Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие саморегуляции как фактор повышения стрессоустойчивости у подростков.



2020-02-03 301 Обсуждений (0)
Развитие саморегуляции как фактор повышения стрессоустойчивости у подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок




Характерной особенностью современного российского образования по - прежнему остается передача знаний преимущественно о внешнем мире. С этим объемом информации несопоставимы те крайне фрагментарные и неглубокие сведения, которые учащийся получает об организации своего внутреннего мира, о присущих ему закономерностях функционирования, возможностях целесообразного воздействия на него. Здесь уместно вспомнить замечание И.И. Мечникова о том, что управление поведением требует глубоких теоретических и практических знаний. И, вероятно, отмеченная особенность нигде столь ярко не проявляется, как в нашей сегодняшней осведомленности в области психического и психологического здоровья.

Человек должен знать свои наиболее сильные и слабые характерологические особенности, уметь адекватно оценивать уровень своих физических и психических возможностей. Он должен уметь управлять своим психическим здоровьем. Это предполагает тренировку собственной психики, раскрытие ее резервов, развитие, совершенствование психических процессов (память, мышление, воображение и т.д.), воспитание в себе дисциплины ума и чувств.

Следует учить человека активной, осознанной психической саморегуляции, с ясным пониманием ее целей и характера воздействия, овладению ее техникой как неотъемлемым компонентом культуры поведения. Только ориентация на помощь извне и обращение по каждому поводу к врачам - психотерапевтам, гипнологам, экстрасенсам и разного рода целителям делают человека пассивным, зависимым в решении собственных психологических проблем. Человек должен быть уверен в собственных силах, присущих ему возможностях и уметь ими распоряжаться. Уверенность в себе, самоуважение, адекватная самооценка, умение управлять своей психикой и держать ее под контролем, защитят человека в различных неблагоприятных ситуациях, которые встречаются на его жизненном пути.

В настоящее время стрессу подвергаются не только взрослые люди, все чаще в стрессовые ситуации попадают подростки. Неблагополучная обстановка в семье, постоянно возрастающие требования школьной программы создают чрезмерные нагрузки на развивающуюся психику, что может приводить к хронической усталости, депрессиям, неврозам. Для того чтобы успешно противостоять негативному влиянию стрессов, подросткам необходимо как можно раньше научиться управлять своей психической деятельностью, то есть развивать навыки саморегуляции.

Признаками развитой сферы саморегуляции являются умения человека вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться, способность снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Эта сфера способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии, которые часто наблюдаются в подростковом возрасте.

Любое напряженное психическое состояние, как отмечает психолог Н.В. Самоукина, характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ослаблению внутренней напряженности способствует умение произвести действие децентрации, то есть снять центр ситуации с себя и перенести его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства ситуации. По сути дела, при помощи децентрации осуществляется объективация эмоционально отрицательного состояния, выбрасывание его вовне, во внешнюю среду и тем самым избавление от него. Для подростков, как известно, характерна центрация на своих эмоциях, чувствах, переживаниях, ощущение уникальности собственных проблем. Поэтому их обучение навыкам децентрации должно стать составляющей развития процесса саморегуляции.

Существует несколько форм децентрации. Ролевая децентрация связана с перевоплощением человека в другой предмет, мысленным включением в другую ситуацию. Интеллектуальная децентрация производится, например, за счет активизации рефлексии, когда человек старается посмотреть на себя «со стороны», произвести анализ ситуации глазами внешнего наблюдателя. Коммуникативная децентрация реализуется в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций. Следует отметить, что приемы децентрации активно используются в современной психотерапии.

Важной составляющей работы с негативными последствиями стрессов должно стать снятие мышечных зажимов. Дело в том, что любая негативная эмоция вызывает сокращение определенной группы мышц. Мышечные зажимы – это остаточные явления напряжения, появившегося из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. Накапливаясь, они создают так называемый «мышечный панцирь».

Для удаления мышечных зажимов можно воспользоваться приемами релаксации. В настоящее время известно множество упражнений и систем релаксации (например, техника «Падение» С. Бишоп, комплекс активной релаксации Д. Гирдано и Дж. Эверли, множество приемов релаксации используется в различных школах йоги). Добавление к таким техникам релаксирующих образов повышает их эффективность. Использование приемов релаксации является мощным средством преодоления негативных последствий стрессов, т.к. позволяет полностью расслабиться и обрести душевное равновесие.

Важный этап развития стрессоустойчивости – эмоциональная саморегуляция. Как известно, эмоциональная сфера подростков обладает рядом особенностей, среди которых неуравновешенность, возбудимость, высокая чувствительность. Кроме того, подростки только начинают осваивать свой внутренний мир, им бывает трудно разобраться в своих чувствах, дифференцировать одну эмоцию от другой. Поэтому работа с эмоциями особенно важна в этом возрасте.

Эмоции как целесообразные приспособительные жизненные реакции человека служат одновременно нескольким целям: они позволяют судить о состоянии удовлетворения потребностей; стимулируют и регулируют его деятельность; выполняют определенную роль в общении людей, сигнализируя им о психических состояниях друг друга. Эмоции отражают как состояние организма, так и психики.

Главное в регуляции эмоций состоит в умении предупреждать их возникновение. Для этого нужно знать:

- когда и при каких обстоятельствах чаще всего возникают нежелательные эмоции;

- что этим эмоциям предшествует (образы и мысли, которыми сопровождается возникновение соответствующей эмоции в типичных случаях);

- каким образом можно предупредить возникновение соответствующей эмоциональной реакции.

Рассмотрим каждый из указанных факторов вместе с возможными способами управления ими.

Разные люди в зависимости от их индивидуальности и личного опыта по-разному реагируют на те или иные обстоятельства жизни. Холерики, например, в целом более эмоциональны, чем флегматики. На сравнительно незначительные жизненные события они реагируют бурно, их эмоциональная реакция ярко выражена. Подобного рода эмоциональность, вызванная индивидуальными различиями в темпераментах, является чаще всего природно обусловленной, т.е. зависит от врожденных особенностей нервной системы человека. Поэтому такую внутреннюю эмоциональную реакцию некоторых людей на обстоятельства надо принимать как должное и просто привыкать к ней как к неизбежной.

Но есть эмоциональность и другого рода, представляющая собой дурные привычки, сложившиеся в процессе жизни человека. Такими реакциями он в состоянии управлять, но для этого ему нужно знать их причину, выработав у себя новую, более адекватную форму эмоционального реагирования на те же самые жизненные обстоятельства.

Первый шаг на пути избавления от подобного рода эмоций состоит в том, чтобы узнать и почувствовать, когда, при каких обстоятельствах соответствующие неадекватные эмоциональные реакции возникают и как они развиваются, выходя за пределы разумного. Для этого необходимо произвести самоанализ. Неплохо, если к нему подключится психолог. Собрав необходимые сведения, человек может принять конкретное решение о том, как действовать в эмоциогенных ситуациях для того, чтобы предупредить, заблокировать или ослабить силу уже возникшей эмоции. Следует отметить, что пути предупреждения эмоций сугубо индивидуальны. Найти их можно только постоянно работая над собой.

Эмоции в своих проявлениях тесно связаны с поведением человека, причем эта связь двухсторонняя. С одной стороны, эмоции проявляются в поведении и фактически управляют им, с другой стороны, поведение влияет на эмоции, ослабляя или усиливая их. Практически невозможно научиться эффективно управлять эмоциями, не научившись одновременно сознательно регулировать свое поведение. Справедливо и обратное: человек, который не в состоянии управлять своими эмоциями, не может контролировать и собственное поведение.

Но все же возможности самоуправления поведением более велики, чем возможности саморегулирования эмоций, так как свое поведение, в отличие от эмоций, мы можем лучше осознавать. Поведение человека, который находится во власти сильных, деструктивных эмоций, называется неадекватным, или социально дезадаптивным. Неадекватное поведение могут вызывать эмоциогенные ситуации или неадекватные действия (деструктивные действия) других людей. Как правило, оно имеет характер и может проявляться в неконтролируемых реакциях человека. Такие реакции необходимо научиться предупреждать, но прежде всего нужно осознать, что они существуют. Для этого полезно в течение нескольких недель или месяцев наблюдать за собой или же попросить это сделать других людей, с которыми приходится часто общаться. Хорошие результаты дает видеозапись собственного поведения с ее последующим анализом.

Собрав разнообразную информацию, нужно проанализировать те поведенческие реакции, которые являются неадекватными, и поставить перед собой задачу избавиться от них. Важно также постараться выяснить, какие ситуации вызывают именно эти реакции, чтобы в дальнейшем предупреждать их появление. Неадекватная реакция на ту или иную ситуацию обычно является привычкой, от которой необходимо избавляться. Сделать это можно, выработав у себя другую, противоположную привычку, автоматически возникающую в ответ на данную ситуацию и блокирующую проявление дурной привычки. Примерно так же можно избавиться и от неадекватных реакций на тех или иных людей. Однако реакции на людей, как правило, бывают устойчивее, чем реакции на обстоятельства. Поэтому, прежде чем изменить неадекватную реакцию на человека, нужно выяснить, насколько она нецелесообразна. Часто при таком анализе обнаруживается, что данная реакция наносит вред прежде всего тому человеку, который ее воспроизводит.

Своими мыслями и образами, в отличие от эмоций и открытого поведения, человеку управлять труднее. Это связано с тем, что образы и мысли сначала возникают и только после этого мы можем их осознавать. Но даже осознание собственных мыслей и образов не позволяет определить, почему они появились именно в данный момент времени. Жизненный опыт и здравый смысл в данном случае мало чем смогут помочь, и только, вероятно, хорошее знание тех областей психологии, которые связаны с научным изучением происхождения мыслей и образов человека, поможет не только предвидеть, но в какой-то степени регулировать их.

И образы, и мысли человека не возникают беспричинно, спонтанно, сами собой, за исключением, наверное, тех немногих случаев, когда в результате болезни или серьезного нарушения работы мозга у человека появляются бред, галлюцинации. Во всех остальных случаях мысли и образы детерминированы причинами, которые можно выяснить и описать. Таких причин может быть несколько.

Во-первых, бессознательно возникающие мысли и образы зависят от тех потребностей, которые являются в данный момент актуальными для человека. Под действием этих потребностей в организме активизируются процессы, непосредственно связанные с их удовлетворением. Возникает желание удовлетворить эту потребность. Соответствующее желание в свою очередь порождает образы вполне определенных предметов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также мысли, связанные с их достижением. Поэтому одним из эффективных способов управления образами и мыслями человека является прямое или косвенное воздействие, направленное на актуальные для него потребности.

Во-вторых, образы и мысли человека могут сознательно порождаться им самим через специальные волевые усилия. Человек, способный управлять собой, в частности своими психическими состояниями, может по собственному желанию вызывать в своем воображении нужные образы или мысли, заставлять себя думать над чем-то, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Так поступают, например, все творческие люди – ученые, писатели, художники, инженеры-конструкторы и т.д., работающие над решением некоторой проблемы, над созданием чего-либо нового, оригинального, уникального. Следовательно, для того, чтобы научиться управлять своими мыслями и образами, необходимо работать над совершенствованием волевой сферы.

В-третьих, на мысли и образы оказывает влияние обстановка, ситуация. Рефлекторным путем окружающие предметы и люди вызывают у человека соответствующие образы и мысли. Если, например, наш опыт обращения с тем или иным человеком ассоциирован с определенными мыслями и образами, то они неизбежно будут возникать при повторных встречах. То же самое касается разнообразных вещей и предметов.

Поэтому, вводя в ситуацию тех или иных людей, окружая себя теми или иными предметами, можно через них оказывать влияние на свое мышление и воображение. Если, например, нам очень хочется избавиться от неприятных образов и мыслей, полезно оказаться среди людей или в окружении предметов, которые порождают приятные мысли и образы.

В заключение следует отметить, что в управлении мыслями и образами наилучших результатов можно добиться в том случае, если попытаться воздействовать на них комплексно, как изнутри, так и извне, поскольку ни одна мысль и ни один образ не могут определяться исключительно только потребностями или же только ситуацией, в которой намеренно или случайно оказался человек.

 

 

Заключение.

 

В подростковом возрасте наблюдается существенная динамика развития сферы саморегуляции, что связано с усложнением и углублением самопознания, а также с перестройкой структуры волевой активности, усилением роли внутренней стимуляции.

Возрастные характеристики подростков, такие как личностная нестабильность, несформированность «Я - концепции», особенности эмоционально – волевой сферы, обусловливают их пониженную стрессоустойчивость.

Благоприятными предпосылками и важными условиями для развития саморегуляции у подростков являются их склонность к самоанализу, становление личностной рефлексии.

В подростковом возрасте впервые становится возможным самовоспитание, которое представляет собой важную составляющую процесса саморегуляции.

Развитие саморегуляции является ресурсом повышения стрессоустойчивости у подростков. 

 

Литература.

 

1. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: учеб. Пособие. – Челябинск, 1979.

2. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса / АН СССР. Институт психологии. – М.: Наука, 1983. – 368 с.

3. Круглова Н.Ф. Психологические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности // Психологический журнал. 1994. № 2 С. 66 – 73.

4. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 352 с.

5. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. / Марищук В.Л., Евдокимов В.И. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. – 260 с.

6. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2000.

7. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – 126 с.

8. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М.: Academia, 1997. – 95 с.

 


[1] Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – стр. 27.

[2] Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – стр. 26.

[3] Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – стр. 21.

[4] Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – стр. 23.

[5] Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – стр. 23 – 24.

[6] Ребер А.С. Большой толковый психологический словарь.

[7] Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – стр. 412.

[8] Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. / Марищук В.Л., Евдокимов В.И. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. – стр. 52.

[9] Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2000.

[10] Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2001. – стр. 118.

[11] Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2001. – стр. 119.

[12] Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – стр. 30.

[13] Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – стр. 27.

[14] Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М.: Academia, 1997. – стр. 5 – 6.

[15] Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – стр. 35.

[16] Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. / Марищук В.Л., Евдокимов В.И. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. – стр. 53.

[17] Там же.

[18] Там же.

[19] Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – стр. 40.

[20] Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. – Челябинск, 1979.

[21] Цит. по Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001. – стр. 303.

[22] Круглова Н.Ф. Психологические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности // Психологический журнал. 1994. № 2. – стр. 67.

[23] Там же – стр. 71.

[24] Антонов В.В. - Духовные практики. (Учебное пособие). "Полюс", СПб, 1998. и Антонов В.В. - Экология человека в многомерном пространстве. "Полюс", СПб, 2000.

 



2020-02-03 301 Обсуждений (0)
Развитие саморегуляции как фактор повышения стрессоустойчивости у подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие саморегуляции как фактор повышения стрессоустойчивости у подростков.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)