Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восприятие и деятельность.



2020-02-03 234 Обсуждений (0)
Восприятие и деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок




Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Восприятие предмета предполагает поэтому со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого для наблюдения. Восприятие поэтому, как уже указывалось, предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного аппарата. Если координированное, направленное на предмет действие, с одной стороны, предполагает восприятие предмета, то в свою очередь и восприятие как осознание противостоящих субъекту предметов объективной действительности предполагает возможность не только автоматически реагировать на сенсорный раздражитель, но и оперировать предметами в координированных действиях. В частности, восприятие пространственного расположения вещей совершенно очевидно формируется в процессе реального двигательного овладения пространством - сначала посредством хватательных движений, а затем передвижения. Эта связь с действием, с конкретной деятельностью определяет весь путь исторического развития восприятия у человека. Специфический аспект, в котором люди воспринимают предметы окружающей их действительности, преимущественное выделение в ней одних сторон перед другими и т.п. , несомненно, существенно обусловлен потребностями действия. В частности, развитие высших специфически человеческих форм восприятия неразрывно связано со всем историческим развитием культуры, в том числе и искусства - живописи, музыки и т. п.

В специфических видах деятельности, например деятельности художника, эта связь восприятия с деятельностью выступает особенно отчетливо. Процесс восприятия действительности художником и процесс изображения воспринятого невозможно оторвать друг от друга; не только творчество обусловлено его восприятием, но и само восприятие в известной мере обусловлено изображением художественно воспринятого им; оно подчинено условиям изображения и преобразовано в соответствии с ними. Процесс художественного изображения и процесс художественного восприятия образуют взаимодействующее единство. В отношении художественного восприятия полную силу приобретает аналогия между соотношением восприятия и его изображением в рисунке, в живописи, с одной стороны, и между мышлением и его выражением в речи - с другой. Как речь, в которой мышление формируется, в свою очередь участвует в его формировании, так и художественное изображение воспринятого не только выражает, но и формирует восприятие художника. Оно вместе с тем воспитывает и, значит, формирует восприятие людей, которые на художественных произведениях учатся по - настоящему воспринимать мир.

Восприятие не только связано с действием, с деятельностью - и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. В восприятии чувственные качества как бы извлекаются из предмета - для того, чтобы тотчас же быть отнесенными к нему. Восприятие - это форма познания действительности.

 


Психофизика ощущений.

Центральный вопрос психофизики — основные закономерности зависимости ощущений от внешних раздражителей. Ее основы заложили Э.Г. Вебер и Г. Фехнер.

Основной вопрос психофизики — вопрос о порогах. Существуют абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения.

Установлено, что не всякий раздражитель вызывает ощущение; он может быть настолько слабым, что человек его даже не почувствует. Чтобы вызвать ощущение, раздражителю нужна минимальная интенсивность. Такая минимальная интенсивность названа нижним абсолютным порогом.

Чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу:

Е=1/y, где Е — чувствительность, у — пороговая величина раздражителя.

Верхний абсолютный порог — максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Для различных видов ощущений пороги различны, также они различны и для различных людей. У одного и того же человека пороги ощущения также различны в разных условиях и разное время.

Наряду с абсолютными существуют разностные пороги различения. Вебером установлено, что требуется определенное соотношение интенсивностей двух раздражителей для того, чтобы они давали различные ощущения.

Такое соотношение Вебер выразил в законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной:

DУ/у = к,

где у обозначает раздражение, DУ — его прирост, к — постоянная вели­чина, которая зависит от рецептора.

Оказалось, что закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки непостоянна.

Фехнер, исходя из закона Вебера, сделал допущение, что мельчайшие различия в ощущениях можно рассматривать как равные и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму едва заметных увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. Он получил два ряда переменных величин — величины раздражителей и величины ощущений, — и вывел закон, что ощущения растут в арифметической прогрессии, а раздражители — в геометрической. Он выразил отношение этих двух переменных в логарифмической формуле:

Е = К\дУ + С,

где Е — сила ощущения, К — коэффициент пропорциональности, С — константа.

Эта формула названа психофизическим законом Фехнера-Вебера.

Пороги чувствительности сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируют те или иные чувственные данные.




2020-02-03 234 Обсуждений (0)
Восприятие и деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восприятие и деятельность.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)