В подпрограмме "Вперед, соболята!" предусмотрены три задания, которые выполняются отрядами соболят в течение всего года ("младшие друзья", "юнкоровский пост", "мальчишки и девчонки, а также их родители"). На первом этапе эти задания оцениваются по 10- ти бальной системе, на последующих этапах за дальнейшую реализацию этих заданий отряды получают дополнительно три балла. Дополнительные баллы также присваиваются за привлечение родителей к участию в отрядных делах. Остальные задания оцениваются на основе творческих отчетов отрядов по 10- ти бальной системе.
Максимальная оценка 10 баллов выставляется при условии, что деятельность отряда содержит следующие характеристики:
1. Интересное содержание деятельности отряда;
2. Творческий подход к выполнению заданий;
3. Деятельность отряда получает широкий общественный резонанс;
4. Качественная работа отряда;
5. Своевременное предоставление творческого отчета отряда.
Раздел II : Подпрограмма по подготовке инструкторов и вожатых детской общественной организации Свердловской области «Соболята» в 2006 году.
"Так держать, соболята!»" Описание проблемы
Несмотря на то, что отряды детской общественной организации Свердловской области "Соболята" активно принимают участие в общественной жизни, насыщая свою деятельность социально-полезным, интересным содержанием, необходимо создать детям условия для саморазвития и повышения уровня знаний, умений и навыков по направлениям деятельности отрядов "соболят". Это говорит о необходимости введения в детской организации "Соболята" системы роста, которая позволит каждому ребенку, члену детской организации, получить различные специальности и вырасти от кандидата в члены отряда до вожатого отряда "соболят". Кроме того, в зависимости от успехов каждого ребенка, дать возможность отрядам достигать ту или иную высоту.
Данная программа представляет собой комплекс требований и условий, "соболят" и позволяющих создать условия
Цель программы
Создать условия для становления и развития территориальных детских общественных организаций и детской общественной организации свердловской области «Соболята» в целом. Задачи программы;
־ создать ступени роста членов детской общественной организации Свердловской области "Соболята" по направлениям деятельности,
־ создать в детском коллективе условия для приобретения необходимых знаний, умений и навыков по направлениям деятельности детской организации "Соболята";
־ создать условия для самообразования и саморазвития детей;
־ стимулирование деятельности и заинтересованности руководителей территориальных детских организаций.
Участники программы
Члены детской общественной организации Свердловской области "Соболята" (отряды и территориальные организации), работающие на территории Свердловской области к моменту старта программы не менее 1 года.
Содержание программы
Специальности
Получение специальностей удовлетворяет разнообразные потребности, интересы и увлечения ребят, что имеет большое значение для их саморазвития.
Получение специальностей способствует общественному признанию -(все видят нашивку на рукаве). Сам факт присвоения новой специальности способствует позитивной самооценке; способен, получилось, достиг.
Требования специальностей не превышают реальных способностей мальчика или девочки. Получение специальности должно являться для каждого члена отряда желанной целью, поскольку здесь нет победивших и проигравших.
За получение специальности "соболята" награждаются нашивкой, что свидетельствует о его индивидуальном достижении и овладении определенными умениями и навыками.
№ п/п
| Названия специальностей
| Требования, предъявляемые к члену отряда "соболят" при ее получении
|
1.
| Игротехник
| Знать;
значение игры;
игры разных стран и народов;
настольные и подвижные игры;
развлекательные и познавательные игры;
культуру игры и общения;
правила техники безопасности;
Уметь:
организовать игровое пространство;
разработать сюжет и содержание игры;
подготовить реквизит,
культурно общаться и содержательно
проводить свободное время; условия получения специальности:
|
2
| Инструктор
| знать правила игр, уметь судить 2 массовых спортивных игры (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей с шайбой, городки и т. д.);
уметь организовать в отряде изготовление самодеятельных игр и развлечений;
оборудовать вместе с членами отряда площадку для игр малышей, участвовать в подготовке и проведении праздников, турниров и т.д.
|
3
| Турист
| Знать: 9 узлов (прямой с контрольными, шкотовый, брамшкотовый, зацепка, стремя на опоре, восьмерка проводник, ткацкий, полицейский, скользящая петля);
Уметь, подгонять личное снаряжение, укладывать рюкзак, разводить четыре вида костра, составлять карты из 25-30 топознаков, правильно заточить нож и топор, ставить палатку вдвоем, бухтовать веревку.
|
4
| Медицина
| Знать: три типа повязок (круговая, спиральная, колосок), иметь представление о 5-7 видах лекарственных растений (отличительные признаки, время сбора, собираемая часть, применение), правила личной гигиены в походе и в городе.
Уметь: перевязывать галстуком, оказывать первую медицинскую помощь при порезе, мозолях, ожогах, обморожениях, занозах, отравлениях, попадании соринки в глаз, укусе клеща.
|
5
| Пионеринг
| Знать: правила поведения в ряде экстремальных ситуаций, повадки 2-3 зверей, следы лося, кабана, зайца, собаки, лисы, рыси, дорожные знаки.
Уметь: смастерить несколько патентов, принять участие в 5-7 МВД, с помощью топознаков составить МВД, сделать простейшее укрытие из веток, делать ловушки, прожить один день на подножном корме, составлять шифровки, сделать НЗ.
|
6
| Повар.
| Знать: съедобные растения, травы из которых можно заваривать чай, время приготовления супов, каш.
Уметь: чистить картошку, рыбу, приготовить в полевых условиях суп, кашу, компот, кисель, составить меню на сутки, раскладку продуктов на 2-3 дня.
|
7
| Юный корреспондент
| знать все виды журналистики (зарисовки, заметки, репортажи, интервью), их особенности и отличия;
уметь писать заметки, отчеты репортажи; И • уметь подготовить и провести интервью;
уметь грамотно организовать выпуск стенгазеты и выступить ее редактором;
иметь печатные работы (не менее 3-х) в журналах, газетах.
|
8
| Самоделкин
| знать о главных достопримечательностях своей области, историю родного края (своего поселка, города, села);
уметь исполнить 2-3 народных танца или песни;
уметь провести экскурсию по историческим местам своего поселка, города, села;
организовать и провести викторину, игру по краеведению;
принять участие в конкурсах краеведов (школьные, районные, городские);
знать и уметь рассказать о символах Свердловской области (флаг, герб);
знать и уметь шить костюмы народов, проживающих в родном крае (для кукол).
|
9
| Самоделкин
| знать технику безопасности при работе с пилой, молотком, резцами, выжигателем, клеем, ножницами, ножом;
знать основы резьбы по дереву;
уметь делать поделки из природного материала;
уметь делать берестяную посуду (туески, плетенки, ложки); У» уметь выжигать, пилить, вбивать гвозди;
уметь выполнять контурную и геометрическую резьбу по дереву; V* уметь выполнять украшения из кожи, бисера;
уметь выполнять игрушки в стиле оригами;
уметь ремонтировать и шить одежду;
уметь выпиливать лобзиком;
уметь делать игрушки из дерева
|
10
| Умелец
| уметь выполнять мелкий ремонт дома (клеить обои, резка стекла, окрашивание стен);
уметь выполнять столярные работы (смастерить полки) (для мальчиков);
уметь шить, вязать, вышивать (для девочек).
|
11
| Биолог
| знать, какие птицы, звери, рыбы и насекомые живут в вашей местности, какие растения произрастают,
знать повадки 1-2 животных;
знать, какие животные, растения занесены в Красную книгу;
знать лекарственные, съедобные, ядовитые растения (2-5 видов);
уметь по следам определить животного.
|
12
| Друг песни
| знать и уметь исполнять не менее 10 любимых песен "соболят", знать их авторов и исполнителей;
знать об истории создания одной из песен, биографию авторов ее слов и музыки, рассказать об этом на сборе отряда;
принять участие в фестивале авторов и исполнителей любимых песен "соболят";
разучить с членами отряда или малышами несколько новых песен;
по возможности научиться играть на одном музыкальном инструменте.
|
13
| Фотограф
| знать механизм работы фотоаппарата;
уметь правильно определять метраж, выдержку, диафрагму;
знать законы построения композиции;
участвовать в фотовыставках (школьных, районных, городских и т.д.)
|
14
| Вожатый (с 14-15 лет)
| выполнить требования минимум 3 специальностей;
проработать инструктором по каким-либо дисциплинам (2-3);
активно участвовать в жизни отряда;
знать, как составить план работы отряда, уметь организовать работу отряда на каждой высоте, оказать помощь в освоении новых специальностей;
подробно и понятно рассказать об организации "Соболята";
знать элементы сборов "соболят", принять участие в не менее 5 сборах актива детской организации "Соболята" в муниципальном образовании;
знать основные положения "Конвенции ООН "о правах ребенка", цели деятельности детской организации "Соболята", уметь изложить своими словами;
знать особенности детей младшего возраста, уметь пробудить интерес к деятельности, стимулировать их активность;
уметь понимать собственные эмоциональные состояния и выбирать соответствующие способы поведения,
принять участие в семинарах программы "школа вожатых" ДО "Соболята"
|
15
| Доброволец
| знать основные направления тимуровской и шефской работы, ее формы и методы;
организовать и провести не менее 3 акций (спектакли, праздники, акции по сбору книг, вещей и т.д.)
иметь постоянный социальный объект (детский сад, младшие классы, детские дома, дома интернаты, ветераны и престарелые и др.);
уметь планировать свою работу на социальном объекте;
|
16
| Актер
| уметь выразительно читать, говорить скороговорки;
уметь работать с куклами;
уметь показывать пантомиму;
принять участие в подготовке и проведении праздников;
выступить в не менее 3-х спектаклях.
|
17
| Оформитель
| уметь рисовать красками (гуашь, акварель, масло), карандашами;
уметь писать плакатными перьями;
знать и уметь писать шрифтами;
принимать участие в оформлении праздников, спектаклей и пр.
|
18
| Эрудит
| составление и проведение викторин;
победа в 3 викторинах по разным темам.
|
19
| Командир отряда
| Выбирается на общем сборе отряда.
|
Высота отряда: чтобы достичь высоты, отряду необходимо иметь определенное количество специальностей, а также выполнить определенное количество коллективных заданий.
Требования, которые должен выполнить отряд "соболят" для достижения высоты:
־ участвовать в программах и мероприятиях организации;
־ получить новые специальности;
־ организация собственных мероприятий с приглашением отрядов "соболят" из других территорий
Хотя высота и достигается долго, однако она дает отряду возможность ощутить реальное достижение цели. Ее достижение зависит, как и от личных усилий "соболенка", так и от активного участия отряда в жизни организации в целом.
Достижение высоты - служит формированию подлинного и прочувствованного отношения к своему отряду, организации в целом.
Названия высот:
I . Высота руководитель: "Инструктор*
Условия получения высоты отрядом "соболят"
־ обучение отряда новым специальностям (не менее 3-х)
־ активное участие в программах и мероприятиях детской организации "Соболята"
־ представление разработок собственных мероприятий (не менее 3-х)
II . Высота руководитель: "Методист" Условия получения высоты отрядом "соболят"
־ обучение отряда следующим специальностям ( не менее 3-х)
־ принять участие в мероприятиях отряда "соболят" другого муниципального образования
־ принять участие в конкурсе программ деятельности детской организации "Соболята"
III Высота руководитель: "Мастер" Условия получения высоты отрядом "соболят"
־ организация и проведение собственных мероприятий с участие отрядов "соболят" других муниципальных образований (не менее 2-х)
־ создание новых отрядов на территории муниципального образования
Раздел III . Подпрограмма для отрядов "СОБОЛЯТ" (7-10 лет). «Я — соболенок»
Данная программа предлагает формы работы отрядов "соболят" на базе 1-3 классов. Подпрограмма дает возможность приобретения детьми знаний» умений, навыков» необходимых для дальнейшей работы по программам детской общественной организации "Соболята" и получение специальностей предложенных в рамках программы.
№ п/п
| Названия специальностей
| Условия получения специальности:
|
1
| Соболенок - юный гражданин
| знает и может рассказать о своей стране, области, городе, поселке;
знает и может рассказать о символах России;
знает и может рассказать о символах Свердловской области;
знает и может рассказать о своей семье;
знает свой адрес;
знает, где находится ближайшая аптека, почта, пожарная часть, милиция;
знает и умеет вызывать врача, пожарных, милицию.
|
2
| Соболенок - турист
| знает и умеет вязать 3 -4 узла (прямой, стремя, скользящая петля, зацепка);
знает и умеет разводить костер;
знает 15 топознаков;
умеет работать с компасом;
умеет готовить чай в лесу;
умеет чистить картошку.
|
3
| Соболенок - лесовичок
|
знает и узнает 3 съедобных растения;
знает и узнает 3 ядовитых гриба;
знает и узнает 5 съедобных грибов,
знает и узнает 5 птиц и 5 зверей уральского леса;
знает и узнает следы собаки, зайца;
знает и узнает 5 насекомых;
знает и узнает 3 речных рыб;
собирает гербарий из растений уральского леса.
|
4
| Соболенок - самоделкин
| умеет работать с клеем, ножницами, бумагой;
умеет работать с выжигателем;
умеет делать игрушки из бумаги в стиле оригами;
умеет пришивать пуговицы;
умеет шить 3 видами швов;
умеет вбивать гвозди;
умеет работать с пилой;
умеет приводить рабочее место в порядок.
|
5
| Соболенок - спортсмен
| умеет прыгать через скакалку;
умеет отжиматься 8 раз;
умеет подтягиваться 5 раз;
умеет ездить на велосипеде;
умеет играть в футбол, хоккей;
умеет плавать;
свой результат бега на 30 и 60 метров;
знает свой результат прыжков в длину с места,
|
6
| Соболенок - актер
| умеет выразительно читать;
знает и может рассказать 3 стихотворения;
знает и говорит 3 скороговорки;
знает и может рассказать 3 сказки;
умеет работать с куклами;
участвует в спектаклях.
|