НАСЕЛЕНИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Среди советских и зарубежных ученых до сих пор идет дискуссия о том, в каком регионе земного шара происходило превращение высокоразвитых человекообразных обезьян в людей. В Азии могут претендовать на эту роль южные регионы, где найдены костные остатки третичных человекообразных обезьян —антропоидов, живших 10—-19 млн. лет назад. На первое место среди них должны быть поставлены человекообразные обезьяны—рамапитеки, которых часто рассматривают как непосредственных предков людей. Зубы и фрагменты их челюстей обнаружены у подножия Гималаев в Сиваликских холмах. Однако многие специалисты считают, что зона эволюции людей как особого семейства приматов— гоминид была обширней и основной ее очаг был расположен не в Азии, а в Африке, где еще Чарльз Дарвин искал «прародину» человечества. Новейшие археологические и палеоантропологические материалы позволяют предполагать, что предки древнейших людей, представленных в Азии питекантропами Явы и синантропами Китая, а также близкими к ним гоминидами Лаоса и Вьетнама, пришли на эти территории в начале четвертичного периода, т. е. около 1 млн. лет назад из западных районов первобытной ойкумены (населенной части Земли). Костные остатки людей следующей стадии антропогенеза—неандертальцев (палеоантропов), живших 200—400 тыс. лет назад, а также свидетельства их хозяйственно-культурной деятельности, обнаружены во многих азиатских странах. Огромный интерес для решения проблем происхождения человека и его расселения по Земле представляют костные остатки неандертальцев, обнаруженные в пещерах горы Кармел в Палестине, а также в Ираке. Для многих из этих неандертальцев характерны прогрессивные антропологические черты, переходные к людям современного вида. Весьма вероятно, что так называемые «прогрессивные неандертальцы» Юго-Западной Азии были непосредственными предками позднепалеолитических неоантропов — людей, принадлежащих к современному виду Homo sapiens. Костные и культурные остатки древних людей найдены также на Яве, на юге и севере Китая. Можно предполагать, что эти древние люди были потомками местных архантропов. Если учесть, что у палестинских неандертальцев уже имеются признаки позднейших австралоидов, негроидов и европеоидов, а может быть, и монголоидов, то можно предположить, что предпосылки формирования человеческих рас имелись уже на грани раннего и позднего палеолита. В эпоху позднего палеолита (40 —16 тыс. лет до н. э.) и мезолита (15—8 тыс. лет до н. э.) на территории Зарубежной Азии уже были представлены почти все основные расы, существующие в настоящее время. В Юго-Западной Азии расселялись различные группы европеоидов, кое-где с негроидной примесью. В Южной и Юго-Восточной Азии имелось австралоидное население. В Восточной Азии обитали преимущественно тихоокеанские монголоиды, южные группы которых составляли переход к австралоидам. Центральная Азия была зоной расселения континентальных монголоидов. По мнению большинства советских и многих зарубежных ученых, процесс формирования людей современного вида (caниентации) происходил и одном достаточно обширном очаге, скорее всего в Восточном Средиземноморье и соседних областях Юго-Западной, а может быть, и Южной Азии. Расселяясь из этого очага, люди современного вида осваивали Центральную, Восточную и Юго-Восточную Азию, где они смешивались со своими неандерталоидными предшественниками, стимулируя их развитие. По мнению некоторых антропологов, в это время сложилось разделение единого по своему происхождению человечества на два массива популяций (локальных групп населения)—западный и восточный. Оно могло быть связано с тем, что в разных районах первобытной ойкумены люди современного вида смешивались с различными группами неандертальцев. Население Юго-Западной и частично Южной Азии относилось к западной группе, а население Восточной и Юго-Восточной Азии — к восточной группе. В неолите (7—4 тыс. лет до н. э.) и в следующем за ним бронзовом веке (3—2 тыс. лет до н. э.) Юго-Западная Азия, как и в позднем палеолите, была заселена различными, преимущественно длинноголовыми, популяциями южных европеоидов, среди которых уже начался процесс брахикефализации (расширения и укорочения черепа). Костные остатки людей этого времени, найденные и Малой Азии, Сирии, Ираке, Иране, Пакистане и Северо-Западной Индии, а также сохранившиеся до наших дней скульптурные и иконографические изображения древних азиатских народов (шумеров, аккадов, эламитов, финикийцев, ханаанеян. халдов, хеттов, ассирийцев, вавилонян, мидян и др.) показывают, что тогда уже происходило формирование основных территориальных групп южных, интенсивно пигментированных европеоидов (маланохроев): средиземно-балканской, переднеазиатской (арменоидной) и индопамирской. В бассейне Инда южные европеоиды, к которым принадлежали создатели хараппской культуры (3—2 тыс. лет до н. э.), говорившие, вероятно, на дравидских языках, смешивались с австралоидными популяциями аборигенов Южноазиатского субконтинента. Костные находки эпохи неолита довольно многочисленны также в Индокитае. Большинство черепов этого времени, найденных на стоянках Северного и Южного Вьетнама, должны быть отнесены к различным вариантам австралоидов, расселенных здесь еще с позднего палеолита. Однако среди неолитических краниологических серий из Вьетнама встречаются группы черепов, обладающих сочетанием австралоидных особенностей с монголоидными. К ним принадлежат, например, черепа из Фобиньзя и Камау (Вьетнам). Можно предполагать, что в неолите в Индокитае и на Японских островах уже началась метисация австралоидных аборигенов с генетически родственными им южными монголоидами, продвигавшимися из южных районов Восточной Азии. В Индонезию и на Филиппины южные монголоиды проникли позднее, вероятно, во И тысячелетии до н. э. Немногочисленные в этих странах древние костные находки не имеют монголоидных признаков, но обладают определенными австралоидными чертами. Расселение южных монголоидов на востоке Индокитая, в Индонезии, на Филиппинах, на Тайване и на юге Японии, а также в Океании было связано с распространением языков австронезийской (или малайско-полинезийской) семьи, а на западе Индокитая, на юге Китая и в Северо-Восточной Индии -— с распространением австро-азиатских языков: мон-кхмерских (включая кхаси) и мунда. К австронезийцам и особенно к австроазиатам антропологически, этнографически и лингвистически близки вьетнамцы, мяо (мео), яо и народы тайской группы. Потомками позднепалеолитического населения Северного Китая были по всей вероятности, протокитайские неолитические племена бассейна Хуанхэ (5—2 тыс. лет до н. э.), создавшие куль] туры Яншао, Луншань и др. Антропологически эти племена принадлежали к восточноазиатской группе тихоокеанских монголоидов, обнаруживая ясные генетические связи с более южными популяциями, переходными к австралоидам. К восточноазиатской расе относятся и неолитические черепа из Унги на севере Кореи; в них можно видеть начало формирования относительно короткоголового корейско - маньчжурского типа восточных монголоидов, распространившегося в первых веках п. э. на Японские острова, где он смешался с айноидными и южно-монголоидными формами. Другим вариантом восточных монголоидов был относительно длинноголовый «северокитайский тип», характерный для черепов, связанных с культурой Яншао, а также костяков из Иньских могильников II тысячелетия до н. э. Можно предполагать, что одним из вариантов тихоокеанских монголоидов были также аборигены Тибета, освоение которого людьми началось еще в палеолите, В северных и западных районах Центральной Азии на территории современных МНР, Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР и Афганистана на протяжении всего неолита, бронзового, а отчасти и железного веков расселялись различные, преимущественно ираноязычные, популяции, принадлежавшие к европеоидным расам. С середины I тысячелетия до н. э. континентальные монголоиды из восточных районов Центральной Азии начинают продвигаться на запад и смешиваться с более древним европеоидным населением. Продвижение это, связанное с массовыми миграциями алтайских народов, в первую очередь тюрков и монголов, продолжалось до XIII—XV вв. н. э. и привело к формированию разнообразных расовых типов, промежуточных между европеоидами и континентальными (северными) монголоидами. Современный антропологический состав народов Зарубежной Азии чрезвычайно сложен и разнообразен. На этом огромном пространстве представлены всевозможные варианты европеоидных, австралоидных и монголоидных рас, а также формы, переходные между ними, К интенсивно пигментированным (т.е сравнительно темно окрашенным) южным европеоидам переднеазиатской и индо-памирской групп принадлежит основная масса населения всех стран Юго-Западной и Южной Азии от Аравийского полуострова и Турции до Афганистана, Пакистана, Северной Индии и Бангладеш, говорящая на индоевропейских, семитских и тюркских языках. Несомненно, что европеоидные компоненты играли главную или весьма существенную роль в сложении расового состава многих дравидоязычных народов Южной Индии, в особенности наиболее крупных (телугу, каннара, тамилов, малаяли). К особой переднеазиатской (арменоидной) расе, с сильно выступающим носом и очень развитым третичным волосяным покровом, принадлежат арабы Сирии, Ливана, Палестины, Иордании, Саудовской Аравии и Ирака, а также евреи, армяне, турки, курды и греки. Большинство переднеазиатских популяций относительно короткоголовые, но есть среди них и более сходные со средиземноморцами Южной Европы и Северной Африки (например, некоторые племена бедуинов в Аравии). В Йемене арменоиды частично смешаны с негроидами, с древности проникавшими сюда из Африки. В Иране среди собственно иранцев (персов), азербайджанцев и других ирано-и тюркоязычных народов наблюдается постепенный переход к другой группе южных европеоидов — индопамирской, которая отличается от арменоидов более тонким строением черепа и лицевого скелета (грацильностью), меньшим развитием третичного волосяного покрова, прямым узким носом и более темной окраской кожи. К индо- памирцам принадлежат почти все народы Афганистана, Пакистана и Северной Индии; среди них есть как короткоголовые, так и относительно длинноголовые группы; первые представлены, например, таджиками, а вторые — афганцами (пуштунами). У кафиров (нуристанцев), живущих в горах Гиндукуша, отмечено заметное количество светлоглазых. По мнению академика Н. И. Вавилова, это объясняется повышенной концентрацией генов светлой окраски в малой изолированной популяции. Многие индийские и советские антропологи выделяют на юге Индостана особый «южноиндийский», или «деканский», расовый тип, морфологически переходный между южными европеоидами и австралоидами. В Шри Ланке к этому типу относятся дравидоязычные тамилы, в то время как сингалы должны рассматриваться как популяция, морфологически близкая к «арийцам» Северного Индостана, с которыми они связаны своим происхождением. В виде примеси австралоидные элементы выступают и у некоторых народов Северной Индии (например, у бенгальцев, раджастханцев, гуджаратцев). В процессе метисации в разных пропорциях южных европеоидов с монголоидными популяциями сложился расовый состав уйгуров и других тюркоязычных народов, живущих в Китае, а также говорящих по-китайски хуэй (дунган), расселенных в КНР. Несомненно, что европеоидные компоненты в составе тюркоязычных народов Китая и хуэй имеют «западное происхождение» и связаны с вполне реальным проникновением в Китай еще в средние века иранских (на севере) и арабских (на юге) групп. Есть основания предполагать наличие европеоидных элементов, связанных с Индией, в составе некоторых групп населения Бирмы (в особенности у араканьцев) и Индонезии (на Яве и Бали). Австралоидные популяции на юго-востоке Азии имеют реликтовый характер. Они очень немногочисленны, расселены в разных странах отдельными островками и характеризуются большим разнообразием локальных расовых типов. Одним ИЗ этих типов является «веддоидный» -— волнистоволосый, смуглокожий, грацильный, умеренно широконосый, наиболее характерный для веддов Шри Ланки, но широко распространенный также среди некоторых дравидо- и мундоязычных малых народов Южной и Восточной Индии. За пределами Индостана к веддоидам большинство антропологов относит отдельные, большей частью изолированные популяции Индокитая и Индонезии. Веддоидные особенности нередки также у многих малых народов Южного Китая и у китайцев южных провинций. К австралоидам (в широком смысле слова) должны быть отнесены также низкорослые, курчавоволосые и темнокожие негритосы, представленные в Юго-Восточной Азии андаманцами, семангами Малакки и аэта Филиппинских островов. Большинство советских исследователей считает негритосов локальными расовыми типами, сложившимися вследствие длительной изоляции в Юго-Восточной Азии, и отрицает их специфическое генетическое родство с африканскими пигмеями, несмотря на значительное морфологическое сходство. Островная изоляция на севере Японии, а в СССР — на Сахалине и Курилах имела немалое значение в формировании своеобразного расового типа айнов, для которых характерно сочетание относительно светлой кожи, волнистых или прямых волос, исключительно сильно развитого третичного волосяного покрова с такими «австралоидными» особенностями, как широкий нос, тенденция к прогнатизму (выступанию челюстей), массивный череп, покатый лоб и т. п. Айны являются скорее всего потомками древнего населения Японии, проникшего в эту страну с юга. Еще одна группа австралоидных популяций— папуасомеланезийская, географически и генетически связанная с Океанией, расселена на крайних восточных рубежах Индонезии (Молукки, Западный Ириан и прилегающие острова). Австралоидные популяции на северо-востоке Индостана, в Индокитае и Индонезии, на Филиппинах и на юге Китая часто находятся в тесном взаимодействии с южномонголоидными группами. Для них характерно сочетание общемонголоидных черт: плоское лицо, слабое выступание носа, наличие эпикантуса (складки кожи, прикрывающей слезную железу), сильно развитая складка верхнего века, малое развитие третичного волосяного покрова, прямые, часто тугие волосы и т.п.—-с некоторыми австралоидными признаками (относительно широкий нос, тенденция к прогнатизму, утолщенные губы, интенсивная пигментация кожи и др.). В целом южные монголоиды могут рассматриваться как морфологически и географически переходные группы между австралоидами и монголоидами, расселенными в более северных районах Азии. «Переходность» эта, вероятно, является следствием не только процесса межрасовой метисации, но и реального генетического родства монголоидов и австралоидов. В Тибете и Центральном Китае, особенно к северу от водораздела Янцзы и Хуанхэ, южные монголоиды постепенно уступают место восточноазиатским монголоидам, которые отличаются более светлой кожей, высоким и сравнительно узким лицом, узким носом, менее утолщенными губами. В составе восточно-азиатской монголоидной расы выделяется несколько типов: восточнотибетский, северокитайский, корейско-маньчжурский; названия этих типов хорошо передают их этногеографическую локализацию. Промежуточное положение между южными и восточными монголоидами антропологически занимают японцы, у которых вследствие длительной остров--ной изоляции сложился своеобразный расовый тип, сочетающий черты южно-азиатской, восточноазиатской и курильской (айноидной) рас. Расовая история японцев отражай тесное взаимодействия и смешение этнических общностей южного и западного происхождения; к мерным относятся айны и индонезийцы, ко вторым — древние японцы, говорившие» на языке, близком к древнекорейскому генетически связанном с алтайскими языками. Южно- и восточноазиатские популяции» могут быть объединены в одну большую группу тихоокеанских монголоидов, которые резко отличаются от расселенных еще севернее континентальных монголоидов, Континентальные монголоидные популяции отличаются от тихоокеанских более светлой кожей, некоторой тенденцией депигментации (посветления) волос и радужины глаз, большей массивностью скелета, более крупными горизонтальными размерами черепа (при меньшей его высоте), более широким лицом и меньшим развитием наружной слизистой оболочки губ. Различия между обеими группами монголоидных рас столь же велики, как различия между южными и северными европеоидами или между азиатско- океанийскими австралоидами и африканскими негроидами. В пределах Зарубежной Азии к континентальным монголоидам относятся монголоязычные народы | МНР и КНР: собственно монголы, дунсян, баоань, ту (монгоры), различные тунгусские группы (эвенки, орочены) и некоторые тюркоязычные народы Китая. Отчетливой границей между ареалами преобладания обеих групп монголоидов служат Хинган и юго-восточный край Монгольского плато. Популяции, расселенные к северу и западу от этой границы, обнаруживают расовую (так же как языковую и культурную) близость к соседним народам советского Дальнего Востока, Сибири и Средней Азии, резко отличаясь в то же время от китайцев и других народов более южных областей Азии. Таким образом, на востоке Зарубежной Азии выделяются три большие расообразовательные зоны, одна из которых охватывает все страны Индокитая, Индонезию, Филиппины и южные провинции Китая, вторая — остальную часть КНР (кроме северо-запада) и Корею, третья же — МНР, а в пределах Китая — Внутреннюю Монголию и Синьцзяи. Зоны эти в основных чертах совпадают с крупнейшими историко-этнографическими и лингвистическими областями: юго-восточноазиатской, восточноазиатской и центральноазиатской. Островная Япония должна рассматриваться как особая расообразоватсльная и историко-этнографическая область. Новейшие исследования по распространению отдельных признаков строения зубов, групп крови и других генетических показателей убеждают в том, что почти все монголоидные, австралоидные и промежуточные популяции Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна в целом обнаруживают значительное сходство между собой и четко отличаются от расселенных в западной половине Евразии и в Африке европеоидных и негроидных популяций. Так, в «восточных» (монголоидных и австралоидных) популяциях по сравнению с западными европеоидными и негроидными гораздо чаще встречается лопатообразная форма резцов, очень высока (более 80%) концентрация резус-положительного фактора крови, заметно выше процент круговых узоров на подушечках пальцев рук. Эти данные подтверждают гипотезу о существовании двух основных ареальных подразделений человечества: австралоидно-монголоидного (тихоокеанского) и негроидно-европеоидного (атланто-средиземноморского), которые, вероятно, начали складываться в конце каменного века, когда происходило первоначальное расселение людей современного вида по земному шару. Возникновение хозяйственно-культурных различий. Хозяйственно-культурная дифференциация человечества на территории современной Зарубежной Азии началась еще на заре каменного века, когда древнейшие и древние люди (архантропы и палеоантропы), попадая при расселении в разные экологические условия, приобретали различные навыки охоты и собирательства и вырабатывали связанные с ними формы материальной культуры. В первоначальной хозяйственно-культурной дифференциации населения Азии известную роль играло разнообразие природных ресурсов, в частности характер материалов для изготовления орудий труда. Именно этим в известной степени можно объяснить преобладание кремневых ручных рубил в Западной Азии и грубо оббитых с одной стороны галечных орудий типа чопперов и чопнингов в ее восточной части. В позднем палеолите хозяйственно-культурные различия между популяциями людей современного вида (неоантропов) разных ландшафтно-климатических зон выступают уже вполне отчетливо. Население горных и предгорных теплых, но относительно сухих областей Юго-Западной Азии в рассматриваемую эпоху постепенно переходит от охоты на крупных животных к охоте на разнообразную дичь и собирательству съедобных плодов, ягод, побегов, клубней и т.п. Для этих областей характерны разнообразные каменные орудия, изготовлявшиеся из удлиненных пластин, отколотых от призматических ядрищ. Во влажных тропиках и субтропиках Юго- Восточной Азии (Индокитай, юг Китая, Малайский архипелаг) каменные орудия редки, так как вместо них употреблялись, по-видимому, орудия из бамбука. Для жарких и влажных регионов характерны крупные рубящие орудия, необходимые для расчистки зарослей в джунглях. Культура позднего палеолита в Индостане занимает переходное положение между культурами Юго-Западной и Юго-Восточной Азии. В более северных засушливых, степных и отчасти приморских областях — от Ирана на западе до бассейна Хуанхэ на востоке — в позднем палеолите преобладала охота на различных степных животных; значительную роль играло собирательство съедобных злаков, а на берегах водоемов — собирательство моллюсков и отчасти рыболовство. Именно здесь на рубеже палеолита и мезолита началась культурная дифференциация населения с выделением оседлых и полуоседлых приморских собирателей и рыболовов, с одной стороны, и бродячих охотников на степных животных (антилоп) и крупных птиц (страусов) — с другой. Таким образом, к началу мезолита на территории Зарубежной Азии существовали разнообразные хозяйственно-культурные типы, основанные на «присваивающей дары природы» экономике. В эпоху мезолита число этих типов здесь возросло. Около 10 тыс. лет назад в предгорьях Юго-Западной Азии выделилась обширная зона древнего земледелия, население которой начало переходить от собирания дикорастущих злаков к их выращиванию и от охоты на диких животных к их одомашниванию. Почти в то же время на юго-востоке Азии складывается другой древнейший очаг мотыжного (ручного) земледелия. Несколько позднее (в VII—IV тысячелетиях до н. э.) возникают многие вторичные очаги земледелия и скотоводства: ирано-средиземноморский, индостанский, северо-восточноазиатский, индонезийский. На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. зарождается (вероятно, в Месопотамии) пашенное земледелие, а в конце II тысячелетия до н. э. в азиатских степях и полупустынях начинается переход от скотоводческо-земледельческого хозяйства к кочевому скотоводству. Таким образом, более чем за три тысячи лет до нашего времени на территории современной Зарубежной Азии уже существовали хозяйственно-культурные типы всех трех групп: первой (охотники, собиратели и рыболовы), второй (мотыжные земледельцы и скотоводы) и третьей (плужные земледельцы, использовавшие тягловую силу домашних животных). Формирование древних этнокультурных общностей. Существование двух основных ареальных подразделений человечества еще в позднем палеолите в значительной степени предопределило ход формирования наиболее древних этнических общностей. Пояс степей, протянувшийся от Северо-Восточного Китая через Монголию вдоль южных границ Сибири вплоть до Восточной Европы, стимулировал массовые передвижения; по нему совершались великие переселения народов. Полуоседлое и кочевое население степи, чутко реагировавшее и на климатические колебания, и на всевозможные исторические явления, время от времени выплескивалось мощными миграционными потоками то в северные, то в южные области, существенно влияя на их этническую картину. Не менее важную роль сыграло и наличие лежащего к югу от степей огромного пояса высокогорий, протянувшегося от Малой Азии и Кавказа почти до берегов Тихого океана. Этот пояс, с одной стороны, был существенным этническим рубежом, преградой для общения народов. С другой стороны, именно здесь — в предгорьях и долинах — сложились первые важнейшие очаги возделывания культурных растений, и именно в этом поясе раньше всего распространилось земледелие и связанные с ним изменения в этнокультурной картине мира. Древнейшее культурное деление человечества при всей его относительности позволяет выделить существовавшие еще в конце каменного века некоторые существенные различия между Восточной и Юго-Восточной Азией (включая сюда и островной мир вплоть до Австралии), с одной стороны, и Юго-Западной Азией — с другой. Труднопроходимые высокогорья Гималаев, Гиндукуша и Тибета и суровые пустыни Центральной Азии способствовали относительной изоляции населения. Восточной Азии. Вместе с тем из основного очага сапиентации на восток распространялись волны влияний, которые постепенно охватывали всю Южную, Юго-Восточную и Восточную Азию. Волны эти наталкивались, как на волнорез, на нагорья Памира и Гиндукуша и делились на два потока: один, достигавший, по крайней мере, Индостана, а может быть, и Юго-Восточной Азии, и другой, растекавшийся по степным и лесостепным просторам Центральной и отчасти Восточной Азии. На юге Монгольского плато вновь встретились разошедшиеся восточная и западная ветви древнего человечества. Контактный характер этой зоны отразился и в позднепалеолитических памятниках этого района, и в расовых особенностях расселившихся по Центральной Азии континентальных монголоидов. Несмотря на постоянные и очень важные этнические и культурные контакты, которые с тех пор непрестанно осуществлялись через южный край Монгольского плато, он до самого последнего времени оставался одной из наиболее четко выраженных этнических и культурных границ сначала между степным и долинным, а затем между кочевым и оседлым миром. Мы не располагаем никакими фактами о языках, на которых говорило позднепалеолитическое население Азии, и можем строить на этот счет лишь самые общие гипотезы. Можно предполагать, что очерченным выше двум расовым и культурным зонам в картине древнейшего населения Азии соответствовали и две огромные зоны древнейших языковых общностей. Одна из них располагалась на территории Восточной и отчасти Юго-Восточной Азии, очевидно, с самого начала охватывая основную часть современного Китая и север Индокитая, но не включая в себя островные районы Юго-Восточной Азии и юг Индокитайского полуострова. Какой-либо четко выраженной праязыковой, предковой общности для языков этой зоны наметить пока не удается. Это зона тихоокеанского языкового ствола, из которого в дальнейшем выкристаллизовывались более четко очерченные группы племенных диалектов, послужившие языками-основами для формирования пяти языковых семей Восточной и Юго-Восточной Азии: тибето-китайской, мяо-яо, мон-кхмерской, малайско-полинезийской (австронезийской) и тайской. Другая зона, охватившая огромные пространства от Восточного Средиземноморья до Индии и Центральной Азии, — это зона, где формировались языки ряда семей, которые, по мнению некоторых лингвистов, восходят к древнейшей, так называемой «ностратической» общности: ссмитохамитские, индоевропейские и алтайские языки (вместе с корейским и японским), — а также те языки, которые обнаруживают черты отдаленного родства с алтайскими: на севере, например, палеоазиатские, а на юге — дравидийские. Мы перечислили существующие в наши дни языковые семьи Зарубежной Азии, которым в древности соответствовали какие-то языки-основы или группы племенных диалектов. Возможно, что наряду с дошедшими до нас языковыми семьями в древности на территории Азии были и другие диалектные группы. В прошлом число обособленных или промежуточных языковых общностей было значительно больше, чем теперь, но в течение веков они были ассимилированы и исчезли раньше, чем смогли оставить доходящие до нас, хотя бы косвенные, свидетельства своего существования. Лишь когда в Азии появляются первые виды письма и письменные памятники, мы можем, сопоставляя их с археологическими культурами, составить себе более достоверную картину распределения языковых и этнических общностей. Такую картину можно представить приблизительно с TV тысячелетия до н. э. Значительная часть Малой Азии вместе с соседними районами Кавказа была в то них исчезнувших, так и в измененной форме доживших до наших дней, этнических общностей Юго-Западной Азии. К ним следует отнести как неиндоевропейские — древнеармянские и урартские племена, так и индоевропейские — древнеармянские и хетто-неситские, жившие и на современной территории СССР и за ее пределами. На крайнем же западе Малой Азии тогда же или немногим позднее началось формирование древнегреческих архейских племен. На этнической основе каждой из этих племенных общностей на территории Малой Азии, Закавказья и западной части Иранского нагорья в течение II—I тысячелетий до н. э. складывались и развивались, сменяя друг друга, многочисленные раннеклассовые и рабовладельческие государства, такие, как Хеттское, Урартское и др. Гораздо раньше всех этих государств сложилось раннеклассовое общество и государство в Двуречье, где вначале оно развивалось на шумерской этнической основе. Шумерский язык, известный нам в основном по письменным памятникам Ш тысячелетия до н. э., уже во И тысячелетии до н. э. перестал существовать как живой язык. Сопоставление шумерского языка с финно-угорскими и кавказскими дает основание предполагать, что шумеры не были автохтонным населением Двуречья, а явились сюда откуда-то извне, скорее всего из северных или северо-восточных областей Юго-Западной Азии. В дальнейшем, начиная со II тысячелетия до н. э., шумеры были ассимилированы семитоязычными племенами, на чьей этнической основе развились Вавилонское и Ассирийское царства. Прародиной семитских, точнее, семито-хамитских племен можно считать сирийско-месопотамские степи, откуда они распространялись по всему Восточному Средиземноморью, Аравийскому полуострову и в Африку. Большую роль в этнической и политической истории Восточного Средиземноморья сыграли такие семитские народы, как финикийцы, ханаанеяне, хабиры, а также появившиеся в результате взаимодействия некоторых из этих народов древние евреи. Что касается древних народов, не раз вторгавшихся в Двуречье с Востока (касситов, эламитов, луллубеев и др.) то, хотя сведения о них и дошли до нас в письменных памятниках, об этнической и языковой принадлежности их данных у нас очень мало. Можно предполагать, что рядом с перечисленными племенами на территории современного Ирана жили племена, говорившие на диалектах, исходных для дравидийской семьи, возможно связанной с древнеуральскими языками. Распространяясь далее на восток, древние дравиды создали в долине Инда высокоразвитую протоиндийскую цивилизацию. Период расцвета этой цивилизации, как и шумерской, датируется III тысячелетием до н. э. Между ними существовали торговые и культурные связи. Дальнейшее распространение дравидов на юг Индостана сопровождалось интенсивной ассимиляцией исконного веддо- австралоидного населения и переходом его на дравидийскую речь. Остатки дравидоязычного населения сохранились по сей день западнее Инда (народ брагуи). Возможно, прежнее, еще более западное, их распространение нашло отражение в сведениях Геродота об «азиатских эфиопах», населявших восточные районы Древнеперсидского (Ахеменидского) царства. Основное население Ахеменидского царства составляли иранские племена, появившиеся здесь довольно поздно, на рубеже II и I тысячелетий до н. э. Они выделялись из той массы индоевропейских племен, которые во II тысячелетии до н. э. проникли с запада в закаспийские степи, оттеснив на север их древнее население, говорившее, вероятно, на уральских языках. В военной и транспортной технике полукочевых иранцев большую роль играла конная колесница. Колесная повозка была известна уже шумерам, но запрягалась ослами, лошадь же была, очевидно, одомашнена для транспорта именно индоевропейцами в южнорусских степях. Отсюда, через Среднюю Азию, на рубеже II—I тысячелетий до н. э. на юго-восток, в Индостан, двинулись отколовшиеся от первоначального индо-иранского единства племена древних арьев; на юго-запад прошли те иранские племена, которые составили основное население нынешнего Ирана и Курдистана; восточнее, в районах Алтая, Саян и степной Монголии, расселялись племена, говорившие на языках алтайской семьи. Эти языки тесно связаны с уральскими, и многими лингвистами признается существование такой общности, как урало-алтайская семья. В процессе распространения континентальных монголоидов на север и северо-запад от зоны их первоначального формирования на востоке Центральной Азии происходила передача алтайских языков более древнему палеоазиатскому населению. Так сформировались алтаеязычные племена, тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские, включающие в основном население монголоидного облика, хотя в заключительном этапе формирования этих племен участвовали и европеоиды. Кроме того, даже племена, говорившие и продолжающие говорить на языках тихоокеанского ствола, но контактировавшие с алтаеязычными народами, испытали их языковое влияние. Так сложились тибето-бирманские языки, в которых не только имеются алтайские слова, но и синтаксическая структура которых существенно отошла от «тихоокеанской» модели, приблизившись к алтайской. Можно предполагать, что разделение древнекитайского и тибето-бирманских языков произошло в IV тысячелетии до н. э. Почти одновременно от тибето-бирманских языков отделились так называемые гималайские языки, проникшие вместе с их носителями через перевалы Гималаев на южные склоны этих гор. Значительно позже, в основном во II тысячелетии до н. э., произошли другие крупные этнические передвижения в Юго-Восточной Азии. В результате их древнее веддо-австралоидное население было почти полностью поглощено южными монголоидами. Сохранились лишь небольшие остатки его, типа семангов и сеноев в Малайе, но и те перешли на мон-кхмерскую речь. Этнические передвижения имели волнообразный характер: отделившиеся от мон-кхмеров мунда-сантальские племена проникли в Восточную и Центральную Индию, вслед за ними туда же продвинулись и самые западные из мон- кхмеров — кхаси. В Индокитае почти параллельно происходило продвижение на юг мон- кхмеров во внутренних районах и индонезийцев в прибрежных. В северные горные районы Индокитая и Восточной Индии (Ассам) проникли тибето-бирманские племена. Исходным пунктом всех этих миграций были горные пригималайские районы запада Юго-Восточной Азии (для тибето-бирманцев и мон- кхмеров) и прибрежные восточные районы той же территории (для индонезийцев), а движущим их механизмом — повышение плотности населения, вызванное освоением плавки бронзы и культивированием поливного риса в конце III тысячелетия до н. э. Особенно широкий, не уступающий расселению индоевропейцев размах приняли миграции индонезийцев, причем развитая мореходная техника сыграла для них такую же роль, какую конные повозки для индоевропейцев. Расселяясь и на север, индонезийцы к концу И тысячелетия до н. э. достигли Южной Японии и Южной Кореи. Формирование современной этнолингвистической карты Зарубежной Азии. Наибольшие изменения в этнической карте современной Зарубежной Азии произошли в I тысячелетии до н. э. В эту эпоху большая часть населения запада Малой Азии эллинизируется, а на востоке ее преобладает картвельское (грузинское) и армянское население. Среди семитского населения Восточного Средиземноморья диалектная раздробленность сменяется повсеместным преобладанием арамейского языка. В Северной Индии пришедшие сюда из Средней Азии народы индоарийского происхождения занимают всю Индо-Гангскую низменность, частично уничтожив, частично ассимилировав носителей и саму культуру протоиндийской (хараппской) цивилизации, пришедшей в упадо
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |