Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация процесса прогнозирования на предприятии



2020-02-03 945 Обсуждений (0)
Организация процесса прогнозирования на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Прогнозирование как любая хозяйственная деятельность осуществляется на основе упорядоченных правил и концентрируется на решении            целевых задач, вытекающих из цели предпринимательства. На основе предпринимательской инициативы и с учетом реальных условий деятельности предприятия определяется вероятный сектор рынка, в  котором предприятие в состоянии конкурировать и развиваться.

Прогнозирование - это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем.На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, природно-климатических, социально-экономических и политических факторов.

Прогнозирование служит важной основой для выявления тенденций развития фирмы в условиях непрерывного изменения и воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также поиска рациональных мероприятий по поддержке необходимой устойчивости ее экономического положения [1,          c. 216]. 

Составление прогнозов, или прогнозирование, предполагает:

- во-первых, анализ экономических, социальных, технических и других процессов, происходящих в организации и ее окружении, связей между ними, оценку сложившейся ситуации и выявление узловых проблем;

- во-вторых, формирование видения будущего и определение трудностей и практических задач, которые необходимо решить;

- в-третьих, обоснование и анализ различных вариантов изменения потенциала (кадрового, производственного и научно-технического), возможных стратегий.

Процесс прогнозирования состоит из следующих этапов:

1) определение потребностей в прогнозе, его цели;

2) уточнение характеристик объекта прогнозирования;

3) установление и анализ активных факторов прогнозного фона;

4) формирование информационной базы;

5) выбор моделей и методов прогноза;

6) формулировка и оценка вариантов:

7) разработка рекомендаций по принятию решений.

Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени (годы, месяцы) и ресурсам, выраженным в деньгах [9, c. 234].

Начальным этапом экономического прогнозирования на предприятии является определение социально-экономического заказа со стороны общества на выпускаемую продукцию и выявление на рынке спроса. В самом общем плане социально-экономический заказ характеризуется тем, что помимо детерминированных потребностей общества в отдельных продуктах он содержит и ограничения со стороны ресурсов, которые потребители могут затратить на приобретение, а предприятие - выделить на производство продукции для удовлетворения этих потребностей. Связь «потребность - ресурсы» должна быть учтена уже на первой стадии прогнозирования.

Определяя конкретные пути и направления развития предприятия и сроки осуществления конкретных проектов в рассматриваемой области производства, прогнозирование делится на две ветви - экономическое и научно-техническое прогнозирование.

Задачами экономического прогнозированияявляются:

- предвидение возможного наличия и распределения ресурсов по различным секторам экономики и направлениям, по которым может действовать предприятие;

- определение нижних и верхних границ получаемых результатов на вложенный труд и капитал по выбранным прогнозным объектам;

- оценка максимально возможного количества ресурсов, выделение которых для развития предприятия в выбранном целевом направлении оправдано для решения соответствующей хозяйственной и научно-технической проблемы, и др.

Прогнозирование базируется на использовании специальных методов, позволяющих осуществить достаточно рациональный и точный прогноз. Однако на практике руководители некоторых предприятий (фирм) пренебрегают ими и используют различные подходы, приемы и принципы, позволяющие, по их мнению, как бы отказаться от использования методов прогнозирования [4, c. 47].

Рассмотрим некоторые из этих подходов и принципов с позиций правомерности их применения.

1. Подход с позиций «отсутствие прогноза» означает, что рассмотрение будущего осуществляется вслепую. Все решения, связанные с развитием, пытаются принимать безотносительно от их будущих последствий. Должно быть ясно, что любая организация, функционирующая на этой основе, в условиях рынка выжить не может. В большинстве случаев понятие «отсутствие прогноза» не следует понимать буквально. В действительности это означает, что принято допущение о постоянстве внешних условий, и специалист принимает свое решение на основе прогноза о том, что ситуация, при которой будет реализовано его решение, останется такой же, какой она была в момент разработки решения.

2. Принцип «может случиться все, что угодно», т.е. применяется такой принцип, исходя из которого будущее рассматривается как игра случая. Считается, что ничего нельзя сделать для развития в будущем предприятия в желаемом направлении. Очевидно, что любой специалист, принимающий решение на основе этого принципа, обречен на неудачу. Любая фирма, осуществляющая свою деятельность в рыночных условиях на основе этого принципа, может просуществовать чрезвычайно короткое время.

3. Принцип «славное прошлое» означает, что при принятии решения делается упор на методы, используемые в прошлом, в надежде на прошлое и игнорирование будущего. Упорная приверженность идеям «славного прошлого» в рыночных условиях при предположении о том, что оно гарантирует наступление «славного будущего», ведет предприятие к неминуемой катастрофе. Любая фирма, концентрирующая свое внимание на прошлой  деятельности, вместо анализа перспектив своего развития в будущем может превратиться в музейный экспонат.

4. Прогнозирование «сквозь шоры». Этот вид прогнозирования характеризуется такими понятиями, как «выше, быстрее и дальше» или «больше и лучше». Предполагается, что будущее будет похоже на прошлое, только уровень развития будет более высоким. Этот принцип лучше, чем предыдущие, т.к. признается неизбежность изменений, однако при этом отрицаются другие направления развития фирмы, общества. Любая фирма, опирающаяся на этот принцип, в рыночных условиях рано или поздно попадет в тупик, поскольку те или иные непредвиденные изменения положат конец избранному курсу ее развития.

5. Принцип «решительные действия». В основу этого подхода заложен принцип «ожидания и действия» - ожидается наступление той или иной кризисной обстановки, и сразу же осуществляются меры по смягчению ее неблагоприятных последствий. Результатом такой политики может быть только зигзагообразное развитие фирмы вместо непосредственного движения к определенной цели. Кроме того, этот принцип основан на предположении, что предприятие (фирма) будет иметь резерв времени для принятия эффективных решений после наступления кризисной обстановки. Если же этого резерва времени нет, фирма прекратит свое существование. При использовании этого принципа полностью игнорируется возможность избежать кризисной обстановки, если воспользоваться соответствующим прогнозом. Он не приемлем в рыночных условиях, хотя иногда и используется.

6. Прогнозирование с помощью «гения». В основу этого метода заложена идея нахождения «гения» и получение от него интуитивного прогноза. Этот метод исключает использование рациональных и точных методов. Прогноз, составленный «гением», невозможно проверить, что чревато для предприятия (фирмы), осуществляющего свою деятельность в условиях рынка, большими неприятностями.

Таким образом, вышеприведенные принципы неприемлемы. Кроме того, с позиций рыночной экономики основным требованием, предъявляемым к прогнозу, является не только и не столько умение предвидеть будущее, сколько разработка программ достижения установленных на будущее ориентиров (целей) развития фирмы, а также рычагов управления, позволяющих направлять деятельность фирмы по тому или иному варианту ее развития, обеспечивая эффективность ее перехода из настоящего в желаемое будущее ее состояние [18, c. 130].

В отличие от экономического научно-техническое прогнозированиеопределяет вероятное натурально-вещественное состояние прогнозируемого объекта. Взаимосвязь экономического и технического прогнозирования выглядит следующим образом. Вначале разрабатываются технические прогнозы, непосредственно связанные с объектом экономического прогнозирования, выявляются и конкретизируются потребности рынка в нововведениях, которые являются составной частью рыночной конъюнктуры. Эти прогнозы могут увязываться с задачами повышения качества продукции, снижения ее себестоимости или, например, с возможностью увеличения объема производства. Исходя из конкретных потребностей рынка, разрабатываются прогнозы, описывающие область сбыта продукции и возможные методы (технология, организация) производства и развития самого объекта прогнозирования [21, c. 97].

Реализация установленных методов должна решать поставленные предприятием целевые задачи в рамках нижнего и верхнего пределов затрат, указанных в заказе при разработке прогноза. Наконец, в результате итеративной процедуры происходит дальнейшая конкретизация полученных прогнозов и расчетов, уточняется область соответствующих возможных путей технического и экономического развития, определяются необходимые ресурсы, готовятся хозяйственные распоряжения по реализации поставленной задачи. Указанная последовательность этапов построения технико-экономических прогнозов страхует предприятие от неоправданных потерь и облегчает поиск оптимальных вариантов экономического и технического развития. Взаимосвязь технических и экономических прогнозов помогает определить новые возможности предприятия в соответствии с потребностями рынка.

Экономические прогнозы могут разрабатываться для предприятия в целом, а также для отдельных его цехов или видов продукции - в каждом случае используются определенные методы и конкретные показатели.

Наиболее общими показателями, которые должен давать прогноз, являются:

- вероятность достижения поставленной цели в рамках рассматриваемого в прогнозе направления;

- капитальные вложения, необходимые на программу в целом и на каждом этапе прогнозного периода;

- затраты труда (в человеко-часах) в каждом отдельном отрезке прогнозного периода с выделением затрат по категориям профессий;

- текущие издержки производства на каждом этапе прогнозного периода с выделением издержек на различных стадиях жизненного цикла изделий;

- прибыль предприятия, получаемая в результате достижения поставленной цели.

Основная функция прогнозирования - обоснование возможного состояния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности. На практике прогноз - это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масштаба и способа будущих действий. Прогнозирование можно разделить на пассивное и активное.

Пассивное прогнозированиеосновано на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью; активный (или целевой)- основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов [13, с. 24].

К функциям прогнозирования можно отнести количественный и качественный анализ тенденций и вероятное альтернативное изменение будущего развития предприятия с учетом сложившихся тенденций и поставленных целей, оценку возможностей и последствий активного воздействия на предвидимые процессы и тенденции. Прогноз, учитывая задачи управления, прежде всего, должен в максимальной степени соответствовать требованиям объективных процессов [17, с. 167].

Прогноз подразумевает только анализ внутренних возможностей предприятия. Для того чтобы прогноз мог явиться основой разработки стратегического плана и организации управления предприятием, он должен охватывать значительно более широкий круг вопросов, чем внутренняя деятельность предприятия, и в том числе:

- анализ развития отрасли прогнозируемого направления производства продукции, ее характеристику и современное состояние спроса и предложения;

- основные макротехнические и организационно-экономические проблемы и сроки их решения в отрасли, стране и за ее пределами;

- наличие материалов, технологии и оборудования, пригодных для изготовления прогнозируемой продукции;

- ожидаемый объем производства целевой для предприятия продукции у конкурентов и будущая потребность в ней на рынках;

- ожидаемую стоимость разработки и производства этой продукции и ее рыночную цену;

- мощность, необходимую для эффективного изготовления новой целевой продукции;

- потребность в трудовых ресурсах и их наличие с учетом изменения структуры персонала, его квалификации и ожидаемого роста производительности труда;

- выявление перспективных для предприятия технических и хозяйственных решений, уже подготовленных, но не получивших широкого практического применения;

- оценку важности проводящихся исследований, требующих затрат для решения будущих технических и хозяйственных задач.

Разумеется, по структуре и параметрам прогноз должен соответствовать плану, т.е. давать однозначную оценку ожидаемого результата развития предприятия в течение всего периода прогнозирования и планирования [23, с. 458].

В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также целей, которые определяет руководство предприятия, используются два подхода к разработке прогнозов: 1) генетический (исследовательский); 2) целевой (нормативный).

Задачи генетического прогнозирования- выявление экономических и производственно-технических закономерностей и возможностей данного направления производства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка возможных изменений ассортимента, характеристик и объема выпускаемой продукции; определение достижимых значений экономических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска.

Целевое прогнозированиенаправлено на формулирование и конкретизацию перспективных целей развития данного предприятия и определение необходимых средств и сроков для решения отдельного комплекса и всех вместе взятых задач перестройки производства, создания и освоения выпуска новых изделий с необходимыми техническими и экономическими показателями в требуемых объемах. Основой данного прогноза являются установочная цель и требующиеся ее будущие параметры, на основании которых достигается цель, и определяются возможные пути движения от настоящего к будущему [22, с. 209].

В прогнозах, которые разрабатываются на предприятиях, предусматривается, как правило, использование целевого подхода, т.е. ориентация на удовлетворение потребностей владельца и решение стоящих перед предприятием социальных, экономических, технических, производственных и прочих, в том числе амбициозных задач, позволяющих определить и экономически обосновать его перспективную политику. При этом не исключается параллельное использование и генетического подхода, на основе которого возможно получение более объективной картины будущего, чем с помощью целевого прогнозирования. Составление и согласование прогнозов на базе указанных двух подходов способствует получению наиболее полного материала для определения политики предприятия.

Большое значение имеет точность прогнозирования, т.е. совпадение прогнозных и фактических данных. Поэтому период, на который делается прогноз, в значительной мере зависит от жизненного цикла изделия и его рыночной стоимости. По изделиям, дорогостоящим и предназначенным на длительный срок эксплуатации (турбины электростанций, прокатные станы в металлургии, жилые и промышленные здания), прогноз составляется на период до 10-15 и более лет. И наоборот, по изделиям, легко заменяемым и недорогим (типа обуви, легкой одежды), допускаются лишь краткосрочные прогнозы - на срок менее одного года. Безусловно, что прямой зависимости точности прогноза от жизненного цикла изделия нет. Здесь большое влияние оказывает технический прогресс и конъюнктура. Но в целом правило сохраняется.

 

 

Планирование на предприятии: сущность и виды

В современных экономических условиях эффективность функционирования предприятий любой хозяйственно-правовой формы определяется многими факторами. Наиболее важными среди них являются следующие: определение того, что, сколько и какого качества необхо­димо произвести; выбор оптимальной технологии и организации производ­ства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; определение необходимой величины основного и оборот­ного капитала; учет возможных форм и методов реализации продукции и др.

Диапазон использования этих факторов значителен. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному со­четанию, что предполагает необходимость их внутренней увяз­ки. А ограниченность производственных ресурсов создает до­полнительные предпосылки для использования различных форм и методов подобного согласования. Одной из таких форм явля­ется планирование на предприятии [1, с. 12].

Применение планирования на предприятии создает следующие важные преимущества:

  - делает возможной подготовку предприятия к использова­нию благоприятных условий;

  - дифференцирует возникающие производственно-хозяйст­венные и финансово-экономические проблемы;

  - улучшает координацию действий подразделений предпри­ятия;

  - создает предпосылки для повышения профессиональной подготовки специалистов;

  - способствует более рациональному распределению имею­щихся ресурсов;

  - увеличивает возможности обеспечения предприятия необ­ходимой информацией;

  - усиливает контролирующие функции внутри предприятия.

На современном этапе для большинства отечественных пред­приятий главная цель планирования - получение максимальной прибыли, а в качестве основных путей достижения этой цели мо­гут быть выбраны два: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование сни­жения затрат, второй - на улучшение результатов производства [2, с. 34].

Планирование осуществляется обычно в несколько этапов, основное назначение которых - формулирование целей и задач предприятия, выявление проблем и возможных вариантов его развития, планирование основных средств достижения постав­ленных целей и задач, определение потребности в ресурсах и планирование структуры и сроков их поступления, внедрение разработанных планов и контроль за их выполнением. Планирование опирается на фактические, нормативные дан­ные настоящего или прошлого периода, но ориентируется на установление контроля за процессом развития предприятия в бу­дущем [8, с. 43].

Степень обоснованности планирования во многом зависит от достоверности исходных показателей, характеризующих уровень развития отдельного хозяйствующего субъекта, и в его основе лежит составление прогноза деятельности предприятия.

Сложность планирования в современных условиях заключа­ется в том, что некоторые процессы (например, кризисы, забас­товки и др.) вообще не поддаются точному планированию, а многие показатели, характеризующие рынок в целом, деятель­ность конкурентов, объемы спроса и т.п., обладают невысокой степенью достоверности и точности. Поэтому зачастую планирование базируется на неполных данных, что предполагает не только необходимость контроля за выполнением планов, но и возможность корректировки тех или иных плановых показате­лей.

Планирование - это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:

- цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием конкретных видов выпускаемой продукции и характера работ);

- средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);

- правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;

- этапы и сроки выполнения работ;

- исполнители плана по срокам и видам работ;

- методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно [16, с. 211].

Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов, а также подготовки кадров. Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2-3 года, а средствами управления – достигать плановых результатов. Любые просчеты и упущения при этом грозят убытками и даже полным разорением. Фирме необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.

Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п..

Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах [20, с. 250].

Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия.

Процесс разработки комплексного плана развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности [17, с. 160].

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков поступления;  

- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Основными элементами планирования являются:

- прогнозирование, включающее перспективы развития отраслей или регионов, национальной экономики в целом, рыночную стратегию деятельности предприятия;

- постановка задачи, предполагающая определение сроков ее выполнения и возможности ресурсного обеспечения;

- корректировка плана, обусловленная необходимостью увязки отдельных стадий программы, производственных и сбытовых операций, поставок ресурсов и других факторов;

- составление бюджетов выполнения программы: смет доходов и расходов, затрат на материалы, капитальных расходов и др.;

- конкретизация плана, предполагающая выработку конкретных установок и его реализацию.

В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли [10, с. 111].

Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.

В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или два вида рыночного планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующее развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства [3, с. 25].

По классификации Акоффа Р.Л. планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.

Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственно руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

Индикативное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращение к прежнему состоянию, так и продвижение вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию предприятий.

Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудоемкость преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться             или развиваться. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей [6, c. 32].

Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок. 

  Процесс планирования охватывает все уровни управления и создает необходимые предпосылки для обеспечения точного со­ответствия предпринимаемых действий требованиям общих це­лей развития предприятия.

Таким образом, для организации прогнозирования и планирования развития предприятия важно не просто развитие, а именно устойчивое развитие, которое, базируясь на оптимальном соотношении текущей деятельности и процессов развития, позволяет осуществить переход из одного устойчивого состояния в другое с увеличением эффективности, но избегая ситуаций, провоцирующих необратимый кризис.

Определив основные понятия прогнозирования и планирования, необходимо охарактеризовать систему планов и прогнозов и методы их осуществления.

 

МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Система прогнозов и планов: основы их сопряжения

 

Для формирования стратегии и так­тики развития экономики разрабатывается система прогно­зов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На ос­нове результатов прогнозных расчетов определяются важ­нейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики, и оп­ределяются параметры основных регуляторов (государствен­ный заказ, цены, налоги и льготы, государственные инвести­ции и ссуды, страховые резервы и т.д.).

В основе разработки планов находится прогноз, т.е. система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности того или иного события. Выделяют следующие виды прогнозов:

1) по функциональному назначению - прогноз будущего организации при различных вариантах внешних воздействий; прогноз путей достижения цели (программный); прогноз проблемных ситуаций, которые могут возникнуть; прогноз возможных последствий принимаемых решений; прогноз состояния среды;

2) по содержанию - научно-технические, экономические (финансовый, рыночный и т. п.), военно-политические и прочие;

3) по периоду: оперативные (до 1 месяца); краткосрочные (до1 года); среднесрочные (до5 лет); долгосрочные (более 5 лет);

4) по степени надежности (вероятность наступления предсказанного события при заданных условиях в пределе установленных допусков);

5) по форме представления результатов - качественные и количественные (интервальные и точечные). Чем выше срок прогноза, тем в большей мере он ориентируется на качественные характеристики объекта;

6) по степени охвата объекта - локальные и комплексные, включающие все его основные характеристики, ограничения и проч.

Оперативный прогноз основывается на предположении, что в прогнозируемом периоде не произойдет существенных изменений, как количественных, так и качественных, или эти изменения можно предусмотреть. В оперативном прогнозе даются возможные количественные характеристики объекта на ближайшие месяцы. Оперативный прогноз должен быть обязательно сопоставлен с фактическими результатами. Ведь при прогнозе на 20 лет вперед маловероятно, что заказчики будут по-прежнему проявлять к нему интерес и предъявят к разработчикам претензии, если он окажется ошибочным. Однако за неправильное прогнозирование, например, уровня спроса на продукцию на предстоящий год заказчики разработки прогноза могут предъявить претензии, если использование этого прогноза привело к неоправданным финансовым и материальным затратам [5, с. 207].

Среднесрочный прогноз учитывает количественные и качественные изменения; долгосрочный прогноз разрабатывается на основе качественных характеристик, в некотором роде связан с программами; дальнесрочный по м



2020-02-03 945 Обсуждений (0)
Организация процесса прогнозирования на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация процесса прогнозирования на предприятии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (945)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)