Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы музейной педагогики и ее задачи



2020-03-17 132 Обсуждений (0)
Методы музейной педагогики и ее задачи 0.00 из 5.00 0 оценок




При посещении музеев г.Ярославля, проведения в них лекций и бесед мы опираемся на методы музейной педагогики, разработанные в нашей стране известным ученом-искусствоведом А.Б.Бакушинским и получившие дальнейшее развитие в ряде специальных исследований [3,4].

Важно отметить, что основные принципы музейной педагогики, какими их видел сам А.Б.Бакушинский, очень тесно соприкасаются с современными задачами художественно-эстетического воспитания, призванного раскрыть духовный творческий потенциал личности студента. Он выступал против поверхностного, иллюстративного подхода к рассмотрению произведений искусства в стенах музеев и полагал, что сопереживание зрителя художественному произведению способствует пробуждению в нем творческих начал. Социальная ценность и значимость искусства, по его словам, заключается как раз в “творческом переживании”, а основная задача художественного воспитания, осуществляемого в ходе музейных экскурсий, бесед и лекций, заключается в том, чтобы “раскрыть произведение искусства до его предельной глубины, открыть непосредственную связь между ним и зрителем через историческое переживание его как части чего-то живого, как художественного организма” [1. С.68].

Особую роль он отводил методике работы с экскурсионными группами в музее, предъявляя к преподавателю - экскурсоводу следующие требования: уметь самому возможно глубже переживать произведения искусства, хорошо его знать, иметь психологический подход к группе, т.е. понимать психологию зрителей, уровень их художественных потребностей.

Исходя из нашего многолетнего опыта музейных экскурсий со студентами различных курсов, мы полагаем, что музейная педагогика играет уникальную роль в художественно-эстетическом воспитании и образовании молодежи, развивая у студентов культуру восприятия, понимания и оценивания произведений искусства, т.к. здесь имеет место непосредственное общение зрителя с художественным произведением, возможность его непосредственного созерцания и переживания. Наши выводы подтверждаются результатами анкетных опросов студентов, регулярно проводимых нами после циклов музейных экскурсий и лекций. Предлагаемая студентам анкета “Мои впечатления о музее” содержит следующий набор вопросов. 1) Какие музеи г. Ярославля и других городов Вы посетили? 2) Существует ли у Вас интерес к посещению музеев? Предлагались альтернативные ответы: “да”, “нет”, “не знаю”) 3) Какие, на Ваш взгляд, личные качества, способности и умения формируются в процессе посещения музея и проведения там занятий с преподавателем? Предлагалось на выбор пять различных вариантов ответов. 4) Какие у Вас возникали трудности в понимании произведений искусства при посещении музея? 5) Какие работы русских художников XIX в. запомнились Вам больше всего при посещении музея? 6) Какие работы ярославских художников XIX в. Вам запомнились больше всего при посещении музея? 7) Как вы считаете, способствует ли посещение музеев развитию потребности в изучении произведений мастеров русского искусства и художников Ярославского края?

Ответы студентов на вопросы анкеты свидетельствуют о том, что у значительного большинства из них существует устойчивый интерес к посещению музеев. Около 90% опрашиваемых студентов положительно ответили на 2-й вопрос. Примерно 70% студентов согласились с тем, что посещение музеев и проведение в них занятий с преподавателем “расширяют и обогащают знания о культуре и истории Ярославского края”, “развивают культуру восприятия художественных произведений, формируют эстетический вкус”. Примерно половина опрашиваемых утвердительно ответили на вопросы о том, что музейные экскурсии развивают способность к пониманию внутреннего содержания художественного произведения, формируют способность переживать и сопереживать произведение искусства в процессе его непосредственного восприятия. Отрадно отметить, что значительная часть студентов (95%) считает, что посещение музеев г. Ярославля развивает потребность в изучении произведений мастеров русского искусства, в том числе и произведений ярославских провинциальных живописцев.

Таким образом, анкетные опросы подтверждают эффективность музейной педагогики в художественно-эстетическом воспитании студентов, определяют значимость изучения культурного наследия Ярославского края.

Мы согласны с мнением специалистов в области музейной педагогики о том, что музей является своеобразным “посредником”, который помогает зрителю восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим. Связи эти приобретают особую значимость в наше время, когда обретение исторического наследия, русской культуры прошлых веков становится одной из главных задач в нравственном воспитании молодежи. Посещение музеев, музейные экскурсии и беседы способствуют “формированию у студенческой молодежи исторического сознания, приобщая ее к духовным ценностям и культурным традициям России, способствуют осознанию человека как существа социального, связанного с нравственной и культурной традицией страны” [3. С.13-14].



2020-03-17 132 Обсуждений (0)
Методы музейной педагогики и ее задачи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы музейной педагогики и ее задачи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (132)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)