Глава 3. Последствия радиоактивного загрязнения территории Беларуси
Самым экологически проблемным регионом в Беларуси, регионом экологического бедствия, дестабилизирующим и экономическую, и социальную ситуацию в стране, несомненно является территория, подвергшаяся загрязнению радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Хотя Чернобыльская катастрофа произошла не в Беларуси и не по ее вине, основная тяжесть негативных последствий приходится именно на Республику Беларусь: площадь загрязненных радионуклидами территорий здесь в 1,5 раза больше, чем в Украине, и в 1,2 раза больше, чем в России. Территория проблемного региона и его зонирование по плотности загрязнения радионуклидами и величине дозовых нагрузок на население официально установлены Законом РБ «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991) и периодически уточняются в соответствии с осуществляемым радиационным мониторингом. По состоянию на январь 2001 г. площадь территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению цезием-137, составляет в республике 43,51 тыс. кв. км (21 % территории страны). В основном в пределах этой зоны стронцием-90 загрязнены 21,1 тыс. кв. км, изотопами трансурановых элементов - около 4 тыс. кв. км. На радиационно загрязненной территории Беларуси на начало 2003 г. находится 2802 населенных пункта с численностью населения 1 470 544 человек (14,9 % населения страны), в том числе в зоне с периодическим радиационным контролем (от 37 до 185 кБк/м2) проживает 1 207131 человек (из них детей -278 845), с правом на отселение (от 185 до 555 кБк/м2) - 247 376 человек (детей - 58 565 ), последующего отселения (от 555 до 1480 кБк/м2) -16 037 человек (детей - 4026). Загрязненные территории расположены в основном компактно в трех областях: Гомельской (загрязнено 69,3 % территории), Могилевской (35,6 %) и Брестской (13 %). На их долю в совокупности приходится 92 % территории проблемного региона и 97 % всего населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения (табл. 3.1). Отдельные пятна загрязненных территорий находятся в Гродненской (около 7 % ее площади) и Минской (около 5 %) областях. Экономический ущерб, причиненный Беларуси последствиями Чернобыльской катастрофы за период 1986-2015 гг., оценивается специалистами в 235 млрд. дол. США. Самая высокая доля в этом ущербе принадлежит потерям в области развития человеческого потенциала в связи с ростом заболеваемости населения, затратами на его социальную защиту и на создание радиационно безопасных условий жизни на загрязненной территории. Присутствие радионуклидов практически во всех компонентах экосистем обусловливает множественность путей внешнего и внутреннего облучения населения и создает дополнительный риск для его здоровья на долговременный период. Таблица 3.1 Число населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения и численность проживающего в них населения
Потери природно-ресурсного потенциала связаны с загрязнением 1,8 млн. га сельхозугодий (21 % общей площади в стране, в том числе исключено из сельхозоборота 264 тыс. га), 1,7 млн. га лесов (23 % лесных угодий страны), 132 месторождений различных видов минерально-сырьевых ресурсов. Потери производственного потенциала обусловлены усложнением работы (дополнительными затратами) на загрязненных территориях, непосредственной ликвидацией 54 сельскохозяйственных предприятий, закрытием 9 перерабатывающих заводов, прекращением разработки 22 месторождений минерального сырья, ограничением заготовки древесины в лесах с плотностью загрязнения выше 555 кБк/м2. В зонах отчуждения и отселения потеряна также вся социальная инфраструктура. Загрязненные лесные, болотные, озерно-болотные экосистемы, занимающие значительную часть региона, являются хранилищами (накопителями) радионуклидов и источниками их постоянного поступления (поставщиками) в окружающую среду. Лесные и торфяные пожары, водная и ветровая эрозия сельхозугодий и заброшенных земель стали факторами переноса загрязнений на прилегающие чистые территории и трансграничного переноса. За годы прошедшие со дня Чернобыльской катастрофы, в Беларуси на государственном уровне предприняты беспрецедентные по масштабам и затратам (составлявшим от 19,9 % в 1992 г. до 6,2 % в 2002 г. расходов государственного бюджета) меры по преодолению последствий радиационной катастрофы. При этом стратегия и тактика преодоления последствий неоднократно корректировались в связи с изменениями общественно-политической и экономической ситуации и с накоплением научных знаний и практического опыта в данной сфере. Это получило наиболее полное отражение в государственных программах преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС на 1990-1992 гг., на 1993-1995 гг. и на период до 2000 г, на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г. В периоде от 1996 до 2002 года получили практическую реализацию как задания государственных программ, так и ряд положений НСУР-97, касающихся минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС. В частности, основное внимание было сосредоточено на защите здоровья пострадавших людей, на обеспечении условий жизнедеятельности населения, проживающего на загрязненных территориях. Так, были введены «Республиканские допустимые уровни содержания цезия-137 и стронция-90 в пищевых продуктах и воде» (РДУ-99), направленные на снижение доз внутреннего облучения; принят Закон «О радиационной безопасности населения» (1998); в основном завершены мероприятия по отселению жителей из загрязненных районов (всего с 1986 г. переселено в чистые районы 136,6 тыс. чел.). В 1996-2001 гг. по чернобыльским программам построены 341 тыс. кв. м жилья, 5266 квартир, общеобразовательные школы на 5929 ученических мест, детские дошкольные учреждения на 2130 мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 1950 посещений в смену, больницы на 1436 коек. Углубленное медицинское обследование ежегодно проходили более миллиона человек, Созданы центры социально-психологической реабилитации населения, ежегодно бесплатными оздоровительными мероприятиями охватывалось более 50 % граждан, имеющих на это право. Для улучшения условий проживания на загрязненных территориях проложено 1015 км газопроводов, 252 км сетей водоснабжения, 15 км канализационных коллекторов, 72 км автодорог с твердым покрытием. В наиболее загрязненных населенных пунктах проводились работы по их дезактивации и благоустройству, приведению в надлежащее санитарное состояние. Для десяти районов Гомельской и Могилевской областей составлены комплексные программы социально-экономической реабилитации. Для обеспечения производства нормативно-чистой сельскохозяйственной продукции внедрялись специальные новые технологии, создавались окультуренные сенокосы и пастбища, вводились в рацион животных цезийсвязывающие добавки, осуществлялась мелиорация, что в комплексе позволило значительно снизить объемы производства сельхозпродукции с содержанием радионуклидов, превышающим республиканский допустимый уровень (РДУ). Для предотвращения переноса радионуклидов на чистые и менее загрязненные территории в зонах отчуждения и отселения осуществлялись радиационно-экологический мониторинг и специальные мероприятия по охране лесов от пожаров. Создан специальный орган управления отселенными территориями - Администрация зон отчуждения и отселения, призванная контролировать соблюдение необходимого режима в этих зонах и проведение реабилитационных мер. Принимаются меры по организации международного сотрудничества в решении проблем радиационно загрязненных территорий, совместному выполнению ряда программ. В их числе Программа ООН содействия территориям, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, Программа совместной деятельности по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы в рамках Союза Беларуси и России, проекты МАГАТЭ, программы ТАСИС, «ЮНЕСКО - Чернобыль» и др. В последние годы Комчернобылем и МИД Беларуси активно проводятся результативные мероприятия по привлечению и удержанию внимания мирового сообщества на чернобыльских проблемах Беларуси. Обобщение достижений по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы во торой половине 90-х годов позволяет сделать следующий вывод: несмотря на ограниченность средств, недостаточное внимание международных организаций, в стране удалось решить ряд крупных задач в области создания нормативно-правовой базы, повышения уровня медицинской и социальной защиты всех категорий пострадавшего населения, улучшения условий жизнедеятельности населения на загрязненных территориях, создания надежной системы радиационного контроля и мониторинга природной среды, обеспечения допустимого уровня загрязнения сельскохозяйственной и лесной продукции на загрязненных землях, предотвращения переноса радионуклидов на чистые территории. Однако ни одна из перечисленных задач по преодолению чернобыльских последствий не решена полностью из-за их масштабности и недостатка средств, знаний, организованности, а некоторые проблемы даже обострились. Ввиду того, что регион по основным параметрам динамики радиационной обстановки и основным медико-биологическим параметрам переходит к стадии проявления и необходимости преодоления отдаленных последствий катастрофы, а социально-экономическая и демографическая ситуация здесь не улучшается, подходы к решению проблем данного региона вновь требуют корректировки. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют выводы Национального доклада «Последствия Чернобыля в Беларуси: 17 лет спустя» (Минск, 2003 г.): по-прежнему для части населения (в 2001 г. в 604 населенных пунктах), проживающего на загрязненных территориях, среднегодовая эффективная доза облучения превышает установленный законом норматив (1 м3); ухудшаются медико-демографические показатели - в загрязненных регионах смертность населения в 2 и более раза превышает рождаемость, продолжительность жизни за 1993-2001 гг. снизилась с 73,1 года до 67,2 года (в среднем по республике - с 69,2 до 68,5); наблюдается увеличение радиационно-индуцированных случаев рака щитовидной железы (табл. 3.2), «омоложение» и рост заболеваемости женщин раком молочной железы, снижение количества здоровых детей среди проживающих в «грязных» районах; сельскохозяйственное производство (основной вид занятости сельского населения) в подавляющем большинстве хозяйств убыточно из-за вынужденных дополнительных затрат и не обеспечивает населению достойных доходов; значительное количество сельскохозяйственной продукции, особенно произведенной в личных хозяйствах населения, не соответствует нормативам РДУ; средства, которые может выделить государство из своего бюджета, недостаточны для преодоления чернобыльских последствий - они составили за последние два пятилетия менее 15 % общей суммы социально-экономического ущерба, приходящегося на этот период. Таблица 3.2 Статистика заболевания раком щитовидной железы в Беларуси
Загрязненные продукты питания и вода, вдыхание радиоактивных частиц в результате лесных и торфяных пожаров, отопление домов загрязненным топливом остаются серьезными источниками внутреннего облучения, опасного для здоровья. Обновление стратегии и тактики преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС должно в максимальной степени опираться на сформулированные в Повестке дня на XXI век, а также в документах Саммита по устойчивому развитию 2002 года принципы устойчивого развития территорий, а также на ценности и цели основополагающего документа нового тысячелетия - Декларации тысячелетия ООН, принятой на Саммите нового тысячелетия в Нью-Йорке в сентябре 2000 г. Переход к устойчивому развитию территорий, загрязненных радионуклидами в результате глобальной катастрофы, последствия которой для человечества еще невозможно полностью оценить, нереален без международной помощи. Для таких ситуаций в Декларации тысячелетия предусматривается «активизировать сотрудничество в целях сокращения числа и последствий стихийных бедствий и антропогенных катастроф». В ней сказано: «Мы приложим все усилия к тому, чтобы детям, а также всему гражданскому населению, которое испытывает наибольшие страдания в результате чрезвычайных гуманитарных ситуаций, предоставлялась всяческая помощь и защита с целью их скорейшего возвращения к нормальной жизни». Основными целями осуществляемой в настоящее время в Беларуси Государственной программы преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г. являются снижение ущерба здоровью пострадавшего населения, сокращение негативных социальных и психологических последствий катастрофы, социально-экономическая и радиационно-экологическая реабилитация радиоактивно загрязненных территорий, возвращение их к нормальным условиям функционирования. Новая стратегия преодоления последствий Чернобыльской катастрофы, предусматривающая комплексную экологическую и социально-экономическую реабилитацию загрязненных территорий, уже начала постепенно реализовываться. Так, для повышения занятости и доходов населения загрязненных районов, для стимулирования развития здесь предпринимательства, повышения эффективности экономики региона предпринят ряд конкретных мер. В 2001 г. издан и в 2002 г. уточнен Декрет Президента Республики Беларусь №10 «О мерах по социально-экономической реабилитации районов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», устанавливающий для хозяйствующих субъектов на территориях 13 самых загрязненных районов (получивших статус территорий специального экономического регулирования) ряд существенных льгот по налогообложению; с 2002 г. начала осуществляться программа переспециализации сельского хозяйства с растениеводства на мясное скотоводство (производство говядины) в наиболее загрязненных Брагинском, Хойникском и Наровлянском районах; в целях привлечения специалистов сельского хозяйства, врачей, учителей увеличивается строительство для них жилья, расширены льготы для выпускников вузов и средних специальных заведений. Для повышения медицинской и социальной защищенности жителей загрязненных территорий сэкономленные в результате упорядочения льгот средства направляются на приобретение медицинского оборудования и поддержание жилищно-коммунального хозяйства «чернобыльских» районов, осуществляется программа газификации жилых домов в пострадавших районах, завершено строительство специализированного диспансера в Гомеле и других объектов социальной инфраструктуры, расширена сеть государственных центров социально-психологической помощи населению. Особо следует остановиться на необходимости и направлениях активизации международной помощи в решении чернобыльских проблем. В 2002 г. подготовлены имеющие принципиальное значение для организации международного сотрудничества доклады миссии ООН «Гуманитарные последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Стратегия реабилитации» и Всемирного банка «Беларусь: обзор последствий аварии на Чернобыльской АЭС и программа их реабилитации». В первом из них на основе анализа современной информации об условиях жизни населения на загрязненных территориях экспертами ООН изложены рекомендации по оптимизации решения жизненных проблем пострадавшего населения. Предложена смена приоритетов в международном чернобыльском сотрудничестве - переход от оказания гуманитарной помощи к социально-экономической реабилитации и обеспечению устойчивого развития пострадавших регионов. Именно этот подход характерен для международного сотрудничества по чернобыльским проблемам в настоящее время. Так, по линии ПРООН ведется работа в рамках так называемой Инициативы «Сотрудничество для реабилитации», общеизвестной как Инициатива CORE, сфокусированной на комплексной реабилитации пострадавших территорий. Под эгидой ООН создается Международная научно-исследовательская сеть по Чернобылю, под эгидой МАГАТЭ - Международный научный форум по Чернобылю, в рамках которого планируется рассмотреть медицинские и экологические последствия Чернобыльской катастрофы. Осуществляется техническое сотрудничество с МАГАТЭ, в 2002 г. утверждена Страновая программа сотрудничества с ЮНИСЕФ на 2003-2005 гг., реализуется на условиях софинансирования совместный с ПРООН проект «Укрепление партнерских связей и механизмов мобилизации ресурсов для минимизации последствий аварии на ЧАЭС». Дополнительные средства Беларусь старается привлечь, сотрудничая с зарубежными благотворительными организациями. Только за 2002 г. в Беларусь поступило гуманитарной помощи на сумму около 45 млн. 7б7 тыс. дол. США, оздоровление за рубежом прошли 57 226 детей. Тем не менее внимание мирового сообщества к белорусским чернобыльским проблемам ослабевает. Поэтому необходимо постоянно и аргументированно информировать международные организации о масштабных, непосильных для преодоления за счет внутренних ресурсов страны, негативных последствиях Чернобыльской катастрофы для развития человеческого потенциала Беларуси: росте радиологически обусловленной заболеваемости и смертности среди пострадавшего населения, снижении уровня и качества его жизни. Только совместными усилиями могут быть поэтапно решены проблемы обеспечения устойчивого развития этого региона экологического бедствия в центре Европы.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |