Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методическая модель изучения сказки



2020-02-03 240 Обсуждений (0)
Методическая модель изучения сказки 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации

По организации работы с произведениями различных жанров

В методических рекомендациях представлены модели изучения произведений различных жанров, приемы работы с текстом.       Адресуется для учителей начальных классов.

Термин «литературное чтение» необходимо понимать в двух значениях: как метод обучения и как подготовительная ступень освоения предмета «Литература».

В литературном чтении для начальных классов условно различают два периода: подготовительный и основной. Второй год обучения относят к подготовительному периоду, поскольку у второклассников не сформированы способ чтения текста целыми словами и беглый темп чтения.

Навык чтения как автоматизированное умение ещё не складывается к концу второго года обучения. В связи с этим работа над овладением собственно чтением, т.е. техническими навыками чтения разных текстов, совершенствованием чтения молча и выразительного чтения, продолжается на протяжении всего периода обучения в начальных классах и организуется в процессе анализа произведений. Данное направление, а именно сочетание работы над формированием навыка чтения с работой над произведением, и составляет одну из важнейших особенностей учебного предмета. При обучении чтению и пониманию любого текста учитель должен ориентировать учащихся на структуру текста и его признаки: наличие темы, основной мысли, абзацев, различных связей между предложениями, поскольку текст характеризуется целостностью, связностью, последовательностью.

Учебный предмет «Литературное чтение» комплексно решает задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского, речевого развития ребенка (этот список можно продолжить). Данный аспект литературного чтения отражает следующие его особенности:

· освоение литературных произведений в сочетании с активной творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы;

· формирование читательских умений и литературных представлений учащихся, обеспечивающих полноценное восприятие и понимание произведений, ориентировку в мире книг;

· одновременная работа над языком художественного произведения и развитием речи детей;

· работа с детской книгой как особым объектом изучения.

В круг чтения детей входят произведения разных жанров, представляющие практически все области литературного творчества. На основе чтения и осмысления литературных произведений разных жанров у младших школьников расширяется читательский кругозор. Законы литературы предполагают анализ произведения в единстве его содержания и формы на основе учета жанровой специфики его. Одним из существенных недостатков школьного анализа художественного произведения в начальных классах является игнорирование родо-видо-жанровой специфики словесного искусства.

Методическая модель изучения сказки

Сказки – занимательные рассказы с вымышленными событиями и приключениями. В волшебных сказках всегда действуют сверхъестественные силы добра и зла. Они совершают необычные превращения: воскрешают из мертвых, обращают человека в птицу или зверя. Действуют в них и необычные герои: Баба-Яга, Огненный Змей и др. Герои волшебных сказок сражаются со злом и несправедливостью и всегда побеждают.

Анализ литературной и народной сказки (волшебной, бытовой, о животных) максимально приближается к анализу рассказа, поскольку сказка и рассказ являются представителями одного рода литературы – эпического.

Волшебные сказки имеют свою композиционную особенность: зачин, трёхразовые повторы, концовку. При их анализе организуются наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями) и выясняется направленность волшебных сил: кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки.

Герои бытовых сказок – простые люди (крестьянин, солдат, крестьянская девушка). Они не обладают сверхъестественной силой, но побеждают врага своим умом, сообразительностью, находчивостью. В этих сказках высмеиваются жадность, глупость, трусость, лень, осуждаются алчность, ненасытность, жестокость, предательство. События в бытовых сказках происходят в обычном, реальном мире: в избе, в лесу, в поле. Анализ бытовой сказки максимально приближается к анализу рассказа. В заключение выясняются жанровые особенности сказки.

В сказках о животных действуют хорошо знакомые всем звери и птицы. В них порицаются трусость, упрямство, зазнайство, зависть, плутовство, утверждаются дружба, бескорыстие, великодушие, мудрость. Методика анализа сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Младшие школьники хорошо понимают необычность поведения животных в сказках. Нет педагогических оснований выводить их из этого сказочного условного мира.

При изучении сказок рекомендуются следующие приёмы работы:

· выборочное чтение;

· ответы на вопросы и постановка вопросов самими учащимися;

· выразительное чтение эпизодов или всей сказки;

· устное рисование одного из персонажей сказки;

· подбор подписей к иллюстрациям словами текста (своими словами);

· художественное рассказывание по иллюстрации;

· составление своей иллюстрации к сказке;

· составление плана сказки (картинного, словесного);

· пересказ близко к тексту, выборочный пересказ (отдельного эпизода);

· составление характеристики персонажа сказки;

· чтение в лицах;

· инсценирование эпизодов;

· творческий пересказ с введением новых персонажей, необычных предметов в сюжетную канву сказки.

Методическая модель изучения сказки может быть следующей:

1) выяснение конкретного содержания сказки:

· выделение персонажей сказки, разграничение их ролей;

· определение места действия (обычный мир или иной), последовательности событий;

· определение характерных черт на основании поведения и поступка героя (персонажа);

· выяснение причин поведения;

· обсуждение взаимоотношений героев;

2) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;

3) сравнение персонажей;

4) определение основной мысли сказки (что одобряется или осуждается в сказке);

5) определение личного отношения к персонажам сказки, событиям, высказывание оценочных суждений;

6) наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями, яркими изобразительными средствами);

7) чтение в лицах либо инсценирование эпизодов (какая-либо творческая работа).

 



2020-02-03 240 Обсуждений (0)
Методическая модель изучения сказки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методическая модель изучения сказки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)