Региональный аспект музейной педагогики
Экспозиция русского искусства XIX в. Ярославского художественного музея апеллирует не только к интеллектуальному, но и эмоциональному восприятию и переживанию картин в их естественных связях и отношениях. Большой парадный зал музея дает возможность зрителю ощутить атмосферу дворянского дома. Вся экспозиция художественных произведений XIX в. дополняется соответствующей эпохе мебелью и предметами декоративно-прикладного искусства. В экспозиционный ряд входят картины на мифологические и религиозные сюжеты, но экспозиция выявляет ведущий жанр изобразительного искусства первой половины XIX в. - портрет. Эта его особенность объяснялась все возрастающим интересом к человеческой личности, который принесла с собой эпоха Просвещения. Студенты знакомятся с портретами аристократов - А.Б.Курагина и Н.В.Шеншина, исполненных Дж.Лампи в классическом стиле. Романтический стиль в русской портретной живописи представлен “Портретом неизвестного” работы О.В.Кипренского. Портрет графа В.А.Мусина-Пушкина является одним из лучших творений К.Брюллова. В нем воплощение романтического идеала заметно несет в себе следы реалистического метода. В залах Художественного музея имеется живописное полотно кисти В.А.Тропинина - портрет А.А.Шестова, в котором зримо проступают своеобразные психологические черты модели, подчеркивается неповторимость духовного склада личности. Наряду со стилевыми особенностями портретов преподаватель-экскурсовод должен передать зрителям умение проникать в идейный замысел художника, добиваясь при этом у них правильного понимания произведений искусства. При посещении залов русского искусства мы особенное внимание уделяем изучению студентами коллекции портретов, созданных Ярославскими художниками первой половины XIX в. Н.Мыльниковым и И.Тархановым. Эта экспозиция обсуждается преподавателем со студентами наиболее обстоятельно и подробно, поскольку представленные в ней картины, безусловно, можно отнести к числу важнейших художественно-эстетических ценностей Ярославского края первой половины XIX в. К этому времени в России традиция заказывать портреты сложилась не только у представителей дворянского сословия, но и наиболее знатных представителей купеческого сословия. Купцы таким образом утверждали свое растущее социальное значение и социальный престиж. Не удивительно, что в Ярославле, где купеческая прослойка была значительной и играла весьма заметную роль в социально-экономической жизни города, заказы на сословные купеческие портреты приобретают широкую популярность. Студенты имеют возможность сопоставить художественные приемы, используемые в так называемых дворянских и купеческих портретах, подробно знакомятся с их авторами, в первую очередь с выдающимся ярославским художником Н.Мыльниковым, творчество которого, по мнению многих специалистов, наиболее ярко выразило специфику художественных образов и особенности пластики провинциального “бытового портрета”, получившего распространение в городской культуре начала XIX в. На примере его портретов можно говорить о типических чертах купеческого сословия и “образе человека”, представленного этим сословием, вобравшим в себя, как известно, многие особенности русского характера (сметливость, деловитость, расторопность, деловую хватку и др.). В то же время в портретах Н.Мыльникова имеются и индивидуальные характеристики персонажей, и почти эпические обобщения. Студенты знакомятся с парными (супружескими) портретами Соболевых и Астаховых, где эти признаки выявлены наиболее полно и ярко. Сравнение творчества ярославских мастеров портрета с деятельностью известных русских художников той же эпохи дает возможность не только раскрыть присущие им особенности художественной манеры, в частности, объяснить известный канон купеческо-мещанского провинциального портрета, но и раскрыть подлинную художественную ценность творений наших выдающихся земляков. Выводы: 1. Музейная педагогика является важной частью регионального компонента культурологического образования студентов. 2. Необходимым психолого-педагоги-ческим условием реализации художественно-эстетического содержания произведений живописи (и памятников культуры в целом) является теоретическая подготовка студентов - лекции и семинары по истории отечественной культуры, спецкурсы по истории культуры Ярославского края. 3. Более полному раскрытию регионального компонента художественно-эстетического образования способствует сравнительный историко-культурный анализ произведений местных мастеров с творчеством известных представителей отечественной культуры той эпохи. Список литературы 1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Л., 1981. 2. Гнедовский М. Музейная экспозиция //Советский музей. 1987. № 6. 3. Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи. Л., 1987. 4. Степанова Х.В., Столяров Б.А. Формы пропаганды изобразительного искусства среди студентов вузов. Л., 1981. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |