Анализ формирования и распределения прибыли
4.1 Анализ состава, динамики, оценки выполнения плана и структуры балансовой прибыли Прибыль как важнейший показатель оценки деятельности промышленного предприятия является также одним из источников затрат по расширению производства и образованию фондов экономического стимулирования. Значительная часть прибыли поступает в бюджет и имеет важное значение в формировании централизованных ресурсов государства. Рассматривая прибыль как обобщающий показатель эффективности производства, нельзя забывать, что не всякий рост прибыли свидетельствует о повышении эффективности и отвечает интересам общества. Например предприятие может получить сверхплановую прибыль за счет повышения цен, за счет преимущественного выпуска высокорентабельных изделий в ущерб новым, технически совершенным. Для объективной оценки конечных результатов деятельности, достигнутых предприятием, необходимо установить, какое влияние оказали на прибыль объективные и субъективные факторы, за счет чего возросла прибыль и повысилась рентабельность. При проведении анализа прибыли решаются следующие задачи: оценка выполнения планов и темпов роста прибыли; определение источников формирования балансовой прибыли; выявление и измерение факторов, обуславливающих изменение прибыли и т. д. Анализ балансовой прибыли за отчетный период начинается с изучения состава балансовой прибыли, которая отражает общие финансовые результаты. Балансовая прибыль включает: прибыль от реализации товарной продукции; прибыль (убыток) от прочей продукции; внереализационные доходы и расходы (см. приложение 1,2). Данные бухгалтерских отчетов позволяют определить динамику и выполнение плана по балансовой прибыли в целом и по каждому ее элементу.
Таблица 1 Анализ состава балансовой прибыли УП «Завод полупроводниковых приборов» (млн. руб.)
На анализируемом предприятии выполнение плана по балансовой прибыли составило 102,6%, а прирост в абсолютной сумме – 260 млн. руб. перевыполнение плана по прибыли обеспечено за счет роста прибыли от реализации товарной продукции на 2%, а в абсолютной сумме – на 207 млн. руб. Однако от прочей реализации получен убыток в размере 2 млн. руб. при плановой прибыли 4 млн. руб. и за недопоставку продукции и нарушение условий перевозок предприятие уплатило 65 млн. руб. штрафа. Этот зависящий от предприятия фактор связан с невыполнением производства продукции по ассортименту. Анализ прибыли от реализации товарной продукции Наибольший удельный вес в балансовой прибыли предприятий приходится на прибыль от реализации товарной продукции. Анализ начинается с проверки баланса товарной продукции и общей оценки влияния на выполнение плана прибыли в остатках товарной продукции на начало и конец года. Исходная информация для проведения анализа приведена в приложении 2.
Таблица 2. Баланс товарной продукции УП «Завод полупроводниковых приборов» в 2006 г., млн. руб.
План |
Факт | Отклонение фактической прибыли о плановой (+,-) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная себестоимость товарной продукции | Товарная продукция в оптовых ценах | Прибыль | Полная себестоимость товарной продукции | Товарная продукция в оптовых ценах | Прибыль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Остатки товарной продукции на начало года | 2301 | 2376 | 345 | 2317 | 2734 | 417 | +72 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выпуск товарной продукции за отчетный год | 46973 | 56880 | 9907 | 47915 | 58074 | 10159 | +252 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Остатки товарной продукции на конец года | 2216 | 2395 | 179 | 2626 | 2922 | 296 | +117 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реализация товарной продукции за отчетный год | 46788 | 56861 | 10073 | 47606 | 57886 | 10280 | +207 |
Анализ приведенных данных позволяет заключить, что план прибыли от выпуска товарной продукции перевыполнен на 252 млн. руб., или на 2,5% (252*100:9907), а от реализации – на 207 млн. руб., или на 2,1% (207*100:10073). Однако увеличение прибыли в остатках товарной продукции на конец года привело к уменьшению прибыли от реализации на 117 млн. руб. одной из причин этого положения может быть наличие в остатках высокорентабельной продукции вместо предусмотренной в расчетах плана низкорентабельной. Непосредственно на предприятии необходимо выяснить, какие конкретные изделия и по каким причинам не реализованы в отчетном периоде.
Выполнение плана прибыли от реализации товарной продукции анализируется по данным, приведенным в таблице
Таблица 3. Реализация товарной продукции в 2006г по УП «Завод полупроводниковых приборов», млн. руб.
Показатели | По плану | По плану на фактически реализованную продукцию | По факту |
Производственная себестоимость | 46550 | 47409 | 47363 |
Внепроизводственные расходы | 238 | 239 | 243 |
Полная себестоимость | 46788 | 47648 | 47606 |
Выручка от реализации | 57786 | 58800 | 58838 |
Результат: -прибыль -убыток | 10073 - | 10200 - | 10280 - |
На отклонение фактической прибыли от плановой оказывают влияние следующие факторы: себестоимость реализованной продукции; объем реализованной продукции; качество продукции; структура продукции; изменение оптовых цен.
Прежде всего, следует проанализировать, какое влияние на выполнение плана прибыли оказали изменения действующих оптовых цен, полученные надбавки к ценам прейскуранта за качество продукции, дополнительная прибыль вследствие нарушений государственной дисциплины цен, стандартов и технических условий.
Влияние изменений плановых оптовых цен на прибыль от реализации продукции определяется путем сопоставления фактической выручки от реализации продукции, без НДС с выручкой от реализации продукции при плановых ценах на фактически реализованную продукцию. За счет этого фактора прибыль не изменилась.
Далее анализируется влияние на прибыль результатов выполнения плана объема и реализации и снижения себестоимости реализованной продукции, изменения ее ассортимента и качества.
Влияние выполнения плана объема реализации продукции определяется следующим образом: план реализации продукции в оптовых ценах выполнен на 101,8% (57848*100:56861); за счет этого получено прибыли дополнительно 181 млн. руб. (10073*1,8:100).
Влияние на прибыль снижения себестоимости реализованной продукции определяется путем сопоставления фактической себестоимости с плановой себестоимостью того же фактического объема продукции:
- по плану в пересчете на фактически реализованную продукцию производственная себестоимость составила 47409 млн. руб., а фактически – 47363 млн. руб., т. е. она ниже, чем по плану на 46 млн. руб.
- от увеличения внепроизводственных расходов прибыль уменьшилась на 4 млн. руб.
Всего за счет снижения себестоимости реализованной продукции получено сверхплановой прибыли 42 млн. руб.(46-4).
На размер прибыли оказывает влияние изменение ассортимента фактически реализованной продукции в сравнении с планом. Вследствие этого прибыль уменьшилась на 54 млн. руб., что подтверждается следующими расчетами:
- прибыль по плану в условиях фактической структуры и фактического объема реализации составила 10200 млн. руб.;
- прибыль в отчетном году в условиях плановой структуры с учетом выполнения плана реализации равна 10254 млн. руб. (10073*101,8:100), следовательно, за счет ассортимента прибыль уменьшилась на 10200-10254 = -54 млн. руб.
Общая сумма сверхплановой прибыли составила 207 млн. руб. и образовалась за счет повышения качества продукции (38 млн. руб.), увеличения объема реализации продукции (+181 млн. руб.), снижения полной себестоимости реализованной продукции (+42 млн. руб.), изменения ассортимента продукции (-54 млн. руб.).
Следовательно, вся сверхплановая прибыль – результат повышения эффективности производства. Это в первую очередь повышение качества продукции, а также снижение себестоимости. Отрицательно повлияло на прибыль изменение ассортимента продукции.
Рост прибыли за счет увеличения объема реализации оценивается положительно, если перевыполнение плана по выпуску продукции связано с ростом производительности труда.
2020-03-17 | 156 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Анализ формирования и распределения прибыли |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы