Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности сбора и закрепления доказательственной базы на первоначальном этапе расследования



2020-03-17 1148 Обсуждений (0)
Особенности сбора и закрепления доказательственной базы на первоначальном этапе расследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Возбуждение уголовного дела - первоначальная стадия уголовного процесса, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, следователя, прокурора и ограниченном участии суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для начала предварительного расследования.

Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения вовлекается множество государственных служб и граждан.

С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела. Наука уголовного процесса трактует их как фактические данные о наличии в деянии признаков состава преступления и отсутствию обстоятельств, исключающих производство по делу.

В ст. 140 УПК РФ закреплен исчерпывающий перечень поводов для возбуждения уголовного дела. Здесь же говорится о фактических основаниях для возбуждения уголовного дела.

Согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ: «1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Поводами для возбуждения уголовного дела служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников».

Одной из важнейших процессуальных функций следователя со стадии возбуждения уголовного дела является собирание доказательств.

Доказательство, в процессуальном понимании, это сведения о каких-либо фактических обстоятельствах дела, полученные в установленном законом порядке. Доказательство - это и определенный логический прием рассуждения, когда на основе установленных обстоятельств утверждается или отрицается наличие какого-либо обстоятельства.

Статья 73 УПК РФ определяет круг обстоятельств, подлежащих доказыванию. В ней дан перечень имеющих правовое значение обстоятельств, который предупреждает от одностороннего подхода к исследованию обстоятельств дела и обязывает установить обстоятельства, необходимые для правильного определения в обвинительном заключении фабулы обвинения, квалификации преступления, и вопросов, стоящих перед судом при вынесении решения по делу. Обстоятельства, указанные в ст. 73 УПК, могут повлечь прекращение уголовного дела или преследования. Статья 73 УПК РФ определяет обстоятельства, подлежащие доказыванию на протяжении всего производства по делу, поэтому без их установления невозможны обоснованные решения в ходе досудебного производства и при его окончании, а также для разрешения вопросов, поставленных перед судьями или присяжными заседателями (ст. ст. 299, 339 УПК).

Статья 74 УПК РФ дает определение доказательства и его признаки.

Фактические обстоятельства, имеющие правовое значение при разрешении уголовного дела перечислены в ст. 73 УПК РФ.

Согласно ст. 73 УПК РФ: «1. При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

. Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления».

Согласно ст. 81 УПК РФ: «Вещественными доказательствами признаются любые предметы: которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления; - на которые были направлены преступные действия; имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем; - иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела».

Вещественные доказательства в самом общем виде можно определить как материальные следы преступления или иного расследуемого деяния. В качестве вещественных доказательств выступают предметы материального мира (вещи), которые подвергались в результате исследуемого события какому-то видоизменению, перемещению или были созданы преступными действиями. Вещественные доказательства дают доказательственную информацию своими свойствами (наличием преступного воздействия, фактом обнаружения их в определенное время в определенном месте или у определенного лица и пр.). Таким образом «вещественными доказательствами являются предметы, которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления, или были объектами преступных действий, а также деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, и все другие предметы, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных либо к опровержению обвинения или смягчению ответственности.

Еще одна проблема связана с использованием в процессе доказывания результатов оперативно - розыскной деятельности.

Согласно ст. 11 Федерального Закона от 18.08.1995 г. «Об оперативно - розыскной деятельности» результаты оперативно - розыскной деятельности в уголовном процессе могут быть использованы:

«- как повод и основание для возбуждения уголовного дела;

для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

для использования в доказывании по уголовным дедам в соответствии с положениями УПК (должны соответствовать требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательств; их процессуальное оформление необходимо)».

Собирание доказательств представляет собой деятельность дознавателя, следователя, прокурора, суда при участии других субъектов, заключающуюся в поисках и обнаружении источников информации, получении ее из найденных источников сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела, и в закреплении добытых сведений в установленном законом порядке.

Основным способом собирания доказательств является производство следственных действий. Следственное действие - это регламентированное уголовно-процессуальным законом действие судьи (суда), прокурора, следователя, дознавателя, направленное на получение доказательств, сведения о ходе и результатах которого закрепляются в протоколе, а также с помощью иных средств фиксации и используются для установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

Существуют особенности сбора и закрепления доказательственной базы на первоначальном этапе расследования преступлений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов.

«При совершении преступления в сфере незаконной добычи водных биоресурсов необходимо установить и доказать событие преступления (место, время, способ и другие обстоятельства его совершения).

Для доказывания факта незаконного промышленного рыболовства необходимо собрать доказательства о том, что: рыболовство осуществлялось: без разрешения (лицензии), без выделенной квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов в районах промысла и видов водных биоресурсов; добыча (вылов) водных биоресурсов проводилась в запретные сроки и (или) в закрытых для промысла районах; добычу (вылов) и другие операции, связанные с промыслом водных биоресурсов, проводили на особо охраняемых природных территориях и акваториях; добычу (вылов) водных биоресурсов производили в объемах, превышающих квоты, указанные в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов; с использованием судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца; добычу (вылов) водных биоресурсов производили с применением взрывчатых, токсичных средств, колющих орудий, огнестрельного оружия, а также других запрещенных законодательством Российской Федерации орудий лова и др.»

Фактическое положение, возникающее на момент обнаружения события преступления, определяется быстротечностью следственной ситуации. Возможности для собирания и формирования доказательственной базы значительно ограничены, когда они проводятся в наиболее вероятных местах незаконной добычи водных биоресурсов рыбодобывающими судами, находящимися на значительном от берега расстоянии, при этом они постоянно меняют районы промысла.

Типичные следственные ситуации и действия следователя на первоначальном этапе расследования следующие.

Первая ситуация. Поступает заявление или сообщение в правоохранительные органы о вредных экологических последствиях, причиной которых, вероятно, послужило нарушение экологических норм. Эта информация может поступать: от органов государственного экологического контроля, администраций предприятий, должностных лиц, из выступлений по телевидению и радио, писем отдельных граждан, публикаций прессы. Как правило, в таких случаях сообщается о конкретных последствиях, например о гибели рыбы в водоемах, злаковых растений на определенных полях, массовой гибели животных, болезненном состоянии людей. При этом данных об источнике, причине и характере загрязнения в полученной информации зачастую не содержится.

Вторая ситуация. Следователь или прокурор получил от органа экологического контроля материалы, устанавливающие факт и виновника загрязнения. Задокументировав данное происшествие, орган считает необходимым поставить вопрос об уголовной ответственности виновных в силу серьезности вредных последствий.

В первой ситуации следователь или орган дознания проводит следующие проверочные действия: берет объяснения от должностных лиц и отдельных граждан; проверяет достоверность поступившей информации; устанавливает источник, характер загрязнения и наступившие вредные последствия; истребует дополнительные документы от органа экологического контроля, а именно: сообщение о нарушении природоохранного законодательства; протокол по факту нарушения природоохранного законодательства; объяснения причастных к событию лиц и его очевидцев; заключение специалистов, содержащее характеристику нарушения, расчет ущерба, причины и условия, способствовавшие наступлению этого события; протоколы ранее проведенных проверок, копии ведомственных инструкций, приказов или выписок из них, касающиеся допущенного нарушения; акты анализа лабораторных исследований проб воды, воздуха, почв и других экологических объектов.

Также на первоначальном этапе расследования могут быть следующие следственные ситуации.

Рыбопромысловое судно задержано в момент незаконного вылова морепродуктов в пределах территориальных вод Российской Федерации. Наиболее рациональным является следующий алгоритм следственных действий: осмотр документов, дающих право на добычу указанных в разрешении водных биоресурсов в этом районе промысла; осмотр журналов, которые ведутся на рыбопромысловом судне; осмотр рыбопромыслового судна; водных биоресурсов, орудий лова. Необходимо провести осмотр хранилищ продукции, оборудования, на котором осуществлялась переработка водных биоресурсов, холодильников в целях обнаружения и фиксации неучтенной продукции. Установить и допросить свидетелей (мастера службы обработки, рыбаков, матросов, радиста и др.), которые могут дать информацию о фактическом количестве вылова, видах водных биоресурсов; времени их передачи другим судам и т.п.

Лицо, подозреваемое в совершении незаконной добычи водных биоресурсов, задержано с поличным на месте преступления. В данном случае возможен следующий алгоритм следственных действий: осмотр места происшествия, осмотр изъятых водных биоресурсов и орудий лова, одежды, обуви, вещей, плавсредства, принадлежащих подозреваемому; допрос свидетелей (инспекторов рыбоохраны, работников полиции и др.); подозреваемого; обыск по месту жительства подозреваемого; предъявление для опознания свидетелям из числа его родственников и знакомых изъятых орудий лова, транспортных средств; назначение судебных экспертиз и др.

При совершении незаконной добычи водных биоресурсов группой лиц на месте преступления задержано одно или несколько лиц, остальные скрылись. Для нее предпочтительна программа действий на первоначальном этапе: допрос подозреваемого, осмотр места происшествия, обыск по месту жительства задержанного и др. Необходимо организовать производство оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск и задержание лиц, причастных к совершению преступления. В зависимости от конкретных обстоятельств и имеющихся данных следует организовать преследование по горячим следам, осмотр окружающей местности.

Обстановка совершения преступления свидетельствует о признаках незаконной добычи водных биоресурсов, но данные о лице отсутствуют. Сложность данной ситуации заключается в том, что имеются признаки преступления, указывающие на незаконную добычу водных биоресурсов, но данных о лицах, ее совершивших, недостаточно. Необходимо учитывать, что при обустройстве рыболовного стана не только устанавливаются снасти, но и подготавливаются места, где будет хранится пойманная рыба и др. При разрешении такой ситуации необходимо одновременное производство оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В первую очередь в местах обнаружения орудий лова следует организовать наблюдение с целью последующего задержания лиц, установивших снасти. При этом нужно учитывать особенности сезонного лова, в летнее время снасти проверяются чаще.

Факт совершения незаконной добычи водных биоресурсов не установлен, подозреваемый задержан при транспортировке, хранении либо реализации рыбы, икры и иных морепродуктов, водных животных и растений, лов и добыча которых запрещены. Для ее разрешения наиболее целесообразен следующий комплекс следственных действий: допрос подозреваемого, осмотр транспорта, обыск по месту жительства, назначение и производство соответствующих экспертиз, а также организация оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление обстоятельств совершенного преступления.

Имеется специфика осмотра места происшествия при совершении преступления частными физическими лицами. Для воссоздания картины совершенного преступления большую помощь следователю (дознавателю) может оказать комплекс следов, обнаруженных на берегу, воде, на месте рыболовного стана. По следам можно определить количество участников преступления; транспортное средство, использованное для прибытия к месту лова; орудия лова; места переборки снастей и подготовки орудий к лову; установить процесс добычи; способ переработки и заготовки рыбы, икры и т.д. Важно также в протоколе осмотра отразить, оказывалось ли сопротивление сотрудникам правоохранительных органов при проведении осмотра, предпринимались ли попытки не подчиниться их требованиям, уничтожить следы преступления (например, выбросить морепродукты за борт)

Для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, необходимо изъять судовой, машинный и промысловый журналы, а также обязательно установить наличие либо отсутствие лицензий на добычу или транспортировку водных биоресурсов, установить точное время, точки координат местонахождения судна, его курс с момента обнаружения и скорость движения.

При изучении такого специфического предмета преступного посягательства, как водные биоресурсы, первостепенное значение имеет участие специалиста-ихтиолога. Специалист должен входить в состав следственной-оперативной группы при промышленной добыче водных биоресурсов. Специалист-ихтиолог участвует в осмотре водных биоресурсов, определяет степень их жизнеспособности, указывает наименование и вид водных биоресурсов, качество, выявленные дефекты, единицы измерения (штуки, килограммы), определяет их общее количество, температурный режим хранения, время их нахождения в данных условиях и др. С учетом состояния обследованных водных биоресурсов, специалист приходит к заключению о целесообразности их выпуска в естественную среду обитания или об изъятии и передаче на хранение. Кроме того, на основании количественных исходных данных производится расчет ущерба, причиненного в результате незаконного промысла водных биоресурсов.

Решая вопрос о возбуждении уголовного дела, следователь или орган дознания знакомится и с документами, регламентирующими деятельность по охране окружающей среды на хозяйственных объектах, например с экологическим паспортом предприятия; актами контроля за газоочистными и пылеулавливающими установками; инструкцией по составлению отчетов об охране воздуха и воды и соответствующими ГОСТами, определяющими объем и состав производственных отходов и регламентирующими фоновую концентрацию загрязняющих веществ.

На основании изученных материалов, следователь выдвигает конкретные версии. Обычно используются следующие типовые версии:

неблагоприятные изменения гидрологических условий (содержание кислорода в воде, температура, расход воды);

попадание в водоем ядохимикатов с полей;

возникновение инфекционных заболеваний рыбы, вызвавших ее гибель;

загрязнение водоема необезвреженными сточными водами хозяйственных объектов;

загрязнение токсичными веществами, попавшими в воду при погрузочно-разгрузочных работах и при транспортировке.

По мере получения криминалистически значимой информации круг версий сужается. При любой из данных ситуаций следователем на первоначальном этапе расследования проводятся следующие следственные действия и меры организационного характера:

обеспечение охраны места происшествия сотрудниками патрульно-постовой службы милиции, ГИБДД, участковыми инспекторами, экологической милицией, а при необходимости - силами и средствами других служб органов внутренних дел;

обеспечение постоянного взаимного обмена информацией с органом дознания по расследуемому преступлению;

направление конкретных поручений органам дознания;

использование информации, полученной оперативно-розыскным путем, при проведении неотложных следственных действий;

обеспечение связей с общественностью;

использование в случае необходимости возможностей телевидения, радио и газет.

К неотложным следственным действиям в любой ситуации являются осмотр места происшествия и допросы очевидцев.

Для проведения осмотра места экологического происшествия обязательно привлекаются соответствующие специалисты. Это могут быть работники санитарно-эпидемиологических учреждений, врачи-ветеринары и ихтиологи, инспекторы госрыбнадзора, специалисты по эксплуатации водоочистных и канализационных устройств, а также представители местных природоохранных органов.

Например, специалист-ихтиолог участвует в осмотре водных биоресурсов, определяет степень их жизнеспособности, указывает наименование и вид водных биоресурсов, качество, выявленные дефекты, единицы измерения (штуки, килограммы), определяет их общее количество, температурный режим хранения, время их нахождения в данных условиях и др. С учетом состояния обследованных водных биоресурсов, специалист приходит к заключению о целесообразности их выпуска в естественную среду обитания или об изъятии и передаче на хранение. Кроме того, на основании количественных исходных данных производится расчет ущерба, причиненного в результате незаконного промысла водных биоресурсов.

Обычно осматриваемая территория обширная: лесные массивы, водные участки, пашни, и пр. С учетом этого обстоятельства необходимо предусмотреть и подготовить крупномасштабные карты или схемы осматриваемой территории, различные транспортные (вертолеты, автомобили, вездеходы, лодки, катера и т.д.), технические и криминалистические средства, в том числе средства, предназначенные для осуществления экспресс-анализа и забора проб воздуха, воды, грунта, хранения отдельных экземпляров погибших животных (зверей, птиц, рыб, насекомых) и растительности.

При подготовке к осмотру места происшествия следователь принимает все необходимые меры по оказанию помощи пострадавшим, устранению причин и последствий загрязнения, пресечению его дальнейшего распространения.

Если источник заражения неизвестен, а территория достаточно большая, осмотр от периферии к центру осуществляют несколько следственно-оперативных групп.

Перед выездом следователь - руководитель осмотра собирает всех участников предстоящего следственного действия и обсуждает задачу данного мероприятия, порядок предстоящих действий и по топографическим картам распределяет участки (территорию) для работы каждой группы.

Общей задачей осмотра обычно является: установление и фиксация территории загрязнения, его источника и наступивших последствий, а также полное и качественное изъятие необходимых проб воздуха, воды, грунта, отдельных экземпляров погибшей флоры и фауны.

По ходу осмотра следователь и оперативные работники ведут опрос и фиксацию объяснений очевидцев, наблюдавших развитие и последствия экологического происшествия, а возможно, и процесс вредных выбросов. Очевидцы, которые сообщают криминалистически важные для следствия данные, затем допрашиваются в качестве свидетелей.

На этой стадии определяются: признаки экологического преступления, источник загрязнения, границы его распространения. Принимаются меры к охране места происшествия, следов и объектов, содержащих криминалистически значимую информацию.

На стадии детального осмотра тщательно осматриваются и фиксируются: источник загрязнения и наступившие вредные последствия (концентрация отходов производства, места скопления погибших экземпляров флоры и фауны).

В ходе осмотра места происшествия обязательно отбираются пробы воздуха, воды и грунта для производства соответствующей экспертизы в целях определения характера, степени поражения загрязнением территории и установления его источника. Полученные пробы и отдельные экземпляры флоры и фауны направляются на исследование в лаборатории органов, контролирующих состояние окружающей среды.

Результаты осмотра места происшествия фиксируются в протоколе, на схемах, планах и топографических картах, а также с помощью фотосъемки и видеозаписи. Процессуальное закрепление результатов этого следственного действия является залогом успешного раскрытия и расследования преступлений данной категории.

Имеется специфика осмотра места происшествия при совершении преступления частными физическими лицами. Для воссоздания картины совершенного преступления большую помощь следователю (дознавателю) может оказать комплекс следов, обнаруженных на берегу, воде, на месте рыболовного стана. По следам можно определить количество участников преступления; транспортное средство, использованное для прибытия к месту лова; орудия лова; места переборки снастей и подготовки орудий к лову; установить процесс добычи; способ переработки и заготовки рыбы, икры и т.д. Важно также в протоколе осмотра отразить, оказывалось ли сопротивление сотрудникам правоохранительных органов при проведении осмотра, предпринимались ли попытки не подчиниться их требованиям, уничтожить следы преступления (например, выбросить морепродукты за борт) и др.

После осмотра производится выемка и исследование документов, которая подразделяется на 4 основные группы, а именно:

документы, содержащие сведения о факте загрязнения водоема или атмосферы, причинения вреда здоровью людей, фауне или флоре. К их числу относятся акты органов государственного контроля, бассейновых инспекций рыбоохраны, справки гидрохимических лабораторий о фактах загрязнений и результатах проводимых ими лабораторных анализов, акты ветеринарных, ихтиологических и биологических анализов состояния животных, рыбы, птицы, растительности, сельскохозяйственной продукции;

документы, содержащие сведения о технологическом режиме работы предприятий - потенциальных загрязнителей, функциональных обязанностях администрации, действиях непосредственных исполнителей. Это планы размещения объектов производства, схемы водных бассейнов, схемы канализационных трубопроводов, балансовые схемы водопотребления, акты санитарного обследования предприятий, приказы о назначении на должность и возложении функциональных обязанностей, связанных с экологией, инструкции для персонала, служебные характеристики сотрудников;

документы, содержащие сведения об эффективности работы очистных сооружений, их проектной и фактической мощности, времени и регламенте профилактических мероприятий, их фактическом выполнении. Это акты приемки-сдачи сооружений, журналы учета ремонтных работ, расчетные данные эффективности очистных сооружений и др.;

документы, содержащие сведения о принятии мер к ликвидации последствий нарушений правил охраны окружающей среды. Это приказы вышестоящих организаций, распоряжения руководства данного предприятия, протоколы заседаний комиссии по ликвидации последствий аварий, загрязнивших окружающую среду.

Так, для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, необходимо изъять судовой, машинный и промысловый журналы, а также обязательно установить наличие либо отсутствие лицензий на добычу или транспортировку водных биоресурсов, установить точное время, точки координат местонахождения судна, его курс с момента обнаружения и скорость движения.

«Анализ следственно-судебной практики показал, что основными документами, подтверждающими характер и размер вреда, являются следующие:

нормативные акты, регламентирующие порядок использования водных биоресурсов и содержащие информацию по вопросам экологической охраны водного объекта;

протоколы, подтверждающие факт незаконного вылова водных биоресурсов;

акты (документы), содержащие количественную и качественную оценку гибели водных биоресурсов;

заключения экспертов по оценке ущерба; расчеты убытков, причиненных негативным воздействием на окружающую природную среду и другие.

Проведенное исследование показало, что нередко федеральными органами рыбоохраны заявляются исковые требования о возмещении вреда, причиненного незаконной добычей водных биоресурсов».

«Так, по уголовному делу по обвинению И. были признаны гражданскими истцами два юридических лица - ГУ «Государственный природный заповедник», которым заявлен иск о взыскании ущерба, причиненного природной среде заповедника, и ФГУ «Охотскрыбвод», которым был заявлен гражданский иск о взыскании с обвиняемого И. ущерба, причиненного рыбным запасам России в результате незаконного вылова рыбы кеты и заготовки икры».

На основе материалов, полученных при осмотре места происшествия, и изъятых документов в неотложном порядке назначаются судебные экспертизы.

Также при расследовании экологических преступлений важную информацию следователи получают из допросов потерпевших и свидетелей. Различают следующие группы свидетелей.

Первая группа - очевидцы, могущие сообщить о факте загрязнения и о его последствиях. Очевидцы - это прежде всего граждане из числа местных жителей, которые непосредственно наблюдали факты вредных выбросов в водоемы и атмосферу, а также наблюдали наступившие вредные последствия. Среди них могут оказаться потерпевшие, здоровью которых были причинены более или менее серьезные повреждения, а также свидетели из числа работников предприятия-загрязнителя. При допросе этих лиц выясняют вопросы: о факте и времени обнаружения вредных выбросов в водные бассейны и атмосферу, причине происшедшего события, характере и масштабе загрязнения. Наибольшую ценность представляют обычно показания сотрудников соответствующих органов государственного надзора, которые по роду службы осуществляют контроль за окружающей средой, делают это систематически и квалифицированно.

Вторая группа свидетелей - это лица из числа администрации и обслуживающего персонала предприятия, на котором произошел выброс вредных веществ. При этом следует иметь в виду, что среди свидетелей могут оказаться как лица, которые не причастны к произошедшему и возмущены имевшим место событием, так и прямые виновники экологического происшествия. Эта категория допрашиваемых наиболее полно осведомлена об обстоятельствах случившегося, поэтому к их допросам нужно тщательно готовиться.

Для допроса заинтересованных лиц, в той или иной степени виновных в происшедшем событии, следователю необходимо располагать документами, фактами, показаниями их сослуживцев, с тем чтобы побудить, при необходимости, к даче правдивых показаний. Для этого он: знакомится с работой предприятия-загрязнителя окружающей среды, изучает специфику производства, особенности конструкций и характера очистных сооружений, продумывает перечень вопросов, составляет развернутый план допроса. Для оценки показаний относительно технических и технологических особенностей предприятия-загрязнителя и своевременного пресечения попытки исказить действительность, пользуясь некомпетентностью допрашивающего, рекомендуется получить консультации специалистов в области природоохранной деятельности.

Таким образом, для раскрытия экологических преступлений на первоначальном этапе решаются основные задачи: немедленное и квалифицированное проведение осмотра места происшествия; изъятие необходимых проб воздуха, воды, грунта и отдельных экземпляров флоры и фауны; выемка и изучение документов; назначение экспертизы и допрос свидетелей.

Своевременному раскрытию и расследованию экологических преступлений также способствует тесное взаимодействие следователя с сотрудниками полиции, с различными специалистами, экспертами-криминалистами и работниками местных комитетов по охране окружающей среды и природных ресурсов, специалистами санитарно-эпидемиологического надзора.

Материалы административных проверок, проведенных сотрудниками комитетов по охране окружающей среды и природных ресурсов, санитарно-эпидемиологического или ветеринарного надзора, инспекции рыбоохраны, региональных отделений Минздрава России, как правило, содержат установленные данные о факте загрязнения, его характере, последствиях, предприятиях-виновниках, а иногда и о конкретных лицах.

Материалы служебных расследований обязательно приобщаются к уголовным делам об экологических преступлениях, так как имеют доказательственное значение. Последовательность действий следователя в данной ситуации в основном аналогична рассмотренной выше.

По делам, связанным с экологическими преступлениями, у подозреваемых (обвиняемых) проводятся обыски. Изымаются орудия преступления, транспортные средства, если с их помощью было совершено посягательство, документы, отражающие сведения о фактах, относящихся к обстановке загрязнения водоемов или атмосферного воздуха, незаконной охоты, рыбной ловли, порубки деревьев и т.д. Также проводятся опознание, очная ставка, следственный эксперимент и другие процессуальные действия.

В целях установления причин и условий, способствовавших совершению экологических преступлений, важно установить недостатки в деятельности предприятия (организации) и должностных лиц. Для этого, как правило, требуется самое широкое использование специальных познаний в вопросах техники и технологии конкретного предприятия, о характере загрязнения и наступивших или могущих наступить экологически вредных последствий.

 



2020-03-17 1148 Обсуждений (0)
Особенности сбора и закрепления доказательственной базы на первоначальном этапе расследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности сбора и закрепления доказательственной базы на первоначальном этапе расследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1148)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)