Виды межличностных конфликтов в ходе учебной деятельности
Виды конфликтов в образовательной среде: 1. Организационные конфликты, обусловленные несовершенством организационных структур и управленческой деятельности системы образования, проявляющиеся: - в отсутствии преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса; в непродуманном введении педагогических инноваций; в затруднении адаптации новых работников и молодых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива; в прагматическом подходе к педагогам, пренебрежении к творческой стороне их деятельности и даже к их профессиональной компетентности, с одной стороны, и в чрезмерной переоценке чисто исполнительских качеств подчиненных - с другой 2. Учебные конфликты, обусловленные учебной деятельностью, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, по поводу успеваемости, во внеучебной деятельности; они связаны с нарушениями делового и организационного характера, со слабой учебной мотивацией учащихся (отсутствием желания учиться и интереса к учебе). 3. Методические конфликты, обусловленные: - несовершенством методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; несоблюдением общепринятых единых требований к учащимся; ошибками учителей в оценивании знаний и умений детей; в манипуляциях оценками; в наличии методических изъянов в работе учителя на уроке: непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, заинтересовать предметом и др. 4. Личностные конфликты, в основе которых лежат личностные проблемы участников конфликтной ситуации. Подобные конфликты обусловлены: - недостаточной компетентностью педагогического состава; например, базируясь на своем представлен и и о современных школьниках, учителя соответственно строят свое поведение с ними, нередко недооценивая современные условия развития индивидуальности ученика; острой реакцией педагога на оценку своих личностных качеств, поскольку педагог привык оценивать других, ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками; высокой личностной тревожностью педагогов, в силу которой они склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту. . Коммуникативные конфликты, обусловленные индивидуальным своеобразием конфликтующих сторон, их ценностными ориентациями, установками и др. «Учитель-ученик»: причины возникновения конфликтов (см. Приложение А). Любой школьник-старшеклассник имеет достаточный жизненный опыт для установления и поддержания нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Тем не менее в последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее, о чем свидетельствуют повышенный интерес различных СМИ к этой проблеме и многочисленные исследования конфликтного общения в учебно-воспитательном процессе (М.М. рыбакова, С.М. Илюсизова, А.К. Маркова, Л.В. Симонова, Н.В. Самоукина, Б.Т. Лихачев, Б.И. Хасан, В.Н. Мясищев, А.С. Белкин, А.Я. Анцупов, С.В. Баныкина, К.С. Лисецкий, А.И. Сахаров и др.). Важно подчеркнуть, что в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины - «конфликта отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта воспитанников. И.А. Зимняя, рассматривая конфликтное общение, возникающее в отношениях «учитель-ученик» отмечает, что затруднения общения оцениваются самими участниками конфликта по-разному. Если учителя считают, что наибольшие затруднения в схеме «учитель-ученик» вызывают индивидуальные особенности партнеров общения, то ученики на первое место среди причин затруднения в таком общении ставят особенности участия в деятельности. Нередко педагоги сетуют на то, что старшеклассники переоценивают свои возможности и не желают принимать «помощь» со стороны старших, а ученики - на несправедливость и недопонимание со стороны педагогов. Исследования Т.Н. Мальковской показывают, что учащиеся часто даже не могут припомнить причину конфликта, но прекрасно помнят интонацию, выражение лица и другие способы выражения учителем своего недовольства. Именно это вызывает обиду и внутреннее несогласие с критикой. Поэтому актуально то, что проблема выявления причин возникновения конфликтов в системе отношений «учитель-ученик» занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. Как отмечает С.М. Илюсизова, вызывать конфликт могут различные обстоятельства и факторы: психические состояния и установки людей, их позиции в отношениях, особые индивидуальные свойства и качества личности. Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: целей, интересов, позиций; мнений, взглядов, убеждений; личностных качеств; межличностых отношений; знаний, умений, способностей; функций управления; средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; понимания, интерпретации информации; оценок и самооценок. Возникновение конфликтов обусловлено объективными, организационно-управленческими, социально-психологическими и личностными причинами. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая - главным образом субъективный. В.Н. Мясищев подчеркивает единство объективных и субъективных факторов возникновения и развития конфликтов, их социальной и психологической природы. В свою очередь С.В. Баныкина обозначила общие и специфические причины возникновения школьных конфликтов. К общим причинам относятся: неблагоприятная экономическая социально-политическая обстановка в стране и регионе; непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании; содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса; «неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме. Таким образом, можно отметить, что причины, нарушающие взаимодействие учителя с учеником, имеют свою специфику и достаточно разнообразны. Однако анализ психолого-педагогической литературы и конкретных ситуаций позволил выделить типичные конфликты в системе отношений «учитель-ученик». В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе. Специфические причины приводят к конфликтному общению в системах отношений учитель-администратор; учитель-учитель; учитель-ученик; учитель-родитель. Рассмотрим их подробнее. Специфические причины конфликтов «Ученик-ученик» грубость, жестокость, озлобленность, являющиеся проявлением деформаций, аномалий развития, наличия массы неудовлетворенных потребностей и недостаточности воспитательных воздействий; борьба за лидерство в классе, группе; дефекты развития, основанные на подавлении личности растущего человека; стремление компенсации проблем развития внутреннего мира в доступных формах (побить младшего, отнять у него сладкое и др.) усвоение негативных стереотипов поведения; учебные перегрузки детей, общая утомляемость учащихся, ведущая к обострению противоречий; смена школьного (или классного) коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков; отсутствие умений соотносить себя с другими, несоответствие самооценки ученика с оценкой товарищей; неопределенность социального статуса личности конкретного ученика в школьном социуме; общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в классе, школе. Специфические причины конфликтов «Учитель-родитель» Взаимодействие учителя и родителя затруднено в силу следующих причин: разные уровни общей и педагоги ческой культуры; несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»); непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи; различия в отношении к ребенку как к личности; отрицательное отношение родителей к школе, иждивенческая позиция семьи, претензии типа «школа, а не семья обязана...»; «старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» учителя как на человека из сферы обслуживания; столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения; профессиональная некомпетентность учителя (низкий уровень подготовки, завышенные требования к школьникам). Таким образом, конфликт между учителем и родителями часто проявляется как стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителя - защитить своего ребенка. Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель» индивидуальное своеобразие личности; разный уровень профессиональной компетенции; создание благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией, посредством участия во многих общественных мероприятиях и саморекламы; необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения); неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зрения их психологической совместимости; косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного учителя за счет унижения другого или сравнения с кем-либо); интриги, связанные со статусно-ролевыми назначениями и распределением поощрений; «групповой фаворитизм», проявляющийся в делении коллектива на «своих» и «чужих», и др. Возможные причины конфликтов между начинающим специалистом и учителем с большим стажем работы в школе: непонимание роли жизненного опыта в оценке окружающего, особенно поведения и отношения к учительской профессии молодых педагогов; учитель, возраст которого за пятьдесят лет, чаще фиксирует свое внимание на негативных сторонах современной молодежи; с одной стороны, канонизация собственного опыта, противопоставление нравственных и эстетических вкусов поколений учителями со стажем, с другой стороны - завышенная самооценка, профессиональные промахи молодых учителей и др. Специфические причины конфликтов «Учитель-администратор» недостаточно четкое разграничение между администраторами школы, часто приводящее к «двойному» подчинению педагога; отсутствие непосредственного участия руководителя в основной, профессиональной деятельности коллектива, выполнение им лишь административных функций; конфликтность зависит от численности коллектива и повышается, если эта численность превышает оптимальную; жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный характер требований; перекладывание на учителя «чужих» обязанностей; недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога; нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда учителя; неравномерная загруженность учителей общественными поручениями; нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога.
Заключение
Итак, межличностные конфликты - это действительно «болезнь» и социального пространства, и индивида, включающего в свою жизнедеятельность лицемерие, жадность, зависть и пр. В числе основных профилактических мер деструктивных межличностных отношений можно отметить: осознание и структурирование различного рода проблемных зон межличностных отношений, их переориентация в позитивном ключе; воспитание культуры эмоционального поведения посредством обучения правилам поведения в конфликте; формирование коммуникативной компетентности; знакомство с теорией психического развития человека; обучение умениям работать с информацией в ситуации конфликта; работа над формированием мотивационной сферы субъекта; психологическая и организационная поддержка в реализации запросов человека; и др. У Л. Шопенгауэра есть прекрасное высказывание о том, что целостный, конструктивный человек, подобно успешному государству, не нуждающемуся во внешних заимствованиях, не нуждается во внешних завоеваниях и самоутверждении за счет других. Поэтому основным средством профилактики межличностных конфликтов является работа над формированием гармонично развитой личности. Особенно актуально это сегодня в условиях построения нового, гуманистически ориентированного общества. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины. Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель - передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. Конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. Конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное воздействие на результативность обучения и воспитания в целом. Конфликты между учителями и учителей с администрацией школы ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе, заметно усложняют и без того нелегкую жизнь школьного педагога. Учителям гораздо труднее работать в тех школьных коллективах, где регулярно возникают конфликты. Ученики также намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в классе или учительском коллективе. Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.
Глоссарий
1 Адаптационные конфликты. - конфликты между требованиями действительности и возможностями человека (физическими, психологическими, профессиональными). Деятельностные конфликты - базируются на несовпадении процессуального и мотивационного аспектов деятельности, например, внешне требуется четкое исполнение каких-либо действий, а во внутренних процессах преобладает ориентация на мотивацию творчества Когнитивный конфликт - обусловлен познавательным диссонансом взаимодействующих сторон Коммуникационный конфликт - имеют особенности коммуникативного процесса, они могут быть ориентированы на кооперацию или конкуренцию во взаимодействии; на восприятие сходств или различий конфликтующих с интерпретацией, соответствующей установкам по отношению друг к другу Конфликт ответственности - предметом спора являются ответственность или самостоятельность Конфликт безысходности - характеризуются тем, что отношения и обращение оппонентов друг к другу явно не совпадают, т.е. один относится положительно, а другой отрицательно и оба не хотят изменить свое отношение. Конфликт интересов - характеризуются стремлением чего-то достичь, что-то изменить или сохранить в своем поведении и жизни Конфликт отношений - возникают на базе противоречий между формами единения: с природой, с людьми, которые определяют потенциал жизненной энергии человека Личностные конфликты - это чисто психологические, чаще эмоциональные конфликты, связанные с личностным восприятием, с эмоциональной реакцией на поведение и действия других людей, с расхождением во взглядах и т.н. Межличностные конфликты - состояние взаимодействия субъектов общения, воспринимаемое и переживаемое как значимая социально-психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая соответствующую активность сторон Морально-нравственный конфликт - противоборство между желанием и долгом, между моральными принципами и личностными привязанностями, между стремлением действовать и социальными воздействиями; между социально необходимыми личностными качествами и их выраженностью Поведенческий конфликт - в своей основе имеют импульсивный, эмоционально насыщенный характер реакций на взаимодействие; использование стратегии соперничества, чрезмерной демонстрации состояний собственного внутреннего мира безотносительно к ситуации: эгоизм, отсутствие должной культуры поведения Потребностный конфликт - обусловлены противоречием между желанием и действительностью из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей Эмоциональный конфликт- характеризуется преимущественно эмоциональным содержанием
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |