Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эволюция статистической науки и практики



2020-03-17 240 Обсуждений (0)
Эволюция статистической науки и практики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Отвечая на вопрос о том, что такое статистика: точная наука или искусство? В. И. Ленин говорил: «Смотря по тому, в чьих руках находится... В руках рабоче-крестьянского правительства - это серьезная и точная наука, позволяющая определить бездну разрушений, причиненных нам капиталистами и помещиками, и помогать нашему неизбежному движению вперед, нашим победам. В руках же эксплуататорских классов статистика может быть искусством - скрывать огромные барыши имущих классов и нищету трудящихся масс или, например, надвигающийся экономический кризис и ужасающую безработицу. Но это уже лжестатистика» .

В рамках данной работы выяснение правоты или ошибочности действий коммунистов, отходит на второй план, однако, нельзя не заметить, что главный идеолог В. И. Ленин всегда указывал, и с этим нельзя не согласиться, на познавательную и доказательную силу статистики, называл ее одним из самых могущественных орудий социального познания. Несколько позже известный отечественный экономист академик С. Г. Струмилин говорил, что «хозяйственная статистика, теряющая в новых условиях ограниченной планом рыночной стихии свою прежнюю специальность - выявления стихийных социально-экономических закономерностей, становится средством контроля плановых заданий в масштабах народнохозяйственного целого и, пользуясь свойственными ей методами, служит нам наиболее ценным орудием экономического анализа технико-экономических связей и закономерностей планового хозяйства. При этом оперативный учет и бухгалтерия обогащаются методами статистических расчленений и группировок, охватываемых ими совокупностей признаков, а статистика заимствует у бухгалтерии приемы балансовых построений» .

Целью выполнения учетно-статистических работ в условиях командно-административной системы являлась демонстрация преимуществ плановой экономики, другими словами, статистический учет создавался как часть системы общественного контроля за целесообразностью и эффективностью хозяйственного планирования. Глобальные исторические процессы и ошибки в управлении, разрушили социалистическую утопию в том виде, в котором она была создана в нашей стране. Однако и преобразования последних 20 лет не привели к стабильности в обществе и росту эффективности экономики, таким образом, вопрос о стратегии конкурентного существования России в постиндустриальном мире и месте государственного статистического учета и методов статистики в управлении ею по прежнему остается открытым. Традиционно преподавание дисциплины статистика в учебных заведениях начинается с рассказов об интереснейшей истории этой науки, и блестящих умах завороженных красотой и гармонией цифрового описания особенностей социально-экономических явлений и процессов, а также о неоднозначности толкования ее предмета.

Относительно естествознания в конце XIX в. Ф. Энгельс писал: «Если до конца прошлого столетия естествознание было преимущественно собирающей наукой, наукой о законченных предметах, то в нашем веке оно стало, в сущности, упорядочивающей наукой, наукой о процессах, о происхождении и развитии этих предметов и о связи, соединяющей, эти процессы природы в одно великое целое» . В принципе, это высказывание может быть с полным правом отнесено и к эволюции статистической науки.

Начиная с отдельных видов статистических работ выполняемых еще на заре цивилизации, и от описательной статистики, в которой цифры использовались как фрагмент орнамента собираемой мозаики, словесного описания достопримечательностей государства. И школу политических арифметиков, которые, обобщая и анализируя факты, стремились через цифровое отражение дать характеристику состояния, показать закономерности развития общественных явлений и процессов. И потому школа политических арифметиков считается родоначальницей современной исследовательской статистики.

Далее в первой половине XIX в., как результат достижения достаточно высокого уровня развития цивилизации, возникло статистико-математическое направление. Наиболее просвещенные умы того времени посвятили себя процессу поиска новых философских оснований статистики как науки не только собирающей и упорядочивающей. Начало этим трудам положил А. Кетле, который поставил перед собой задачу исследовать законы, управляющие человеческим обществом, сделав попытку сформулировать основополагающие принципы статистического решения этой задачи .

«Прежде всего, мы должны оставить в стороне человека, взятого в отдельности, и рассматривать его только как часть рода человеческого. Отвлекаясь от его индивидуальности, мы исключим все случайное, индивидуальные особенности, которые оказывают на массы весьма малое и даже никакого влияния, сгладятся сами собой и дадут возможность делать общие выводы» .

С высоты сегодняшнего дня, для нас очевидным является то, что в этой цитате содержится мысль о том, что предметом статистического изучения должны служить массовые явления и то, что методологической основой их изучение, является принцип, который позже был назван законом больших чисел. Таким образом, общая методологическая концепция А. Кетле, выдвинувшая в качестве объекта статистического изучения массовые явления, стала основополагающей в теории статистической науки.

В середине XIX века Г. Рюмелин разделил исследовательскую статистику на методологическую и прикладную часть. Затем сфера применения статистических методов постоянно расширялась: исследование преступности привело к возникновению криминальной статистики, исследование моральных явлений привели к появлению моральной статистики - возникла психометрика, в физике - статистическая механика, в социологии - социометрика, в истории - клиометрика .

Исследования на основе сопоставимых статистических данных в области экономики и политики, явились основой глобальных политико-экономических исследований, включающих и демографические и экологические аспекты. Экономические исследования, выполняемые с помощью количественных методов, получили название «Эконометрика».

Таким образом, краткий обзор истории статистики как науки показывает, что она сложилась в результате движения от практических потребностей управления жизнью общества к их теоретическому осмыслению на основе результатов системных учетно-статистических работ. Сегодня, очевидно, что статистика как никакая другая дисциплина представляет собой единство теории и практики, так как, с одной стороны, это общественная наука со своим предметом исследования и устоявшейся методологией, с другой, это отрасль практической деятельности людей. Такая раздвоенность приводит к некоторым расхождениям во взглядах наших современников на статистику.

 



2020-03-17 240 Обсуждений (0)
Эволюция статистической науки и практики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эволюция статистической науки и практики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)