Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие цивилизаций.



2020-02-03 194 Обсуждений (0)
Взаимодействие цивилизаций. 0.00 из 5.00 0 оценок




Цивилизация — собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью охватываемых ею индивидов и социальных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства.

Человеческая история - это история цивилизаций. Одна цивилизация сменяет другую, когда та перестает существовать, между ними нет четко обозначенных границ, точного начала и конца. Понятие цивилизация включают в себя «ценности, нормы, институты и способы мышления, которым сменяющие друг друга поколения придают первостепенное значение».  Цивилизации, утверждал Тойнби, «охватывают, не будучи охваченными другими» [16]. Цивилизация - это «целостность». Цивилизациям, продолжает эту мысль Мелко, свойственна определенная степень интегрированности. Их части определяются отношением друг к другу и к целому. Если данная цивилизация состоит из государств, то эти государства будут теснее связаны друг с другом, чем с государствами за пределами цивилизации. Они могут чаще воевать друг с другом и чаще вступать в дипломатические отношения. Они будут более взаимозависимыми в экономическом отношении. В них будут существовать взаимопроникающие эстетические и философские течения.

Цивилизация - это широчайшая культурная общность. У деревень, регионов, этнических групп, народностей, религиозных групп существуют особые культуры на разных уровнях культурного многообразия. Они образуют цивилизации. Цивилизацию определяют и такие общие объективные элементы, как язык, история, религия, традиции, институты и субъективная самоидентификация людей.

Разные культуры и народы постоянно влияют друг на друга, заимствуют кое-что друг у друга, но все же остаются собой, не сливаются с другими, не поглощаются ими. Аналогично различные цивилизации взаимодействуют и развиваются таким образом, что общечеловеческий компонент в них постоянно возрастает, приобретает все больший удельный вес, так, что в отдаленной перспективе весьма реальна единая культура человечества.

Мировая цивилизация включает в себя: 1) определенное мировоззрение, идеологию, мен-тальность; 2) духовные институты (церковь, партию, образование, семью); 3) образ жизни индивидов, характеризующий разные народы и страны.

Цивилизации постоянно эволюционируют. Они динамичны, переживают подъем и падение, сливаются и делятся, исчезают и оказываются похороненными в песках времени.

Фазы их эволюции можно устанавливать по-разному. Сначала наблюдается период роста, который включает в себя усиливающийся контроль над средой, созданной творческим меньшинством; за ростом следуют пора трудностей, возникновение универсального государства и затем дезинтеграция. То есть цивилизации проходят через пору трудностей или конфликтов, движутся к универсальному государству, а затем - к упадку и дезинтеграции.

С развитием общества меняется мировоззрение людей, появляются новые идеологии, меняются общественные институты, возникают новые религии, изменяется вся культура человечества, отдельных народов и обществ. В мире протекают войны, наблюдаются кризисы в культуре, наблюдаются природные катаклизмы, идет постоянная борьба человека с природой. Но если в начале развития цивилизации человеку приходится в основном отвечать на вызовы Природы, то по мере развития основными становятся социальные противоречия: борьба между классами, религиозные, национальные вопросы. На уровне человека рост означает всю меньшую зависимость от физиологических потребностей и все прогрессирующее влияние нравственных проблем. «Рост означает, что растущая личность или цивилизация стремится создать свое собственное окружение, породить своего собственного возмутителя спокойствия и создать свое собственное поле действия. Иными словами, критерий роста - это прогрессивное движение в направлении самоопределения».

Между людьми с развитием общества меняются взаимоотношения. В каждой цивилизации появляется определенная Личность (или несколько), у которой более высокий уровень развития. Однако подавляющая часть общества остается там же где и была. Таким образом, возникает еще одно очень важное противоречие «меньшинство-большинство». Большинство может приблизиться к меньшинству. Однако нет никаких гарантий того, что это произойдет. Отсюда возникает опасность отрыва одной социальной группы от другой. С ростом цивилизации эта пропасть становится все шире и шире, что в конце концов может привести к надлому цивилизации: вызову, на который меньшинство уже не способно дать адекватного ответа.

В результате роста каждая цивилизация проходит свой уникальный путь развития. При этом опыт, полученный каждой цивилизацией, также уникален. Новая цивилизация заимствует от предыдущей не всегда самое лучшее.

Цивилизации могут отличаться друг от друга по политическому составу, а временами он меняется и внутри одной цивилизации. Они могут включать в себя одну или много политических единиц. Эти единицы могут быть городами-государствами, империями, федерациями, конфедерациями, национальными государствами, многонациональными государствами; у всех них могут быть и разные формы правления. По мере того, как цивилизация эволюционирует, число и природа составляющих ее единиц обычно меняются. Как отметил Люциан Пай, Китай – это «цивилизация, претендующая на то, чтобы быть государством». Япония - цивилизация, являющаяся государством. Однако в большинство цивилизаций входит более одного государства или другой политической целостности. В современном мире большинство цивилизаций включают в себя по два или более государств.

А также в одной стране может быть и несколько цивилизаций. Это значит, что в данном обществе есть цивилизационные лидеры, социальные институты, цивилизационная масса, приверженные разным мировоззренческим ценностям, ментальности, характерам, образу жизни. Например, в Советской России существовала советская цивилизация, базисом которой была КПСС, православная цивилизация, базисом которой была православная церковь, и исламская цивилизация, базисом которой была мечеть. Эти цивилизации включали также множество людей, объединенных вокруг своих базисных социальных институтов религией, ментальностью, характерами, образом жизни. Цивилизация не существует вне людей и организаций, которые придерживаются определенных ценностей, веры в них и соответствующего поведения в обществе.

В стране-государстве можно выделить цивилизацию, которая соответствует господствующей общественной формации, и цивилизацию, которая ей противодействует (маргинальную). Православная цивилизация в Советской России была противником советского строя, хотя ее иерархи сотрудничали с советской властью. И православные (носители православной цивилизации) были объективно противниками советской цивилизации (и ее носителей). Обе эти цивилизации (советская и православная) развивались в борьбе между собой. Православная цивилизация уходила вглубь народа, становилась уделом верующих. Советская цивилизация распространялась вширь, постепенно становилась уделом слов карьеристов, а не убеждений людей. Отношения между маргинальной и господствующей цивилизациями носили враждебный характер.

Общественная формация, государство, цивилизация тоже находятся в противоречиях (и конфликтах), что является условием развития общества (а не только материальное производство, как в историческом материализме). Формационная, государственная и цивилизационная ипостась данного общества находятся между собой в сложных отношениях, образуя множество самых замысловатых комбинаций. Сравните США, Россию, Китай и др. В одном обществе может быть цивилизационная и государственная составляющие, а формационной может и не быть (только деформация). В другом обществе может быть формационная и государственная составляющие, а цивилизационная может отсутствовать, находясь на стадии этнолизации (современная Чечня). В третьем обществе цивилизационная и формационная составляющие находятся в единстве, образуя неразрывную целостность, а государство не развито. В четвертом обществе сосуществуют противоположные цивилизационные и формационные ипостаси, находящиеся в борьбе между собой и примиряемые сильным государством (феодальная Европа во время папизма). Формационное и государственное тело общества может быть одинаково у тех или иных народов, а цивилизационная душа отлична, что и придает обществу определенную специфику. Например, мусульманская цивилизация - это и совокупность стран, регионов, деревень с разными общественными формациями, и совокупность людей, обладающих какими-то общими чертами, отличающими их от других цивилизаций.

На развитие цивилизаций влияют и глобальные проблемы человечества. Среди них проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т. е. между группами государств (интерсоциальные). Это проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка. Это проблемы взаимодействия общества и природы: обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом, охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства и т. д. И проблемы связанные с системой человек—общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Существенную роль играет экологическая проблема, значительно ухудшилось здоровье людей, появились массовые смертельные заболевания. Глобальные проблемы приводят к вымиранию людей, истощению природных ресурсов. Развитие коммуникаций приводит к ослаблению физического уровня людей. Ядерное вооружение, развитие космоса – ослабляют защиту людей от внешнего воздействия Природы – защитная оболочка планеты – атмосфера - истощается (озоновые дыры). Человечество вынуждено пересматривать свое отношение к новым вопросам. Меняются взаимоотношения государств, меняется структура мирового хозяйства. Все больше задач приходится решать совместными усилиями.

Идеология – это

Идеология[17] - система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых
- осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также

- содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

Иррационализм- это

 Иррационализм- это обозначение течений в философии, которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая алогичный и иррациональный характер бытия. Понятие иррационализма объединяет различные философские системы, выдвигающие на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, непосредственное созерцание, чувства, интуицию, воображение, инстинкт, бессознательное и др.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ — находящееся за пределами разума, алогичное, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением, противоречащее ему.

Список литературы

§ Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007, с.28-29

§ Николай Бердяев, О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА, Опыт персоналистической философии, Г л а в а I1, ЛИЧНОСТЬ

§ А.И. Ракитов, В.М. Богуславский и др. Философия. Основные идеи и принципы. Попул. очерк. - 2-е д,.перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. С. 119

§ Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Наука, 2000

§ А. Р. Рэдклифф-Браун СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ В ПРИМИТИВНОМ ОБЩЕСТВЕ Очерки и лекции С предисловием Э.Э.Эванс-Причарда и Фрэда Эггана МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА «ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА» РАН 2001

§ СЭМЮЕЛ П. ХАНТИНГТОН. СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ПЕРЕУСТРОЙСТВО МИРОВОГО ПОРЯДКА


[1] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007, с.28-29

[2] А.И. Ракитов, В.М. Богуславский и др. Философия. Основные идеи и принципы. Попул. очерк. - 2-е д,.перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. С. 119.

[3] А.И. Ракитов, В.М. Богуславский и др. Философия. Основные идеи и принципы. Попул. очерк. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. С. 121-122.

[4] СЦИЕНТИЗМ — позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии правильной ориентации человека в мире

[5] РАЦИОНАЛИЗМ — направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

[6] ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — философское течение ХХ в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий

[7] АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos — человек, logos — слово, учение) — учение о человеке. Философская антропология — это часть философии, в которой осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, изучается его сущность и существование, отношения с миром. Не следует путать философскую А. с А. как биологической дисциплиной о происхождении и физической эволюции человека и «культурной» или «социальной» А., под которыми в англоязычном обществознании понимается этнография — частно-социальная наука о народах.

 

[8] ГУМАНИЗМ, в широком смысле, — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов; в узком смысле —культурное движение эпохи Возрождения.

[9] РЕФЛЕКСИЯ — принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, методов познания; самопознание, раскрывающее специфику духовного мира человека.

[10] Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Наука, 2000

[11] Николай Бердяев, О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА, Опыт персоналистической философии, Г л а в а I1, ЛИЧНОСТЬ

[12] Николай Бердяев, О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА, Опыт персоналистической философии, Глава I1, ЛИЧНОСТЬ

[13] социальная статика – раздел позитивной науки об обществе – изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты – семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия – семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка.

[14] социальная динамика – теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества – законы прогресса, смены эволюционных стадий.

[15] А. Р. Рэдклифф-Браун СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ В ПРИМИТИВНОМ ОБЩЕСТВЕ Очерки и лекции С предисловием Э.Э.Эванс-Причарда и Фрэда Эггана МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА «ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА» РАН 2001

 

[16] СЭМЮЕЛ П. ХАНТИНГТОН. СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ПЕРЕУСТРОЙСТВО МИРОВОГО ПОРЯДКА

[17]http://slovari.yandex.ru/dict/gl_social/article/14011/1401_1065.htm?text=%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F



2020-02-03 194 Обсуждений (0)
Взаимодействие цивилизаций. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие цивилизаций.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)