Расчет конкурентоспособности
Под конкурентоспособностью понимают способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на рынке. Конкурентоспособность - понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи, и поскольку каждый покупатель имеет свой критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок. Конкурентоспособность товара - это совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определят его о успех на рынке, т. е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов. Оценка конкурентоспособности товара основывается на сравнении характеристик анализируемого товара с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. При этом для оценки важно использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Номенклатура критериев конкурентоспособности - это совокупность показателей, обуславливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей, по которым оценивается конкурентоспособность объекта. Она определяет характеристики объекта. Критерий (показатель) конкурентоспособности - качественная и/или количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки её конкурентоспособности. По отношению к количеству характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичные и комплексные критерии. Единичный критерий конкурентоспособности относится к одной из простых характеристик определяющих конкурентоспособность, например, продажная цена. Комплексный критерий конкурентоспособности относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Разновидностями комплексного критерия конкурентоспособности являются групповой и обобщённый критерии. Групповой критерий - это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны, например, качество, имидж, цена товара. Обобщенный критерий конкурентоспособности - это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение о результатах оценки конкурентоспособности продукции, например, рейтинг товара. Исходя из выше сказанного, определяют перечень параметров, подлежащих анализу и являющихся наиболее существенными с точки зрения потребителя. Номенклатура данных параметров включает в себя три обобщенные группы: технические параметры, отражающие потребительские свойства товара; нормативные показатели соответствия товара обязательным нормам; и экономические параметры. В группу технических входят параметры назначения, эргономические и эстетические. Параметры назначения характеризуют область применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. Они подразделяются на: - классификационные параметры, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу, использующиеся при оценке конкурентоспособности только на этапе выбора области применения этой продукции и товаров-конкурентов, служащие базой для последующего анализа и в дальнейших расчетах не использующиеся; - технические параметры, характеризующие возможности продукции выполнять функциональные свойства; - конструктивные параметры, отражающие конструктивно-технологические решения, использованные при разработке и производстве изделий, его состав и структуру, габариты, весовые характеристики, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность и другие). Эргономические параметры характеризуют соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций (гигиенические, антропометрические, физиологические, психологические характеристики). Эстетические параметры характеризируют внешнее восприятие товара: рациональность форм, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции. Эти параметры моделируют восприятие продукции и отражают ее внешние свойства, которые для потребителя часто являются важными. В отдельную группу выделяют нормативные параметры. Они характеризуют свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством (экологические, параметры безопасности). В случае несоответствия им товара он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности. Экономические параметры характеризуются структурой полных затрат потребителя (цена потребления) по приобретению и эксплуатации товара в течение срока эксплуатации и определяются свойствами товара и условиями его использования в конкретных условиях. Величины экономических параметров (размер издержек) определяются: ценой изделия (С1), расходами на его транспортировку (С2 ), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), обучение персонала (С7 ), налоги (С8), страховые взносы (С9) и т.д. В совокупности эти расходы составляют цепу потребителя – С, то есть объем средств, нужных потребителю в течение всего срока службы товара: С=С1+С2+Сз+С4+С5+С6+..... .+См, где слагаемые экономические параметры индивидуальны для каждого товара. Порядок оценки конкурентоспособности осуществляется по схеме и включает в себя основные этапы: - выбор товаров-аналогов; - выбор номенклатуры критериев; - определение конкурентоспособности различными методами. Выбор товаров-аналогов осуществляется по двум признакам. Во-первых, аналоги, исходя из качества и цены, должны быть сходны по социальному назначению (для одного сегмента рынка), во-вторых, они должны быть идентичны по функциональному назначению (отбор аналогов осуществляется с помощью классификационных показателей). Выбор номенклатуры критериев осуществляется на основе стандартов и другой документаций. Важным источником информации служат каталоги и проспекты фирм. При формировании номенклатуры следует рассматривать только ограниченное число наиболее существенных характеристик объекта оценки (8-10 главных показателей). При избыточной номенклатуре имеется опасность растворить значимые показатели в обилии второстепенных, усложнив расчет. Для расчетов конкурентоспособности были взяты следующие сотовые телефоны различных товаропроизводителей: - Nokia 7210 (стандарт GSM 900/1800/1900; вес 70г; размеры 45х106х11; память 30мб; фотокамера, мр3-проигрыватель); - Samsung SGH-L700 (стандарт GSM 900/1800/1900; вес 107г; размеры 46х109х13; память 30мб; фотокамера, мр3-проигрыватель); - Sony-Ericsson W302 (стандарт GSM 900/1800/1900; вес 78г; размеры 46х100х11; память 20мб; фотокамера, мр3-проигрыватель); - Motorola SLVR L9 (стандарт GSM 900/1800/1900; вес 96г; размеры 49х113х11; память 30мб; фотокамера, мр3-проигрыватель); - LG KP320 (стандарт GSM 900/1800/1900; вес 89г; размеры 46х105х14; память 90мб; фотокамера, мр3-проигрыватель). Отбор образцов сотовых телефонов осуществлялся по признакам : - предназначены для одного сегмента рынка; - находятся в одном ценовом диапазоне; - идентичны по функциональному назначению; - схожи по своей конструкции; - имеют схожий вес; - распространены у потребителей. Оценка конкурентоспособности производится в три этапа: - определение свободного параметрического индекса по потребительским параметрам ( ) сравниваемых объектов; - определение свободного параметрического индекса по экономическим параметрам ( ) сравниваемых объектов; - расчет интегрального показателя конкурентоспособности (К) каждого исследуемого объекта по формуле 7:
(3.5)
С помощью параметрических индексов производится оценка степени удовлетворенности потребителя показателями качества изделия. Свободный параметрический индекс по потребительским параметрам ( ) сравниваемых образцов рассчитывают на основании методов квалиметрии по формуле 8 средней взвешенности: (3.6)
Свободный параметрический индекс по экономическим параметрам ( ) рассчитывается по формуле 10:
(3.7)
где Ki и Kj – соответствующий параметрический индекс параметра, то есть отношение значений параметров данного образца и той величины, при которой потребности покупателей данного рынка удовлетворяются на 100%, mi и mj – коэффициенты весомости соответствующих параметров, для которых обязательно выполняются равенства формуле 11и 12: (3.8)
(3.9)
При расчете параметрических индексов ( и , Ki и Kj) ни один из них не должен превышать единицы, то есть 100%-ного уровня удовлетворения, так как потребность, удовлетворяющая более чем на 100%- экономически нецелесообразная трата ресурсов. Данные расчеты конкурентоспособности представлены на рисунке 1. Рисунок 1 – Расчет конкурентоспособности
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |