Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современный этап развития статистики



2020-03-17 248 Обсуждений (0)
Современный этап развития статистики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Начало процесса реформирования российской статистики связано с переходом к рыночным отношениям и направлено на укрепление статистической службы, совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом новых требований, разработку системы показателей для комплексного анализа переходной экономики, компьютеризация статистики, создание информационно- телекоммуникационной статистики (ИТСС), в основу которой положено формирование локальных вычислительных сетей (ЛВС), способствующих переходу к новым информационным технологиям. Организационной основой реформирования статистики стала рассчитанная на 1993-1996 гг. Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, в рамках реализации которой была существенно изменена действующая система статистических показателей, создана система национальных счетов, положено начало международным сопоставлениям валового внутреннего продукта, приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюджетную и банковскую статистику, заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

Дальнейшие преобразования в системе государственной статистики связаны с реализацией федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997-2000 годах», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1410. целью завершение системного реформирования статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других потребителей в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии страны, регионов, отраслей и секторов экономики и хозяйствующих субъектов. Для достижения этой цели были реализованы задачи по формированию системы показателей, адекватно отражающей перемены в обществе и реформируемой экономике, внедрению государственных статистических стандартов, выработаны прогрессивные технологические подходы к формированию государственных статистических информационных ресурсов .

В 2007 г. начата реализация федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. Л°595, целью которой является обеспечение пользователей достоверными статистическими данными, отвечающими международным статистическим стандартам, путем формирования единой межведомственной информационно-статистической системы, направленной на повышение эффективности принятия управленческих решений.

Органам статистики предстоит усовершенствовать структуру информационных потоков и сроки обработки информации, отдав ресурсное предпочтение на решение задач, ориентированных на отражение приоритетов социально-экономического развития страны. С другой стороны, необходима оптимизация нагрузки на учетный персонал предприятий, связанной с предоставлением статистической отчётности. Для этого предстоит не только уменьшить трудоёмкость подготовки необходимой информации, но и усовершенствовать механизмы передачи информации в статистические органы. Перед Росстатом также стоят задачи повышения прозрачности официальной статистической информации, расширения спектра показателей, находящихся в поле свободного доступа .

В ходе реализации мероприятий Программы Росстатом проделана большая работа по совершенствованию форм и методов статнаблюдений, внедрению выборочных обследований, совершенствованию обобщающих показателей экономического развития территорий, в частности валового регионального продукта (ВРП), модернизации системы сбора, обработки, хранения и предоставления статистической информации на основе использования Интернет-технологий, информационно-коммуникационных технологий и геоинформационных систем, по созданию и внедрению Интернет-сайтов в территориальных органах Росстата, объединенных общей методологией построения системы, развитию Интернет-сайта Росстата в направлении визуализации мониторинга социально-демографических процессов, расширению состава информации, доступной пользователям через Интернет, повышению оперативности и качества представления статистической информации.

С целью совершенствования обобщающих показателей экономического развития территорий, в частности валового регионального продукта (ВРП), осуществлена разработка «Двухуровневой интегрированной системы подготовки данных для формирования национальных счетов» (ДИС ПДНС), призванной улучшить согласованность исходных данных, используемых при расчете показателей СНС на региональном и федеральном уровнях.

Разработан временный порядок представления отчетности в электронном виде и, например, в Ростовской области уже сотни объектов статнаблюдення пользуются этим правом. С целью минимизации информационной нагрузки на респондентов широко применяются методы выборочного наблюдения - наиболее защищены в этой части субъекты малого предпринимательства, статнаблюдение за деятельностью которых осуществляется только в режиме выборки и не чаще, чем раз в квартал. Важнейшее значение для создания условий успешной работы по реализации единой и эффективной государственной политики в области официального статистического учета имеет принятие Федерального закона от 29 ноября 2007 г. №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» , установившего принципы официального статистического учета, соответствующие международным требованиям, и механизмы их реализации, правовые нормы по обязательному и добровольному представлению респондентами первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации, а также правовые нормы применения административных данных в официальной статистике и гарантии защиты первичных статистических данных.

В настоящее время можно констатировать, что проделана большая работа по созданию системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти. К сожалению, создаваемая система пока в основном предусматривает информационное сопровождение деятельности органов власти федерального уровня, а в части взаимодействия системы государственной статистики с органами власти и управления на региональном и, тем более, субрегиональном (муниципальном) уровнях остается целый ряд нерешенных проблем.

Информационные потребности органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления существенно превышают имеющиеся в настоящее время информационные ресурсы государственной статистики, которые ориентируются в большей степени на информацию, разрабатываемую для федерального уровня. При этом большинство федеральных статразработок (особенно основанных на выборочном наблюдении) не учитывает региональной специфики субъектов Федерации. Что касается субрегионального уровня, то информация, имеющаяся в настоящее время в распоряжении муниципальных образований (в формируемой Росстатом Базе данных показателей муниципальных образований), лишь частично закрывает вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления и не позволяет сформировать социально-экономическую характеристику" развития муниципального образования во взаимосвязи с социально-экономическим положением субъекта РФ и другими муниципальными образованиями на его территории .

Наряду с этим ориентация федеральных статистических работ на выборочные наблюдения практически лишает возможности получения полноценной объективной информации по целому ряду направлений развития экономики и социальной сферы субъектов РФ и муниципальных образований.

Например, статнаблюдение в сфере малого предпринимательства осуществляется на основе выборки, сформированной по каждому субъекту РФ, и, соответственно, репрезентативность этой выборки обеспечивается только для регионального уровня. В результате полностью исключена возможность получения объективной информации о развитии малого предпринимательства в муниципальных образованиях, так как часть субъектов МП (или даже все), осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, может не попасть в выборочную совокупность и, следовательно, не будет наблюдаться в рамках федеральной выборки.

Практический опыт показывает, что этот вариант в российских условиях не решит всех проблем, так как срок обработки результатов переписей и формирования итоговой информации составляет 2-4 года, и столь длительное ожидание существенным образом снижает достоверность информации, формируемой на основе результатов переписи, в силу более ускоренного изменения экономической ситуации в регионах, тем более в муниципальных образованиях .

В связи с этим необходимо четко определить будущее региональной и муниципальной статистики и наиболее рациональным вариантом представляется законодательное установление их статуса и порядка организации дополнительных статистических наблюдений соответствующего уровня.

Серьезно осложняют сложившийся уровень информационного взаимодействия (особенно на муниципальном уровне) изменения к порядку предоставления конфиденциальной информации. На сегодняшний день в связи с формулировками, предусмотренными ФЗ №°282 от 29 ноября 2007 г. об использовании первичных статистических данных только в целях формирования официальной статистической информации, Росстат (в т.ч. его территориальные органы) обеспечивают в пределах своей компетенции соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации. Органы государственной статистики вынуждены фактически отменить действующий ранее порядок предоставления конфиденциальной информации органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, что также существенным образом ограничивает возможности получения объективной информации о социально-экономическом положении регионов и муниципалитетов.


 

Заключение

 

Отказавшись от плановой экономики, наша страна вновь столкнулась не только со стихией рынка, но и с мировыми кризисами и глобальными проблемами, размах которых не возможно было себе представить в начале ХХ века. При этом очевидно, что современное государство, стремящееся к построению постиндустриального (информационного) общества на основе инновационной экономики, может развиваться, только используя инструменты стратегического долгосрочного планирования, и это уже не планирование расширенного воспроизводства на основе простого экстраполирования на будущее сложившихся в прошлом тенденций.

Основная задача государственного статистического учета в этих условиях заключается в релевантном отражении происходящих изменений, сборе данных позволяющих выявлять возникающие и отслеживать сложившиеся тенденции развития социально-экономических явлений и процессов, оценивать соответствие продекларированных целей получаемым результатам и эффективность реализации государственных программ.

Кроме того, одним из важнейших моментов совершенствования отечественной статистики должно стать повышение прозрачности и открытости методологии исчисления статистических показателей, определение форм и методов для организации более широкого доступа заинтересованных пользователей к официальным статистическим данным, так как идеологические запреты, существовавшие в прошлом, сегодня отсутствуют. Таким образом, современная статистика должна быть не только фиксировать сложившуюся ситуацию, но на основе различных систем показателей позволять осуществлять планирование и оценку эффективности работы систем государственного и муниципального управления, не только соответствующим государственным структурам, но и всем заинтересованным пользователям (ученым, предпринимателям и т. д.).


 



2020-03-17 248 Обсуждений (0)
Современный этап развития статистики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современный этап развития статистики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)