божий, сотворение человека, его жизнь, смерть и воскресение остаются тайной и являются таинством в том смысле, что существуют только благодаря благодати Божией. Брак сам по себе во многом удовлетворяет описанному пониманию таинства и уже в раю явился даром Божиим Адаму. В этом падшем мире брак эмпирически воспринимается каждым человеком тоже как благодатный дар любви и полноты». (3)

Таинство в обычном богословском смысле – это особое действие благодати Святого Духа в новозаветной Церкви, которое обновляет, соединяет с Богом, наполняет новой благодатной силой, дает новое качество жизни, направляет ее к спасительной цели.

       В православной церкви Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

  Св. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.

 «Брак есть таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей». (13, стр.129-130)

«Отдельные таинства лишь тогда приобретают подлинную реальность, когда выражают общую жизнь Церкви - Тела Христова. Крещение - это вход в Церковь; миропомазание - дар, которым определяется свободное развитие в Духе; священство - это ответственность за единство и созидание Тела; таинство елеосвящения открывает новые границы бытия в "новом Адаме", где нет ни болезни, ни смерти. Все эти индивидуальные аспекты жизни Тела имеют своим центром и вершиной Тайну, которая и делает Церковь Телом Христовым: Божественную Литургию, Евхаристию. Вне этого Тела не может быть таинств.

Поэтому значение брака как таинства не может быть осознано вне евхаристического контекста. Церковь с самых первых дней своего существования освящала лишь тот брак, который заключался между двумя членами Тела Христова; лишь он мог быть преобразован в реальность Небесного Царства. Только в плоти и крови Христовой двое христиан могут стать единой плотью на христианском пути - через Евхаристию, делаясь причастниками Тела Христова. Вот почему древние христиане заключали браки только во время Божественной Литургии, когда жених и невеста причащались Божественных Тайн; таким мог быть только первый брак, который обе стороны воспринимали как вечные узы, нерасторжимые и после смерти». (18)   

Православное учение о браке различает так называемый естественный брак после грехопадения и таинство брака, понимаемое как возвращение браку его благодатной природы, сообщение ему в вечности еще более высокого достоинства, чем он имел в раю, в уподоблении единству Христа и Церкви. Это облагодатствование брака совершается Церковью через Ее благословение и, главным образом, - через укоренение брака, новой семьи в церковной жизни.

 

Методическая часть лекции.

     Необходимым условием достижения положительного результата в ходе чтения лекции является не только качество подготовленного материала, но и то, насколько полно он был услышан и воспринят слушателями. 

Многое во время чтения лекции зависит от того, сколько в выступление докладчик добавит своего личного, как достигнет убежденности и выразительности своей речи, мимики и жестов. Сказать убежденно – это сказать личностно, индивидуально, своеобразно, то есть с присутствием своего характера, темперамента. Можно прочитать цитату, а можно ее пережить вместе с обучаемыми. Этим как бы повторить рождение той или иной сокровенной мысли. Можно надеяться, что и личность в этом случае ответит вниманием и самоотдачей.

Доведение учебного материала в ходе лекции и степень его усвоения слушателями во многом зависит от умения лектора управлять вниманием аудитории. Управление вниманием – одно из важнейших умений педагога. Где внимание прекращается – там заканчивается обучение. Каждый лектор должен помнить, что внимание – основа понимания. Понимание – основа общения. Общение – основа приобретения знаний и воспитания. Как неоднократно повторял русский педагог Ушинский Константин Дмитриевич: «Внимание – это та единственная дверь нашей души, через которую проходит все, что есть в сознании».

В рамках устного изложения материала можно выделить такие его разновидности: описание-характеристика, повествование, рассуждение, объяснение, обоснование, беседа (диалог, дискуссия), анализ и обобщение, противопоставление и сравнение.

Метод показа (демонстрации) учебного материала реализуется путем показа заблаговременно разработанных материалов (слайдов). Показ видеофильма следует рассматривать как комплексный зрительно-речевой метод.

Устное выступление должно быть хорошо структурировано. Так будет удобнее его излагать, оно станет выглядеть логичнее, убедительнее, а слушатели легче его воспримут и запомнят. Для этого можно заключить выступление в «рамку». Начиная свое выступление, как любой вежливый человек, обратиться к слушателям, поприветствовать, представиться (если еще не представились раньше). Далее предлагается совместно помолиться перед началом занятия - «Царю небесный…».  Все это уже можно считать началом «рамки». Затем следует некий эквивалент введения (предисловия). Таким образом, первая часть рамки представляет собой краткую информацию о теме, на которую собирается говорить докладчик. Здесь же предлагается список литературы, необходимый для более глубокого изучения данного вопроса.

Далее приступаем к изложению своего основного материала и завершаем лекцию второй частью рамки, которая соответствует заключению в письменном тексте. Вторая часть рамки – это самое краткое подведение итогов (просто завершающая фраза). Затем слушателям предлагается задать вопросы по теме лекции и соответственно следуют ответы на них. По традиции следует общая молитва после учения – «Достойно есть…». И, наконец - прощание со слушателями, выражение благодарности им за терпение и т.д.

Свой материал я излагаю отдельными блоками, которые, однако, все вместе должны выглядеть и восприниматься как единый, логичный, связный текст, отнюдь не как отдельные куски, мало связанные между собой. Это достигается с помощью слов или фраз-переходников, которыми чаще всего служат вводные слова или прямые обращения к слушателям. Благодаря этим «переходникам» текст воспринимается как единое целое, выглядит убедительней и логичнее, а обращение к слушателям помогает удержать их внимание и интерес к лекции. Примеры некоторых слов и фраз-переходников: итак, таким образом, а теперь мы можем перейти к…, понятно, что, но разве можем мы не сказать о…, но это еще не все, надо еще напомнить и о…, и т.д.

Самые важные вещи говорятся в начале и в конце лекции, так как в силу психических особенностей человека лучше всего запоминается именно то, что происходит в конце и в начале.

Самые важные мысли повторяются два раза, но разными словами – вначале и в конце выступления. Если в начале речи употребляются какие-то термины, нейтрально окрашивающие лексику, то в конце можно сказать фактически то же самое, употребив образные, эмоционально окрашенные слова. Понятно, что логические и эмоциональные доводы, подкрепляя друг друга, к тому же, по-разному действуют на людей разного психологического склада: логические доводы лучше запоминаются мужчинами, а эмоциональные – женщинами.

Лекция рассчитана на 90 минут. В подробном конспекте я привожу большее количество материала, по усмотрению лектора он может быть сокращен.

Данная лекция была прочитана в Воскресной школе при храме Живоначальной Троицы в Чертаново и в Воскресной школе при храме Живоначальной Троицы в Борисово.

   

Основная часть работы

4.1. План лекции

Введение.

Основная часть. 1. Начало брака. Кем установлен брак.

                            2. Цель христианского брака.

                            3. Любовь, как основа христианского брака.

                                  4. Целомудрие христианского брака.

                                  5. Таинство венчания. (Приложение 1; Приложение 2)

                                  6. Муж – глава семейства.

                                  7. Какой должна быть супруга – христианка.

        Заключение. Проблемы современного брака и зависимость благополучия страны от их решения.

 

4.2. Подробный конспект лекции

На предыдущем занятии мы рассматривали таинство причащения.

Тема нашего сегодняшнего урока - «Христианский брак». Мы попытаемся рассмотреть и понять, каким должен быть христианский брак, разберем чинопоследование таинства венчания.

Запишите пожалуйста литературу, необходимую для самостоятельного, более глубокого изучения данного вопроса.

1. Библия – М.: Российское Библейское Общество, 1997.

2. Филарет, митрополит Московский, святитель. Православный катехизис – М.: Издательство Сретинского монастыря, 2004.

3. Шиманский Г.И. Православная семья: Христианская добродетель целомудрия и чистоты. - М.: Даниловский благовестник, 1997.

4. Каледа Г., прот. Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. – М.: Издательство зачатьевского монастыря, 2001.

5. Мейендорф И., прот. Брак в православии. Клин, 2004. http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/brak/5g7_6_5-all.shtml

Дополнительная:

1. Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий - Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994.

2.  Антоний Сурожский, митрополит. Таинство любви. – Клин: Фонд

     «Христианская жизнь», 2002.

3. Шугаев Илья, священник Один раз на всю жизнь.Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. Изд. 5-е.М.: Изд.Совет Русской Православной Церкви, 2007.

4. Ткаченко А. Восполнение любви - http://pravkniga.ru/intibs.htnl?id=239

5. Троицкий С.В. Философия христианского брака. - Киев, 1996. http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/troickiy_24728009259.htm

Начало брака. Начало брака восходит к первым дням человеческого бытия, о его установлении мы читаем на первых страницах Библии. Бог, создав первого человека Адама, сотворил потом ему помощницу - жену, Сам привел ее к Адаму, благословил их и сказал: “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт.1,28). Так брак получил свое начало.

Из приведенного библейского указания непосредственно вытекает высокое достоинство брака. Во-первых, установление брака Самим Богом прямо указывает на его глубокое нравственное основание, потому что Бог не мог дать такое установление человеку, которое служило бы каким-нибудь другим целям, кроме высших и нравственных.

Во-вторых, установление брака уже при самом создании первых людей ясно показывает на его прямую связь с целью создания последних.

Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что первозданному человеку не сразу дается жена. При сотворении животных было так, что парные особи каждого рода явились сразу, а между созданием мужа и созданием жены прошло некоторое время. Это обстоятельство оказывается очень важным для определения самой природы брачных отношений. Если первозданному человеку не сразу дается жена, то это потому, что первый человек, должен был осознать необходимость иметь ее, должен был почувствовать потребность в ней (осознанию этой потребности помогает наречение Адамом имен животным, как об этом пишет святитель Филарет: “Следствие обозрения и наречения животных было то, что “человеку не нашлось помощника подобного ему”. “Не нашлось” более значит, нежели “не было”. Первое предполагает понятие искания, или желания предмета. Из сего видно, что рассматривание животных, сотворенных по четам, привело человека к мысли о чете человеческой”.  Жена не навязывается мужу, со стороны последнего сначала ожидается свободное желание иметь ее; очевидно, в этом выразилось, с одной стороны, уважение к нравственной свободе человеческого существа, с другой - признание в основании брачного отношения нравственного начала - разумной свободной воли, свободного выбора. Животные лишены этого права, потому что они лишены самого начала нравственной свободы. Далее, по повествованию Библии, Творец создал Адаму жену из ребра его, тогда как животные особи женского пола произошли отдельно от особей мужского пола; в этом опять нельзя не увидеть очень важного различия между отношением полов у человека и животных: без сомнения, этот способ создания первой жены указывает, что отношение полов у человека должно представлять самое тесное, неразрывное единство, тогда как отношения различных полов у животных не подчинены этому закону. “И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему” (Быт. 2, 18). Для чего же нужна первому человеку эта “соответствующая” помощница, для создания которой требуется свободное осознание потребности в ней? Очевидно, что не только для деторождения, хотя, последнее тоже очень важно. Ведь нужно отметить, что слова “нехорошо быть человеку одному” (Быт.2,18), сказаны до момента приведения к Адаму животных и наречения им имен, когда Адам, увидев, что все животные созданы Богом по парам для размножения, мог прийти к осознанию потребности иметь себе помощницу для осуществления тех же целей. Значит, Адам осознал потребность в “восполняющем”. Некоторые исследователи предлагают такой перевод еще до рассмотрения животных и не размножение человека есть главная причина сотворения ему помощника. Увидев Еву, Адам говорит: “вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей” (Быт.2, 23), признавая ее своей неотъемлемой частью, с которой он связан всецело и нераздельно: “поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть” (Быт. 2, 24). Следует обратить внимание на то, что ни жена должна прилепится к мужу, как следовало бы ожидать, ведь она создана после него и из него, а муж прилепляется к жене, в этом может заключатся, прообраз будущего «оставления» Сыном Отца и прилепления Его к Своей невесте – Церкви. Следовательно, назначение помощницы в том, чтобы вместе с ней обрести некое новое бытие, заключающееся в единении двух человеческих личностей. Видимо, сам по себе первый человек представлял нечто неполное, нецельное, ему нужен был соответствующий помощник по всей видимости для того, чтобы при его содействии и обрести полноту и цельность. И на основании приведенного библейского указания муж и жена представляют две части этого целого. При этом суть восполнения Евой Адама заключалась не в том, что она должна была восполнить какие-то несовершенства природы последнего: “Если Бог не одобрил первоначальное одиночное существование первозданного человека, то не потому, что он в своей природе - самой в себе - носил что-нибудь несовершенное, но именно потому, что он был один в своем роде. “Нехорошо быть человеку одному”, сказал Бог, - нехорошо, очевидно, в том отношении, что многие из его сил и способностей не находили себе соответствия и применения, что, при замкнутости его в себе самом, его способности могли бы заглохнуть, или по крайней мере не могли бы совершенствоваться и развиваться. Первозданному человеку поэтому и нужен был “соответствующий” ему помощник, т.е. такая же человеческая личность, какою он был сам, - существо, которое бы обладало силами и способностями, соответствующими тем, какие принадлежали ему, чтобы через взаимодействие мужа и его помощницы-жены могла быть достигнута гармоническая цельность человеческой деятельности и жизни вообще”. Таким образом, сущность брака заключается в цельном и полном соединении двух человеческих личностей. Святитель Иоанн Златоуст говорит еще, что жена нужна человеку для утешения: “Сколько бы бессловесные ни были нам полезны своими услугами, но помощь оказываемая Адаму женою, другого рода и гораздо превосходнее…Жена - целое, совершенное и полное существо, может и беседовать и в силу единства природы доставлять великое утешение. Ведь для его (мужа) утешения и создано это существо”. (11. стр.3)

Таким образом, получается, что помощница первозданному человеку нужна для того, чтобы с ее помощью он обрел некую новую, сверхчеловеческую и сверхличностную полноту бытия, когда двое есть одна плоть, хотя личности обоих сохраняются, т.е. когда одна и та же человеческая природа выступает в двоих различно. И здесь можно провести аналогию с тайной триединого бытия Пресвятой Троицы, в которой единство природы и различие ипостасей, и один из аспектов реализации человеком подобия Божия заключается именно в этом обретении сверхличностного единства и полноты двуединого(по меньшей мере) бытия с другим человеком в браке, сохраняя при этом различие ипостасей - личностей. И само это единство, обретаемое, конечно же, в любви, также указывает на тайну бытия Божия, ведь по словам Феофила Антиохийского: «Бог, чтобы показать таинство единства Божия, вместе сотворил жену и Адама для того, чтобы между ними была большая любовь». “Главная, высшая и последняя цель брака не в детях и вообще не в чем-либо, стоящем вне самих супругов, ибо… в браке человек достигает подобия с жизнью Высшего бытия”.

Теперь вернемся к вопросу деторождения. В брак, понимаемый как полное и тесное соединение двух людей, конечно, должна была входить и физическая сторона, - по божественному определению, с браком прямо соединено размножение людей; но и в этом отношении задача брака является высокой, потому что с размножением людей, по прямому определению Божию, связана нравственная цель, - господство человека над землей и всеми неразумными ее обитателями, т.е. торжество на земле разумно-нравственного начала. Человек есть венец творения, он носитель образа и подобия Божия и в нем, как существе сознательном и свободном, раскрывается слава Божья, а потому умножение людей есть умножение славы Божьей. Бог через брак передает человеку Свою творческую функцию: “Бог закончил акт творения: но человек назначен продолжить его”. Брак дает бытие новым существам, которые предназначены к вечному блаженству, через это открывается бесконечная благость и любовь Божья. Таким образом, тайна брака - это еще и тайна распространения царства Божия на земле.

Цель христианского Брака. «В чем же цель брака? На этот счет высказывались разные мнения. У древних израильтян цель брака полагали в рождении детей. Но дети суть следствие или плод брака, а не цель. Правда, сотворив мужа и жену, Бог присоединял благословение чадородия (Быт. 1:28), если мы назовем детей задачей брака, то второй, а не первой. Если бы дети были первой и главной целью брака, то бесплодие (бездетность) было бы одним из оснований для развода. Но мы знаем, что бездетность не уничтожает существа брака и не лишает его цели.

В Священном Писании жена названа помощницей мужа (Быт. 2:18). Но это не главная цель: помощь можно достигнуть путем дружбы и отсутствие помощи (например, по болезни) было бы основанием для развода.

Третьи считают главной целью брака — противодействие и предохранение от распутства, ссылаясь на слова Священного Писания (1 Кор. 7:2-9). Но эта цель подчиненная, а не главная, ибо брак учрежден до грехопадения и с грехопадением первоначальная идея брака не изменилась.

Брак имеет цель в самом себе. Первая и главная его цель — полная и безраздельная преданность и общение двух супружеских лиц». (14, стр. 598-599)

Вторая задача брака, на которую указывает Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания, есть деторождение и воспитание детей. И Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения. Брак (в христианстве), по учению св. Григория Богослова, хорош тогда, когда он соединяется с желанием оставить после себя детей, потому что чрез это восполняется Церковь Христова, увеличивается число “благоугождающих Богу.” Дети — одна из задач супружества и вместе обильный источник семейных радостей. Поэтому христианские супруги должны желать и ждать детей, как великого дара Божия, и молиться об этом благословении Божием. “Бездетные супруги действительно суть нечто обиженное, хотя иногда это бывает и по особенным намерениям Божиим” (11, стр.493)

Долг христианских родителей состоит в христианском воспитании своих детей, чтобы довести их до религиозно-нравственной зрелости вместе с достижением духовной и физической зрелости.

Таким нам представляется первоначальное достоинство брака, принадлежащее ему по самому происхождению. Он видится самым тесным и неразрывным, а потому не допускающим многоженства и требующим ненарушимой верности союзом двух людей, ибо «в целом может быть только две половины, и потому абсолютная моногамия является не только христианским идеалом, но даже нормой брака». Реализуя это единство, люди призваны через него обрести сверхличное, совершенное бытие в любви, уподобившись тем самым Пресвятой Троице, и реализовать посредством брака те цели, которые им были поставлены Господом. Учитывая эти цели и памятуя о нравственном основании брачного отношения, необходимо отметить, что сама любовь между супругами должна носить характер не просто сердечной склонности, но быть любовью нравственной, т.е. такой, в которой человек сам возрастает и совершенствуется, а в условиях падшего мира, нравственность этой любви проявляется еще в самоотречении и самопожертвовании, муж и жена должны облечься в «любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 14).

Но для этого надо понять, что такое любовь и как мы друг с другом можем связываться любовью, потому что любовь бывает разная. Мы это слово употребляем в очень различных обстоятельствах. Мы говорим, что любим Бога, что любим родителей, что любим жену, мужа, детей; но мы также говорим, что любим самые незначительные вещи. Мы это святое, изумительное слово принижаем, говоря: я люблю мороженое, я люблю прогулки, я люблю футбол, я люблю театр… И этим мы снижаем качество самого слова и сами оказываемся пленниками этой запутанности.

«Любовь - удивительное чувство, но оно не только чувство, оно - состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг я вижу его сущность. Конечно, когда я говорю: “Я вижу”, я не хочу сказать “постигаю умом” или “вижу глазами”, но - “постигаю всем своим существом”. Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту, например, красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: “Боже мой! До чего это прекрасно!..” Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась.

Когда я нахожусь лицом к лицу с человеком, которого вижу глазами любви, не глазами безразличия или ненависти, а именно любви, то я приобщаюсь этому человеку, у нас начинается нечто общее, общая жизнь. Восприятие человека происходит на глубине, которая за пределами слов, за пределами эмоций. Верующий сказал бы: когда я вижу человека в этом свете, в свете чистой любви, то я вижу в нем образ Божий, икону. Каждый из нас представляет собой икону, образ Божий, но мы не умеем этого помнить и не умеем соответственно относиться друг к другу. Если бы только мы могли вспомнить, что перед нами икона, святыня!.. Это совсем не значит, что такая икона во всех отношениях прекрасна. Мы все знаем, что порой случается с картиной великого мастера, или с иконой, или с любым произведением искусства, с любой формой красоты: любая красота может быть изуродована - небрежность, обстоятельства, злоба могут изуродовать самый прекрасный предмет. Но когда перед нами произведение великого мастера, картина, которая была отчасти изуродована, осквернена, мы можем в ней увидеть либо испорченность, либо сохранившуюся красоту. Если мы смотрим на эту картину, на любое произведение искусства глазами изумленной любви, то видим прекрасное, а об остальном можем горевать, плакать. И мы можем решить, порой, всю жизнь отдать на то, чтобы все поврежденное в этом образе, в этой картине, в этом произведении искусства - восстановить. Это дело любви: посмотреть на человека и одновременно и увидеть в нем его неотъемлемую красоту - и ужаснуться тому, что жизнь сделала из него, совершила над ним. Любовь - это именно и есть крайнее, предельное страдание, боль о том, что человек несовершенен, и одновременно ликование о том, что он так изумительно, неповторимо прекрасен. Вот если так посмотреть на человека хоть один раз, можно его полюбить, несмотря ни на что, вопреки всему, что бросается в глаза другим людям». (2, стр. 5-9)

Вам наверняка приходилось видеть пары, в которых партнеры на первый взгляд не подходят друг другу: он - красавец, она – маленькая, некрасивая или наоборот?  Бывает и так, что любящему другого кто-нибудь скажет: “Что ты в нем нашла? Что ты в ней нашел?” - и человек дает совершенно странный ответ: “Разве ты не видишь, как она красива, как он красив?..” И оказывается: да, так оно и есть, этот человек прекрасен, потому что любящий видит красоту, а нелюбящий, или безразличный, или ненавидящий видит только раненность. Вот об этом очень важно не забывать. Важно помнить, что любовь реалистична, что она объемлет человека всецело и что она видит, она зряча, но вместо того, чтобы осуждать, вместо того, чтобы отрекаться от человека, она плачет над изуродованностью и готова жизнь положить на то, чтобы все болезненное, испорченное было исправлено и исцелено. Это - то, что называется целомудренным отношением к человеку, это - настоящее начало любви. Это открывает и того, и другого, обоих, к состоянию, когда они могут на самой глубине своей слиться в единство, могут за пределами всяких слов друг друга понимать и чувствовать. Мы все это знаем на опыте. Кто из нас не сидел с дорогим ему человеком - матерью, женой, мужем, другом - в вечерний час, когда спускались сумерки, когда все затихало вокруг. Вначале идет разговор, потом он замирает, но остается какая-то тишина; мы прислушивались к звукам: к потрескиванию дров в камине, к тиканью часов, к внешним отдаленным шумам; потом и эти звуки исчезают, и наступает глубочайшая тишина, безмолвие души. И вот в этом безмолвии души вдруг чувствуешь, что стал так близок своему другу, тому человеку, который рядом находится. Это, конечно, не слияние в том отношении, что один человек делается другим, но оба соединяются на такой глубине взаимного переживания, где слов больше не нужно: они вместе, и если любовь достаточно глубока, они стали одним целым.

Надо помнить, что телесное единство двух любящих друг друга людей - не начало, а полнота и предел их взаимных отношений, что лишь тогда, когда два человека стали едины сердцем, умом, духом, их единство может вырасти, раскрыться в телесном соединении, которое становится тогда уже не жадным обладанием одного другим, не пассивной отдачей одного другому, а таинством, самым настоящим таинством, то есть таким действием, которое прямо исходит от Бога и приводит к Нему. Телесный брак, по учению одного из отцов Церкви, предстается таинством, подобным Евхаристии, причащению верующих. В каком смысле? В том смысле, что в Евхаристии силой Божией, чудом соединяющей любви и веры друг во друга верующий и Христос делаются едиными. И в браке (конечно, на другом уровне и по-иному), благодаря взаимной вере и взаимной любви, два человека перерастают всякую рознь и делаются единым существом, одним целым в двух лицах. Это является одновременно полнотой брака душевно-духовно-телесного и полнотой целомудрия, когда два человека друг ко другу относятся как к святыне и все свои отношения, включая и телесные, превращают в таинство, в нечто превосходящее землю и возносящее в вечность.

В связи с этим важно упомянуть слова Иоанна Златоуста, который говорит, что «в браке душа соединяется с Богом неизреченным неким союзом». Ведь, действительно, любовь обладает тем свойством, что любя другого человека, мы прозреваем в нем сквозь несовершенство идеальный лик, сквозь телесную конечность - его бесконечное вневременное бытие, таким образом, мы прозреваем Самого Бога, ибо только он может быть источником таких качеств, как идеальность и бесконечность. И потому, по словам Г.Марселя: «Любить человека значит сказать ему: «Ты не умрешь!».

Исходя из того, что брак был установлен при самом творении человека, некоторые исследователи говорят даже о том, что закон брака «положен в самом существе человеческой природы». И потому дальнейшая судьба брака была всегда связана с нравственным состоянием самого человека. Брак пал так же, как человек, и в него проникло разъединяющее самолюбие и грубая чувственность, хотя некоторые исследователи считают, что «таинство брака было тем единственным каналом, через который благодать Божия непрестанно изливалась на греховное человечество». И так же, как человек, он был восстановлен и поднят на большую высоту, пришествием Спасителя, ведь в свете евангельской истории в браке открываются неизвестные ранее цели и смыслы. И очень важно в этом отношении присутствие Христа на брачном пире в Кане Галилейской и совершение Им первого чуда превращения воды в вино, совершая которое, он впервые с очевидностью являет свою божественную природу.. Первый брак Господь благословил в раю, среди довольства и изобилия, второй брак он благословил в Кане, устранив скудость, восполнив недостающее, которое возможно понимать и как недостающее духовное. И еще совершение чуда символизирует, что бр



2020-02-03 227 Обсуждений (0)
Методическая часть лекции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методическая часть лекции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)