Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Степень разработанности проблемы.



2020-02-03 255 Обсуждений (0)
Степень разработанности проблемы. 0.00 из 5.00 0 оценок




ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ, ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: "Субъективное переживание одиночества

 различными типами личности"

 

Работу выполнила

студентка 5 курса

вечернего отделения

Пашинян Ж.С.

Научный руководитель:

Сытько Т.И.

 

Санкт-Петербург

2010 год

 

Оглавление.

Введение.........................................................................................................................................3

Глава 1

1.1. Степень разработанности проблемы………………………………………………6

1.2.  Исследовательская позиция. Обоснование цели и задач исследования………..9

Глава 2     

      2.1 Организация исследования ………………………………………….…………….11

      2.2. Методы и методики исследования ……………………………………………. ….11

      2.3. Описание выборки…………………………………………. ……………………......12

      2.4. Методы математико-статистической обработки данных исследования…………12             

Глава 3    

      3.1. Типы личностей испытуемых по Кейрси ………………..………………………....14

      3.2. Анализ достоверных различий в исследованных группах………………….. …….15

      3.3. Субъективное переживание одиночества в группах экстравертов и интровертов...16

3.4. Субъективное переживание одиночества по результатам проективного теста……17

Выводы    .....................................................................................................................................20

Заключение ......................................................................................................................................21

Список использованной литературы ...........................................................................................22

Приложение .....................................................................................................................................23

 

 

Введение.

       Одиночество личности является одной из актуальнейших проблем нашего времени. Быстро изменяющиеся условия жизни, непредсказуемость социально-политической ситуации сказываются, помимо всего прочего, на сфере межличностного общения и взаимодействия людей. Психика, сознание современного человека формируется и развивается в условиях все более нарастающего информационного потока, в процессе взаимодействия с различными группами людей. Все это побуждает личность находиться в состоянии перманентной готовности к многочисленным социальным взаимодействиям. Поэтому появление все большего количества людей, испытывающих разрушительное воздействие одиночества, может показаться парадоксальным.

В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений. Во-первых, состояние одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Это особая форма самовосприятия, утверждение своей «самости», говорящее в то же время о некоем разладе во внутреннем мире личности. Во-вторых, одиночество означает полное отсутствие или разрыв социальных связей человека, ощущающего потребность в неформальных контактах, включении в какую-либо группу. В-третьих, одиночество порождает целый комплекс отрицательных эмоций у человека. И если раньше одиночество считалось, в основном, индивидуальной психологической проблемой, то в последнее время все больше и настойчивее начинают говорить о нем на уровне всего общества. Сегодня можно говорить об одиночестве как о серьезной социальной проблеме. Усиление индивидуализма, ослабление связей в первичной группе, интенсификация социальной мобильности, увеличение раздробленности в обществе и вызванная этим нестабильность приводят к возрастанию в нем социально обусловленного одиночества. Одиночество испытывают не только те, у кого, например, нет семьи и близких, но и многие «успешные», «состоявшиеся» люди, имеющие многочисленные социальные контакты и живущие, казалось бы, «благополучной жизнью». Чувству одиночества (в разной степени) подвержены практически все, но особенно резко оно проявляется в кризисные периоды жизни человека.

Одиночество нередко рассматривается как «антипод» фундаментальным основам человеческого существования, полноценным межличностным отношениям и даже самой сущности человека. С другой стороны, силы, вырывающие личность из присущего ей социального контекста, связанные с такими феноменами как индивидуализм, эгоцентризм, изолированность, отчуждение, являются факторами, отражающими сложные и объективные процессы развития общества, определяющими, в частности, и распространение одиночества в современном мире. С недавних пор одиночество стали называть социальным бедствием, социальной болезнью, «многоликой» и «коварной», вызывающей одновременно сострадание и протест.

Но, несмотря на то, что исследователи все больше и больше заостряют внимание на распространении этого явления, рассматривая различные социальные девиации (стресс, депрессию, делинквентное поведение, агрессию, самоубийство) как воплощения отчасти и переживаний одиночества, мне хотелось бы рассмотреть этот феномен с точки зрения психологической, а именно в зависимости от принадлежности к различным типам личности.

При обосновании актуальности темы исследования – в методологическом ключе – также необходимо обратить внимание на три важных момента:

1) проблема одиночества может и должна исследоваться с психологической точки зрения, несмотря на то, что она чаще всего в настоящее время  изучается прежде всего в рамках социальной науки;

2) проблема измерения одиночества сама по себе является чрезвычайно сложной, предполагающей, как минимум, существование различных моделей-концептов, определяющих различные «замеры» состояния, называемого одиночеством;

3) наличие различных подходов, определяющих возможности изучения, исследования, описания, объяснения, измерения «одиночества», само по себе не делает яснее проблему понимания его «сущности».

       Цель работы: исследовать взаимосвязь между переживанием одиночества и типами личности.

       Объект исследования: группа мужчин и женщин от 21 года до 73 лет, всего 31 человек.

       Предмет исследования: чувство одиночества, типы личности, экстраверсия/интроверсия.

       Гипотеза: Существует значимая взаимосвязь между субъективным переживанием одиночества у интроверсированных и экстравертированных личности: интроверты более подвержены переживанию одиночества, экстраверты менее.

       Задачи:

1.   Исследовать к каким типам личности относятся испытуемые, определить уровень переживания одиночества.

2. Определить значимые различия исследуемых параметров в группах интровертированных/экстравертированных типов личности.

3. Обнаружить связь типа личности и особенностей переживания одиночества.

 

Глава 1.

Степень разработанности проблемы.

Западное обществознание, уже несколько десятилетий занимающееся проблемой одиночества, выработало множество подходов к ее изучению. В корпусе философской, психологической, социологической литературы имеются многочисленные научные работы по данной проблеме. Основная их часть опубликована в последние десятилетия XX века, однако большинство из них представляют собой небольшие статьи, зачастую научно-популярного характера, или фрагментарные обзоры.

С учётом исторических временных рамок можно выделить три периода в изучении

феномена одиночества.

Первый период продолжался приблизительно до конца 1930-х гг. Он характеризуется отрывочными представлениями об одиночестве, в основном, на уровне частных рассуждений и отдельных упоминаний в теологической и художественной литературе. Формирование философских основ изучения одиночества приходится на середину XIX в., когда появляются первые работы С. Кьеркегора, предтечи экзистенциализма, в рамках которого проблема одиночества стала одной из центральных тем, и труды Г. Торо, американского философа-романтика, идеи которого легли в основу концепции одиночества, понимаемого как сосредоточение человека на переживании природной гармоничности, отраженной в душе. В этот же период тема одиночества приобретает устойчивый характер и в художественной литературе (Э. Золя, Ф.М. Достоевский и др.).

Второй период приходится на конец 30-х – середину 80-х гг. ХХ в. и характеризуется активным интересом к феномену одиночества со стороны психологов и представителей социальных наук. В этот период происходит закладка концептуальных оснований различных исследовательских направлений, среди которых наиболее разработанными являются т.н. интеракционистский (Р. Вейс), когнитивный (Л. Пепло), «экзистенциалистский», (К. Мустакас), «социологический» (Д. Рисмен, П. Слейтер) и др. подходы. Американские исследователи Л. Пепло и Д. Перлман отмечают, что при всем разнообразии имеющихся трактовок этого социально-психологического феномена большинство ученых сходятся в признании трех «аксиом»: «1. Одиночество коренится в дефиците социальных связей личности. 2. Одиночество представляет собой субъективное состояние, не всегда совпадающее с объективной социальной изолированностью. 3. Состояние одиночества воспринимается личностью негативно и порождает страдание». На этот же период приходится большое число произведений художественной литературы, центральной темой которых является одиночество человека (Г. Гессе, А. Камю, Г.Г. Маркес, Э.М. Ремарк и др.). Начало данного периода связано с публикацией результатов исследования Дж. Зилбурга и его коллег (1938 г.), в котором автор, в основном, работая в рамках психоаналитической традиции, проследил происхождение одиночества, усматривая его корни в раннем детстве. Среди прочего, Зилбург утверждал, что одиночество является отражением нарциссизма, мании величия и враждебности. Третий период берет начало в середине 80-х гг. ХХ века и является временем разработок частных теорий и прикладных исследований. В этот период большинство авторов, освещающих проблему одиночества, сходятся в том, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от природы, истории, культуры, сообщества людей, семьи. Нередко указывается, что современный человек наиболее остро ощущает одиночествов ситуациях интенсивного и неизбежного общения (развитие тезиса Д. Рисмена об «одинокой толпе»). Большое внимание уделяется разработке, анализу и оценке эффективности социально-психологических и психотерапевтических методов помощи людям, остро переживающим одиночество. Кроме того, часть исследований затрагивает и общие, социально-философские аспекты проблемы одиночества. Несмотря на то, что на сегодняшний день в рамках научной литературы существует достаточное многообразие представлений об одиночестве и подходов к его рассмотрению, единого, целостного представления об этом феномене нет.

Таким образом, можно отметить тенденцию к расширению и углублению изучения

одиночества как предметной области. Говоря о западной научной мысли в контексте философских, психологических и социологических исследований сегодняшнего дня, можно констатировать, что существенных изменений по сравнению с периодом углублённых исследований 1940-х – начала 1980-х гг. не произошло. Получили уточнение и развитие гипотезы и предположения с позиций когнитивного подхода, формировалась эмпирическая база исследований в рамках социологических теорий, было продолжено описание проблем общения, касающихся разных возрастных групп.

До 90-х гг. ХХ века проблема одиночества в российской научной литературе практически не затрагивалась. Работы, поднимавшие эту проблему, в большинстве случаев носили научно-публицистический характер. Исключением явились исследования И.С. Кона и Н.Е. Покровского. Рассматривая существовавшие и существующие в разных культурах формы одиночества, подразумевая под ними различные типы уединения, социального обособления и ритуальной изоляции, И.С.Кон пришел к выводу, что, с одной стороны, самые разные по уровню развития и характеру культуры относятся к чувству одиночества как к неотъемлемой и необходимой составляющей бытия, а с другой, – на всех уровнях развития общества не было большего наказания, чем наказание одиночеством, изгнанием, лишением общения. И.С. Кон также в какой-то мере освещал исследования западных социологов и социальных психологов (Ф. Зимбардо, Д. Боулби, Д. Рисмена) по этой проблеме. Наиболее значительный вклад в исследование одиночества в этот период внес Н.Е. Покровский, работы которого, являясь взаимодополняющими, были посвящены отражению проблемы одиночества в различных философских концепциях, – в частности, в философии Ж.-П. Сартра, различных теориях «коммунитаризма», представлениях об одиночестве в западном искусстве 1970-х гг. Н.Е Покровский рассматривает одиночество в широком контексте как историко-философскую, социально-философскую, культурологическую и социологическую проблему.

С начала 1990-х гг. исследования по проблеме одиночества постепенно приобретают систематический характер, происходит их углубление, актуализация отдельных аспектов исследуемого феномена. С 1990 г. по настоящее время в России защищено более двадцати диссертационных работ по данной проблематике, в том числе четыре докторские диссертации. Так, исследование И.С. Дьяченко затрагивает проблему одиночества в контексте анализа качеств личности и ситуаций их проявлений. Работы С.В. Куртиян и Л.И. Старовойтовой посвящены изучению одиночества как социального явления. Диссертация Ю.М. Черепухина интересна тем, что она выстраивается на основе гендерного подхода. О.Б. Долгинова предприняла попытку сравнительного анализа феномена одиночества с точки зрения определенных возрастных групп. Отдельно необходимо отметить исследование, выполненное Н.Е. Покровским (1996). Его диссертационная работа является единственным фундаментальным исследованием в области комплексного анализа зарубежных теорий и имеющихся подходов к представлению об одиночестве.

Диссертационные исследования рассматриваемого периода были отнюдь не единственным направлением освещения проблемы одиночества. Вопросы, непосредственно связанные с проблематикой одиночества, затрагивались в работах В.В. Абраменковой, К.А. Абульхановой-Славской, О.В. Данчевой, М.А. Литвака, В.И.Молчанова, Г.А. Назлояна, Л.Ф. Новицкой В.И. Пузько, И.М. Слободчикова, Н.В. Хамитова, Ю.М. Швабла и др. Анализ научных работ в области исследования одиночества показывает, что абсолютное большинство ученых в качестве теоретико-методологической основы избирают совокупность имеющихся теорий, гипотез и подходов западных школ. Нет кардинальных расхождений также и в социально-философских парадигмах, – ими являются обычно различные версии теорий экзистенциальной философии. Абсолютное большинство авторов придерживается также и общепринятой системы взглядов на одиночество, рассматривая его не столько как феномен, сколько как производное (по отношению к социальным процессам), временное и преимущественно негативное состояние. Тем не менее, само обращение к теме переживания одиночества, представление и анализ различных его «граней», исследование социального контекста его  возникновения, указывают на безусловную важность и ценность всех выполненных исследований.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что в свете современных представлений об одиночестве могут быть выделены две тенденции в его изучении:

1) трактовка одиночества как психического состояния или субъективного переживания;

2) представление об одиночестве как преимущественно негативном состоянии и переживании.

Исходя из степени разработанности указанной темы, были определены цели и задачи.

 



2020-02-03 255 Обсуждений (0)
Степень разработанности проблемы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Степень разработанности проблемы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)