Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Публицистический стиль



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Публицистический стиль 0.00 из 5.00 0 оценок




Задание 1

Найдите и представьте текстовые отрывки:

А) в научном стиле, б) в публицистическом виде, в) в разговорном стиле, г) в официально-деловом стиле.

По каждому отрывку определите стилеобразующую лексику, характерные для данного стиля словообразовательные и морфологические средства, грамматические модели.

Научный стиль

Текст научного стиля преимущественно имеет форму монолога.

 

Орфография использует возможности, предоставляемые графикой. Когда графика допускает несколько написаний для известного звука или звукосочетания, орфография употребляет для передачи определенного слова с этим звуком или звукосочетанием только один прием; такое написание и признается правильным, все другие — ошибочными.

Например, звукосочетание (обозначим его латинскими буквами) zanys может быть передано в русской графике четырьмя вариантами: занос — зонос — заноз — зоноз.

В самом деле, в первом предударном слове на месте а и о одинаково произносится а (ср.: калъ — коль), на конце слова звонкий переходит в глухой, и поэтому сиз произносится как с (ср.: вас — ваз); из этих четырех возможных графических вариантов орфографически правильными являются два:

1) занос со значением «наметенный ветром сугроб»;

2) заноз со значением родительного падежа множественного числа от «заноза»; два других написания не встречаются в русской орфографии как обозначение слов.

(отрывок из статьи А.Н. Гвоздева «Отношение орфографии к графике»).

 

Для данного текста характерна терминология: орфография, графика, звук, звукосочетание, слово, латинские буквы, предударный слог, звонкий, глухой (звук), родительный падеж, множественное число. Слова употребляются в прямом, номинативном значении, образ-

ные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Предложения носят повествовательный характер. Количество существительных больше количества

глаголов (41 и 9). Глаголы в тексте имеют форму настоящего времени несовершенного вида: использует, допускает, употребляет, признается, произносится, переходит, являются, встречаются. Особенностью научного стиля считается повторение терминов, особенно ключевых. В данном тексте такими являются: орфография (3 раза), графика (3 раза), звукосочетание (3 раза).

Предложения преимущественно имеют прямой порядок слов. Форма текста — монолог.

 

Разговорный стиль

 

Петербург, 13 августа, понедельник/73

Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовет. Обнимаю и целую непрерывно и благословляю. Я, Аня, все нездоров, нервы очень раздражены, а в голове как ту-

ман, все точно кружится. Никогда еще даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело. [...] Точно сон и дремота, и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной — вот что (Достоевский Ф.М.).

 

Текст разговорного стиля представлен в данном случае в письменной форме, хотя наиболее распространенной является устная форма. К общим свойствам

текста можно отнести неофициальность, непринужденность (автор и адресат письма — близкие люди), отсутствие тщательного отбора языковых средств.

В тексте письма, в основном, используется нейтральная лексика, хотя есть и разговорные слова (папа, хоть, надо). Эмоциональный характер тексту придают слова с оценочными суффиксами (голубчик, голубчики, Анечка, неделька). Глаголы, передающие состояние автора (помнит, целует, благословляет); образные средства языка, например сравнения (в голове как туман, точно сон и дремота); экспрессивные обращения (милый мой голубчик Анечка, милые голубчики); личные местоимения (я, им, со мной, меня), частицы (же, даже, хоть, бы). Для синтаксиса текста характерны различные типы предложений, свободный порядок слов (отдохнуть бы надо хоть недельки две), частое использование однородных членов. Есть предельно краткие предложения (Очень тяжело); встречаются даже незаконченные (... вот что). Композиция текста

свободная, преобладают фактическая информация, описание и повествование, тематические средства связи, эмоциональные средства воздействия на адресата.

Тип реакции адресата на текст — эмоция, действие

(например, ответное письмо).

 

Публицистический стиль

Отличительной чертой публицистического стиля считается соединение в нем противоположного: стандарта и экспрессии, строгой логичности и эмоциональности, доходчивости и лаконичности, информативной насыщенности и экономии языковых

средств.

 

Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать

для этого при изучении произведений его? Изучить поэта, значит не только ознакомиться,

через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слово и что, следовательно, поэт умел только выразить. Чем выше

поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не вошло в голову создать что-нибудь подобное: ведь это так просто и легко!

(Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина).

 

Характерными особенностями приведенного отрывка являются актуальность содержания, острота и яркость изложения, авторская страстность. Цель текста — оказать воздействие на разум и чувства читателя, слушателя. Используется весьма разнообразная

лексика: термины литературы и искусства: поэт, произведение, образ, поэзия, художественное достоинство; общелитературные слова: тайна, личность, творение, чтение. Многие слова имеют окраску высокого стиля: перечувствовать, облекать, предощущать, восхищаться. Активно применяются средства речевой выразительности, например, художественное определение: истинный поэт, живые формы, ясный об-

раз, общечеловечественное содержание, предощущение смутно и неопределенно, инверсия: Что должно делать для этого при изучении произведений его?

Употребляются прилагательные в качестве дополнений: облекает в живые формы общечеловечественные, находит что-то давно знакомое им; что-то собственное; создать что-нибудь подобное. Синтаксис текста достаточно разнообразен. Автор использует повествовательные и вопросительные предложения, сложные и простые. В тексте встречаются градация: перечувствовать, пережить; давно знакомое, что-то свое собственное, антитеза: Изучить поэта значит не только ознакомиться <...> с его произве-

дениями, но и перечувствовать, пережить их.

 



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Публицистический стиль 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Публицистический стиль

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)