Большие (дистантные) социальные группы
Содержание
Введение.. 2
История.. 3
Признаки социальной группы: 4
Определение социальной группы включает четыре основных момента: 4
Большие (дистантные) социальные группы... 5
Средние социальные группы... 6
Малые социальные группы... 7
Заключение.. 11
Используемая литература.. 12
Введение
Психология и поведение человека существенно зависят от окружающей его социальной среды. Эта среда представляет собой сложно устроенное современное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые общности, называемые социальными группами. Среди них можно выделить большие, средние и малые социальные группы. Помимо своей величины группы могут различаться по продолжительности существования. Так, некоторые группы собираются один раз. Например, экспериментальная группа или люди, пришедшие на похороны. Другие же группы существуют в течение месяцев или даже лет. Например, семья, трудовая группа, спортивная команда. Каждая из подобных сравнительно стабильных групп характеризуются определённой ментальной общностью – групповым сознанием, которое включает в себя моральные ценности и нормы.
История Слово «группа» попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию. Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает». Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса».
Признаки социальной группы: 1. наличие внутренней организации; 2. общая (групповая) цель деятельности; 3. групповые формы социального контроля; 4. образцы (модели) групповой деятельности; 5. интенсивные групповые взаимодействия 6. социальное положение профессиональной деятельности
Определение социальной группы включает четыре основных момента: · социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»); · стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы; · идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля; · хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе. Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а другие идентифицируют их по форме одежды.
Большие (дистантные) социальные группы
Большие социальные группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по социально- демократическим, профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. В состав таких организации могут входить десятки и сотни тысяч людей.
Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии сопоставляющих их людей. Состав таких групп нестабилен, они, как правило, не имеют общей цели, и их члены не проживают в одном месте, не работают в одной организации.
Можно выделить следующие характерные особенности больших групп:
• установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации • отсутствие единой территории • наличие структурной сложности группы, которая включает в свой состав множество других групп – организованных и неорганизованных, формальных и неформальных.
Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное количество людей, существующих в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесён трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом , но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (директору, декану), придерживаться общих для всех правил внутреннего распорядка школьной жизни.
Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков – половых, национальных, возрастных, имущественных и т.д. Люди, оказавшиеся включёнными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики
Изучение больших условных групп позволяет в результате выделения их общих свойств вырабатывать научную обоснованную стратегию и тактику работы с ними. Так, например, зная общие закономерности развития личности подростков как условной (возрастной) группы, педагог целенаправленно и продуктивно осуществляют работу в школе и во внешкольных учреждениях.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |