Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примеры использования краеведческого материала на уроках истории в начальной школе



2020-03-17 258 Обсуждений (0)
Примеры использования краеведческого материала на уроках истории в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Главная задача краеведческой работы в начальной школе – формирование у детей общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде.

Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний. 1. Мой дом. Родословная семьи. 2. Родная школа. Ее история и традиции. 3. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития. 4. История района. 5. История автономного округа. 6. История области (края). Возможны и другие темы-концентры: история нашей улицы, квартала и т д.

 

Примеры:

 

А)  В МБОУ СОШ № 81 г.Нижнего Тагила

На протяжении нескольких лет данная школа принимала участие в городской краеведческой игре «Я - тагильчанин», которая стартовала в 1998 году. В этой игре ребята вели поисковую работу на различные темы. Оформляли стен - газеты, выезжали на помощь детям - сиротам из детских домов, рассказывали о своих семьях и учителях.

 

Игра состоит из двух этапов и 10 станций:

 

1. Станция «Веселинка» - посещение театров, цирка.  

 

2. Станция «Спортивная» - спортивные мероприятия в рамках игры, олимпиады, соревнования, Зарницы.

 

3. Станция «Доброе сердце» - помощь приютам, детским домам и нуждающимся.

 

4. Станция «Экоазбука» - помощь животным, акция «Кормушка».

 

5. Станция «Мыс героев» - сочинения о знаменитых и выдающихся личностях Нижнего Тагила.

 

6. Станция «Открытая книга» - посещение библиотек.

 

7. Станция «Театральная» - фестивали, праздники.

 

8. Станция «Мои земляки» - встречи с выдающимися личностями Нижнего Тагила.

 

9. Станция «Здравствуй, музей! » - посещение музеев города. 

 

10. Станция «Мы - Россияне» - знакомство с геральдикой города.

 

 Одним из главных праздников для учащихся начальной школы яалялся  старт игры "Я - тагильчанин".

В I полугодии игра посвящена традициям семьи и проходит под названием "А у нас во дворе". Игра будет проходить в 3 этапа:

   I этап - школьный (проходит до 1 декабря). В стенах школы, ребята будут оформлять рисунки, писать сочинения, вести поисковую работу о традициях и быте тагильчан.

II этап - районный (проходит до 10 декабря). Ребята из всех школ Тагилстроевского района представят свою работу за 1 полугодие.

III этап - городской (проходит до 15 декабря). Подводятся итоги работы всех школ за 1 полугодие игры "Я - тагильчанин".

После Нового года, во втором полугодии, детей будет ожидать продолжение игры. 2 полугодие будет посвящено родному городу "Мой Нижний Тагил [1]

 

Б) МКОУ "ООШ №45"    

Главной целью учительницы данной школы по историческому краеведению являлось  воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город Троицк (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Практика показала, что использование краеведческого материала на уроках истории как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Краеведческий материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал использовался в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, на любом этапе урока.

Учащиеся готовили творческие работы и слайды по ключевым историческим темам:

· «Троицк в годы Великой Отечественной войны»

· «Воины Золотой Сопки на фронтах Великой Отечественной войны»

· «Да будет мерой чести Ленинград»

   В процессе сбора материалов по истории поселка Золотая Сопка организовывались встречи и беседы с участниками исторических событий: ветеранами Великой Отечественной войны - Хмелевым А.И., Степановым В.А., с тружениками тыла - Прохоровой Н.И., Шаповаловой З.В., с репрессированными – Звягиной З.Х., Плоской Э.Е.

Образовательное и воспитательное значение этих встреч и бесед огромно. Сведения, полученные из рассказов и бесед участников исторических событий, являются ценными историческими источниками [2].

 

В) Фотовикторина

Задача – назвать изображенный объект.

· Кунсткамера, Атланты на здании Эрмитажа, Летний сад, Летний Дворец Петра I.

· Здание Биржи на Васильевском острове, Михайловский дворец (Русский музей), Храм Спаса на Крови, Кони Клодта на Аничковом мосту.

· Стрелка Васильевского острова, Александринский театр, Аничков мост, Зимний дворец.

· Дворцовая площадь, памятник Кутузову у Казанского собора, Ростральная колонна, Невский проспект [3].

 

Г) Путешествие по городам (уроки-экскурсии)

 

Так, после изучения темы по окружающему миру «Полезные ископаемые Челябинской области» учащиеся Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 23 Копейского городскогог округа посетили  город Миасс в уникальный минералогический «Ильменский заповедник».

 На уроках окружающего мира и истории с интересом учащиеся узнали, что в эпоху Демидовых (XVIII – XIX в.в.) на Урале были сосредоточены практически все полезные ископаемые, встречающиеся в природе.   Учащимся представилась возможность своими глазами увидеть элементы быта рабочих (веретено, маслобойка), их одежду (лапти, фартуки для работы).

Также дети посетили Христорождественский собор, построенный в 1857 году

 

 

Учащиеся побывали не только соборах и заповедниках, но так же в парках и различных озерах родного края. И итогом  этого урока послужило составление отгадывание кроссворда «Реки озера родной области»:

1. Река. На казахском языке означает «один водопой». (Берсаут)

2. Озеро. В переводе с башкирского «змеиное». (Еланчик)

3. Озеро. На башкирском языке «сердце – озеро». (Зюраткуль)

4. Озеро. С башкирского «собачье озеро». (Еткуль)

5. «Озеро, разделённое лесом». (Кисегач)

6. «Река, вытекающая из топких, болотистых мест». (Миасс)

7. Река. Тюркское личное мужское имя Бергильде. (Биргильда)

8.  Озеро. В переводе «хороший хозяин». (Аргази)

9.  Озеро. В переводе «красивое озеро». (Чебаркуль)

10.  Название реки Урал до 1775 года. (Яик)

11.  Озеро. «Безопасный, безвредный». (Ильменское)

 

Д) Участие в поисково- краеведческой работе – это один из видов деятельности, где идёт целенаправленная, планомерная работа по развитию умений учащихся организовывать исследовательскую деятельность, получать новые знания при работе с документами, другими источниками информации, делать выводы. Задача педагога – организовать индивидуальное сопровождение ребёнка, выявить и устранить препятствия, мешающие успешному самостоятельному продвижению в работе, совместно выстроить план, что позволяет говорить о тьюторском подходе в образовательном процессе. Ученик включается в процесс сотрудничества и взаимодействия со своим педагогом.

Данную задачу Дьячкова Елена Николаевна начала решать с пропедевтического модуля «Введение в историю». Этому способствуют темы творческих заданий: [Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, Дрофа,2008г.]

· Моя родословная. Попробуйте составить генеалогическую таблицу своей семьи. Для этого надо вписать ФИО родителей, бабушек, дедушек. Это занятие дает не только изначальное представление о роли семьи в жизни общества, но и формирует культуру отношений семьи.

·

· Я и моё имя. Ребята знакомятся с происхождением имен и фамилий, узнают о прозвищах людей, встречающихся в учебниках истории.

· Название моего города. Как появилось название нашего города на карте? Когда и кем основан наш город? Как называются главные улицы нашего города? Почему? На этом уроке в 5 классе провожу игру «Улицы города Камышина». Ребята выполняют опережающее задание: Найдите сведения о людях, в честь которых были названы улицы нашего города.

· История в архитектурных памятниках. Знакомимся с архитектурными сооружениями разных времен, а также с достопримечательностью нашего города - зданием городского музея.

· История в символах и знаках. Ребята предлагают рассказы и стихотворения о Родине и родных местах.

Ежегодно 2 учительница с ребятами проводит краеведческую викторину и оформляет выставку «Реликвии, опаленные войной»

 «Краеведческая викторина, посвященная 65-летию Сталинградской битвы»

1. Числоворд

Восстановите правильный порядок в датах начала и окончания Сталинградской битвы. (17 июля 1942 – 2 февраля 1943)

1943170219420702

2. Головоломка.

Если правильно сумеете найти первый кружок, то, следуя за линей, соединяющей кружки, прочтете название самого ожесточенного места сражения в городе Сталинграде. (Мамаев курган)

 

 

 

3. Анаграммы.

Поставив в правильном порядке буквы, вы сможете прочитать фамилии

командующих фронтов Сталинградской битвы. (В.И. Чуйков, К. К. Рокоссовский, Еременко )

ЧЙКОУВ; РОКИЙВКОСОС; ЕМЕНРЕКО.

4.Математическая задача.

К 19 ноября 1942 года противник имел 10290 орудий и минометов, 675танков и штурмовых орудий, 1216 боевых самолетов, а советские войска 15501 орудий и минометов, 1439 танков и штурмовых орудий, 1350 боевых самолетов. На сколько единиц боевой техники советские войска превосходили противника?

5. Секретные шифровки.

Попробуй разгадать зашифрованное послание воинов 62 - ой армии

под командованием В.И.Чуйкова, используя код!

КОД - ЧЕРЕЗ БУКВУ

ФДКЛМЯ ВНМАЛС ГЗВА КВДОБЛТГИОМЙ ЖЗАЕСМБЛТИ РНЮЕЧТ!

(Для нас за Волгой земли нет!)

Е) Игра – викторина «Знай и люби свой город» для учащихся 4 классов

УМК: Школа 21 век, автор Дмитриева Е. учебник – тетрадь по истории города.

Цели и задачи:

- обобщить знания, проверить изученный материал.

- вызвать интерес к истории города, уважительное отношение к памятникам архитектуры.

Оборудование: презентация Power Point 2007, компьютер, мультимедиа-проектор, экран.

Данный урок проводится урок в конце четверти, ребята закрепляют материал и получают удовольствие [9].

 

 

Заключение:

Таким образом, существенной особенностью является то, что краеведение ставит учителя, и учащихся в положение исследователей. Именно краеведение носит поисковый, исследовательский характер. Среди разнообразных форм работы по краеведению значительная роль в расширении, углублении и систематизации знаний учащихся, в привитии интереса к истории своей малой Родины играют и такие формы, как устные журналы, конкурсы лучших сообщений, докладов, сочинений, фестивалей. 

Краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны.

Использование краеведческого материала на уроках истории через показ иллюстративного материала, необычных и интересных заданий поискового типа, культурных и развивающих экскурсий помогает большему усвоению учащимися преподносимого материала.

 Таким образом, главная задача сегодняшнего дня - формирование у учащихся творческого подхода к поисковой и музейной деятельности, ориентация на дальнейшее совершенствование и развитие творчески активной личности на приоритете общечеловеческих ценностей, гуманизма и любви к малой Родине

 

 

Список литературы:

 

 

1. http://schoolnt81.ucoz.ru/index/igra_quotja_tagilchaninquot/0-24

2. http://trmou45.ucoz.ru/index/quot_istoricheskoe_kraevedenie_na_urokakh_istorii_i_vo_vneklassnoj_rabote_quot/0-113

3. www . kostyor . ru

4.  http://astrnpo.narod.ru/pedopit6.htm

5. http://belovo-school9.narod.ru/teacher/istoria/istoria.htm

6. http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/rol-kraevedeniya-v-formirovanii-nravstvennoy-lichnosti-0

7. http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/razrabotka-proekta-moe-selo-na-karte-raiona-posvyashchennogo-75-letiyu-sa

8. http://festival.1september.ru/articles/509688/

9. http://pedsovet.su/load/297-1-0-13639

 



2020-03-17 258 Обсуждений (0)
Примеры использования краеведческого материала на уроках истории в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примеры использования краеведческого материала на уроках истории в начальной школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)