Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Размещение зон радиоактивного загрязнения по территории Беларуси и их изменение



2020-03-17 545 Обсуждений (0)
Глава 2. Размещение зон радиоактивного загрязнения по территории Беларуси и их изменение 0.00 из 5.00 0 оценок




Чернобыльская катастрофа нанесла огромный ущерб Беларуси, создала опасную радиационную обстановку на значительной части ее территории. Республика объявлена зоной национального экологического бедствия. Под национальным  радиационным экологическим бедствием  понимают последствие глобальной ядерной аварии, приведшей к неблагоприятны изменениям экологической обстановки и условий обитания человек вследствие выброса в окружающую среду и на территорию, составляющую более 10 процентов от общей территории республики, значительного количества радионуклидов, что создает возможность возникновения острых или хронических поражений людей, животных и растений (в том числе и в форме отдаленных последствий),  а также приносит материальный ущерб (включая затраты на проведение аварийных, защитных и восстановительных работ по ослаблению и смягчению последствий бедствия), превышающий годовой национальный доход.

В 1991 году был принят Закон о «Статусе территорий, подверженных радиоактивному загрязнению», одобренный парламентом Беларуси. Согласно этому закону были установлены юридические границы загрязненных территорий, перечислены рекомендуемые методы управления, определена ответственность землевладельцев и землепользователей. Этот Закон регулирует порядок использования загрязненных земель, устанавливает государственный контроль за землепользованием и ответственность за нарушение установленных правил, запрещает повторное загрязнение территорий при транспортировке конструкций и материалов с загрязненный территорий. В 1999 году в этот Закон были внесены некоторые изменения и дополнения. Теперь данный  Закон устанавливает правовой режим территорий Республики Беларусь, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, и направлен на снижение радиационного воздействия на население и экологические системы, на проведение природовосстановительных и защитных мероприятий, на рациональное использование природного, хозяйственного и научного потенциала этих территорий. Закон регулирует режим территорий радиоактивного загрязнения, условия проживания, осуществление хозяйственной, научно-исследовательской и другой деятельности на этих территориях.

Таким образом, в результате аварии на Чернобыльской АЭС в Беларуси появились территории радиоактивного загрязнения,  то есть те части территории республики, на которой в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС возникло долговременное загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 либо стронция-90 или плутония-238, 239, 240 соответственно 1,0; 0,15; 0,01 Кu/км2 и более, а также иные территории,  на которых среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фоном) 1,0 м3в в год, и территории, на которых невозможно получение продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

При классификации территорий и зон радиоактивного загрязнения  были приняты следующие критерии:

1) возможность проживания населения (величина среднегодовой эффективной дозы облучения населения);

2) уровень радиоактивного загрязнения территории (плотность загрязнения почв радионуклидами);

3) возможность получения продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней (сельскохозяйственной, лесохозяйственной, торфа, вод и других видов продукции и сырья).

Территория радиоактивного загрязнения - это часть территории Республики Беларусь, на которой в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС возникло долговременное загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 либо стронция-90 или плутония-238, 239, 240 соответственно 1,0; 0,15; 0,01 Кu/км2 и более, а также иные территории, на которых среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фоном) 1,0 м3в в год, и территории, на которых невозможно получение продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

В   зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия (величины эффективной дозы) радиации на население выделяется 5 зон радиоактивного загрязнения (табл. 2.1):

1) зона эвакуации (отчуждения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 году в соответствии с существовавшими нормами радиационной безопасности было эвакуировано население (30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение в связи с плотностью загрязнения почв стронцием-90 выше 3 Кu/км2 км и плутонием-238, 239, 240 - выше 0,1 Ки/км2);

2) зона первоочередного отселения -- территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 40 Кu/км2 либо стронцием-90 или плутонием-238, 239, 240 соответственно 3,0; 0,1 Кu/км2 и более;

3) зона последующего отселения -- территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 15 до 40 Кu/км2 либо стронцием-90 от 2 до 3 Кu/км2 или плутонием-238, 239, 240 от 0,05  до 0,1 Кu/км2 , на которых среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фоном) 5 мЗв в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить 5 мЗв в год;

4) зона с правом на отселение – территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Кu/км2 либо стронцием-90 от 0,5 до 2 Кu/км2 или плутонием-238, 239, 240 от 0,02 до 0,05 Кu/км2, на которых среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фоном) 1 мЗв в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 мЗв в год;

5) зона проживания с периодическим радиационным контролем –  территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Кu/км2 либо стронцием-90 от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км или плутонием-238, 239, 240 от 0,01 до 0,02 Кu/км2 , где среднегодовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв в год.

Таблица 2.1

Зонирование территории Республики Беларусь по уровню радиоактивного загрязнения

Наименование зоны Эквива­лентная доза, мЗв/г Плотность загряз­нения, кБк/м2 Cs-137 Плотность загряз­нения, кБк/м2 Sr-90 Плотность загряз­нения, кБк/м2 Ри-238,-240
зоны проживания с периодическим радиа­ционным контролем <1 37-185 (1-5)* 5,55-18,5 0,37-0,74
—«— с правом на отсе­ление <5>1 185-555 (15-40)* 18,5-74 0,74-1,85
—«— последующего отселения >5 555-1840 (>40)* 74-111 1,85-3,7
—«— первоочередного отселения   >1840 >111 >3,7
—«— эвакуации (отчуждения)

территория вокруг ЧАЭС, с которой в 1986 году было эвакуировано население

 

* — в скобках дано значение в Кu/км2

Дополнительные критерии по определению границ указанных зон в зависимости от степени загрязнения территории другими долгоживущими радионуклидами, включая дочерние изотопы (с учетом их суммарного воздействия и других факторов), устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Перечень населенных пунктов и других объектов, находящихся в данных зонах, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматривается Советом Министров Республики Беларусь не реже одного раза в пять лет. Карты указанных зон, перечень населенных пунктов и других объектов, находящихся в этих зонах, публикуются в республиканской и местной печати.

Управление территориями радиоактивного загрязнения осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям в соответствии с административно-территориальным устройством, предназначением и направленностью хозяйственного, научного или иного использования.

Управление территорией зоны эвакуации (отчуждения) осуществляется специальным органом управления. Специальный орган управления зоны эвакуации (отчуждения) создается Советом Министров Республики Беларусь по представлению областного исполнительного и распорядительного органа и республиканского органа государственного управления по чрезвычайным ситуациям.

Для осуществления мер, направленных на улучшение санитарного состояния и снижение радиационной опасности территорий зон первоочередного отселения и последующего отселения, с которых отселено население, создаются специализированные предприятия.

В зонах эвакуации (отчуждения), первоочередного отселения и последующего отселения, с которых отселено население обеспечиваются строгие природоохранный режим, охрана территорий, памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством.

Охрана общественного порядка, государственной собственности, тушение пожаров и пожарно-профилактический надзор на территориях зон первоочередного отселения и последующего отселения, с которых отселено население, контрольно-пропускной режим при въезде и выезде из этих зон обеспечиваются уполномоченными на то органами. Указанные мероприятия на территории зоны эвакуации (отчуждения) организуются специальным органом управления.

Контроль за выполнением указанных мер осуществляется на территориях зон первоочередного отселения и последующего отселения, с которых отселено население, соответствующими областными исполнительными и распорядительными органами, а в зоне эвакуации (отчуждения) - республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям.

Затраты на выполнение этих мероприятий финансируются за счет средств, выделяемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В зоне эвакуации (отчуждения) разрешается только хозяйственная деятельность, связанная с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радиоактивных веществ, выполнением природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ. Данная зона защищается от несанкционированного проникновения в нее людей, всех видов наземного транспорта и другой техники.

В зоне эвакуации (отчуждения) запрещается:

1) постоянное проживание населения, несанкционированное пребывание людей;

2) несанкционированный въезд всех видов транспортных средств и другой техники, а также сплав леса;

3) привлечение к работе лиц без медицинского заключения и их согласия;

4) вывоз без специального разрешения республиканского органа государственного управления по чрезвычайным ситуациям или особо уполномоченных им органов строительных материалов и конструкций, машин и оборудования, домашних вещей, древесины, почвы, торфа, глины, песка, других полезных ископаемых, растительных кормов, лекарственных растений, грибов, ягод и иных продуктов побочного лесопользования (за исключением образцов для научных целей).

Пребывание на территории зоны эвакуации (отчуждения) допускается только при наличии специального разрешения. Контрольно-пропускной режим и порядок допуска лиц устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

В зоне первоочередного отселения научная и хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением санитарных правил и норм радиационной безопасности с учетом специально разработанных технологий и методик, направленных на обеспечение производства продукции и товаров, содержание радионуклидов в которых не превышает республиканских допустимых уровней. В этой  зоне без специального разрешения республиканского органа государственного управления по чрезвычайным ситуациям или уполномоченных им органов запрещается:

1) вывоз древесины, почвы, торфа, глины, песка, других полезных ископаемых, за исключением образцов для научных целей;

2) все виды лесопользования, в том числе заготовка древесины, кормов, грибов, дикорастущих плодов, ягод, лекарственного и технического сырья, охота, рыбная ловля, все виды водопользования, за исключением пожаротушения;

3) прогон и выпас домашних животных;

4) проезд всех видов транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, а также сплав леса;

5) вход и въезд на территорию лиц, чья деятельность непосредственно не связана с выполнением работ на ней;

6) проведение любых видов работ, связанных с нарушением почвенного покрова, если это может привести к переносу радионуклидов.

На территории зоны первоочередного отселения допускается пребывание людей только по специальному разрешению. Контрольно-пропускной режим и порядок допуска лиц  также устанавливаются республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям. Срок пребывания людей в зоне контролируется по времени; условия труда и соблюдение техники безопасности регламентируются соответствующими правилами и нормами.

В зоне последующего отселения хозяйственная деятельность, функционирование всех видов транспорта, сооружений, инженерных коммуникаций и сетей должны вестись с соблюдением норм радиационной безопасности, правил безопасности и физической защиты при работе с источниками ионизирующего излучения и санитарных правил работы с радиоактивными веществами, а также инструкций и регламентов, исключающих распространение радионуклидов на другие территории и обеспечивающих радиационную безопасность людей.

Порядок переселения жителей зоны последующего отселения, виды хозяйственной деятельности и контроля за ней определяются Советом Министров Республики Беларусь.

На территории  этой зоны запрещается:

1) заготовка грибов, дикорастущих плодов, ягод, лекарственного и технического сырья,  охота, рыбная ловля без специального разрешения уполномоченного на то органа;

2) производство и заготовка продукции с содержанием радионуклидов, превышающим республиканские допустимые уровни;

3) любая деятельность, ухудшающая радиационную и экологическую ситуации;

4) применение пестицидов без специального разрешения уполномоченного на то органа.

Реализация пищевого сырья и продуктов питания, произведенных в зоне последующего отселения, разрешается только после проведения радиометрического контроля и при условии непревышения республиканских допустимых уровней содержания радионуклидов.

На территории зоны с правом на отселение производство сельскохозяйственной и лесной продукции ведется с постоянным радиометрическим контролем. Продукты питания и сырье для них должны иметь сертификат (маркировку) с указанием места их производства, содержания радионуклидов. Проводятся мероприятия по реализации повышенных требований к инженерному обеспечению и благоустройству населенных пунктов, к чистоте атмосферного воздуха, к условиям труда и быта, к организации отдыха и питания людей, к созданию условий для воспитания, обучения и оздоровления детей.

В этой зоне  запрещается:

1) производство и   заготовка продукции с содержанием радионуклидов, превышающим республиканские допустимые уровни;

2) любая деятельность, ухудшающая радиационную и экологическую ситуации;

3) природопользование, не отвечающее требованиям норм радиационной безопасности.

Реализация продукции, произведенной в указанной зоне, допускается только после проведения радиометрического контроля и при соблюдении республиканских допустимых уровней содержания радионуклидов.

На территории зоны проживания с периодическим радиационным контролем проводятся мероприятия по реализации повышенных требований к инженерному обеспечению и благоустройству населенных пунктов, к условиям труда и быта, к организации отдыха и питания людей, к созданию условий для воспитания, обучения и оздоровления детей.

На территории этой   зоны запрещается:

1) любая деятельность, ухудшающая радиационную и экологическую ситуации;

2) природопользование, не отвечающее требованиям норм радиационной безопасности.

Государственный контроль за охраной и использованием территорий радиоактивного загрязнения осуществляется областными исполнительными и распорядительными органами, республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям и другими специально уполномоченными на то органами.

Также по решению Правительства Республики Беларусь в зонах отчуждения (эвакуации) и отселения Чернобыльской АЭС с целью осуществления комплекса мероприятий по предотвращению переноса радионуклидов за пределы зон загрязнения, поддержания экологического равновесия природных систем, ведения радиационно-экологического мониторинга флоры и фауны и радиобиологических исследований, разработки научных основ рационального природопользования и охраны природы создан Полесский государственный радиационно-экологический

заповедник.

Заповедник представляет собой природоохранное научно-исследовательское учреждение общереспубликанского значения с особым режимом землепользования. Земли заповедника относятся к землям природоохранного назначения. На них разрешается проведение работ по обеспечению радиационной безопасности территории, выполнению природоохранных мероприятий, научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, а также ограниченная хозяйственная деятельность на специально отведенных участках для удовлетворения нужд заповедника. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, дома, сооружения и другие материальные ценности на территории заповедника являются собственностью Республики Беларусь.

Основными задачами заповедника являются:

· осуществление комплекса мероприятий по предотвращению переноса радионуклидов, вторичному загрязнению близлежащих территорий;

· обеспечение охраны территории со всеми имеющимися на ней объектами и комплексами, специального режима пользования природными ресурсами в соответствии с функциональным зонированием;

· защита лесов от пожаров, вредителей и болезней;

· проведение минимально необходимых мероприятий по поддержанию

гидрологического равновесия;

· обеспечение естественного развития всего многообразия экосистем, облесение площадей, подвергающихся активной ветровой и водной эрозии, сохранение биологического разнообразия;

· осуществление контроля за изменением радиационной обстановки, ведение радиационно-экологического мониторинга флоры и фауны;

· проведение планомерных научных исследований растительного и животного мира, влияния на них радиоактивного загрязнения;

· разработка технологий и мероприятий по реабилитации загрязненных территорий и их применение;

· разработка научно обоснованных рекомендаций рационального ресурсосберегающего природопользования.

Таким образом, в результате аварии на ЧАЭС территория Беларуси оказалась разделенной на пригодную, условно пригодную и непригодную для жизни людей и ведения хозяйства, что породило целый комплекс сложных экономических, социальных и экологических проблем

В Беларуси радиоактивному загрязнению цезием-137 с содержа­нием в почве более 37 кБк/м2 подверглась территория, площадь которой составляет 46,45 тысяч км2. На ней расположено более 3600 населенных пунктов, в том числе 27 городов, где проживало 2,2 млн. человек, то есть свыше 1/5 всего населения Беларуси (рис. 2.1, 2.2, 2.3).

Наиболее загрязненными в результате катастрофы на ЧАЭС ока­зались Гомельская, Могилевская и Брестская области.

Радиоактивное загрязнение носит неравномерный "пятнистый" характер даже в пределах одного населенного пункта. Так, в населенном пункте Колыбань Брагинского района Гомельской области, величина загрязнения цезием-137 колеблется от 170 до 2400 кБк/м2. Макси­мальный локальный уровень содержания цезия-137 в почве в ближней зоне ЧАЭС обнаружен в населенном пункте Крюки Брагинского района Гомельской области - 59200 кБк/м2, а в дальней зоне на расстоянии 250км – в населенном пункте Чудяны Чериковского района Могилевской области - 5100 кБк/м2.

В Брестской области радионуклидному загрязнению подверглась южно-восточная часть, где в 6-ти районах содержание цезия-137 в почве в основном находится в пределах от 37 до 185 кБк/м2, а максимальные уровни достигают 400 кБк/м2. В Минской, Гродненской и 4-х населен­ных пунктах Витебской области содержание цезия-137 превышает 37 кБк/м2.

На остальной территории Беларуси уровни загрязнения почвы цезием-137 также завышены до аварийных значений и лишь в северо­-западных районах Витебской области сопоставимы с глобальными выпа­дениями.

Загрязнение территории республики стронцием-90 носит более локальный характер (рис. 2.4). Уровни содержания его в почве выше 5,5 кБк/м2 обнаружены на площади 21,1 тыс. км2, что составляет 10% от террито­рии республики. Максимальные уровни стронция-90 обнаружены в пре­делах 30-км зоны ЧАЭС и достигают величины 1800 Бк/м2 в Хойникском районе Гомельской области. Наиболее высокое содержание его в почвах дальней зоны обнаружено на расстоянии 250 км — в Чериковском районе Могилевской области составляет 29 кБк/м2, а также в се­верной части Гомельской области в Ветковском районе -137 кБк/ м2.

Загрязнение почвы изотопами плутония-238, -239, -240 более 0,37 кБк/м2 охватывает около 4 тыс.км2, или почти 2% площади рес­публики. Эти территории преимущественно находятся в Гомельской области (Брагинский, Наровлянский, Хойникский, Речитский, Добрушский, Лоевский районы) и Чериковском районе Могилевской области. Так, загрязнение почвы изотопами плутония от 0,37 до 3,7 кБк/м2 отме­чены Гомельской области. Содержание в почве плутония, достигающее 3,7 кБк/м2, характерно для 30-км зоны ЧАЭС. Наиболее высокие уровни наблюдаются в Хойникском районе — более 111кБк/ м2.

В первоначальный период после катастрофы значительное повы­шение мощности экспозиционной дозы гамма-излучения регистрирова­лось практически на всей территории Беларуси. Уровни радиационного загрязнения короткоживущими радионуклидами йода во многих регио­нах республики были настолько велики, что вызванное ими облучение миллионов людей квалифицируется специалистами как период "йодного удара".

Поскольку прямые измерения йода в первые дни после катаст­рофы детально не были произведены, учеными и специалистами республики выполнена реконструкция распределения йода-131 на терри­тории Беларуси по состоянию на 10 мая 1986 года (рис. 2.5).

В апреле-мае 1986 года наибольшие уровни выпадения йода-131 имели место в ближней (10-30 км) зоне в Брагинском, Хойникском, Наровлянском районах Гомельской области, где его содержание в почвах составило 37000 кБк/м2 и более. В Чечерском, Кормянском, Буда-Кошелевском, Добрушском районах уровни загрязнения достигли 18500 кБк/м2.

Значительному загрязнению подверглись также юго-западные районы: Ельский, Лельчицкий, Житковичский, Петриковский районы Гомельской области и Пинский, Лунинецкий, Столинский районы Брест­ской области.

Высокие уровни загрязнения имели место и на севере Гомель­ской и Могилевской областей. В Ветковском районе Гомельской области содержание йода-131 в почве достигало 2000 кБк/м2. В Могилевской области наибольшее загрязнение отмечалось в Чериковском и Красно-польском районах (5550-11100 кБк/м2).

Загрязнение территории йодом-131 обусловило большие дозы облучения щитовидной железы у людей, что привело в последующем к значительному увеличению ее патологии. При оценках величины полу­ченной

дозы населением, проживающим на загрязненных территориях, лицами, эвакуированными   из  зоны    отселения      и      ликвидаторами,  необхо­димо

учитывать вклад таких короткоживущих радионуклидов, как мо­либден, технеций, лантан, барий, благородные газы (ксенон, криптон).

Наибольшему радиоактивному загрязнению подверглись  и реки бассейна Днепра, Сожа, Припяти, в меньшей степени — Немана и За­падной Двины. Так, в  доаварийный период концентрация стронция-90 и цезия-137 в воде реки Припять составляли соответственно 0,0033-0,0185 и 0,0066 Бк/л. В первые дни после аварии (период первичного аэрозольно­го загрязнения) суммарная бета-активность воды в р.Припять в районе ЧАЭС превышала 3000 Бк/л и только к концу мая 1986 года снизилась до 150-200 Бк/л. Максимальные концентрации плутония-239 в воде р.Припять составили 0,37 Бк/л.

В настоящее время более высокое содержание стронция-90 (от 1,59 до 2,70 Бк/л) наблюдается в водах рек Брагинка, Желонь, Ротовка, Несвичь, дренирующих территории с высокой плотностью радио­активного загрязнения, а также в старицах р.Припять на территории зоны отселения. За период 1987-1994 гг. среднегодовые концентрации цезия-137 также уменьшились, его максимальные активности составля­ют (0,6-2,45 Бк/л).

В миграции цезия-137 в составе речного стока исключительно большую роль играет его перенос на твердых взвесях (от 10 до 35-40% общей переносимой активности). Во время паводков происходит увели­чение удельной активности воды. Например, в р.Брагинке возле г.п.Брагин она возросла в 1983 году с 0,26 Бк/л до 0,33 Бк/л по це-зию-137 и с 0,09 Бк/л до 0,17 Бк/л по стронцию-90. Синхронно возрас­тает и доля активности, связанная с твердыми взвесями. В отличие от цезия-137 большая часть стронция-90 (50-90%) мигрирует в растворенном состоянии.

Способность речных вод к самоочищению объясняется постоян­ной сменой масс воды, выпадением взвешенных радиоактивных частиц на дно водоемов и, частично, процессами сорбции находящихся в раство­ренном состоянии радионуклидов мелкодисперсными взвешенными и донными минералами, а также органическими веществами. Во время половодий происходит обратный процесс: перевод высокоактивных дон­ных осадков во взвешенное состояние, что приводит к многократному возрастанию радиоактивности речных вод.

По степени радиоактивного загрязнения компоненты водных экосистем располагаются в следующем порядке: донные отложения > гидробионты > вода. И если для воды и, в меньшей степени, взвесей характерно со вре­менем уменьшение содержания цезия-137 и стронция-90, то в донных отложениях в водной растительности имеют место их концентрации.

Основной вынос цезия-137 в Днепр происходит с Белорусско-
Брянского цезиевого пятна водами р.Сож, причем за период 1987-1994 гг. объем выноса уменьшился в 20 раз. Аналогичные изменения
отмечены в отношении других рек, что указывает на несущественный
вклад этого процесса в перенос радионуклидов.

В озерах радионуклиды преимущественно сосредоточены в донных отложениях и биоте. Накопление радиоактивности в водной растительно­сти с ежегодным ее отмиранием при отсутствии стока приводит к увели­чению их аккумуляции в донных отложениях. Это обусловливает сохра­нение достаточно высокого уровня содержания радионуклидов в компонентах водных систем замкнутого типа. Например, концентрация цезия-137 в воде оз.Святское (Ветковский район Гомельской области) составляет 8,7 Бк/л и 3,7 кБк/кг в биоте, а в одном из конечных звеньев озерных трофических цепей — рыбе — в зависимости от вида 18,0-39,0 кБк/кг (сухой массы), что может при употреблении рыбы в пищу существенно увеличить дозовые нагрузки.

Для озерных водных систем, расположенных в загрязненной зоне и выведенных из антропогенного процесса, проявляется тенденция к их зарастанию за счет неуправляемого роста биоты различных экологиче­ских групп. Это способствует в определенной мере процессу очищения воды от цезия-137 и стронция-90 при одновременном возрастании радио­активности донных отложений.

 

 



2020-03-17 545 Обсуждений (0)
Глава 2. Размещение зон радиоактивного загрязнения по территории Беларуси и их изменение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Размещение зон радиоактивного загрязнения по территории Беларуси и их изменение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)