Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зависимость успешности физкультурно-спортивной деятельности от мотивации



2020-03-17 193 Обсуждений (0)
Зависимость успешности физкультурно-спортивной деятельности от мотивации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вся группа испытуемых была разбита на две подгруппы по степени успешности занятий фехтованием. В качестве критерия успешности мы выбрали уровень развития физических качеств спортсменов (сила, быстрота, выносливость, координированность). По каждому исследуемому качеству все испытуемые были проранжированны. В подгруппу успешных попадали первые девять испытуемых, в подгруппу неуспешных - остальные.

 

Таблица 1. Уровень успешности деятельности спортсменов, занимающихся историческим фехтованием

Показатели проявления двигательных качеств

Группа успешных в деятельности (n =9) Группа неуспешных в деятельности (n =9) t р

 

X ср. ± s X ср. ± s    
Быстрота движений Бросок (сек) 20,56±1,02 22,78±0,74 5,29 0,001
  Хлопок (сек) 13,31±0,53 14,20±0,69 3,07 0,01
  Присед (сек) 16,98±1,29 19,69±1,36 4,34 0,001

Скорость простой двигательной реакции (см)

5,30±0,97 6,30±1,18 1,96 -

Координация движений (сек)

10,03±0,57 12,09±0,86 5,99 0,001

Координационная устойчивость (см)

4,49±1,08 6,88±1,56 6,94 0,001

Выносливость (м)

1827,78±130,17 1544,44±123,60 4,74 0,001

Силовые способности см)

235,56±6,98 218,22±9,36 4,43 0,01

 

Как видно из табл. 1, практически по всем показателям, за исключением скорости простой двигательной реакции наблюдается достоверное различие между участниками эксперимента по этому критерию. Таким образом, можно утверждать, что разделение на группы успешных и неуспешных не является случайным.

 


Таблица 2. Сравнительная характеристика мотивов занятия физкультурно-спортивной деятельностью в зависимости от успешности деятельности

Мотивы занятий Группа успешных в деятельности (n =9) Группа неуспешных в деятельности (n =9) t р
  X ср. ± s X ср. ± s    
Эмоциональное удовольствие 9,44±5,29 13,11±4,91 1,53 -
Социального самоутверждения 7,11±6,29 7,33±3,97 0,09 -
Физического самоутверждения 10,22±6,36 9,89±8,48 0,09 -
Социально-эмоциональный 7,44±3,43 15,11±6,11 3,28 0,01
Социально-моральный 10,78±4,82 4,56±3,61 3,10 0,01
Достижения успеха 10,78±5,33 10,33±7,11 0,15 -
Спортивно-познавательный 7,67±6,96 2,44±2,35 2,14 0,05
Рационально-волевой 5,11±6,62 5,78±2,33 0,29 -
Подготовка к профессии 5,00±4,66 7,33±7,45 0,80 -
Гражданско-патриотический 9,33±6,46 6,56±6,67 0,89 -

 

Мотивы физкультурно-спортивной деятельности, определенные нами по методике А.В. Шаболтаса, различаются по некоторым показателям у спортсменов, имеющих более высокий уровень развития двигательных качеств, по сравнению со спортсменами с низким уровнем (табл 2).

Анализируя данные, представленные в табл. 2, можно констатировать, что наблюдается довольно пёстрая картина мотивов занятий этим видом физкультурно-спортивной деятельности, вместе с тем, обнаружена достоверная значимость мотивации у успешных и неуспешных спортсменов по социально-эмоцианальному мотиву (t =3,28; р< 0,01), по социально-моральному (t =3,10; р< 0,01) и по спортивно-познавательному (t =2,14; р< 0,05).

Можно утверждать, что у спортсменов менее успешных в деятельности преобладает стремление к спортивным событиям в виду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности. Эти спортсмены участвуют в деятельности потому, что им соответствует суждение: «Мне нравятся занятия спортом, и я люблю атмосферу соревнований».

У группы успешных спортсменов преобладают социально-моральный и спортивно-познавательный мотивы. Эти спортсмены тренируются и выступают на соревнованиях ради успеха своей команды («Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение, я хочу внести свой вклад в это дело».). А также ради изучения вопросов технической и тактической подготовки, научно обоснованных принципов тренировки («Я хочу разбираться в вопросах техники, тактики, знать, как правильнее тренироваться».).

Для изучения зависимости мотивационной сферы от степени удовлетворенности, мы предварительно разделили испытуемых на две подгруппы по последнему фактору (методика В.В. Бойко).

 

Таблица 3. Уровень удовлетворенности деятельностью спортсменов, занимающихся историческим фехтованием

Показатели проявления удовлетовренности Группа удовлетворенных (n =8) Группа неудовлетворенных (n =10) t р
  X ср. ± s X ср. ± s    
Удовлетворенность в баллах 3,88±1,96 8,10±0,88 5,65 0,001

 

Как видно из табл. 3, такое разделение находится на достоверно значимом уровне (t =5,65; р< 0,001).

В табл. 4 представлена сравнительная характеристика мотивов занятия физкультурно-спортивной деятельностью в зависимости от степени удовлетворенности испытуемых.

Анализируя данные, представленные в табл. 4, мы обнаружили, что достоверная значимость мотивации у удовлетворенных и неудовлетворенных спортсменов присутствует только по социально-эмоциональному мотиву (t =2,52; р< 0,05). Из чего можно сделать вывод, что спортсмены удовлетворенные данным видом физкультурно-спортивной деятельности имеют более низкие значения по социально-эмоциональному мотиву. То есть, можно сказать, что они уже реализовали свое стремление к эмоциональности, неформальности общения, социальной раскованности, которые присуще этому виду мотива человека.

Таблица 4. Сравнительная характеристика мотивов занятия физкультурно-спортивной деятельностью в зависимости от степени удовлетворенности испытуемых

Мотивы занятий Группа удовлетворенных деятельностью (n =8) Группа неудовлетворенных деятельностью (n =10) t р
  X ср. ± s X ср. ± s    
Эмоциональное удовольствие 8,75±4,86 13,30±4,95 1,96 -
Социального самоутверждения 6,25±5,47 8,00±4,94 0,7 -
Физического самоутверждения 8,13±5,33 11,60±6,88 1,06 -
Социально-эмоциональный 7,88±3,04 14,00±6,88 2,52 0,05
Социально-моральный 9,38±5,50 6,30±4,83 1,25 -
Достижения успеха 10,63±4,87 10,50±7,20 0,05 -
Спортивно-познавательный 7,88±7,43 2,80±2,44 1,86 -
Рационально-волевой 5,25±6,76 5,60±2,91 0,14 -
Подготовка к профессии 6,13±5,22 6,20±7,08 0,02 -
Гражданско-патриотический 7,88±7,57 8,00±6,00 0,04 -

Таблица 5. Оценка психологического климата в команде спортсменами-фехтовальщиками

Показатели психологического климата Психологический климат (>67 баллов) (n =9) Психологический климат (<67 баллов) (n =9) t р
  X ср. ± s X ср. ± s    
Психологический климат в баллах 70,44±3,28 54,44±8,31 5,37 0,01

 

Наконец, вся группа испытуемых была разбита на две подгруппы по степени включенности в групповую деятельность, которая напрямую связана с оценкой психологического климата данной группы на основании теста изучающего психологический климат в команде (Е.П. Ильин). Как видно из табл. 5, такое разделение находится на достоверно значимом уровне (t =5,37; р< 0,01),

Сравнительная характеристика мотивов занятия физкультурно-спортивной деятельностью в зависимости от психологического климата в команде (табл. 6) не выявила достоверной значимости ни по одному мотиву, Таким образом можно утверждать, что данный фактор, в данной, конкретной группе, не оказывает влияния на изменение мотивов деятельности.

 

Таблица 6. Сравнительная характеристика мотивов занятия физкультурно-спортивной деятельностью в зависимости от степени удовлетворенности психологическим климатом в команде

Мотивы занятий Психологический климат (>67) (n =9) Психологический климат (<67) (n =9) t р
  X ср. ± s X ср. ± s    
Эмоциональное удовольствие 9,56±5,15 13,00±5,15 1,42 -
Социального самоутверждения 6,78±5,36 7,67±5,12 0,52 -
Физического самоутверждения 8,00±5,00 12,11±8,82 1,22 -
Социально-эмоциональный 9,22±4,94 13,33±6,95 0,65 -
Социально-моральный 8,67±5,57 6,67±4,97 0,8 -
Достижения успеха 11,56±5,34 9,56±6,95 0,68 -
Спортивно-познавательный 7,00±7,43 3,11±2,37 1,5 -
Рационально-волевой 5,00±6,36 5,89±2,93 0,38 -
Подготовка к профессии 5,78±4,99 6,56±7,42 0,26 -
Гражданско-патриотический 7,22±7,34 8,67±5,96 0,46 -

 

 


Выводы

1. На сущность мотивации, на ее роль в регуляции поведения, на понимание соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов в современной психологической науке. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения заключается в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива(как основания поступка). Потребность, как аккумулятор, заряжает энергией всю дальнейшую поисковую активность человека. Формирование мотива нельзя представлять как всегда линейный процесс, в котором одна стадия и этап последовательно сменяются другими без возврата на какие-то исходные позиции. Процесс формирования мотива может иметь индивидуальные особенности в зависимости от свойств личности.

Мотивация физкультурно-спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры.

2. Юность - первый период взрослой, самостоятельной жизни. Ответственность за свою судьбу, за всю последующую жизнь определяет специфику этого возрастного этапа для кого-то в юности начинается реализация жизненных планов, четко намеченных еще в старших классах школы, идет проверка их правильности в жизненной практике. В данном возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.

3. Обнаружена достоверная значимость мотивации у успешных и неуспешных спортсменов по социально-эмоцианальному мотиву (t =3,28; р< 0,01), по социально-моральному (t =3,10; р< 0,01) и по спортивно-познавательному (t =2,14; р< 0,05).

Можно утверждать, что у спортсменов менее успешных в деятельности преобладает стремление к спортивным событиям в виду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности. У группы успешных спортсменов преобладают социально-моральный и спортивно-познавательный мотивы.

Обнаружили, что достоверная значимость мотивации у удовлетворенных и неудовлетворенных спортсменов присутствует только по социально-эмоциональному мотиву (t =2,52; р< 0,05). Из чего можно сделать вывод, что спортсмены удовлетворенные данным видом физкультурно-спортивной деятельности имеют более низкие значения по социально-эмоциональному мотиву. То есть, можно сказать, что они уже реализовали свое стремление к эмоциональности, неформальности общения, социальной раскованности, которые присуще этому виду мотива человека.

Сравнительная характеристика мотивов занятия физкультурно-спортивной деятельностью в зависимости от психологического климата в команде не выявила достоверной значимости ни по одному мотиву. Таким образом можно утверждать, что данный фактор, в данной, конкретной группе, не оказывает влияния на изменение мотивов деятельности.


Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976

2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. с. 492.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

.   Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. - М., 1976 с. 687.

5. Иванников В.А. Формирования побуждения к действию // Вопросы психологии - 1985. С. 36-43.

6. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 512 с.

7. Ильин Е.П. Психология. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.

8. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988. с. 544

9. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. - М., 1991. с. 5

10. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации успеха. - СПб., 1997.

11. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1971. с. 603.

12. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. - Новосибирск, 1992.

.   Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности // Тоерия и практика физической культуры. - 1966. - №8. стр. 20-24

14. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М., 1984. с. 643

15. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. - М., 1959. с. 587

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. с. 459

17. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотивационно - эмоциональные аспекты. - М., 1975. с. 476

18. Тихомиров О.К. Исследование структурирующей функции мотива // Психологический журнал. - 1983. - №6. С. Стр. 9-14

19. Файзулаев А.А. Принятие мотива личностью // Психологический журнал. - 1985. - №4. 24-27 стр.

20. Чхартишвили Ш.Н. Проблема мотивации волевого поведения. - Тбилиси, 1958. с. 608

21. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982. с. 539



2020-03-17 193 Обсуждений (0)
Зависимость успешности физкультурно-спортивной деятельности от мотивации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Зависимость успешности физкультурно-спортивной деятельности от мотивации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)