Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Память как высшая психическая функция.



2020-02-03 258 Обсуждений (0)
Память как высшая психическая функция. 0.00 из 5.00 0 оценок




Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее затем воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека.

Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности; она изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Успешность памяти зависит:

-    от степени завершенности действий запоминания;

-    от интересов и склонностей личности;

-    от отношения личности к той или иной деятельности;

-    от эмоционального настроя;

-    от волевого усилия.

Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук - физиологии, биохимиии, психологии.

Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей;

Биохимики – с изменением РНК и других биохимических структур;

Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.

Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее развития, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер.

 Данные исследований показывают развитие различных сторон памяти. Существует некоторая последовательность в возникновении и проявлении разных видов памяти.

Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и.т.д.

Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:

-    в различной скорости запоминания;

-    в прочности сохранения;

-    в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти.

Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов: с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться по уровню своей организации.

Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки и.т.п.

При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и.т.п.

При эмоциональном типе памяти сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, видит отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

В зависимости от длительности сохранения различают:

Кратковременную память (запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия);

Долговременную память (длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения);

Оперативную память (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и вклющающие элементы кратковременной и долговременной памяти ).

В соответствии с целями деятельности, в которую включено запоминание, оно может быть:

- произвольным, если определяется сложной целенаправленной деятельностью, подчиненной воле и определенной мнемической задаче;

- непроизвольным, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание происходит без волевого усилия.

Исследования Л.И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективными, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с различной глубиной понимания. Но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания. В соответствии с этим обычно различают механическое и логическое (смысловое) запоминание. Успешность запоминания в значительной мере зависит от смысловых связей между элементами запоминания.

Процессом, противоположным сохранению является забывание. Забывание биологически целесообразно для организма. Оно обусловлено угасанием временных нервных связей, утративших свое значение и потому неподкрепляемых. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным, важным и необходимым.




2020-02-03 258 Обсуждений (0)
Память как высшая психическая функция. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Память как высшая психическая функция.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)