Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъективное переживание одиночества по результатам проективного теста.



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Субъективное переживание одиночества по результатам проективного теста. 0.00 из 5.00 0 оценок




При выявлении ассоциативного ряда со словом «одиночество», были получены три основные группы ассоциаций: ассоциации-определения, ассоциации-действия (предполагается какая-то деятельность или ее отсутствие), ассоциации-чувства (что переживаю), ассоциации-ощущения. В группе экстравертов чаще всего назывались ассоциации-действия. Например, «Когда слышишь, как стучат часы». Когда человеку не с кем поделиться чем-либо: радостью, печалью, счастьем», «Отсутствие общения». В группе интровертов чаще назывались ассоциации-чувства. Например, «Непонимание со стороны близких», «Не страшно», «Ощущение себя вне всего происходящего».

Изучение всех называемых испытуемыми определений одиночества, позволило разделить их на две основные группы: «внешние» причины появления одиночества (когда подразумевается, что к одиночеству человека приводят какие-то объективные события) и «внутренние» причины. В группе интровертов чаще всего среди причин одиночества испытуемые указывали те, которые мы впоследствии отнесли к так называемым внутренним причинам одиночества. Т.е., участвовавшие в нашем исследовании субъекты считали, что одиночество человека чаще всего зависит от него самого, а не от неких внешних, объективных причин. Например, «Состояние души, в котором отсутствует чувство связующих с внешним миром нитей», «Состояние духа», «Внутренняя пустота». Экстраверты в большинстве выделяли внешние причины. Например, «Отсутствие общения», «Грустно, потому что ты не понимаешь окружающих, а они тебя».

    При анализе рисунков были выявлены следующие основные группы рисунков: людей, геометрических фигур, природных явлений, животных, растений. Причем только в группе интровертов были рисунки животных (См. Приложение Рисунок 1) и растений (См. Приложение Рисунок 2), а также на большинстве рисунков были одиночные фигуры людей (См. Приложение Рисунок 3, 4). Причем рисунки на листе в большинстве случаях были расположены справа или слева, вверху или внизу. Это одно из отличий рисунков интровертов от экстравертов. У экстравертов рисунки расположены в центре листа или равномерно на всем листе. В группе экстравертов больше было не одиночных человеческих фигур, а человек в группе других людей (См. Приложение Рисунок 4, 5), а также природных явлений, на многих рисунках – солнце, луна, звезды (См. Приложение Рисунок 6, 7, 8).

При выявлении ассоциаций понятия «одиночества» с цветом получили следующие результаты: в обоих группах испытуемые в большинстве отмечали черный и серый цвет. В группе экстравертов были указаны синий и черно-синий цвета, белый. В единичных случаях указаны зеленый, желтый. Предлагаемый тест опирается на научные разработки профессора Макса Люшера. Результаты проинтерпритировали следующим образом:

Цвет черный - депрессивный фон настроения. Застенчивость, пугливость, сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью. Агрессивность может быть направлена, так и не направлена вовне.

Цвет синий - определенный депрессивный фон настроения, улавливается потребность к самоконтролю и его тренировке.

Черно-синий комбинированный - шизо-аффективный тип реакции.

Серый - отгорожение от мира, глубокая сосредоточенность.

1. К высоким показателям экстравертов относят: чувствование, сенсорику, решение.

2. У интровертов развиты: логичность, сенсорика, решение.

3. У экстравертов ярко выражена интуиция.

4. Различий в субъективном переживании чувства одиночества между экстравертами и интровертами не выявлено.

5. Небольшие различия выявлены при проведении проективного теста.

 

 

Выводы.

 

1. Исследовав типы личностей испытуемых, выявили, что 17 человек из группы относятся к экстравертам, а 14 – к интровертам. Причем в группе интровертов 7 не явно выраженные – показатель экстраверсии/интроверсии по методике Кейрси. Уровень одиночества по шкале UCLA: средний – 62, самый высокий – 114, самый низкий – 35.

2. Достоверных связей при корреляционном анализе по Спирмену между UCLA и Кейрси не обнаружено.

3. В сравнительном анализе по Манна-Уитни выявлено несколько достоверных различий:

экстраверсия выше в группе экстравертов;

интроверсия выше в группе интровертов;

психологическая функция интуиция выше в первой группе.

       4. При проведении проективного теста выявлены некоторые различия: экстраверты чаще указывают внешние причины одиночества, интроверты – внешние. Экстраверты в большинстве случаев представляют себя одинокими среди других людей, в мире природы, а интроверты показывают личное одиночество.

 

 

Заключение.

Полного подтверждения гипотеза не получила. Наличие связи между субъективным переживанием одиночества у интровертов и экстравертов установить не удалось. В проективном тесте выявлены некоторые различия, в том числе и в причинах появления чувства одиночества. Проведенное исследование также позволило мне сделать вывод, что субъективное переживание одиночества зачастую не осознается индивидом, либо осознается частично и в искаженном виде. Небольшое количество опрошенных, возможно, помешало просчитать вероятные связи между параметрами, следует увеличить количество опрашиваемых участников в группе, использовать в работе большее количество методик, разнообразить методы исследования, в том числе исследовать данные относительно психологических защитных механизмов.

 

 

Список использованной литературы.

1. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности. – М.: ИПРАН, 1980.

2. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е.Покровского. М.: Прогресс, 1989

3. Кон И.С. Возраст и возрастные категории // Психология возрастных кризисов / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 2000.; Кон И.С. Многоликое одиночество // Популярная психология. Хрестоматия. М.: Пед., 1990

4. Лабиринты одиночества / Пер. с англ; под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.

5. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д.. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. -М.: Высшее образование, 2001.- 288с.

6. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник М.У. Сер. 14. Психология. 1996, №4

7. Орлов Ю. Н. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991-287с.

8. Перлман Д., Пепло Л. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989

9. Практикум по возрастной психологии: / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.-704с.

10. Психологическая наука и образование. -2007. - 3. -С. 27 - Рубинстайн К. Шейвер Ф., Опыт одиночества // Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989

11. Самоукина Н.В. Несколько слов об одиночестве [Электронный ресурс] — Электрон. журн. — Режим доступа к журн.: http://www.astroinna.com/neskslow.htm — Загл. с домашней страницы Интернета.

12. Слободчиков И. М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. –2007. –№3. –C. 27 – 35

13. Фромм Э. Бегство от свободы / Общ.ред.П.С.Гуревича. М.: Изд. группа «Прогресс», 1995.-272с.

14. Фромм Э. Революция надежды/ Перевод В. А. Певчев. -СПб.: «Ювента», 1999. -245с.

15. Фромм Э. Человеческая ситуация / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. - С. 124-144.

16. Янг Дж. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества / Под. ред. Н.Е. Покровского, М.: Прогресс, 1989.

 

 



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Субъективное переживание одиночества по результатам проективного теста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъективное переживание одиночества по результатам проективного теста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)