Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема возрождение духовной жизни в Муроме в последние десятилетие 20 века



2020-02-03 177 Обсуждений (0)
Проблема возрождение духовной жизни в Муроме в последние десятилетие 20 века 0.00 из 5.00 0 оценок




В советские годы традиция духовной церковной жизни была прервана. К началу 1930-х годов в Муроме были закрыты все монастыри и храмы, многие из них были разрушены. Действующим оставался только Благовещенский собор. Перед Великой Отечественной войной закрыли и его. В 1942 году службы в нем возобновили.

 

Официальной идеологией страны более семидесяти лет был атеизм. Духовенство имело право только проводить службы и необходимые церковные требы. Священники не имели возможности проповедовать и привлекать верующих к церковной жизни. Крестить детей, венчаться, отпевать умерших люди могли лишь тайно. О таких фактах сообщалось по месту работы и учебы. Верующие могли поплатиться служебной карьерой. Это нарушало право граждан страны на свободу вероисповедания, записанное в Конституции СССР.

 

Духовная жизнь в Муроме стала скрытой, доступной немногим. Прихожане старались сохранить церковное предание, память об утраченных святынях. В городе доживали свой век монахини Дивеевского монастыря. Они берегли келейную икону и личные вещи святого Серафима Саровского. После войны в Муроме короткое время священником служил Пимен, будущий патриарх Русской православной церкви.

 

С началом перестройки в стране наметилось потепление по отношению к церкви. Переломным событием в деле возрождения духовной жизни стал тысячелетний юбилей крещения Руси в 1988 году. Он широко отмечался Русской православной церковью совместно с государственными структурами и широкими кругами общественности в стране и за рубежом.

 

Муром, богатый древними памятниками церковной культуры, принял участие в юбилейных мероприятиях. Уникальные Муромские иконы из собрания городского

музея были представлены на выставке, посвященной тысячелетию русской художественной культуры в Москве и Германии. В выставочном зале, находившемся тогда в здании Смоленской церкви, прошла выставка древнерусского искусства, где впервые за годы Советской власти были широко показаны сокровища церковной культуры из собрания музея. В 1989 году была создана древнерусская экспозиция в основном здании музея.

 

В эти годы в стране начался процесс по возврату церковных зданий и предметов культа Русской православной церкви. Во многих регионах возникали конфликты между представителями духовенства и светскими властями. Почти все храмы и монастыри были заняты различными учреждениями, церковные ценности

__________________________________________

 

А.А. Анучкина История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века: Учебное пособие.- Муром, 2001.стр.407 – 409.

                                                   9

сосредоточены в музеях. В Муроме сложилась на редкость благоприятная атмосфера плодотворного сотрудничества и разумного подхода к возрождению церковной жизни. Духовенство, администрация города, директора предприятий, предприниматели, музейные работники, местные художники, прихожане и представители общественности считали восстановление духовной традиции общим делом горожан. Особая роль в новом церковном строительстве в Муроме принадлежит епископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию, назначенному в епархию в 1990 году, и главе города Петру Алексеевичу Каурову.

 

Восстановление храмов, возвращение святынь трудно было бы осуществить без хранителей церковного предания. Самым деятельным из них был краевед Александр Александрович Епанчин (1948 - 1998 гг.). В городе удалось возродить искусство иконописи и резьбы иконостасов. Местные художники и резчики не только продолжили древнюю традицию, но и обогатили ее.

 

Последнее время остро стоит проблема возрождения духовной жизни нашей страны.

В последнее десятилетие XX века в Муроме шло активное возрождение храмов, монастырей, восстанавливалась церковная жизнь. Все сохранившиеся церковные здания были возвращены церкви и даже построены новые храмы. Возобновились городские церковные праздники, крестные ходы, прославление местных святых. Церковная жизнь стала широко освещаться в местных СМИ. Традиционными становились выступления духовенства на радио и телевидении. Особо важные культовые предметы были переданы из музея церкви: мощи Муромских святых, реликвии с частицами мощей и некоторые необходимые вещи для богослужения. Уникальные иконы и ценные церковные произведения по-прежнему остались в музее, где духовенство имеет возможность проводить молебны. Традиционными стали совместные мероприятия церкви и музея. В 1990 - 1991 годы при музее работала воскресная школа, где с детьми занимались священники и научные

 

сотрудники. В 1996 году в музее прошли конференции, посвященные девятисотлетию Спасского монастыря (Уваровские чтения) и пятилетию возрождения Троицкого. Ежегодно накануне праздника Сретения Господня (15 февраля) в музее проходит молебен у Сретенского креста, издавна почитавшегося в городе чудотворным.

 

К началу нового тысячелетия в городе возобновлено и действует четыре древних монастыря (два мужских и два женских). Первым возрожден Троицкий - в 1991 году (настоятельница - игуменья Тавифа). Главной святыней монастыря являются мощи Муромских святых Петра и Февронии - покровителей любви и брака. В день их

 

памяти (8 июля) возрожден городской церковный праздник, на который собирается множество горожан и приезжих. В 2000 году здесь открыта школа, в ней занимаются

__________________________________________

 

А.А. Анучкина История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века: Учебное пособие.- Муром, 2001.стр.407 – 409.

                                                        10

монастырские воспитанницы, по воскресеньям приходят городские дети. За городом,

недалеко от села Мишина, Троицкий монастырь основал подворье, где выстроена деревянная церковь Муромской Богоматери. В монастыре создана золотошвейная мастерская, в которой монахини создают церковные пелены, иконы, покровы в древнерусских традициях.

 

В 1992 году был возобновлен мужской Благовещенский монастырь. Настоятель этой обители игумен Кронид стремится к воссозданию древних традиций в убранстве храма и почитании святынь. В подклете (подвале) собора восстановлено место захороненения местночтимых святых этого монастыря. Главная святыня обители - мощи «основателей храма сего», святых крестителей Мурома Константина, Михаила и Федора - покоятся в гробнице открыто в Благовещенском соборе. В 1997 году по инициативе монастыря в Муроме было торжественно отмечено девятисотлетие крещения города.

 

 

Спасский мужской монастырь, один из древнейших русских монастырей, вновь открыт в год своего девятисотлетнего юбилея (1996), в честь его в городе проводились торжественные мероприятия. Монастырь был быстро возрожден. С особой пышностью и великолепием заново создано внутреннее убранство древнего Спасского собора. Игумен монастыря Кирилл с братией успели завоевать любовь прихожан. В монастыре всегда особая радостная атмосфера праздничных служб, крестных ходов, рождественских елок для детей. Там же недавно была открыта православная гимназия. Подворье Спасского монастыря расположено в самом центре города, где быстро идет реставрация Вознесенского храма. У него в 1997 году установлен памятный крест на месте захоронения священника Гавриила Ястребова (ум. в 1897), местночтимого святого.

 

 

Активная церковная жизнь идет в приходских храмах. В 1992 году была открыта и в кратчайшие сроки восстановлена Николо-Набережная церковь. Главными святынями прихода стали гробница святой Иулиании Лазаревской и ее образ с частицей мощей, привезенный из Парижа потомками праведницы в 1999 году. Смоленская церковь передана епархии в 1995 году. Ее настоятель - отец Николай Абрамов (с 1993 года - благочинный Муромского округа). Он известный в Муроме художник, поэтому интерьер храма отделан с особой тщательностью и вкусом, ведутся работы по созданию резного белокаменного иконостаса. Восстанавливаются Успенская и Сретенская церкви, в них проходят молебны. В Карачарове открыт храм Гурия, Самона и Авива, где в 1993 году помещена икона святого Ильи Муромца с частицей его мощей. На городском кладбище в 1998 году выстроен новый храм во имя этого святого богатыря. В Окском парке в 1999 году воздвигнут памятник

_____________________________________________

 

А.А. Анучкина История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века: Учебное пособие.- Муром, 2001.стр.407 – 409.

 

                                                   11

преподобному Илье Муромцу (автор - московский скульптор В. М. Клыков). В городе установлены кресты и доски в память утраченных местных святынь: Крестовоздвиженской церкви, часовен святого Михаила, Петра и Февронии Муромских.

 

В ходе социологического опроса я выяснила, что пятнадцать человек из двадцати мною опрошенных, относятся к возрождению духовности, в нашей стране, положительно, четыре человека безразлично и только один человек отрицательно.

 

 

В наши дни возрожденный древний Муром стал одним из самых красивых русских городов. Он все более привлекает к себе внимание туристов и паломников. Современный Муром является одним из духовных центров нашей страны.

 

 

_____________________________________________

 

А.А. Анучкина История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века: Учебное пособие.- Муром, 2001.стр.407 – 409.

 

                                                 12

Заключение

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все, более осознавая себя русским православным.

 

Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.

 

Христианизация Муромского края проходила постепенно. Крещение Муромлян имело добровольно – принудительный характер. Оно протекало сложно из-за того, что местное население не хотело отказываться от своих языческих верований. Первые храмы на Муромской земле по преданию появились при князе Глебе задолго до массового крещения жителей. Активное христианское освоение края происходило в 1054 - 1076 годах, когда Муром находился под властью черниговского князя Святослава Ярославича. Окончательно христианство утвердилось в Муроме при его сыне Ярославе, правившем Муромским княжеством с 1097 по 1129 год.

 

Муромские святые занимают важное место в России. Так же с Муромом связан главный Русский богатырь – Илья Муромец – олицетворение лучших черт русского народа.

 

Богат вклад Мурома и в культуру Руси. Без него невозможно изучение русских былин, памятников литературы и зодчества. Именно в Муроме сложилась красивая легенда о Петре и Февронии. Их любовь должна служить примером для русской молодежи. Наш город по – своему уникален. На его территории четыре

действующих монастыря.

 

 В Муроме создана благоприятная атмосфера сотрудничества в деле духовного возрождения города. Последнее время происходит активное возрождение духовной жизни Мурома. Муромцы сумели восстановить былую красоту земную и красоту духовную. В связи с этим Муром стал одним из духовных центров нашей страны. А начиная с 2008 года, наш город также стал и центром празднования Дня Петра и Февронии. Муром имеет богатую историю уходящую корнями в древность, именно поэтому наш город популярен среди паломников и туристов.

 

 

______________________________________________

Ю. Смирнов Древний Муром – 1140 лет. МИХМ, 2002год.Стр.1

http://voov.narod.ru/christianity/ru8.htm

                                                  13

Библиография

1. А.А. Анучкина История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века: Учебное пособие.- Муром, 2001.стр.66 – 69, 407 – 409.

 

2. Ю. Смирнов Древний Муром – 1140 лет. МИХМ, 2002год.Стр.1, 5 – 6.

 

 3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деталей. – М.: Эксмо, 2009. Стр. 7 – 8.

 

4. В.В.Кириллов Отечественная история в схемах и таблицах. – Эксмо, 2010. Стр.21

 

5. Ю.Морозов. Муромское крещение. Статья из газеты «Муромский край».     

 

6. http://voov.narod.ru/christianity/ru8.htm

 

7. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/436.htm

 

 

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%F0%EE%EC

 

 

9. http://www.murom.ru/node/1892

 

 

http://www.agmi.ru/category/istoriya_rossii/znachenie_prinyatiya_hristianstva_na_rusi.phtml

 

                                                  14

                                                       

 

«Крещение Руси»

                                                                                                                       

http://s57.radikal.ru/i157/1005/90/52655c93a8a9.jpg

 

 

                                                       15

                                                         

 

                         

 

Муромские крестители – Константин и  чада его Михаил и Федор.

 

http://i011.radikal.ru/1006/ba/13288226e4a9.jpg

 

                                      

 

                                                   16

                          

 

Петр и Феврония Муромские Чудотворцы.

 

http://www.ihtus.ru/072010/st04.jpg

 

                                                     

                                                           17



2020-02-03 177 Обсуждений (0)
Проблема возрождение духовной жизни в Муроме в последние десятилетие 20 века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема возрождение духовной жизни в Муроме в последние десятилетие 20 века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)