Особенности философского мировоззрения
ГОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа по дисциплине « Философия »
Вариант №20
студентки гр. 3209060030 Бухгалтерский учет, анализ и аудит(СОП) (БУАиА (080109.65)/3, 1сем.)
Научный руководитель /степень, звание/ __________________________________
______________________________ФИО
г. Тюмень, 2010г. Содержание Содержание. 2 1. Мировоззрение: сущность и смысл. 3 2. Древнегреческая натурфилософия. 8 3. Проблема единства мира. 15 4. Проблема научной рациональности. 19 5. Идеальное и сознание. 23 6. Структура личного универсума. 27 7. Статика и динамика общественной жизни. 30 8. Взаимодействие цивилизаций. 32 9. Идеология – это. 36 Список литературы.. 37 Мировоззрение: сущность и смысл Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Это представление о мире как о целом и вытекающие из этого представления смыслы и ценности человеческой жизни. Мир в целом никто представить себе не может, т.к. мир бесконечен и изменчив. Но некая система координат есть у каждого человека – это его мировоззрение. Вся философия –мировоззрение, хотя не обязательно чтобы мировоззрение было философией. Мировоззрение может быть религиозным, мифологическим, научным и т.д. Философское мировоззрение есть концепция мира и концепция человека в его отношении к миру. Философское мировоззрение биполярно: с одной стороны мир. С другой – сам человек, который не существует вне мира. Главным вопросом всякого мировоззрения является отношение человека к окружающему миру. Мировоззрение — это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, ценностей, чувств, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной. Это совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями. Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Как человек ощущает себя в мире, какое место себе определяет в нем, таким он и будет. Вопрос об отношении человека к миру является основным вопросом всякого мировоззрения.Он конкретизируется в других: в чем смысл жизни? Возможно ли личное бессмертие? Есть ли счастье? Что такое мир в целом? Конечен он или бесконечен? Что такое истина? Что такое добро, зло, справедливость? Что такое красота, любовь? Эти и многие другие вопросы развертываются в систему ответов на них, в возрение человека на мир, на свое отношение к этому миру. Мировоззрение индивида построено на противоречивости взаимотношений его внутреннего мира с миром внешним, а потому оно по сути своей антиномично: отталкивание "не-Я" сопровождено стремлением к единству, стремление к тождеству с ним рождает его отрицание. В центре мировоззрения - проблема человека; назначение мировоззрения - обеспечение человека самыми общими представлениями и идеями о ценностях, регулирующими его взаимотношения с внешним миром. Теряя жизнь, человек, естественно, теряет и мир. Сказанное поясняет нам, что такое философия, если мы даем определение такого более общего, чем философия, понятия, как мировоззрение: мировоззрение есть система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в мире. В этом и усматривается сущность мировоззрения, а следовательно, и первичная сущность философии.[1] Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания, образования. Мерилом мировоззренческой зрелости личности являются Мировоззрение раскрывает бытие человека, определенной социальной группы, этноса. Это система, совокупность взглядов на мир на мир в целом и на свое место и роль в этом мире. Это многоуровневое явление, в котором присутствует обыденное мировоззрение с рациональными и иррациональными элементами, рассудком и предрассудком. Мировоззрение можно разделить на компоненты: Мировоззрение | |||||||||||||
↓ | ↓ | ↓ | |||||||||||
Представление человека о действительности |
Система ценностей | Смыслы бытия – высшая ценность, ради которой живут люди. Смысл жизни – совокупность фрагментов (семья, бытие, деньги, любовь) | |||||||||||
↓ | ↓ | ||||||||||||
Теоретический уровень (рациональный контакт с миром) | Эмпирический уровень (чувственный контакт с миром) | ||||||||||||
↓ | ↓ | ↓ | |||||||||||
миропонимание | мироощущение | мировосприятие |
Мироощущение – и результат, и процесс непосредственного чувственного контакта человека с миром (настроение).
Мировосприятие – наглядно-образные представления о мире, без непосредственного контакта с ним (можно представить Россию начала 19 века), это более высокий уровень освоения окружающего нас мира, формируется из разных источников.
Миропонимание – система рациональных, систематизированных, обоснованных знаний о мире (совокупность догматов церкви о мире, научная картина мира), оно относительно устойчиво.
Ценности – свойства объектов удовлетворять потребности человека, на основе системы ценностей люди объединяются в группы (попить пива, защитить кандидатскую). Система ценностей: ценность – свойство объектов удовлетворять потребности человека.
Смысл жизни – это высшая ценность, на основе которой человек организует свою деятельность. Например, система ценностей лежит в основе дружбы между людьми.
Мировоззрение – это синтез, включающий в себя обобщенный образ реальности, ценностное и смысловое отношение к себе и к реальному миру. Мироощущение и мировосприятие часто носят эмоциональную окраску и могут являться динамическими компонентами.
Любому человек говорить о смысле жизни неразумно до тех пор, пока она не закончена. Жизнь – это недочитанный текст. Поэтому философия рекомендует пользоваться термином «цель жизни» взамен смысла. Только в финале жизни определяется смысл жизни (все жизненные этапы преходящи: и любовь, и карьера, и власть, т.к. человек умирает все равно).
Мировоззрение также бывает мифологическое, научное, религиозное и др.
Обыденное мировоззрение – есть у каждого и формируется стихийно в процессе жизнедеятельности, в нем отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;
Особенности:
1) оно не выбирается (пример, атеизм из детства), оно совершенно;
2) к нему нет критического отношения, т.е. человек не видит его слабых сторон, оно одно;
3) оно не развивается (у деда, сына и внука одно и то же).
Теоретическое мировоззрение – вносится профессионалами и приобщает человека к высшим ценностям культуры: истине, добру. красоте.
Особенности:
1) оно выбирается;
2) критически оценивается;
3) попытка его развития (2 и 3 зависит от личности).
Мифологическое мировоззрение – формируется в эпоху первобытно-общинного строя.
Особенности:
а) коллективный характер мировоззрения (жили в группах);
б) антропоморфизм – очеловечивание природы;
в) неразличение естественного и сверхъестественного (в мифе Боги и люди живут вместе);
г) неразличение вещи и образа вещи (нарисованный и живой мамонт – 2 проекции одной вещи);
д) отсутствие субстанций – нечто неизменного, самого себе тождественного: все превращалось во все (боги превращаются в зверей, полулюди-полукони – кентавры);
е) основной способ объяснения сущности вещи – генетический (через рассказ о ее происхождении) – (пример, огонь – это то, что украл Прометей у других богов и принес людям). Впервые Анаксимен – мир состоит из! воздуха;
ж) связь с магией (т.е. ритуалами и обрядами, сопряженными с какими-то конкретными практическими целями; особенного рода ритуалы, обряды, которые заставляют богов, духов помогать людям);
з) антиисторизм мифа – ход времени понимался либо циклично, либо идущим вспять, т.е. с отрицанием развития. В космосе, в природе основа – цикл (времена года, день – ночь). В реальности: рай – золотой век – все хуже и хуже.
и) основной пафос (главная идея) мифа – рассказ о том, как возникает и кем поддерживается порядок в мире.
Аристотель: «Люди стали философствовать от удивления». Хаос естественен, а порядок – удивителен (вот причина рождения философии по Аристотелю). В мире существует порядок, который никем не поддерживается явно, но существует. Если не убирать в квартире – будет хаос, порядок надо поддерживать.
Миф был первой исторической формой мировоззрения. Относиться жизни по-философски – значит не принимать ничто близко к сердцу, а попытаться разобраться в причинах ситуации. Если человека подставили или ему что-то неподвластно, то это неудивительно, а обыденно; а если человек тяготеет к мудрости, к чему-то постоянному, то это удивляет, заинтересовывает и заставляет искать причины этому, т.е. философствовать.
Почему миф коллективен? Потому что выжить одному труднее, чем когда ты живешь с кет-то сообща, а если у каждого члена коллектива свое видение мира, то жить в таких условиях рано или поздно становится невыносимым. Поэтому в первобытно-общинном обществе все было одинаково: и хозяйство, и мировоззрение, и культура.
Религиозное мировоззрение - связанно с признанием сверхъестественного мирового начала;
Отличия религии от мифа:
1) в религии есть культовая система (церемонии, обряды): религия = миф + культ;
2) жесткое противопоставление естественного и сверхъестественного миров;
3) в религии невозможно противостояние Бога и человека;
Особенности религиозного мировоззрения:
1) вера во всемогущего Бога-творца;
2) вера в бессмертие души;
3) вера в личное спасение.
Философское мировоззрение - в нем обобщается опыт духовного и практического освоения мира.
Особенности философского мировоззрения
1) рациональность и системность философского знания – если миф опирается на традицию, религия – на откровения, то философия – на систему;
2) соединение научно-теоретического и духовно-практического начала. (Аристотель созерцал, Маркс преобразовывал мир);
3) субстанциональность – философы выводят свое знание, как правило, из единственной субстанции (идеальной или материальной);
4) личностный и национальный характер знания;
5) плюралистичное знание (разные личности порождают разные философии);
6) критический характер знаний (а миф, например, передается в неизменном виде из поколения в поколение).
У философии, как и всякой формы теоретического знания, есть свои объект и предмет.
Объект науки – фрагмент действительности, которая существует независимо от человека.
Предмет науки – угол зрения, под которым изучается объект.
Объект философии – это мир как целое бытие и человек как родовое существо (как таковой).
Предмет философии – это всеобщее в системе «мир – человек», то, что касается мира как целого и всех людей, взаимоотношения мира и человека.
Это всеобщее конкретизируется в 3 аспектах:
1) разделен ли мир на материальное и идеальное и что первично? (основной вопрос философии);
2) если мир существует в движении, то каково направление этого движения?
3) в чем природа, сущность и предназначение человека во Вселенной?
2020-02-03 | 172 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Особенности философского мировоззрения |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы