Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности финансового контроля за деятельностью предприятий дорожного хозяйства



2020-03-17 180 Обсуждений (0)
Особенности финансового контроля за деятельностью предприятий дорожного хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Необходимым методом защиты и реализации денежных интересов экономических субъектов служит финансовый контроль. Будучи реальным выражением контрольной функции финансов, он охватывает совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, сопоставлению, проверке и анализу движения денежных ресурсов.

Контроль нужен для определения эффективности, предупреждения и борьбы с хищениями, нецелевым использованием средств, коррупцией. Тем самым решаются три задачи:

1) сопоставление полученного результата функционирования денежных средств с плановыми установками;

2) предупреждение внеплановых потоков денежных средств;

3) выявление нарушений, незаконной смены собственника финансовых ресурсов.

Явление контроля имеет объективный и повсеместный характер. В его основе лежит стремление людей к лучшей жизни, самовыражению в обществе в условиях ограниченности жизненных ценностей.

Нецелевое использование чужих средств - неотъемлемое свойство деятельности органов власти всех стран, организаций, неформальных коллективов и граждан. Оно существовало всегда, но особых размеров достигло в наше время.

Важной задачей финансового контроля является предупреждение и устранение последствий присвоения чужих финансовых ресурсов. Наиболее значительными каналами заимствования средств являются:

- заимствование средств одних граждан у других индивидов, организаций, государственных структур;

- заимствование организаций у государства и населения;

- заимствование государства у организаций и населения. Необходимость контроля диктуется рядом объективных и субъективных факторов, в том числе:

- неопределенностью будущего, отсутствием 100%-ной вероятности развития событий и процессов в желаемом направлении, особенно в финансовых отношениях;

- наличием субъективного фактора - конкретной деятельности человека;

- важностью предупреждения возникновения кризисных ситуаций;

- целесообразностью поддержания успеха деятельности управляющего субъекта (развитие уверенности в правильности решений и т.д.).

К основным функциям финансового контроля относятся:

1) обеспечение своевременной и достоверной информации о движении денежных средств;

2) предупреждение кризисных ситуаций в финансах;

3) предупреждение и борьба с финансовыми нарушениями;

4) стимулирование деятельности субъектов финансов.

Поэтому под финансовом контролем следует понимать контроль экономических субъектов общества за процессом формирования и использования денежных фондов. Его цель - последовательное проведение финансовой политики экономических субъектов.

Необходимость контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия объективно вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Финансово-хозяйственная деятельность предприятий связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия.

Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния на предприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет и применение штрафных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленных финансовых ресурсов и т. д.).

В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, при этом нужно учесть, что:

1) обязательный аудит бухгалтерской отчетности, в частности, проводится если:

а) объем выручки унитарного предприятия от реализации его продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 500 тыс. МРОТ;

б) сумма актива баланса превышает на конец отчетного года 200 тыс. МРОТ.

Органы Федерального казначейства выполняют в основном задачи по контролю за состоянием государственных финансов, но они также наделены правом контрольных функций во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками по отношению к предприятиям. В эти функции входят проверка на предприятиях любых форм собственности денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов и других документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета РФ. Органы Федерального казначейства вправе получать от банков и других финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, использующих средства республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Независимый вневедомственный финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов, т. е. предприятий независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, объединений предприятий - союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений, а также остальных экономических субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления.

Содержанием аудиторского контроля являются проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Цель аудиторской деятельности - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству.

Результатом проверок аудиторской фирмы становится подтверждение или неподтверждение реальности данных, содержащихся в отчетности. Если говорить о всестороннем контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, получившем название внутреннего аудита, то он нацелен на предварительную проверку правильности отражения финансовых результатов, полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет, распределения прибыли, выплаты дивидендов и пр. Вместе с анализом финансового состояния предприятия на основе специальных показателей внутренний контроль является инструментом управления финансами предприятия.

В связи с тем, что предприятия дорожного хозяйства в основном являются унитарными, их имущество является государственным, и поэтому предприятия ДХ подвергаются особенному контролю со стороны вышестоящих органов.

Основными функциями ведомственного контроля являются:

- осуществление систематического контроля за состоянием экономики подведомственных предприятий;

- осуществление контроля за производственно-финансовой деятельностью подведомственных предприятий путем проведения ревизий и тематических проверок,

- установление хозяйственных и финансовых нарушений, хищений, бесхозяйственности и расточительства;

- установление причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям и хищениям;

- пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства, наличия всякого рода излишков;

- принятие мер по возмещению причиненного ущерба как в процессе ревизии, так и после нее;

- контроль за сохранностью денежных средств и хозяйственных ресурсов;

- контроль за правильностью постановки бухгалтерского учета и достоверностью отчетности;

- выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства;

- профилактическая работа по недопущению нарушений, бесхозяйственности, хищений и других злоупотреблений, приносящих ущерб.

Контрольно-ревизионная работа органов ведомственного контроля регламентируется отраслевыми инструкциями, разрабатываемыми министерствами, государственными комитетами и ведомствами. В настоящее время с развитием новых форм собственности, расширением самостоятельности предприятий роль ведомственного контроля возрастает.

В министерствах и ведомствах организуется контрольно-ревизионная работа, которая включает в себя: планирование, практическое осуществление проверок и ревизий, принятие соответствующих решений по материалам ревизий, осуществление контроля за выполнением принятых решений и разработку мероприятий по предупреждению нарушений законодательства и повышению эффективности использования производственного потенциала.

 

1.5  Особенности финансового планирования на предприятиях дорожного хозяйства

 

Каждое предприятие преследует определенные цели и его главная задача - как их достичь. Это не просто, нужен эффективный путь. Достигнуть цели предприятия легче путем планирования, которое представляет процесс обработки информации, чтобы научно обосновать предстоящие действия (прогнозирование), целевое ориентирование, рациональность, упорядочение, организацию.

Принятие решений на основе интуиции, какого-то опыта не всегда приводит к оптимальным результатам. Планирование - это продумывание решение в противоположность спонтанному, выработка оптимальных решений на основе глубоких расчетов, обработки информации, сравнения оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях. Планирование содержит следующие фазы:

- определение цели планирования;

- анализ проблемы, поиск альтернатив;

- прогнозирование;

- оценка;

- принятие решений и постановка планового задания.

Планирование составная часть рационального образа действий. Планирование - принятие решений - реализация - контроль. Планирование -это обоснованное продумывание решений, процесс разработки и принятия установок, сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях и определению эффективных путей их достижения.

Цели предприятий можно свести к следующим:

- производственные - какие структура производства и технология обеспечит выпуск продукции необходимого объема и качества;

- рыночные - какими товарами и услугами охватить рынок и как его удовлетворить;

- финансовые - прогнозируемые результаты и какими источниками их обеспечить;

- социальные.

Финансовый план является завершающей частью бизнес-плана, он обобщает все разделы его в стоимостном выражении. Финансовое планирование - это планирование всех доходов предприятия и направлений расходования денежных средств для обеспечения его развития.

Без тщательно продуманного финансового плана предприятию трудно рассчитывать на успех. Практика показывает, что многие предприятия проходят путь: расходы растут, а доходов иногда нет. Поэтому нужен финансовый план (бюджет) для контроля за доходами и расходами, за денежной наличностью, активами и пассивами предприятия и т.д. Финансовый план должен дать предприятию полную картину того, откуда и когда фирма должна получать деньги, на что они будут потрачены и т.д.

Он позволяет соотносить потребность в деньгах с денежной наличностью, каким будет финансовое положение фирмы к такому периоду (к концу года).

Основными задачами финансового планирования являются:

- создание условий для бесперебойного финансирования потребностей предприятия;

- выявление резервов увеличения доходов предприятия и способов их мобилизации;

- эффективное использование финансовые ресурсов, определение наиболее рациональных направлений инвестиций предприятия, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;

- увязка показателей производственного плана с финансовыми ресурсами;

- обоснование оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом и банками, поставщиками и покупателями, а также другими кредиторами и т.д.

Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование является особым видом планирования, что обусловлено, как считается в нашей литературе, относительной самостоятельностью движения денежных средств по сравнению с материальными вещественными элементами производства и активным воздействием опосредственного деньгами распределения на общественное воспроизводство.

Финансовое планирование тесно связано с другими разделами бизнес-плана, прежде всего с маркетингом, который направлен на изучение рынка, чтобы и как и какие товары, произведенные фирмой были реализованы и получены результаты, прибыль в соответствии с ее интересами. Как отмечалось ранее маркетинг - концепция разработки продаж, производства продукции. Отсюда, маркетинговые исследования позволяют анализировать потребности рынка, уровень спроса основных показателей объема продаж и сбыта товаров с целью получения прибыли, а также изучить конкурентоспособность предприятия и т.д.

Концепция маркетинга включает товарную политику (ассортимент, создание и запуск новых товаров, упаковка, реклама, использование товарного знака, сервисное обслуживание и т.п.), далее инновационную, ценовую политику и др. Обоснованные маркетинговые прогнозы дают возможности точнее осуществлять финансовое планирование. Оно, в свою очередь, должно исходить из следующих принципов: использование и получение средств должны происходить в установленные сроки; обеспечение предельной рентабельности всей деятельности и эффективности инвестиций; соблюдение сбалансированности рисков и приспособления потребностям рынка, учет его конъюнктуры, в конечном итоге обеспечения ликвидности компании в длительной перспективе.

Исходя из этого, долгосрочное финансовое планирование призвано определить: а) потребности в капитале, что требует выбора кредитов, сроков их получения, распределения капитала на собственный и заемный в зависимости от его рентабельности; б) инвестиционный план, предусматривающий рентабельности и сроки окупаемости вложений; в) ликвидность баланса, предусматривающего финансовое положение организации в длительной перспективе.

Краткосрочное текущее финансовое планирование позволяет анализировать и контролировать финансовую устойчивость предприятия, соизмерять доходы и расходы, видеть выигрыш или потери от предпринимательской деятельности, планировать привлечение заемных средств, реализацию инвестиционных решений.

Главными формами его принято считать: 1) бюджет (годовой финансовый план предприятия, он определяет величину всех доходов и расходов по методу "брутто"); 2) текущий бюджет (бюджет продаж, план сбыта, бюджет затрат по всем статьям, бюджет капитальных вложений и т.д.; 3) финансовый бюджет - кассовый и кредитный планы, прогнозный балансовый отчет, план по обеспечению ликвидности.

Рыночные условия предъявляют повышенные требования к финансовому планированию на предприятиях - как перспективному, так и особенно текущему, оперативному. Этим условиям соответствует бюджетирование - один из основных методов финансового планирования, охватывающий технологию планирования, учета и контроля денежными средствами и финансовыми результатами.

Для процесса финансового планирования характерны определенные этапы:

1) аналитический - анализ показателей за предыдущий период на базе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и т.д.;

2) составление прогнозных документов - прогноз баланса, о прибылях и убытках, о движении денежных средств;

3) конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов (бюджетов); 4) составление оперативных финансовых планов.

Важнейшее место в финансовом планировании занимает внутрифирменный годовой финансовый план. Предприятия здесь пользуются известной формой баланса доходов и расходов (бюджета). В нем отражаются все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, получаемые им доходы и накопления и все расходы средств.

Годовой финансовый план, составленный с разбивкой по кварталам, служит основой текущего контроля на фирме и позволяет избежать типичной проблемы - нехватки денег.

В качестве основного метода текущего финансового планирования предприятия может использоваться методы прямых расчетов финансовых показателей. Необходимое условие составления годового финансового плана - балансовая увязка доходных и расходных статей планируемого года. В текущем финансовом плане детализируются доходные и расходные статьи, применяются более точные по сравнению с перспективным планом методы расчетов.

Хорошая организация оперативного финансового планирования на предприятии позволяет эффективно управлять производственными процессами и регулировать расчеты с покупателями, поставщиками, работниками предприятия, финансовой системой, кредитными учреждениями; обеспечивать платежеспособность предприятия.

Разработка такого баланса осуществляется на основе проектировок плановых показателей по производству и реализации продукции (работ, услуг), по ее себестоимости, капитальному строительству, а также расходных смет по использованию средств целевого назначению, прогнозных расчетов формирования и распределения доходов.

Составляя баланс доходов и расходов, финансовый отдел предприятия должен руководствоваться некоторыми общими принципами, соблюдение которых обязательно в условиях рыночной экономики. Так, определяя конкретные направления использования финансовых ресурсов, следует учитывать различия в уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие наиболее высокую рентабельность; при этом финансовые затраты следует соотносить со сроками их окупаемости. При выборе долгосрочных затрат нужно предусматривать наиболее экономичные методы их финансирования. В ходе финансового планирования должна обеспечиваться сбалансированность рисков, для чего затраты с высокой финансовой отдачей, но повышенным риском, следует разумно сочетать с инвестированием средств в затраты, хотя и менее рентабельные, но с гарантированным доходом. Выбирая направления инвестирования средств и методы привлечения дополнительных финансовых ресурсов, следует помнить о платежеспособности и ликвидности, чтобы не допустить банкротства предприятия.

При составлении баланса доходов и расходов предприятия необходимо учитывать влияние инфляционных процессов. Прибыль от производственно-хозяйственной деятельности, поступления амортизационных отчислений, затраты на капвложения в производственную сферу и социальную инфраструктуру, платежи за выполненные для предприятия работы и услуги, взносы в резервный фонд находятся под воздействием инфляции, а потому в балансе доходов и расходов нужно предусматривать корректировку с учетом индекса роста инфляции.

В финансовом плане даются прогнозы доходов и расходов, их вариантные расчеты, обоснование.

Основными документами, в которых имеются информации для финансового планирования, являются:

- баланс;

- отчет о прибылях и убытках;

- отчет о движении денежных средств и другие.

В этой связи важнейшей проблемой является квалифицированная оценка баланса, оценка прибылей и убытков.

Оценка баланса идет по линии анализа его актива и пассива. Индикаторами здесь являются: а) в составе актива - структура основных фондов (здания, сооружения, оборудование, нематериальные активы) и структура оборотных средств (запасы, денежные средства, дебиторская задолженность); б) в составе пассива - структура капитала (акционерного, добавочного) и структура обязательств (краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства). Оптимизация актива и пассива баланса требует квалифицированного управления основными и оборотными средствами, управления соотношением собственного и заемного капитала и т.д., о которых говорилось выше.

Оценка прибылей и убытков идет по линии доходов и расходов. Главными индикаторами являются рентабельность продажи ее параметры (объем продаж - оптимизация ассортимента продукции: ее качества, маркетинг), ее параметры и соответствующие действия по оптимизации объема продаж - ассортимента продукции, ее качества, маркетинг), совершенствованию цен продуктов и услуг, далее улучшения управления производством, управления затратами и т.д.

Финансовое планирование занимает важное место в организации финансовой деятельности предприятия. В ходе финансового планирования каждое предприятие всесторонне оценивает свое финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и выявляет направления наиболее эффективного их использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа информации о финансах предприятия, получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности.

В области планирования финансовая служба обеспечивает выполнение следующих задач: разработку проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами; определение потребности в собственном оборотном капитале; выявление источников финансирования хозяйственной деятельности; разработку плана капитальных вложений с необходимыми расчетами; участие в разработке бизнес-плана; составление кассовых планов в учреждения банка; участие в составлении планов реализации продукции в денежном выражении и определение плановой суммы балансовой прибыли на год и по кварталам и показателей рентабельности.

Особенностью финансового планирования предприятий ДХ является организация их работы на основе государственного заказа, на рынке их услуги востребованы слабо. В связи с этим, расходы планируются в зависимости от финансирования программ ремонта автомобильных дорог.

 




2020-03-17 180 Обсуждений (0)
Особенности финансового контроля за деятельностью предприятий дорожного хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности финансового контроля за деятельностью предприятий дорожного хозяйства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)