Понятие «мотивация» в психологии
Введение Проблема мотивации и мотивов поведения - одна из стержневых в психологии. Существует множество нерешенных вопросов в этой сфере. Данная проблема не является новой. Она уже поднималась в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых (3. Фрейд, В.С. Магун, Д.А. Леонтьев, Е.П. Ильин). Обилие литературы по вопросам мотивации и мотивам, говорит о многообразии точек зрения, как в психологии, так и в других науках. В настоящее время занятия физкультурно-спортивной деятельностью, особенно необычными ее видами, для молодежи является достаточно престижным. Структура процесса деятельности всегда приковывала внимание психологов и педагогов. Важнейшими составляющими таких видов деятельности являются ее содержание и форма. Содержание деятельности и в первую очередь ее предметность имеют объективно-субъективную природу. В деятельности обучающегося отражается предметный материальный мир и активная преобразующая роль молодого человека как субъекта этой деятельности. Конечный эффект любой деятельности - преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и двигательных потребностей человека и предвосхищенная в их сознании - целью, образом и мотивом деятельности. Актуальной проблемой является и повышение качества физкультурно-спортивной деятельности: знание ведущих мотивов позволяет активизировать деятельность молодых людей и повысить ее эффективность. Однако, постоянно меняющиеся условия жизни, существенно влияют на мотивы деятельности, наблюдается переоценка прежних ценностей и жизненных ориентаций у современной молодежи. В настоящее время проблема изучения мотивации физкультурно-спортивной деятельности современной молодежи изучена недостаточно. В своей работе мы попытались разрешить противоречие между необходимостью изучения мотивации физкультурно-спортивной деятельности молодых людей с одной стороны, и недостаточностью изучения этого вопроса с другой. Цель работы - изучить особенности мотивации физкультурно-спортивной деятельности молодых людей, занимающихся единоборствами на примере исторического фехтования. Исходя из цели исследования, в ходе работы решались следующие задачи: · провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования; · проанализировать психологические особенности спортсменов; · изучить зависимость основных мотивы занятий физкультурно-спортивной деятельности лиц, в зависимости от успешности деятельности, степени удовлетворенности этой деятельностью и психологического климата существующего в команде. Объект исследования - мотивационная сфера человека. Предмет исследования - особенности мотивации физкультурно-спортивной деятельности фехтовальщиков. Гипотезы работы: 1. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности выражена по разному у спортсменов, занимающихся историческим фехтованием. 2. Мотивационная сфера спортсменов оказывает влияние на эффективность физкультурно-спортивной деятельности спортсменов. В работе использовался следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ литературных источников по теме исследования; эмпирические методы: анкетирование, тестирование; методы обработки данных (математические); методы презентации данных (таблицы). Теоретической основой исследования послужили работы А.Н. Леонтьева, В.Г. Леонтьева, Л.П. Матвеева, Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова, Б.А. Ашмарина, Е.П. Ильина, В.С. Магун, В.И. Ковалева и др. авторов.
Мотивация как психическое образование Понятие «мотивация» в психологии фехтование мотивация спортсмен исторический Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных [6]. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение, в другом случае - как совокупность мотивов, в третьем как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов[6]. Например, согласно В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм [21]. Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т.е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В.А. Иванников (1985) считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности т.е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ) [5]. Так. Р.А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив - взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т.е. мотивы вторичны). И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов можем влиять на мотивацию в целом (т.е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, автор считает, что мотивы относятся к действиям, а мотивация - к деятельности, не давая этому какого-либо обоснования [14]. И.А. Джидарьян (1976) пишет, что, в отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение. В ней фиксируется собственно психологическое содержание, а именно тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Именно мотив энергизирует и направляет действия человека на каждый момент времени. Спрашивается - в чем же тогда состоит роль мотивации, если все осуществляется с помощью мотива? В этом случае понятие «мотивация» становится лишним [4]. В.Г. Леонтьев (1992) выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже имеется отождествление мотива с мотивацией. В.Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться[12]. Во многих случаях психологи под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Наряду с психологами проблема мотивации и мотива разрабатывается и криминалистами. Среди них тоже нет единого понимания мотивации. В одном случае она понимается как метод самоуправляемости личности через систему устойчивых побуждений, т.е. через мотивы, в другом случае - как процесс формирования мотива поведения, в третьем - как совокупность мотивов, как сложная и противоречивая, изменчивая динамическая система. Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива(как основания поступка) [6].
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |