Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Схема №4 Методы и приемы обучения в современной школе



2020-03-17 339 Обсуждений (0)
Схема №4 Методы и приемы обучения в современной школе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проанализировав схему №3 можно сказать о следующем, что главными методами преподавания истории служили: лабораторный, трудовой, реферативный, экскурсионной, драматизации, иллюстративный. Основными приемами выступали: разработка конспектов, постановка вопросов к тексту, объяснительное чтение и составление планов. Все эти методики способствовали широкому освещению материала, и более качественному обучению.

Из схемы №4 мы видим, что методы, приемы и средства предстают перед нами целостным непрерывным звеном в обучении. Таким образом, наиболее актуальными в современности выступают методы устного, печатно - словесного, наглядного и практического характера. Приемами служат: разработка сюжетного рассказа, аналитического, картинного описания, анализ документов, изготовление макета, анализ иллюстраций. Средствами являются: рассказ, диалог, беседа, хрестоматия, предметная наглядность и лепка.

Таким образом, можно проследить явное различие и сходство в подходах к обучению через призму времени. В более трансформированном виде перед нами выступает метод иллюстрации, который в современности является графическим, или картинное и аналитическое описание раньше служило иллюстративным методом.

Сопоставив данные схем можно сделать вывод о том, что методы начало XX века являются актуальными на сегодняшний день в современной российской школе, но естественно в более измененном виде, исходя из задач современной эпохи.

 


 

Заключение

 

Все данное исследование было посвящено определению приемов и методов преподавания истории в русской школе начала XX века. Актуальность данной работы состоит в том, что работ посвященных изучению вопросов касающихся особенностей преподавания истории в дореволюционной период практически нет. Это не правильно, так как каждый учитель должен представлять особенности развития методики на том или ином историческом отрезке, тем более, что отечественная педагогика имеет давние традиции, обращение к которым позволяет более эффективно организовать учебный процесс.

Некоторые педагоги считают, что опыт, накопленный в начале XX века не имеет определенной ценности, так как методы были не эффективными и имели массу недостатков, но проведенное исследование показало, что это не так. В этот период благодаря известнейшим методистам появлялись все новые усовершенствованные методики, имевшие большое воспитательное значение, кроме того разрабатывались новые методы и приемы работы с учащимися. Исходя из этого, можно говорить, что начало XX века является важным этапом в развитии отечественной педагогики и слабый интерес педагогов к этому периоду является необоснованным, так как именно тогда развернулись активные творческие поиски учителей, ставшие следствием образовательной политики, проводимой государством.

Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой части была рассмотрена тематика развития исторической мысли в России начала XX века и методики, предложенные методистами рассматриваемого периода. Изучение данного вопроса позволило прийти к выводу о том, что в этот период была проведена большая работа в данном направлении, целью которой было повышение уровня образования и улучшения качества знаний учащихся. Связано это было с тем, что государству были необходимы более высокообразованные люди, умеющие самостоятельно мыслить и принимать важные решения. Кроме того страна не могло допустить отставания от других держав в научно-техническом прогрессе, для чего так же необходимо было поднимать уровень образования в стране.

Результатом преобразований содержания образования стал переход к преподаванию истории по новым программам, активный поиск учителями таких форм, методов и приемов проведения занятий, которые обеспечивали активную работу учащихся на уроке, способствовали развитию у них самостоятельного мышления, выработке понимания закономерностей истории развития общества.

Изучение особенностей обучения истории в русской школе позволило более конкретно рассмотреть, как преподавалась история в изучаемый период, и прийти к выводу о том, что в школьной практике этого периода широко применялись различные формы, методы и приемы обучения истории, в частности широко была распространена такая форма проведения урока как семинарское занятие, учителями широко использовался исследовательский метод и проблемный метод изложения материала. На уроках активно привлекался документальный материал. Все это способствовало увеличению эффективности уроков истории.

Практическая часть работы позволила проанализировать возможность и особенность применения форм, методов и приемов обучения истории начала XX века сегодня и подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что опыт, накопленный в этот период, и сегодня имеет определенную ценность. Как говорилось ранее вся педагогика основана на преемственности и, безусловно, опыт педагогов имеет для нас важное значение, так как несет в себе богатый материал способствующий развитию методики преподавания истории. Но для более эффективной работы в современных условиях накопленный опыт необходимо переосмысливать и преобразовывать с учетом новых требований к уровню знаний и умений выпускников. Все перечисленные выше методы и формы проведения учебных занятий достаточно широко распространенные в рассматриваемый период и сегодня используются учителями, но в несколько измененном виде.

Проведенный сравнительный анализ схем целей и методов обучения истории показал, что сегодня можно провести параллель между методами современными и методами дореволюционной России. Например, в дореволюционный период, не смотря на то, что одной из главных задач преподавания истории объявлялось развитие самостоятельного мышления учащихся, предпочтение в большей степени отдавалось методам и приемам, направленным на воспроизведение готовых знаний или систематизацию и обобщение фактов, о чем свидетельствуют и сами методисты в своих работах. Сегодня ситуация несколько изменилась. Исходя из того, что современное общество требует от выпускников умения критически анализировать историческую информацию, устанавливать причинно - следственные связи между явлениями, умения участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам. На занятиях главное внимание уделяется развитию, прежде всего самостоятельного мышления. Тем не менее, не смотря на небольшие различия в преподавании истории, по прежнему используются традиционные формы и методы и можно сделать вывод о том, что опыт, накопленный педагогами в начале ХХ в. имеет сегодня определенную ценность для учителей истории и может быть применим в современной школе с учетом коррективов, так как по прошествии времени некоторые требования утратили свою актуальность.

 


 

Список использованной литературы

Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. - М., 1961.

Влахопулов Б. Методика истории. Курс 8-го класса женских гимназий. - Киев. 1914

Гартвиг А. и Крюков, Н. Хрестоматия для классных занятий по русской истории в высших начальных училищах и младших классах средних учебных заведений. - М., 1917.

Гартвиг А.Ф. К вопросу преподавания истории в средних учебных заведениях. - М. 1891.

Иванов К.А. Очерки по методике истории. - СПб. 1915г.

Кареев Н. О школьном преподавании истории. - Петроград. 1917.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Ф.П.Коровкин. - М., 1978.

Методика преподавания истории в средней школе. - М.,1986.

Надеждин А.Д. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. - Л., 1954.

Покотило Н. Практическое руководство для начинающего преподавателя истории. - СПб. 1912

Сингалевич С.П. О новых руководствах по методике истории. - Казань. 1913.

Сингалевич С.П. Среднешкольное и университетское преподавание истории: (страница из методики истории). - Казань. 1914.

Фарфаровский С. Лабораторный метод преподавания истории. - Варшава.



2020-03-17 339 Обсуждений (0)
Схема №4 Методы и приемы обучения в современной школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Схема №4 Методы и приемы обучения в современной школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)