Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Последствия радиоактивного загрязнения территории Беларуси



2020-03-17 229 Обсуждений (0)
Глава 3. Последствия радиоактивного загрязнения территории Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок




Самым экологически проблемным регионом в Бе­ларуси, регионом экологического бедствия, деста­билизирующим и экономическую, и социальную ситуацию в стране, несомненно является терри­тория, подвергшаяся загрязнению радионукли­дами в результате катастрофы на Чернобыль­ской АЭС. Хо­тя Чернобыльская катастрофа произошла не в Беларуси и не по ее вине, основная тяжесть негатив­ных последствий приходится именно на Республи­ку Беларусь: площадь загрязненных радионукли­дами территорий здесь в 1,5 раза больше, чем в Украине, и в 1,2 раза больше, чем в России.

Территория проблемного региона и его зониро­вание по плотности загрязнения радионуклидами и величине дозовых нагрузок на население официально установлены Законом РБ «О правовом ре­жиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Черно­быльской АЭС» (1991) и периодически уточняются в соответствии с осуществляемым радиационным мониторингом. По состоянию на январь 2001 г. площадь территории, подвергшейся радиоактив­ному загрязнению цезием-137, составляет в рес­публике 43,51 тыс. кв. км (21 % территории стра­ны). В основном в пределах этой зоны стронцием-90 загрязнены 21,1 тыс. кв. км, изотопами транс­урановых элементов - около 4 тыс. кв. км. На радиационно загрязненной территории Беларуси на начало 2003 г. находится 2802 населенных пункта с численностью населения 1 470 544 человек (14,9 % населения страны), в том числе в зоне с периоди­ческим радиационным контролем (от 37 до 185 кБк/м2) проживает 1 207131 человек (из них детей -278 845), с правом на отселение (от 185 до 555 кБк/м2) - 247 376 человек (детей - 58 565 ), после­дующего отселения (от 555 до 1480 кБк/м2) -16 037 человек (детей - 4026).

Загрязненные территории расположены в ос­новном компактно в трех областях: Гомельской (загрязнено 69,3 % территории), Могилевской (35,6 %) и Брестской (13 %). На их долю в совокуп­ности приходится 92 % территории проблемного региона и 97 % всего населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения (табл. 3.1). Отдельные пятна загрязненных территорий нахо­дятся в Гродненской (около 7 % ее площади) и Минской (около 5 %) областях.

Экономический ущерб, причиненный Беларуси последствиями Чернобыльской катастрофы за пе­риод 1986-2015 гг., оценивается специалистами в 235 млрд. дол. США. Самая высокая доля в этом ущербе принадлежит потерям в области развития человеческого потенциала в связи с ростом забо­леваемости населения, затратами на его социаль­ную защиту и на создание радиационно безопас­ных условий жизни на загрязненной территории. Присутствие радионуклидов практически во всех компонентах экосистем обусловливает множест­венность путей внешнего и внутреннего облуче­ния населения и создает дополнительный риск для его здоровья на долговременный период.

Таблица 3.1

Число населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения и численность проживающего в них населения

Показатели Число населен­ных пунктов Численность насе­ления, человек В том числе детей в возрасте до 17 лет
  Республика Беларусь, всего 2802 470544 341436
В том числе: городские поселения сельская местность 33              2769 1005426 465118 238902 102534
Области: Брестская, всего 158 149266 38350
В том числе:  городские поселения сельская местность 5 153 64086  85180 17268 21082
  Витебская, всего 2 30 -
В том числе:  сельская местность 2 30 -
Гомельская, всего 1504 1146246 263157
В том числе:  городские поселения сельская местность 21 1483 878123 268123 205190 57967
Гродненская, всего 137 23485 5259
В том числе:  городские поселения сельская местность 2 135 11871 11614 3165 2094
Минская, всего 164 16819 3604
В том числе:  сельская местность 164 16819 3604
Могилевская, всего 837 134698 31066
В том числе: городские поселения сельская местность 5 832 51346 83352 13279 17787

 

Потери природно-ресурсного потенциала связа­ны с загрязнением 1,8 млн. га сельхозугодий (21 % общей площади в стране, в том числе исключено из сельхозоборота 264 тыс. га), 1,7 млн. га лесов (23 % лесных угодий страны), 132 месторождений раз­личных видов минерально-сырьевых ресурсов.

Потери производственного потенциала обус­ловлены усложнением работы (дополнительными затратами) на загрязненных территориях, непосредственной ликвидацией 54 сельскохозяйственных предприятий, закрытием 9 перерабатывающих заводов, прекращением разработки 22 месторож­дений минерального сырья, ограничением заго­товки древесины в лесах с плотностью загрязнения выше 555 кБк/м2. В зонах отчуждения и отселения потеряна также вся социальная инфраструктура.

Загрязненные лесные, болотные, озерно-болотные экосистемы, занимающие значительную часть региона, являются хранилищами (накопителями) радионуклидов и источниками их постоянного по­ступления (поставщиками) в окружающую среду. Лесные и торфяные пожары, водная и ветровая эрозия сельхозугодий и заброшенных земель стали факторами переноса загрязнений на прилегающие чистые территории и трансграничного переноса.

За годы прошедшие со дня Чернобыльской ка­тастрофы, в Беларуси на государственном уровне предприняты беспрецедентные по масштабам и затратам (составлявшим от 19,9 % в 1992 г. до 6,2 % в 2002 г. расходов государственного бюджета) ме­ры по преодолению последствий радиационной катастрофы. При этом стратегия и тактика пре­одоления последствий неоднократно корректиро­вались в связи с изменениями общественно-политической и экономической ситуации и с накопле­нием научных знаний и практического опыта в данной сфере. Это получило наиболее полное отражение в государственных программах преодо­ления последствий катастрофы на ЧАЭС на 1990-1992 гг., на 1993-1995 гг. и на период до 2000 г, на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г.

В периоде от 1996 до 2002 года получили практическую реализацию как задания государст­венных программ, так и ряд положений НСУР-97, касающихся минимизации последствий катастро­фы на ЧАЭС. В частности, основное внимание бы­ло сосредоточено на защите здоровья пострадав­ших людей, на обеспечении условий жизнедея­тельности населения, проживающего на загряз­ненных территориях. Так, были введены «Республиканские допустимые уровни содержания цезия-137 и стронция-90 в пищевых продуктах и воде» (РДУ-99), направленные на снижение доз внутреннего облучения; принят Закон «О радиационной безопасности населения» (1998); в основном завер­шены мероприятия по отселению жителей из загрязненных районов (всего с 1986 г. переселено в чистые районы 136,6 тыс. чел.). В 1996-2001 гг. по чернобыльским программам построены 341 тыс. кв. м жилья, 5266 квартир, общеобразовательные школы на 5929 ученических мест, детские дошкольные учреждения на 2130 мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 1950 посещений в смену, больницы на 1436 коек. Углубленное ме­дицинское обследование ежегодно проходили бо­лее миллиона человек, Созданы центры социаль­но-психологической реабилитации населения, ежегодно бесплатными оздоровительными меро­приятиями охватывалось более 50 % граждан, име­ющих на это право.

    Для улучшения условий проживания на загряз­ненных территориях проложено 1015 км газопро­водов, 252 км сетей водоснабжения, 15 км канализационных коллекторов, 72 км автодорог с твер­дым покрытием. В наиболее загрязненных насе­ленных пунктах проводились работы по их дезактивации и благоустройству, приведению в надле­жащее санитарное состояние. Для десяти районов Гомельской и Могилевской областей составлены комплексные программы социально-экономичес­кой реабилитации.

Для обеспечения производства нормативно-чис­той сельскохозяйственной продукции внедрялись специальные новые технологии, создавались окультуренные сенокосы и пастбища, вводились в рацион животных цезийсвязывающие добавки, осуществлялась мелиорация, что в комплексе позволило значительно снизить объемы производст­ва сельхозпродукции с содержанием радионукли­дов, превышающим  республиканский допустимый уровень (РДУ).

Для предотвращения переноса радионуклидов на чистые и менее загрязненные территории в зо­нах отчуждения и отселения осуществлялись радиационно-экологический мониторинг и специаль­ные мероприятия по охране лесов от пожаров. Со­здан специальный орган управления отселенными территориями - Администрация зон отчуждения и отселения, призванная контролировать соблюде­ние необходимого режима в этих зонах и проведе­ние реабилитационных мер.

Принимаются меры по организации междуна­родного сотрудничества в решении проблем радиационно загрязненных территорий, совместному выполнению ряда программ. В их числе Програм­ма ООН содействия территориям, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, Программа совместной деятельности по преодолению по­следствий Чернобыльской катастрофы в рамках Союза Беларуси и России, проекты МАГАТЭ, про­граммы ТАСИС, «ЮНЕСКО - Чернобыль» и др. В последние годы Комчернобылем и МИД Беларуси активно проводятся результативные мероприятия по привлечению и удержанию внимания мирового сообщества на чернобыльских проблемах Беларуси.

Обобщение достижений по преодолению по­следствий Чернобыльской катастрофы во торой половине 90-х годов позволяет сделать следующий вывод: несмотря на ограниченность средств, недо­статочное внимание международных организаций, в стране удалось решить ряд крупных задач в области создания нормативно-правовой базы, повышения уровня медицинской и социальной защиты всех кате­горий пострадавшего населения, улучшения условий жизнедеятельности населения на загрязненных тер­риториях, создания надежной системы радиационно­го контроля и мониторинга природной среды, обес­печения допустимого уровня загрязнения сельскохо­зяйственной и лесной продукции на загрязненных землях, предотвращения переноса радионуклидов на чистые территории. Однако ни одна из перечисленных задач по преодолению чернобыльских по­следствий не решена полностью из-за их масштаб­ности и недостатка средств, знаний, организован­ности, а некоторые проблемы даже обострились.

Ввиду того, что регион по основным парамет­рам динамики радиационной обстановки и основ­ным медико-биологическим параметрам перехо­дит к стадии проявления и необходимости преодо­ления отдаленных последствий катастрофы, а со­циально-экономическая и демографическая ситуа­ция здесь не улучшается, подходы к решению про­блем данного региона вновь требуют корректи­ровки. Об этом со всей очевидностью свидетельст­вуют выводы Национального доклада «Последст­вия Чернобыля в Беларуси: 17 лет спустя» (Минск, 2003 г.): по-прежнему для части населения (в 2001 г. в 604 населенных пунктах), проживающего на за­грязненных территориях, среднегодовая эффек­тивная доза облучения превышает установленный законом норматив (1 м3); ухудшаются медико-де­мографические показатели - в загрязненных реги­онах смертность населения в 2 и более раза превы­шает рождаемость, продолжительность жизни за 1993-2001 гг. снизилась с 73,1 года до 67,2 года (в среднем по республике - с 69,2 до 68,5); наблюда­ется увеличение радиационно-индуцированных случаев рака щитовидной железы (табл. 3.2), «омоложение» и рост заболеваемости женщин раком молочной же­лезы, снижение количества здоровых детей среди проживающих в «грязных» районах; сельскохозяй­ственное производство (основной вид занятости сельского населения) в подавляющем большинст­ве хозяйств убыточно из-за вынужденных допол­нительных затрат и не обеспечивает населению достойных доходов; значительное количество сельскохозяйственной продукции, особенно произведенной в личных хозяйствах населения, не соответствует нормативам РДУ; средства, ко­торые может выделить государство из своего бюджета, недостаточны для преодоления чернобыльских последствий - они составили за по­следние два пятилетия менее 15 % общей суммы социально-экономического ущерба, приходяще­гося на этот период.

Таблица 3.2

Статистика заболевания раком щитовидной железы в Беларуси

До аварии па ЧАЭС

После аварии на ЧАЭС

Год Взрослые Дети Год Взрослые Дети
1977 121 2 1986 162 2
1978 97 2 1987 202 4
1979 101 - 1988 207 5
1980 127 - 1989 226 7
1981 132 1 1990 289 29
1982 131 1 1991 340 59
1983 136 - 1992 416 66
1984 139 - 1993 512 79
1985 148 1 1994 553 82
      1995 3720 462
      1996 4066 508
Всего 1131 7 Всего 10693 1303

 

Загрязненные продукты пи­тания и вода, вдыхание радиоактивных частиц в результате лесных и торфяных пожаров, отопле­ние домов загрязненным топливом остаются серь­езными источниками внутреннего облучения, опасного для здоровья.

Обновление стратегии и тактики преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС должно в макси­мальной степени опираться на сформулированные в Повестке дня на XXI век, а также в документах Саммита по устойчивому развитию 2002 года принципы устойчивого развития территорий, а также на ценности и цели основополагающего до­кумента нового тысячелетия - Декларации тыся­челетия ООН, принятой на Саммите нового тыся­челетия в Нью-Йорке в сентябре 2000 г.

Переход к устойчивому развитию территорий, загрязненных радионуклидами в результате гло­бальной катастрофы, последствия которой для человечества еще невозможно полностью оце­нить, нереален без международной помощи. Для таких ситуаций в Декларации тысячелетия предусматривается «активизировать сотрудничество в целях сокращения числа и последствий стихий­ных бедствий и антропогенных катастроф». В ней сказано: «Мы приложим все усилия к то­му, чтобы детям, а также всему гражданскому на­селению, которое испытывает наибольшие стра­дания в результате чрезвычайных гуманитар­ных ситуаций, предоставлялась всяческая помощь и защита с целью их скорейшего возвращения к нормальной жизни».

Основными целями осуществляемой в настоя­щее время в Беларуси Государственной програм­мы преодоления последствий катастрофы на Чер­нобыльской АЭС на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г. являются снижение ущерба здоровью пост­радавшего населения, сокращение негативных со­циальных и психологических последствий катаст­рофы, социально-экономическая и радиационно-экологическая реабилитация радиоактивно за­грязненных территорий, возвращение их к нор­мальным условиям функционирования.

Новая стратегия преодоления последствий Чер­нобыльской катастрофы, предусматривающая ком­плексную экологическую и социально-экономичес­кую реабилитацию загрязненных территорий, уже начала постепенно реализовываться. Так, для повы­шения занятости и доходов населения загрязненных районов, для стимулирования развития здесь пред­принимательства, повышения эффективности эко­номики региона предпринят ряд конкретных мер.

В 2001 г. издан и в 2002 г. уточнен Декрет Пре­зидента Республики Беларусь №10 «О мерах по со­циально-экономической реабилитации районов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», устанавливающий для хозяйствующих субъ­ектов на территориях 13 самых загрязненных рай­онов (получивших статус территорий специально­го экономического регулирования) ряд сущест­венных льгот по налогообложению; с 2002 г. нача­ла осуществляться программа переспециализации                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   сельского хозяйства с растениеводства на мясное скотоводство (производство говядины) в наибо­лее загрязненных Брагинском, Хойникском и Наровлянском районах; в целях привлечения специа­листов сельского хозяйства, врачей, учителей уве­личивается строительство для них жилья, расши­рены льготы для выпускников вузов и средних специальных заведений.

Для повышения медицинской и социальной за­щищенности жителей загрязненных территорий сэкономленные в результате упорядочения льгот средства направляются на приобретение медицин­ского оборудования и поддержание жилищно-ком­мунального хозяйства «чернобыльских» районов, осуществляется программа газификации жилых домов в пострадавших районах, завершено строи­тельство специализированного диспансера в Го­меле и других объектов социальной инфраструк­туры, расширена сеть государственных центров социально-психологической помощи населению.

Особо следует остановиться на необходимости и направлениях активизации международной по­мощи в решении чернобыльских проблем. В 2002 г. подготовлены имеющие принципиальное значе­ние для организации международного сотрудни­чества доклады миссии ООН «Гуманитарные по­следствия аварии на Чернобыльской АЭС. Страте­гия реабилитации» и Всемирного банка «Беларусь: обзор последствий аварии на Чернобыльской АЭС и программа их реабилитации». В первом из них на основе анализа современной информации об ус­ловиях жизни населения на загрязненных терри­ториях экспертами ООН изложены рекомендации по оптимизации решения жизненных проблем по­страдавшего населения. Предложена смена при­оритетов в международном чернобыльском со­трудничестве - переход от оказания гуманитар­ной помощи к социально-экономической реабили­тации и обеспечению устойчивого развития пост­радавших регионов.

Именно этот подход характерен для междуна­родного сотрудничества по чернобыльским про­блемам в настоящее время. Так, по линии ПРООН ведется работа в рамках так называемой Инициа­тивы «Сотрудничество для реабилитации», обще­известной как Инициатива CORE, сфокусирован­ной на комплексной реабилитации пострадавших территорий. Под эгидой ООН создается Междуна­родная научно-исследовательская сеть по Черно­былю, под эгидой МАГАТЭ - Международный на­учный форум по Чернобылю, в рамках которого планируется рассмотреть медицинские и экологи­ческие последствия Чернобыльской катастрофы. Осуществляется техническое сотрудничество с МАГАТЭ, в 2002 г. утверждена Страновая програм­ма сотрудничества с ЮНИСЕФ на 2003-2005 гг., реализуется на условиях софинансирования совместный с ПРООН проект «Укрепление партнер­ских связей и механизмов мобилизации ресурсов для минимизации последствий аварии на ЧАЭС». Дополнительные средства Беларусь старается привлечь, сотрудничая с зарубежными благотво­рительными организациями. Только за 2002 г. в Беларусь поступило гуманитарной помощи на сумму около 45 млн. 7б7 тыс. дол. США, оздоровле­ние за рубежом прошли 57 226 детей.

Тем не менее внимание мирового сообщества к белорусским чернобыльским проблемам ослабева­ет. Поэтому необходимо постоянно и аргументиро­ванно информировать международные организа­ции о масштабных, непосильных для преодоления за счет внутренних ресурсов страны, негативных последствиях Чернобыльской катастрофы для раз­вития человеческого потенциала Беларуси: росте радиологически обусловленной заболеваемости и смертности среди пострадавшего населения, сниже­нии уровня и качества его жизни. Только совмест­ными усилиями могут быть поэтапно решены про­блемы обеспечения устойчивого развития этого ре­гиона экологического бедствия в центре Европы.

 

 



2020-03-17 229 Обсуждений (0)
Глава 3. Последствия радиоактивного загрязнения территории Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Последствия радиоактивного загрязнения территории Беларуси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)