Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида



2020-02-03 263 Обсуждений (0)
Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В связи с недоразвитием психики умственно отсталого ребенка огромную роль играет моторная функция его организма. Этим в значительной мере объясняется особое значение деятельности для коррекции дефекта и развития личности ученика вспомогательной школы.

Своеобразие личности ребенка с нарушением интеллекта находится в тесной связи с особенностями его деятельности, в которой формируется личность. Эти особенности обусловлены и узким уровнем интеллекта, отклонениями в строении и мотивации его деятельности, так же в процессе аномального развития детей с нарушением интеллекта формируются своеобразные психические процессы и строение деятельности.

Деятельность, как известно, является мощным фактором развития личности, ее сознания. Естественно, что воспитание личности, в том числе и умственно отсталого ребенка, возможно только в единстве с деятельностью. Но наряду с этим для воспитания умственно отсталого ребенка деятельность имеет еще и то значение, что, во-первых, при недостатках речи и мышления помогает понять психику данного ребенка, а во-вторых, помогает корригировать недостатки познавательных процессов.

В разработке проблемы деятельности в отечественной олигофренопсихологии большая заслуга принадлежит Г.М. Дульневу, Б.И. Пинскому и другим ученым – дефектолагам. Установлено, что школьники с нарушенным интеллектом, особенно младших классов не всегда могут подчинить отдельные действия поставленной перед ними задачи. Выполняя задание более сложное, умственно отсталые учащиеся, как правило, не в состоянии осмыслить его полностью и наметить общий план реализации. Они начинают действовать сразу же без учета всех содержащихся в инструкции условий и требований. Предложенная задача в соответствии с ее осознанием оказывается подменной другой, сходной, но упрощенной. Если задание не требует сложной аналитико-синтетической деятельности, то школьники действуют по данной им конструкции и достигают успеха.

Наблюдаются нарушения целенаправленности деятельности, проявляющиеся у детей с ограниченными умственными способностями в неправильной ориентировке в задании, в ошибочном планировании его выполнения, в неадекватном отношении к встречающимся трудностям и в отсутствии критичности к получаемым результатам [43].

Учение для умственно отсталого ребенка, так же как и для ученика массовой школы, является основным общественно-значимым видом деятельности. С поступлением в школу меняется положение умственно отсталого ребенка в семье, в государстве и обществе. Он становится школьником, то есть человеком, на которого возложены определенные обязанности. Выполнение их требует определенного уровня интеллектуального и психического развития. Недоразвитие психики и таких свойств личности, как упорство, настойчивость, на первых порах пребывания умственно отсталого ребенка в школе осложняет и затрудняет его учебную деятельность. Это обнаруживается особенно резко, если умственно отсталый сначала попадает в массовую школу. Условия этой школы не только не способствуют развитию, а наоборот, задерживают его, травмируют ребенка, вызывают тяжелые эмоциональные переживания. Это связано с интеллектуальной неполноценностью умственно отсталого, невозможностью для него выполнить требования массовой школы, войти в ученический коллектив. Все эти трудности снимаются с переходом ребенка в специальную школу, где открываются возможности для его успешной учебной деятельности и преодоления присущего ему дефекта.

На первых годах обучения умственно отсталые учащиеся приступают к выполнению задания без предварительной ориентировки в нем, без его анализа, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств, помогающих достичь намеченной цели. Характер и способы действия детей – олигофренов весьма своеобразны. Эти особенности приводят к тому, что в ходе деятельности способы действия ребенка не изменяются даже в случаях, когда они оказываются явно ошибочными и не приводят к нужным результатам.

Встречаясь с трудностями при выполнении какой-либо работы, учащиеся-олигофрены могут «соскальзывать» с правильных действий и операций на ошибочные, уводящие от достижения поставленной цели. Эти действия появляются у них, когда они оказываются не в состоянии решить ту или иную задачу. В результате ученики отклоняются от первоначальной цели и начинают руководствоваться упрощенными или измененными условиями.

У школьников-олигофренов наблюдается недостаточно критичное отношение к результатам своей деятельности. Проявляется это в том, что дети не соотносят полученные результаты с требованиями задания с целью проверки их правильности, не обращают внимания на их реальную значимость.

Умственно отсталые школьники имеют тенденцию переносить в неизменном виде элементы прошлого опыта на решение задачи. Не осознавая специфичности задачи, они выполняют ее, действуя в соответствии с прошлым опытом, приобретенным при решении сходной задачи, что не способствует достижению поставленной цели.

Большое влияние на деятельность детей-олигофренов оказывают мотивы побуждающие к ней. Данные о выполнении заданий школьниками с интеллектуальной недостаточностью свидетельствуют об особенностях мотивационной сферы этих детей. В зависимости от характера задач, стоящих перед учащимся, различают далекую и близкую мотивацию. Дальность мотивации оказывает существенное влияние на характер выполняемых действий, на отношение ребенка к встречающимся трудностям полученным результатам.

Умственно отсталые школьники в осуществлении любой деятельности руководствуются чаще всего близкими мотивами, направленными не на выполнение задачи в целом, а лишь отдельных ее операций и действий. К выполнению деятельности школьников-олигофренов побуждают мотивы, связанные лишь с необходимостью выполнения поставленной задачи, к решению которой они не проявляют внутренней готовности. Обычно ученики-олигофрены не подчиняют свои действия требованиям задания, в следствии чего не достигается конечная цель, а вместе с ней и далекая.

Проведенные с умственно отсталыми школьниками исследования показали, что ожидаемая оценка часто не оказывает никакого влияния на деятельность этой категории детей в первые годы обучения.

Для умственно-отсталых детей характерна склонность к автоматическим стереотипным действиям, к физическому труду, не требующему интеллектуальных усилий, самостоятельности и активности. Недостатки деятельности умственно отсталого связаны с недоразвитием не только его психики, но и моторики.

В экспериментах с выполнением действия по «оценочной инструкции», несмотря на то, что эта инструкция во время ее восприятия вызвала у школьников повышенную эмоциональную реакцию и волнение, она не приводила к изменению направленности совершенной деятельности, ее мотивации. Содержащиеся в инструкции указания на предстоящую оценку действия влияли на выполнение работы только в том случае, когда инструкция подкреплялась непосредственными, оценочными стимулами в процессе самой деятельности.

В ходе коррекционно-направленного учебно-воспитательного процесса от младших классов к старшим у умственно отсталых школьников происходит развитие и совершенствование всех структурных компонентов деятельности и ее видов.

Личность умственно отсталого ребенка и его мотивационная сфера образуется в деятельности. Однако этот процесс осуществляется на дефектной основе, в условиях органического поражения ЦНС, возникшего в ранний, до речевой период жизни. Нарушение важнейших мозговых структур разрушает потребность ребенка в новых впечатлениях, чем и затормаживает его социальное развитие.

Поступление ребенка в школу – важное событие в его жизни, к которому он должен быть подготовлен. Психологические исследования [54] дают основание говорить о том, что к школьному возрасту мотивы учебной деятельности умственно отсталых детей оказываются ситуативными, неустойчивыми и формируются крайне медленно. Вместе с тем, эмоционально окрашенное отношение маленького школьника к учителю расширяет сферу мотивации его учебной деятельности, способствует выработке умственного положительного отклонения к обучению в целом.

Проблемой отношения к учебной деятельности умственно отсталых школьников занимался В.Н. Мясницев (1960 г.).

Определенное воздействие на формирование отношения детей-олигофренов к учебной деятельности оказывают и те обстоятельства, в которые ребенок попадает, становясь школьником. Многие из них приходят в специальную (коррекционную) школу из массовой, где у них систематически возникали стойкие неудачи в учебе, складывались сложные взаимоотношения с учителями и сверстниками. Это способствует появлению у умственно отсталого ребенка отрицательного отношения к школе и к учению. Иногда родители сами формируют такое отношение, чрезвычайно завышая или занижая требования. Негативное отношение к учебной деятельности изменяется не сразу даже тогда, когда ученик начинает учиться в адекватных условиях - в специальной (коррекционной) школе по доступной программе.

В специальной психологии вопросом отношения учащихся вспомогательной школы к учебной деятельности занимались И.Г. Еременко (1972г.), Т.В. Жук (1992г.), Т.Д. Ильяшенко (1982г.), Ж.И. Намазбаева (1985г.), Б.И. Пинский (1954г.), Н.М. Стадненко (1982г.), И.П. Ушакова (1979г.) и др.

При рассмотрении отношения к учебной деятельности учеников специальных (коррекционных) школ исследователи выделили критерии сформированности данного компонента личности.

Для основной массы умственно отсталых учащихся 1-3 классов не характерно осознанно-положительное отношение к учебной деятельности.

Однако встречаются отдельные школьники, у которых наблюдаются элементы такого отношения.

Развитие отношения к учению у детей-олигофренов протекает чрезвычайно замедленно. Характеризуется оно неустойчивостью, может изменяться под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны педагога.

Н.М. Стадненко (1982) и другие считают, что отрицательное отношение к учебе, особенно в младших классах, чаще обусловлено трудностями в овладении знаниями, умениями и навыками, переживанием успеха. В старших классах такое отношение к учению возникает чаще из-за отсутствия интереса к учебной деятельности.

У школьников-олигофренов наблюдается избирательность отношения к школьным предметам. В 1-3 классах большинство учеников положительно относятся к таким предметам, как рисование, физкультура, поскольку они не требуют высокого интеллектуального напряжения, связаны с любимыми привычными занятиями детей. У многих умственно-отсталых первоклассников наблюдается и второклассников наблюдается равнодушное или отрицательное отношение к урокам чтения, что вызвано трудностями овладения техникой чтения. У учеников третьего класса преобладает негативное отношение к урокам математики, т.к. в соответствии с программой увеличивается количество решаемых примеров и задач, материал становится сложнее и вызывает у детей больше трудностей.

На формирование положительного отношения к учебным предметам существенное влияние оказывают те виды работ, которые используются учителем в процессе обучения школьников-олигофренов. Исследования показывают, что в каждом предмете предпочитаемыми оказываются те задания, которые учащиеся выполняют легко, без затруднений.

Предпочитаемыми предметами в 1-2 классах являются устный счет и рисование. В третьем классе наибольший интерес у умственно отсталых учащихся вызывают выполнение письменных упражнений и рисование.

Немалое значение в формировании отношения к учению оказывает содержание изучаемого материала, степень его новизны. Данные психологов и педагогов говорят о том, что стремление учеников-олигофренов к новому является важным условием, влияющим на возникновение положительного отношения к учебной деятельности.

Так, небольшое значение имеет педагогическая оценка. Известно, что на всех этапах школьного обучения оценка выполняет две функции: ориентирующую и стимулирующую. Первая воздействует на интеллектуальную деятельность и способствует осознанию учениками задания. Вторая помогает развитию личностных качеств. Оценка выполняет свою функцию, только в том случае, если обеспечено правильное понимание ее учениками.

В развитии положительного отношения умственно отсталых школьников к учению, особенно в первые годы обучения, значительная роль принадлежит учителю. Авторитетность педагога часто определяет выбор «любимого предмета». Доброжелательные отношения учителя с умственно отсталыми учениками – одно из условий, формирующих учебную направленность.

Известно, что среди умственно отсталых учащихся одного и того же класса наблюдается большие индивидуальные различия в овладении знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой вспомогательной школы. Различия обусловлены структурой дефекта.

Отношение к учебной деятельности учащихся вспомогательной школы в большей мере определяются такими индивидуальными особенностями, как потребность в успехе, осознание и переживание его, работоспособность [21].С учетом этих параметров выделено три группы учащихся, по-разному относящихся к учению.

Первую группу составили дети с положительным, устойчиво-продуктивным отношением к учебной деятельности. Ведущими мотивами положительного отношения к учению у школьников, вошедших в эту группу, являлись удовольствие от выполнения заданий, интерес к изучаемому, стремление получить одобрение взрослых. По клиническому статусу эта группа состояла из олигофренов, относящихся к несложному и заторможенному варианту дефекта.

Во второй группе оказались умственно отсталые школьники с неустойчиво-продуктивным отношением к учению. У них наблюдалось неровное усвоение знаний, неправильное выполнение заданий, требующих продолжительных усилий. В эту группу попали возбудимые олигофрены и умственно отсталые учащиеся с текущими заболеваниями.

Третья группа – дети с малопродуктивным отношением к учению. У них отмечались познавательная пассивность, отсутствие выраженной избирательной направленности в отношении к учебным заданиям и предметам. В эту группу вошли учащиеся со значительным снижением интеллекта, но без отклонений в эмоционально-волевой сфере.

В процессе учения удовлетворяются важнейшие потребности школьников: потребность в познании и самоутверждении. Различная структура дефекта у умственно отсталых способствует появлению специфических трудностей в удовлетворении этих потребностей, вследствие чего возникают и разные отношения к учению.

В связи с этим, формирование положительного отношения к учению у учащихся-олигофренов требует прежде всего знания педагогом индивидуальных особенностей каждой категории аномальных детей, а также учета всех тех факторов, которые были изложены выше.

В результате исследования литературных источников можно сделать вывод о том, что с поступлением в школу под влияние обучения начинается перестройка всех познавательных процессов ребенка, приобретение качеств, свойственных взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов должны стать производительность, продуктивность и устойчивость.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Младший школьный возраст – период позитивных изменений и преобразований.

Учебная деятельность складывается у ребенка не сразу. Специальные исследования показывают, что к концу младшего школьного возраста индивидуальная учебная деятельность обычно еще не сформирована, ее полноценное существование возможно только совместно с другими детьми [56].

Учебная деятельность имеет определенную структуру:

1) мотивы учения;

2) учебные задания;

3) учебные действия;

4) контроль;

5) оценка.

Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Иначе возникают школьные трудности.

Особенности личности школьника-олигофрена обусловлены узким уровнем интеллекта, отклонениями в строении и мотивации деятельности, своеобразием развития психических процессов.

В процессе учения удовлетворяются важнейшие потребности в осознании и самоутверждении. Структура дефекта умственно отсталых учащихся способствует появлению специфических трудностей в их удовлетворении, вследствие чего возникают разные отношения к учению.

Таким образом, учение есть мощное средство коррекции основного дефекта умственно отсталого школьника – недоразвития познавательной деятельности, мощный фактор развития его личности в целом. Особенно велика роль учебной деятельности в переходе ученика вспомогательной школы от практических, предметных действий к умственным, требующим более высокого уровня мышления и речи (в частности, внутренней речи и отвлеченного мышления). На основе овладения знаниями формируется мировоззрение ребенка. В процессе учебной деятельности и в результате ее складываются отношения к труду, к обществу, к людям и к себе, к действительности в целом. В связи с формирующимся мировоззрением в процессе учебной деятельности у ребенка воспитывается целенаправленность, составляющая основу развития личности.




2020-02-03 263 Обсуждений (0)
Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)