Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика пользователей Интернета



2020-02-03 400 Обсуждений (0)
Характеристика пользователей Интернета 0.00 из 5.00 0 оценок




 

За последние годы в России сформировался новый тип cоциального сообщества - пользователи глобальных компьютерных сетей. Формирование такого сообщества обусловлено разнообразными факторами - экономическими, социальными, техническими, политическими и психологическими. В результате популяция пользователей сложилась и развивается как сложное динамическое единство, одновременно чувствительное к влиянию процессов, идущих в обществе и активно формирующее общественные интересы и настроения (например, общество стало интересоваться Интернетом).

Это сообщество привлекает исследовательские интересы представителей социологической и психологической науки. РОЦИТом и некоторыми другими организациями, преимущественно за рубежом (Veskimagi; Перекресток; CEENet;) проводятся отдельные или достаточно систематические опросы пользователей компьютерных сетей. Анализируется структура российского Интернета, его языки, соотношение бизнеса и Интернета в России, информационный спрос, наиболее популярные информационные системы. Целью исследования является составление социального, демографического и психологического "портрета" пользователя компьютерной сети, а также выявление идущих внутри сообщества пользователей динамических процессов. Исследование ведется в рамках социально-психологических работ, проводимых психологами из Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в тесном сотрудничестве с РосНИИРОС и с Ассоциацией RELARN. Основными методами, с помощью которых проводилось исследование, были личные беседы и интервью с пользователями компьютерных сетей, а также наблюдение (в том числе включенное) за их деятельностью, и анкетирование пользователей с помощью специально разработанных опросников.

Результаты исследования показали, что наибольшую по численности группу респондентов составляют лица 21-25 лет. Несколько меньшую часть пользователей представляют респонденты в возрасте 26-30 лет. Все возрастные категории пользователей приобрели устойчивое значение и колеблются в незначительных пределах. Таким образом, можно сказать, что возрастные показатели популяции пользователей Интернета стабилизировались, а наблюдаемая динамика связана главным образом с постепенным старением возрастной группы 21-30 лет.

По стажу работы в компьютерных сетях было получено прогрессирующее увеличение количества пользователей, длительно работающих в сети. По данным опроса 1997 г. наиболее многочисленной является группа пользователей со стажем работы в сети более трех лет. В то же время уменьшилось количество новичков, приславших ответы на анкету и работающих в сети менее 3 месяцев. Этот факт может объясняться не уменьшением числа новых пользователей, а уменьшением их интереса к чтению телеконференций, в которые рассылались анкеты.

В результате исследования показано, что в основе деятельности пользователей Интернета лежат следующие виды мотивов: деловая мотивация, познавательная мотивация, мотивация сотрудничества, мотивация самореализации, рекреационная и игровая мотивация, аффилиативная мотивация, мотивация самоутверждения, коммуникативная мотивация.

Выделенные типы мотивов репрезентируют основные описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую. Эти виды мотивации проявляются в различных видах направленности деятельности пользователя Интернета: познание, сотрудничество, помощь другим пользователям, интеллектуальная и творческая самореализация, поиск единомышленников, стремление найти свой круг общения, социальное самовыражение и так далее.

В исследовании выделены основные сферы проявления мотивационной регуляции в деятельности пользователя Интернета. Это содержательная направленность интересов пользователей, реализуемая в форме обращения к различным типам информационных источников; оценка психологических последствий работы в Интернете; оценка пользователями значимости Интернета и характера его воздействия на собственную личность и деятельность; осознанное представление пользователей о собственных мотивах. Выделение сфер мотивационного воздействия позволяет совершенствовать методику исследования мотивации путем обращения к наиболее значимым аспектам мотивационного воздействия на деятельность пользователя.

Полученные результаты говорят о полимотивации деятельности пользователей Интернета. Этот факт подтверждает правомерность понимания Интернета как новой, специфической и мотивационно богатой сферы деятельности человека. Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, познания и игры (развлечения), реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы. Эти данные говорят об уменьшении веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей Интернета. Напротив, мотивы коммуникативного, корпоративного и креативного содержания, мотивы личностного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции.

Феномен зависимости от Интернета может и должен быть понят не просто как исключительно навязчивое пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая аддиктов ощущением потока.

При изучении проблемы мотивации пользователя представляет интерес вопрос о том, что дает (или не дает) работа в Интернете для развития личности человека и его общения с другими людьми. Этот вопрос относится к оценке психологических последствий работы в Интернете в области личностного развития и межличностной коммуникации. Процесс оценивания субъектом прямых и побочных результатов его деятельности пользователя воздействует на мотивационную регуляцию. Критерием этого оценивания является степень соответствия результатов деятельности потребностям самого человека, т.е. сопоставление желаемого и достигнутого. Эти оценки распространяются на последствия, которые данная деятельность имеет для самого человека - развивает его возможности, дает новые навыки, или, наоборот, не дает возможности для самореализации и саморазвития.

Полученные в результате данные позволили разработать следующую предварительную классификацию мотивов пользователя Интернета:

Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в Интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и т.д. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.

Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых знаний, он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.

Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.

Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинство видов деятельности человека носит социальный характер как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в Интернете служит индикатором корпоративной мотивации.

Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления - самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта. Наряду в другими данный мотив часто относят к числу базовых мотивационных образований человека.

Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация является способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В Интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.

Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.

Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть пользователей осознает влияние работы в Интернете на собственную личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) и формирует мотив развития личности при работе в Интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в Интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, высказываний в телеконференциях, ресурсов WWW и т.д.). Это позволяет человеку реализовывать свои творческие потенции, дает возможность получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов.

 

 

2.3 Плюсы Интернет – коммуникации

 

Без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Это как если бы в досетевую эпоху вдруг оказалось возможным выписать домой все газеты, журналы, книги и одновременно включить все каналы телевидения и радио, это возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор. Стоит войти в какую-нибудь информационно-поисковую систему - и вы получаете доступ ко всем, как кажется, областям знания.

У нетрудоспособных и инвалидов теперь «весь мир под рукой». Электронный доступ возможен к самым различным источникам информации - от библиотеки Конгресса США до лондонского «Таймс» - с постоянно возникающими новыми информационными ресурсами.

Интернет предоставляет не только огромное количество всевозможной информации, но и возможность общения в реальном времени, используя специальные программы. Плюсы подобной электронной коммуникации - уничтожение расстояний, возможность отсроченного ответа, создание сообществ по интересам, а также, при желании, полная анонимность и создание легенды, т.е. возможность «существовать» в другой физической и моральной оболочке (хотя о пользе последнего плюса сейчас идет широкая дискуссия в обществе).

Миллионы людей каждый день используют Интернет для различных целей. Наиболее распространенное применение - электронная почта (согласно опросу, проведенному в начале года Стенфордским институтом количественных исследований общества, почтой пользуются 90% опрошенных), которая приобрела особо важное значение и для граждан бывших союзных республик, устанавливающих связи с жителями зарубежья. К тому же, во времена кризиса Интернет оказался постоянным источником новостей и информации, в основном потому, что его нельзя полностью отключить.

Например, во время путча в августе 1991 года в Москве, когда реакционные политические и военные силы пытались восстановить старую систему Советского правления, все традиционные средства коммуникации были нарушены: телефон, телевидение, радио и печать. Но компьютерные сети, в то время уже возникшие в Советском Союзе, были нетронуты цензурой и смогли выпустить море информации о событиях в Москве. Согласно сведениям А. Солдатова, президента «Релкома» (на сегодняшний день самой крупной компьютерной сети в России), в те напряженные августовские дни «Релком» выпустил 46 тысяч единиц информации по всей России и за рубеж, когда все остальные каналы средств массовой информации были закрыты.

В настоящее время глобальная сеть вс1 чаще используется для распространения разного рода рекламы. Интернет даёт такие преимущества, которые никогда не смогут обеспечить традиционные СМИ. Так, современный уровень развития глобальной сети Интернет обеспечивает возможность создать презентацию любой услуги или продукта на таком уровне, который никогда не будет доступен обычным СМИ; глобальная сеть позволяет не только проводить рекламные кампании исключительно среди целевой аудитории, но и в режиме реального времени отслеживать их результаты глобальными сервисами статистики. Кроме того, Интернет позволяет просчитать реакцию целевой аудитории на рекламную кампанию и в случае необходимости скорректировать её ход. Потенциальных клиентов можно привлекать различными способами - размещать рекламные объявления на профильных форумах, где общаются профессиональные строители, принимать участие в контекстных сетях, покупать баннеры на тематических сайтах. Как только на сайт начнут приходить целевые посетители, можно сразу же приступать к анализу рекламной кампании для дальнейшего поискового продвижения. На основе данных этого анализа можно выработать стратегию, на основе которой можно в разы увеличить прибыль. Причём средства, затраченные на такое исследование, не идут ни в какое сравнения со средствами, которые бы пришлось потратить, чтобы собрать подобную информацию с помощью обычных СМИ. Интернет дает любому человеку практически бесплатную возможность оповестить многомиллионную аудиторию о предлагаемых им услугах или продукции. Интернет уравнивает частных лиц, фирмы средней руки и крупные корпорации: у всех есть одинаковые возможности для привлечения покупателей. Не надо платить тысячи и даже миллионы долларов за мгновения рекламы на телевидении, не надо покупать полосы в газетах - ваша страничка в Интернет будет функционировать круглосуточно, без перерывов. Глобальная сеть Интернет позволяет значительно опередить конкурентов и, соответственно, завоевать новые сегменты рынка, расширить клиентскую базу и увеличить прибыль. Для этого достаточно выкупить рекламные места на популярных тематических сайтах, а также провести рекламную кампанию в контекстных сетях и на профильных форумах. Причём, чем раньше начнётся эта рекламная кампания, тем больше сливок удастся с неё снять.

Все более популярной становится электронная торговля, позволяющая пользователю совершить покупку практически любого товара в любой точке планеты. По Интернет вы можете заказать и получить новые программные продукты, послать букет цветов любимой девушке и даже приобрести автомобиль. А также узнать последние результаты торгов на биржах всего мира, осведомиться о курсе акций той или иной компании и провернуть с ними сделку. Для крупных фирм и корпораций Сеть стала идеальной средой для проведения всевозможных операций и расчетов, а также торговли по схеме business-to-business, совещаний в реальном времени. Впрочем, заработать на Интернете может не только крупная фирма, но и практически любой человек, создавший свой сайт.

Интернет также обладает рядом преимуществ над так называемыми «традиционными» средствами массовой информации. В Интернете, в отличие от телевидения, время передачи информации не ограничено. Телекомпания ABC передает новости несколько часов в день, на веб-сайте ABCNEWS.com с ними можно знакомиться в течение 24 часов в сутки.

Информация на веб-страничках может отличаться еще одним ценным качеством, которое не в состоянии позволить себе ни телевидение, ни даже подчас газеты: глубиной раскрытия темы. Например, материал о почечной недостаточности ограничен двумя минутами на телевидении или 500-1000 знаками в газете. В электронном варианте статья на эту же тему может быть сколь угодно большой, сопровождаться фотографиями и диаграммами, звуковыми интервью с врачами и специалистами, видеосъемкой операции на почках. На сайте наверняка будет дана таблица ссылок на медицинские учреждения, занимающиеся лечением почек или их трансплантацией. Благодаря Интернету теле- и радиовещательные компании теперь могут предлагать информацию для относительно узкого круга людей, не утомляя ею массовую аудиторию. К примеру, какая-то природная катастрофа уничтожила город. На телевидении у CNN нет времени для того, чтобы перечислить всех убитых и раненых. Но на веб-страничке такая информация может появиться, что, собственно, и было сделано в 1997 г., когда над штатом Арканзас пронесся смерч. Некоторые компании пошли еще дальше. Так, MSNBC.com предлагает своим пользователям оценить статьи, которые они прочли на сайте, чтобы выяснить, какая из них пользуется наибольшей популярностью у читателей. В результате получается поистине интерактивное средство информации.

Интернет - самый массовый и оперативный источник информации. Свое «представительство», собственную страничку в Сети имеет сегодня практически каждая крупная западная организация, фирма или компания. В Интернет расположены «электронные» варианты многих тысяч газет и журналов, через Сеть вещают сотни радиостанций и телекомпаний. Трудно найти какую-либо область человеческой деятельности, которая не была бы представлена в Интернет во всей своей полноте сотнями и тысячами «страничек». Также Интернет - крупнейший в мире источник развлечений. Игры и музыка, кино и театр - все виды искусства и все детища громадной индустрии развлечений представлены сегодня в Интернет. Вы можете сыграть в игру с партнером, находящимся на другом конце земли, узнать новости о жизни любимой рок-группы и прослушать их последний диск, разгадать кроссворд и получить результаты последнего футбольного матча. Затруднительно даже назвать вид развлечений и хобби, которому не посвящен в Сети хотя бы десяток страниц.

Интернет - самое прогрессивное средство общения и коммуникации. Ежедневно пользователи Сети отправляют друг другу сотни миллионов электронных посланий - для многих из них Интернет полностью заменил обычную почту. Миллионы людей ежедневно знакомятся и общаются друг с другом на посредством всевозможных мессенджеров. Пока сравнительно небольшое число людей в нашей стране пользуется услугами Интернет-телефонии и видеоконференций, однако эти технологии общения становятся все более популярными.

С помощью Интернета пользователь может заявить о себе на весь мир, создав личную домашнюю страничку.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Интернет - это еще и двигатель коммуникаций. Как бы ни был могуч и совершенен ваш компьютер, какой бы аппаратной и программной мощью он ни обладал, в наше время эта мощь - ничто без средств коммуникации. Человек не может жить один - ему постоянно нужна помощь и поддержка других людей.

Необходимо заметить, что основополагающая особенность виртуальной коммуникации - это все-таки физическая непредставленность. До сих пор большинство сред коммуникации в Интернете текстовые. Это означает, что источник информации о собеседнике в виртуальной коммуникации - это его текстовые сообщения. В процессе общения в Интернете, в отличие от реального общения, исходно полностью отсутствуют индикаторы социальной позиции человека и невербальное поведения.

Общение в киберпространстве - это общение при помощи текста. Здесь нет интонаций и мимики. Однако это не значит, что здесь нет чувств. Многие виртуальные сообщества рождаются, когда какие-то люди или человек желает обсудить какую-то идею. Эмоциональная вовлеченность в обсуждаемую тему преодолевает холодную и чисто "интеллектуальную" сущность компьютера и люди устанавливают эмоциональные отношения. Люди в Интернете влюбляются и ссорятся, радуются и переживают. Воображение заполняет пустоты, оставленные ощущениями. Вопрос лишь в том, не становится ли такое общение заменой полноценного реального.

Таким образом, проанализировав все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что к основным особенностям виртуальной коммуникации можно отнести следующее:

- анонимность;

- физическая непредставленность участников коммуникативного акта;

- затрудненность эмоционального компонента коммуникации;

- отсутствие единства пространства и времени, т.е. возможность быть в одно и то же время в разных местах, а также возможность общения с людьми из других часовых поясов;

- характер коммуникации - почти исключительно письменный.

Интернет пользуется разными людьми для разных целей. Для кого-то это - всего лишь средство для поиска и обмена информации. Для кого-то-дом, новая вселенная, киберпространство, в котором человек проводит куда больше времени, чем в реальном мире. Для кого-то - есть, увы, и такие, -воровская отмычка. Интернет всего лишь отражение нашей реальности. Во всей ее неприглядности и полноте. Что есть в душе человека, есть и в жизни, значит есть и в Интернете.

Нельзя однозначно утверждать, положителен ли феномен Интернет - коммуникации или отрицателен. Он просто существует, это неотъемлемая реалия современного мира. В ней есть свои плюсы и свои минусы. Как и в любом другом деле, в процессе осуществления виртуальной коммуникации важна мера и соблюдение определенных границ.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на

личность. - М.: Можайск-Терра, 2000

2. Войскунский А.Е. Интернет - новая область исследований в

психологической науке. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ.

Выпуск 1. - М.: Смысл, 2002

3. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета. М.: Вопросы философии, N 11,

2001

4. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена Интернет –

аддикции. М.: Психологический журнал, №1, 2004

5. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные

исследования в Интернете.- М.: Можайск- Терра, 2000

6. Галкин С. М. Бизнес в Интернет. - М.: Центр, 2004

7. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации. - М.: Восток-Запад, 2007

8. Успенский И.В. Интернет - маркетинг - СПб.: СПГУЭиФ, 2003

9. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, - 2001

  10. Яковлев И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. - М.:

   Азбука-классика, 2006

11. База данных Фонда Общественного Мнения. Опрос населения «Интернет

    в России». Выпуск 25. Осень 2008. www.bdfom.ru


[1] Американский политолог, исследующий проблему количественного контент-анализа политической (в т. ч. и массовой) коммуникации; предлагает ставшую классической в социологии массовой коммуникации формулировку, согласно которой "акт коммуникации" рассматривается по мере ответа на вопрос: "КТО - сообщает ЧТО - по какому КАНАЛУ - КОМУ- с каким ЭФФЕКТОМ?"

[2] Психиатр, который ввёл термин интернет-зависимость, вкладывая в него не медицинский смысл наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь.

[3] Исследовал Интернет-зависимых и сами причины зависимости.



2020-02-03 400 Обсуждений (0)
Характеристика пользователей Интернета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика пользователей Интернета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)