Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие сегмента и сегментарной отчетности. Виды сегментов.



2020-02-03 560 Обсуждений (0)
Понятие сегмента и сегментарной отчетности. Виды сегментов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Многие крупные компании производят разнообразные товары, оказывают широкий спектр услуг, которые различаются по своему техническому уровню, рентабельности и другим условиям. Кроме того, продажа товаров, продукции, работ, услуг совершается в различных географических регионах, которые также имеют свои особенности (уровень спроса, доход потребителей, социально-экономические и другие условия). Информация об этом представляет значительный интерес для пользователей финансовой отчетности, так как она позволяет:

- лучше понять результаты прошлой деятельности организации;

- точнее оценить риски и прибыли организации;

- принять более обоснованные решения в отношении организации в будущем.[16]

    Пользователям бухгалтерской отчетности в ряде случаев трудно оценить деятельность организации на основе такой отчетности без ее специальной подготовки, так как им нужна не только обобщенная, но и более детализированная информация. Исходя из этого, приказом от 27.01.2000 № 11н Минфин России утвердил  Положение по бухгалтерскому учету “Информация по сегментам” (ПБУ 12/2000). Оно было введено в действие с бухгалтерской отчетности 2000 года [21]. Нормы, установленные в ПБУ 12/2000, практически полностью соответствуют нормам МСФО 14 «Сегментарная отчетность». [10,стр.316]

В соответствии с этим положением сегментарную отчетность обязаны формировать коммерческие организации (кроме кредитных), для которых обязательным является выполнение одного из следующих условий:

• организация или ассоциация является составителем сводной бухгалтерской отчетности;

• организация осуществляет различные виды деятельности или производит товары, различающиеся по технологическому процессу, группам потребителей, способам реализации и т.п.;

• организация осуществляет свою деятельность в различных географических регионах.

Требования ПБУ 12/2000 не распространяются на субъекты малого предпринимательства.

Понятие «информация по сегментам» представляет собой информацию, раскрывающую часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации.   

Что в итоге понимается под термином «сегмент»? "Сегмент" (лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Применительно к бухгалтерскому учету это понятие используется в том смысле, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо раскрывать обособленно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продажах разных товаров, работ, услуг или данные о продажах одного вида в разных регионах.[16]

Российские стандарты учета рекомендуют выделять два разреза сегментирования: операционный и географический.

Операционный сегмент – это часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг.

Фактически операционные сегменты – это отдельные виды деятельности. Наличие операционных сегментов характерно для многопрофильных предприятий, занимающихся производством и реализацией различных видов товаров, работ, услуг.

Пример 1.

Организация занимается пошивом и реализацией детской одежды, имеет свое производство и фирменный магазин. Для увеличения ассортимента в магазине организация продает в нем не только продукцию собственного производства, но и детские товары, закупленные у сторонних поставщиков.

В данном случае организация осуществляет два разных вида деятельности:

– производство и реализацию детской одежды;

– розничную торговлю покупными детскими товарами.

Очевидно, что эти виды деятельности подвержены различным рискам и прибылям, поэтому организации следует в целях реализации ПБУ 12/2000 выделять два операционных сегмента:

сегмент 1 – производство и реализация детской одежды;

сегмент 2 – розничная торговля покупными товарами. [20]

Географический сегмент — часть деятельности организации по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации.

Пример 2

Организация осуществляет деятельность в различных регионах, при этом рентабельность продаж по некоторым из них существенно ниже (выше) среднего уровня рентабельности. Информацию по деятельности в этих регионах целесообразно выделить отдельно. [21]

В пункте 8 ПБУ 12/2000 перечислены факторы, которые следует учитывать при выделении информации по географическим сегментам (сходство условий деятельности, наличие устойчивых связей, общность правил валютного контроля, риски и др.).

Формирование информации по географическому сегменту может осуществляться:

а) по определенному государству (нескольким государствам);

б) по определенному региону (регионам РФ).

Кроме того, информация по географическим сегментам может выделяться:

а) по местам расположения активов организации;

б) по местам расположения рынков сбыта (потребителей (покупателей)

товаров, работ, услуг).

Таким образом, выполнение требований ПБУ 12/2000 заключается в том, что организация должна фактически разбить всю свою деятельность на отдельные сегменты (отчетные и географические) и затем по правилам, установленным указанным ПБУ, отразить в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности информацию о деятельности организации по отдельным сегментам.

    При составлении бухгалтерской отчетности в пояснительную записку включается информация далеко не обо всех сегментах, которые можно выделить, анализируя деятельность организации.

В этой связи в п. 6 ПБУ 12/2000 дополнительно вводится понятие «отчетный сегмент».

Отчетные сегменты – это сегменты, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности.

В пункте 6 ПБУ 12/2000 указано, что перечень отчетных сегментов устанавливается организацией самостоятельно. Однако эта самостоятельность достаточно условна.

Дело в том, что в пунктах 9 и 10 ПБУ 12/2000 закреплены условия, при выполнении которых организация обязана включить тот или иной сегмент в перечень отчетных сегментов.

В пункте 9 перечислены три условия:

1. Выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов.

2. Финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении).

3. Активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

! Для того чтобы сегмент считался отчетным, достаточно выполнения хотя бы одного из перечисленных выше условий.

Пример 3.

Основными видами деятельности организации являются оптовая и розничная торговля продовольственными товарами. Кроме того, организация получает доходы от сдачи собственного имущества в аренду, а также периодически оказывает сторонним потребителям транспортные услуги по перевозке грузов транспортом организации.

По итогам деятельности организации в 2008 г. выделены четыре операционных сегмента со следующими показателями:

Таблица 1.

№ сегмента   Сегмент

Выручка

Прибыль

Активы

    в млн. руб. в процентах в млн. руб. в процентах в млн. руб. в процентах
1 Оптовая торговля 8,0 66,67 0,7 70 20,0 40
2 Розничная торговля 2,0 16,67 0,2 20 15,0 30
3 Предоставление имущества в аренду 1,0 8,33 0,07 7 14,0 28
4 Транспортные услуги 1,0 8,33 0,03 3 1,0 1
  Итого по организации 12,0 100 1,0 100 50,0 100

 

По размеру выручки и прибыли 10%-ный порог превышается только по первым двум сегментам. Однако 10%-ный порог по активам превышен и по третьему сегменту. Поэтому организация должна признать отчетными три операционных сегмента:

сегмент 1 – оптовая торговля;

сегмент 2 – розничная торговля;

сегмент 3 – предоставление имущества в аренду.[20]

Пунктом 10 ПБУ 12/2000 предусмотрено еще одно дополнительное условие, которое обязательно должно выполняться: на отчетные сегменты должно приходиться не менее 75% выручки организации.

Если это условие не выполняется, то организации необходимо выделить дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям, предусмотренным п. 9 ПБУ 12/2000.

Пример 4.

Основными видами деятельности организации являются оптовая и розничная торговля продовольственными товарами. Кроме того, организация получает доходы от сдачи собственного имущества в аренду, оказывает сторонним потребителям транспортные услуги по перевозке грузов, а также посреднические услуги.

По итогам деятельности организации в 2008 г. выделены пять операционных сегментов со следующими показателями:

Таблица 2.

 

№ сегмента Сегмент

Выручка

Прибыль

Активы

    в млн. рублей в % в млн. рублей в % в млн. рублей в %
1 Оптовая торговля 6,8 56,67 0,65 65 29,0 58
2 Розничная торговля 2,0 16,67 0,2 20 15,0 30
3 Предоставление имущества в аренду 1,1 9,17 0,07 7 4,0 8
4 Транспортные услуги 1,0 8,33 0,03 3 1,0 2
5 Посредническая деятельность 1,1 9,16 0,05 5 1,0 2
  Итого по организации 12,0 100 1,0 100 50,0 100

 

По размеру выручки, прибыли и активов 10%-ный порог превышается только по первым двум сегментам. Однако суммарная выручка этих сегментов составляет всего 73,34% (56,67 + 16,67) от общей суммы выручки по организации в целом. Поэтому организация должна признать отчетным еще один какой-нибудь сегмент, который позволит перешагнуть 75%-ный порог.

В данном случае организация может выбрать любой из трех оставшихся сегментов. Предположим, что выбирается сегмент 3. Тогда при составлении отчетности в пояснительной записке необходимо будет привести информацию по трем сегментам:

сегмент 1 – оптовая торговля;

сегмент 2 – розничная торговля;

сегмент 3 – предоставление имущества в аренду. [20]

Пунктом 11 ПБУ 12/2000 установлено, что отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествующем отчетному, должен выделяться и в отчетном периоде независимо от того, удовлетворяет ли он в отчетном периоде условиям, предусмотренным п. 9 ПБУ.

Это фактически означает, что сегмент, признанный в каком-либо периоде отчетным, останется отчетным до тех пор, пока он будет существовать, т.е. до тех пор, пока организация не прекратит соответствующую часть своей деятельности.

Таким образом, ежегодно организация при составлении бухгалтерской отчетности должна формировать перечень отчетных сегментов. При этом необходимо выполнить следующие действия:

1) разделить всю деятельность на операционные и географические сегменты;

2) рассчитать показатели каждого сегмента (выручка, расходы, финансовый результат, активы и обязательства);

3) включить в перечень отчетных сегментов те сегменты, которые были признаны отчетными в предыдущем отчетном периоде;

4) остальные сегменты проверить на соответствие условиям, перечисленным в п. 9 ПБУ 12/2000. Если по какому-либо из этих сегментов хотя бы одно условие из перечисленных в п. 9 ПБУ будет выполнено  этот сегмент добавляется к перечню отчетных сегментов;

5) рассчитать суммарную выручку всех включенных в перечень отчетных сегментов. Если она составит 75% или более от суммы общей выручки по организации, то на этом процесс формирования перечня отчетных сегментов можно считать завершенным. Если суммарная выручка выделенных отчетных сегментов составит менее 75% общей выручки организации, тогда необходимо выделить дополнительные отчетные сегменты (так, чтобы суммарная выручка отчетных сегментов составила не менее 75% общей выручки).

 



2020-02-03 560 Обсуждений (0)
Понятие сегмента и сегментарной отчетности. Виды сегментов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие сегмента и сегментарной отчетности. Виды сегментов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (560)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)