Психологические аспекты основных видов межличностных конфликтов
Межличностные конфликты мы рассматриваем как состояние взаимодействия субъектов общения, воспринимаемое и переживаемое как значимая социально-психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая соответствующую активность сторон. Конфликтное межличностное взаимодействие характеризуется: наличием дисгармонии, дисбаланса в отношениях субъектов; блокированием идей или интересов партнера по общению; столкновениями по поводу несовпадения или невозможности реализации ценностей, целей, потребностей; претензиями агрессора на индивидуальность оппонента посредством подавления, игнорирования, обесценивания его достоинств; целенаправленным воздействием на внутренний мир другого с целью порабощения и угнетения; наличием претензий на исключительность, оригинальность, на истину в последней инстанции, на повышенный контроль над всеми и вся; отягощенностью взаимодействия отрицательными эмоциями и отношением. Межличностные конфликты реализуются преимущественно на психологическом и социально-психологическом уровнях функциональных систем. Конфликты психологического уровня могут быть следующих видов. Личностные конфликты - это чисто психологические, чаще эмоциональные конфликты, связанные с личностным восприятием, с эмоциональной реакцией на поведение и действия других людей, с расхождением во взглядах и т.н. Подобные конфликты обусловлены: излишней зависимостью, ролевой напряженностью, чувствами зависти, враждебности, антипатии; быстрой реакцией субъекта на ущемление его интересов; внутриличностными проблемами и личностными особенности субъектов. Потребностные конфликты обусловлены противоречием между желанием и действительностью из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей. Конфликты интересов характеризуются стремлением чего-то достичь, что-то изменить или сохранить в своем поведении и жизни. Конфликты отношений, возникающие на базе противоречий между формами единения: с природой, с людьми, которые определяют потенциал жизненной энергии человека. При конструктивном единении потенциал возрастает, при негативном варианте отмечается снижение жизненных сил и возникает депрессивное состояние. Здесь можно выделить: Конфликты безысходности, характеризующиеся тем, что отношения и обращение оппонентов друг к другу явно не совпадают, т.е. один относится положительно, а другой отрицательно и оба не хотят изменить свое отношение. Конфликт неопределенности возможен в двух вариантах: когда один из оппонентов относится к другому положительно, а второй неопределенно; когда один относится негативно, а второй неопределенно. Конфликт влечения - боязни характеризуется тем, что один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное и отрицательное отношение, всякое движение, направленное на сближение с одновременно привлекательным и непривлекательным объектом, тормозится на определенном психологическом расстоянии, уравновешивающем стремления сблизиться и отдалиться. Конфликты предвзятости,характеризующиеся восприятием человека в соответствии со стереотипом: ребенок, старый человек, представитель определенной профессии, представитель определенной национальности. Символами предвзятости отношения являются следующие речевые высказывания: «я давно знаю», «я давно хотел сказать» и т.д. Когнитивный конфликт обусловлен познавательным диссонансом взаимодействующих сторон. Например, когда один из оппонентов оперирует системой понятий, недоступной другому; или в ситуации, когда содержание взаимодействия имеет эмоциональную окраску, воспринимаемую оппонентом как агрессивную, несущую интервенцию; или когда оппонент интуитивно осознает собственную познавательную ущербность по сравнению с оппонентом. Эмоциональный конфликт характеризуется преимущественно эмоциональным содержанием. Подобные конфликты имеют внутри личностные эмоциональные проблемы, комплексы, амбиции, нереализованные потребности и желания, создающие помехи процессу взаимодействия. Также основой подобных конфликтов является отсутствие или недостаточность эмпатии (сопереживания другому человеку), негативное отношение к себе, другим, к миру. Конфликты социально-психологического уровня могут быть следующих видов. Коммуникационные конфликты в своей основе имеют особенности коммуникативного процесса, они могут быть ориентированы на кооперацию или конкуренцию во взаимодействии; на восприятие сходств или различий конфликтующих с интерпретацией, соответствующей установкам по отношению друг к другу. Деятельностные конфликты базируются на несовпадении процессуального и мотивационного аспектов деятельности, например, внешне требуется четкое исполнение каких-либо действий, а во внутренних процессах преобладает ориентация на мотивацию творчества. Тогда вовне проявляется противоборство требованиям и продуцируется профессиональная несостоятельность. Адаптационные конфликты. Это конфликты между требованиями действительности и возможностями человека (физическими, психологическими, профессиональными). Морально-нравственные конфликты, являющиеся неотъемлемой частью любого другого конфликта и обозначающиеся противоборством: между желанием и долгом, между моральными принципами и личностными привязанностями (B.C. Мерлин), между стремлением действовать и социальными воздействиями; между социально необходимыми личностными качествами и их выраженностью. Подобные конфликты проявляются в противоборстве стремлений к положительной самооценке и оценке окружающих. Ролевые конфликты, содержащие в своей основе противоборство между ролевым поведением и деятельностью человека. Например, директор школы требует и ожидает одной линии поведения, а коллеги учителя совершенно иной, даже противоположной по отношению к этим ожиданиям. Поведенческие конфликты в своей основе имеют импульсивный, эмоционально насыщенный характер реакций на взаимодействие; использование стратегии соперничества, чрезмерной демонстрации состояний собственного внутреннего мира безотносительно к ситуации: эгоизм, отсутствие должной культуры поведения. Это наиболее яркая сторона конфликта, это то, на что в большей степени обращают внимание все участники конфликтных действий. Конфликт ответственности - предметом спора являются ответственность или самостоятельность. Это случаи с недостаточной или чрезмерной ответственностью или же ситуации, когда люди из-за взаимного непонимания (из-за различных точек зрения) обвиняют друг друга в недостаточной или чрезмерной ответственности. Это ловушка ответственности, выбраться из которой можно при условии выработки единой точки зрения на данную проблему. В зависимости от возрастного этапа конфликтующих и от сферы возникновения межличностные конфликты могут быть следующих видов. Конфликты возрастного развития: детские, подростковые, юношеские, конфликты молодости, взрослой жизни, зрелого возраста, старости. Семейные: супружеские, противоборство родитель - ребенок, ребенок - ребенок. Производственные, например, в образовательной среде: учитель - учитель, администратор - учитель, учитель - родитель; ученик - учитель, ученик - ученик и др.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |