Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дидактический принцип, работа с понятиями и их реализация в курсе «Обществоведения»



2020-03-17 468 Обсуждений (0)
Дидактический принцип, работа с понятиями и их реализация в курсе «Обществоведения» 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Актуальность исследования - тема работы является актуальной и значимой, т.к. в своей работе я основываюсь на технологию развивающего обучения, при которой основной единицей учебного материла, является система понятий, а также на раскрытия понятий в различных сферах науки.

Цель работы - изучить и систематизировать методы, пути и средства формирования понятий, а также современные технологии освоения исторической и обществоведческой терминологии.

Работа содержит апробированные и четко сформулированные дидактические приемы, методики, технологии изучения понятий. Все они носят прикладной характер.

Объект исследования - является процесс методического изучения понятий в курсе обществознания.

Предмет исследования - «Обществоведения».

Школьный курс «Обществоведение» - учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных знаний о человеке и обществе. Базовыми для школьного обществоведческого образования являются науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, юридические науки, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной и практической деятельности, а также другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры социального поведения граждан. Этот курс призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося общества. Взаимодействуя с курсом истории, обществоведение имеет собственное содержание, обращено к актуальным проблемам современного общества и человека в нем. Обществоведческий курс ориентирован на приобщение учащихся к гражданской культуре.

Содержание обществоведческого образования, сложившегося в 90-е годы XX в., принципиально отличается от содержания курса, существовавшего в 60-80-х годах. Оно ориентировано сегодня на обновленную систему ценностей, и прежде всего на те ценности, которые отражены в основном общегражданском документе - Конституции Российской Федерации: признание высшей ценностью человека, его прав и свобод; веру б добро и справедливость; государственность России, незыблемость ее демократической основы, любовь и уважение к Отечеству; благополучие и процветание России; гражданский мир и согласие; исторически сложившееся государственное единство и территориальная целостность России; равноправие и самоопределение народов; признание равным образом государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности; правовое государство и др.

Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:

.   изучение методики;

.   изучение педагогической литературы в курсе «Обществоведения»;

.   определить сущность понятий;

.   определить и научно обосновать методические требования к организации учебного процесса, формирующего знания о понятиях и их системе, и реализовать их в методических рекомендациях

Значимость исследования - на практики, при провидения уроков и для написания дальнейших уроков.

Работа состоит из: введения, трёх глав, заключения и литературы.

Введение новых терминов и теорий (классификация политической культуры, теория современной экономики, новый подход к терминам нация, гражданское общество, новая концепция демократии - суверенная демократия). Ряд понятий приобретают новое наполнение с учетом реалий современного мира и последних достижений общественных наук, предлагаются новые объяснения общественных закономерностей.

Предлагаются новые классификации - например, политических культур, экономических систем, общественных систем и т.д. Их рассмотрение не только позволит учащимся познакомиться с новыми подходами, существующими в политической науке (многие из них отличаются от классических и наиболее известных), но и сравнить их с уже знакомыми им теориями и подходами, изученными на предыдущих ступенях курса обществознания.

История занимает особое место в системе гуманитарного образования. По мнению Н.В. Загладина, человек, не знающий историю, не может ориентироваться в окружающем его мире, не способен адекватно реагировать на реальности социальной политической жизни. Е.Б. Евладова подчёркивает, что «обращение к истории должно стать поводом для обращения к себе, к собственным достоинствам и недостаткам, только так, соотнося общее и частное, понимая ответственность отдельного человека за свою судьбу и за судьбу страны, можно рассчитывать на становление граждан и патриотов».

 

 

1.
Специфика обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся

 

Овладение основами любой науки означает освоение системы её понятий. Обучаясь в школе, ученики овладевают системой исторических понятий. В общей системе процесса познания истории формирование понятий - важное звено.

Овладение историческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных, специфических признаков исторических фактов, отражение в их сознании исторических событий и явлений в наиболее существенных связях и отношениях.

Требуется строго выдерживать установленное значение термина, понятия, категории (в школьной практике, как правило, этот перечень обозначается одним словом термин).

Термины (лат. terminus - предел, граница, конец) - слова и словосочетания, обозначающие как конкретные предметы (мотыга, копье и т.п.), так и абстрактные предметы (непримиримая оппозиция, идеальное общество и т.п.).

Понятие - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенно общим и совокупности специфическим для них признакам (буржуазная революция, авторитарный режим).

Категория - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и опознания (категория времени, категория причинности).

Работа над терминологической грамотность. Учащихся предлагает видение и решение учителем ряда проблем:

1. Осознание терминологических проблем в изучении учащимися истории

.   Знание причин терминологической неграмотности учащихся.

.   Умение подобрать (разработать) методики эффективной работы с терминологическим аппаратом.

Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом уроке.

В практике обучения создание исторических представлений и формирование понятий происходит одновременно: понятия формируются на основе представлений. Но между историческими представлениями и понятиями есть различия. Исторические представления всегда индивидуализированы, т.е. они могут быть разными у детей в одном классе. Это зависит от характера и психологических особенностей ребенка. Дело в том, что образ, который лежит в основе представлений, создается у школьников не только на уроках истории. На него влияют телевидение, художественная литература, кино, СМИ. Но понятия, отражающие существенные признаки и связи исторических фактов должны формироваться у всех учеников одинаковыми определениями.

Кроме этого, часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами, которые использует учитель и должны знать учащиеся, хоть обозначены и охватываются одними и теми же словами, воспринимаются далеко неоднозначно. Это отмечает профессор Э. Стоунс, считая «несоответствие уровней владения понятием учителя и учениками - центральной проблемой анализа почти всякого обучения, если его основной задачей является помощь обучающимся». (Стоунс Э. Психопедагогика - с. 73)

Терминологической проблемой является непонимание учащимися абсолютной зависимости глубины приобретаемых ими исторических знаний от их терминологической грамотности. Следовательно, часть работы истории вообще должно стать подведение школьников под осознание того, что они, не научившись владеть терминами, которыми излагается история в учебниках, никогда не познают предмета, даже если будут заучивать все параграфы.

Важной проблемой является незнание, непонимание учащимися причин своей терминологической неграмотности.

Исходя из вышеизложенного, задачей учителя истории, является найти, выработать правильные методы в изучении терминологии.

Для того, чтобы эффективно руководить процессом формирования понятий, необходимо знать их классификацию. Понятия различаются по содержанию исторического материала.

Экономические - понятия об орудиях труда т вещах хозяйственной жизни различных исторических периодов. Социально-политические - раскрывают социальные отношения и политическое устройство государств. Историко-культурные (гуманистическая культура Возрождения, культура материальная и духовная), идеологические (фашизм, утопический социализм т. п.).

Существует и вторая классификация понятий по степени обобщенности, т.е. в основу кладется срок функционирования события, явления или процессов. Выделяются три группы понятий:

1. Частно-исторические понятия, отражающие факты и специфические для определенного периода истории отдельных стран (сфинкс, триера, смерч и т.д.) Объем и глубина раскрытия данных понятий определяется степенью детализации изучения исторического материала этого периода в курсе истории. Такое понятие может быть раскрыто на примере одного - двух уроков.

2. Обще - исторические понятия, отражающие факты и явления, свойственные одной общественно-экономической формации или цивилизации (раб, натуральное хозяйство, христианская церковь, средневековая культура). Признаки этих понятий раскрываются на ряде уроков одного курса или на протяжении нескольких курсов истории. Отчетливо надо представлять, какие признаки исторических понятий, с какой степенью глубины и подробности, в какой последовательности вводятся в курсе и на каких именно уроках. Этой группе понятий принадлежит ведущая роль в усвоении содержания курсов.

Социологические понятия отражают общие связи и закономерности исторического процесса, характерные для нескольких или всех формаций и цивилизаций (республика, религия, государство, война и др.). Эти понятия высокой степени обобщения. Раскрываются они на протяжении всех курсов истории с учетом возрастных особенностей учащихся.

Необходимость постоянной работы учащихся над исторической терминологией обусловлена следующими основными причинами:

Первая причина - полное незнание сущности терминов исторической направленности. Уже в первый год изучения истории учащиеся встречают такие термины, как община, полюдье, двуполье и др. Учитель вынужден использовать эту терминологию, часто из-за нехватки времени, не раскрывая их смысла.

Вторая причина - знания о терминах, полученные учащимися впервые годы изучения истории, довольно быстро утрачиваются, а потому требуют периодического возврата в терминологический багаж школьников более, старших классов, так как наличие названного недостатка не позволит им изучать новые темы и особенно соотносить опыт прошлого с современностью. Кроме того, представления о целом ряде понятий и терминов с самого начала носили у них искаженный, ненаучный характер.

Почему учащиеся утрачивают знания, приобретенные год или два назад?

Во-первых, учащийся не имел достаточной мотивации для глубокого усвоения исторической терминологии.

Во-вторых, приобретенные учащимися знания не были своевременно введены на научной основе в его терминологический арсенал, что привело к естественному результату - их выпадению из памяти, вообще.

В-третьих, если работа учителя над терминологической грамотностью была пассивной, то у учащихся вырабатывается житейско-бытовое представление о терминах. Считая это нормальным, учащийся не стремится повторно раскрыть словарь терминов.

При выявлении у учащихся уровней терминологической грамотности в ракурсе рассматриваемой причины, вызывающей необходимость постоянной работы учащихся над исторической терминологией, отмечается ряд допускаемых ошибок.

Частое смещение учащимися близких, либо сходных по внешнему звучанию, но далеких по смыслу терминов.

Например: славяне - словене - словенцы; цивилизационный - цивилизованный; оккупация - аннексия - экспансия; национализация - конфискация - экспроприация и т.д.

Смысловое различие сходных по звучанию терминов разительно.

Формальное, внешне правильное озвучивание определения, то есть правильное на слух, но не осознанное понимание.

Зная наизусть определение понятий, учащиеся не всегда разбираются в их смысле и не могут ввести их в научный оборот.

. Житейско-бытовое представление о терминах.

На этом уровне «познания» находятся многие учащиеся. Даже в нынешних условиях, когда демократию оценивают как свободу слова, «цивилизацию общества» видят в наивысшем уровне его развития, мелкая буржуазия для них не иначе как бедная буржуазия и т.д. Считая конюшего человеком, ухаживающим за лошадьми (конюхом), учащиеся приходят в недоумение, когда узнают, что в правление Фёдора Ивановича сам Борис Годунов имел чин конюшего - один из придворных чинов.

Четвертая причина - содержание отдельных терминов в зависимости от времени, исторической обстановки, места употребления может несколько или основательно меняться.

Обратимся к терминам «левые и правые». В начале XX века «левыми» считались социал-демократы, а «правыми» - сторонники самодержавия.

После октябрьской революции «левыми» стали противники большевистского режима - эсеры и меньшевики, а «правые» возглавили тоталитарный режим.

С середины 80-х годов к «правым» причисляются коммунисты. После запрета КПСС они вновь становятся «правыми».

Пятая причина - постоянное обогащение исторического языка новыми терминами.

В последнее время в употреблении появились относительно новые термины: приватизация, контркультура, ментальность, анналы, пассионарность и др. Трудность овладения этими и другими новыми словами заключается в том, что многим из них не выработаны научные определения. Нельзя их обойти, поскольку они встречаются на страницах учебников и в средствах массовой информации.

Шестая причина - выход из словарного обихода человека или редкое употребление в современной литературе терминов, широко используемых авторами древних и средних веков.

«Когда мы берем в руки рукописный документ XVI века - отмечал В.О. Ключевский, - какую-нибудь грамоту, то мы читаем её со страхом, потому что не знаем, поймём ли её; очень легко встретить термин, перед которым нам придется остановиться в недоумении…» (Ключевский В.О. Соч. - т. 6, с. 7).

Язык прошлых веков требует перевода на современный русский: история не стоит на месте.

Седьмая причина - терминологический аппарат стал ареной острейшей идеологической борьбы в современных условиях. Людям свойственно подстраиваться по нововеяния и нововведения.

Отсюда - разнообразие толкований тех или иных терминов в зависимости от идеологических, религиозных, политических и других пристрастий. Столько различных толкований вкладывается в смысл таких терминов, как общечеловеческие ценности, открытое общество, демократия, свобода слова, идейная терпимость.

Таков основные причины, которые подводят учителя и учащихся к осознанию необходимости систематической и вдумчивой работы по расширению терминологического аппарата, его отработке на научной основе.

 

Дидактический принцип, работа с понятиями и их реализация в курсе «Обществоведения»

 

Дидактические (от греческого слова didaktikos - поучающий) принципы - это руководящие идеи и положения, применяемые в обучении всем учебным предметам. В педагогической литературе описано более десятка таких принципов: целенаправленность, научность, доступность и др. Они в основном являются едиными по отношению к различным школьным дисциплинам, но применительно к каждой из них имеют свою специфику. Мы остановимся на особенностях применения дидактических принципов в трудовом обучении, рассчитывая, что наши соображения и рекомендации будут полезны и учителям, и разработчикам программ, и создателям учебных и методических пособий.

Целенаправленность обучения. Любая деятельность эффективна, если определены ее цели. Обучение - это деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение).

При реализации принципа целенаправленности учителю следует добиваться того, чтобы его усилия по обучению и воспитанию школьников сливались с их ответными усилиями по освоению учебного материала, саморазвитию, самосовершенствованию, профессиональному самоопределению, т.е. с их активным отношением к учению. Такое сотрудничество возможно, если учащимся известны и понятны цели всего учебно-воспитательного процесса и каждого урока, если они видят пользу для себя в их реализации. Отсюда следует, что учитель постоянно должен уделять внимание мотивам учения школьников, корректировать неправильно сложившиеся, поощрять позитивные, формировать новые. Не просто, разрабатывая учебную программу, реализовать цели формирования у учащихся определенной суммы знаний и умений, но гораздо сложнее обеспечить при этом осуществление целей воспитания, развития школьников. Часто дело ограничивается формулированием этих целей в объяснительной записке. Этого, конечно, мало. Необходимо, чтобы линия воспитания, развития была тщательно проработана, чтобы она наличествовала во всей программе.

Научность обучения. Данный принцип требует, чтобы в результате обучения у школьников было сформировано научное мировоззрение, сложилась система знаний о тенденциях развития техники и производства, конкретизировалось понятие о науке как непосредственной производительной силе.

Важнейшей частью преподавания любого предмета является работа над понятиями, поскольку без их знания и осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. При этом диалектика познания такова, что «всякое новое знание является нам в оболочке старых понятий, приспособленных для объяснения прежнего опыта», а потому «всякая такая оболочка может оказаться слишком узкой для того, чтобы включить в себя новый опыт». Поэтому часто старые понятия наполняются новым содержанием, и появляется потребность в их пересмотре, уточнении, иногда переосмыслении. На эволюцию такого рода необходимо обращать внимание учащихся.

Знание понятий является и целью, и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем - нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов. Кроме того, работа над понятиями должна быть организована так, чтобы выполнять задачи развития мышления, тем более что мышление человека понятийно.

Работа с понятиями может стать более продуктивной, если педагог будет использовать алгоритм, предложенный Э. Стоунсом (Проектирование программ развития учащихся: в Сб. материалов, Новокузнецк, ИПК, 1997).

По его убеждению, обучение учащихся какому-либо понятию состоит из трех фаз.

А - преактивная (подготовительная) фаза, где:

осуществляется анализ предстоящего урока с точки зрения задач обучения, устанавливаются ключевые аспекты, соподчиненность понятий, приводятся конкретные примеры;

оцениваются предшествующие знания учащихся, если это невозможно, то это действие переносится на следующую фазу.

В-Фаза активного взаимодействия с учащимися для обучения их намеченному понятию. Она состоит из следующих действий:

дается предварительное представление о характере нового научения;

объясняется термин, используемый для обозначения нового понятия, раскрываются его признаки, ранее усвоенные понятия связываются с вновь усваиваемыми;

для облегчения идентификации (узнавание, различие существенных признаков) приводится различные примеры с несколькими признаками;

для того, чтобы ученики легко различали существенные и несущественные признаки, характерные особенности первых усиливаются, на них делается больший акцент;

для различия существенных и несущественных признаков приводятся примеры объектов, не относящихся к усваиваемым понятиям;

учащиеся поощряются к объяснению понятий собственными словами.

С - Фаза оценки результатов обучения.

Она предлагает предъявление ученикам новых примеров с тем, чтобы те сказали, какие из них являются вновь усвоенными, а какие нет. Следует отметить, что для развития мышления учащихся при работе над понятиями целесообразно использовать специальные упражнения, разработанные психологами (Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995).

Упражнение «Логичность»

Ученику предлагается задание с двумя связанными между собой категориальными суждениями и вывод - заключение. Умозаключение частично даются логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Необходимо определи, какие выводы правильны, а какие ошибочны.

Упражнение «Выявление общих понятий»

Его методика заключается в подборе понятий, имеющих общие признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. В каждой строке, состоящей из пяти слов, нужно выбрать два, наиболее связанных с обобщающим словом.

Упражнение «Исключение понятий»

Учащимся зачитываются пять слов, из числа которых только четыре объединяются общим родовым понятием. Необходимо вычленить слово, не относящееся к данному понятию.

Упражнение «Временные и количественные отношения»

Учитель предлагает ряд однотипных логических задач, исходными суждениями которых являются хорошо усвоенные отношения явлений и событий по количественной и временной величине. Следует сделать умозаключение и определить отношение «раньше позже», «больше - меньше» и т.д.

Упражнение «Сходство и различие»

Учащимся необходимо сравнить между собой понятия, события, явления с персонами.

Упражнение «Ошибающийся учитель»

Учитель умышленно делает ошибки при рассуждении, чтении исторического документа, доказательстве и т.д. Ученики должны находиться в постоянной готовности находить и исправлять ошибки, при этом аргументируя и обосновывая свою точку зрения.

Упражнение «Составь предложение, рассказ»

Учитель представляет возможность составить небольшое повествование о конкретном событии, явлении, эпохе, используя заданные понятия, термины, имена, даты, географические задания. При этом в содержании предлагаемого материала закладываются слова, не относящиеся к заданию.

Приведенные упражнения направлены на развитие критического мышления. Среди заданий, способствующих формированию навыков выделения свойств, умений классифицировать по признакам, можно использовать следующие упражнения.

Упражнение «Поиск аналогов»

Учитель называет понятия и события, а учащимся необходимо найти аналогичные, ранее изученное и обосновать свой вариант ответа.

Логичным продолжением являются упражнения: «Поиск противоположных понятий, явлений», «Исключение лишнего слова». Существуют задания формирующие умения точно выражать свои мысли.

Упражнение «Формирование определений»

Ученику надо дать наиболее точное определение чему-либо, оперируя только существенными признаками и игнорируя несущественные.

При выполнении упражнения «Выражение мысли другими словами» важно следить за тем, чтобы не искажался смысл высказывания. Интерес может вызвать и такое задание, как «Построение сообщения по алгоритму». Алгоритмы могут быть разными, например, «факт - причины», «повод - сопутствующие события». Можно использовать алгоритм Цицерона «кто - что - зачем - как - когда».

Подобные упражнения дисциплинируют и углубляют мышление. Урок работы с понятиями с использованием интерактивных методов работы можно построить следующим образом:

Алгоритм работы:

. Берется понятие

. Составляется ассоциативный ряд

. Понятия ранжируются по степени важности

. Учащиеся делятся на группы и доказывают, почему их понятие самое важное

(критерий доказательства выбирает сама группа)

. Группа показывает связь понятий друг с другом

. Жюри выбирает лучшую команду, находя достоинства в работе других групп.

Интерактивные методы

А) Составить вопросы к понятию.

Один из учеников сидит спиной к классу. Учитель загадывает ему понятие, которое

должен угадать класс. (С помощью наводящих вопросов). Отвечая на вопросы класса, водящий подводит класс к разгадке.

Б) Класс делится на группы. Каждой группе дается карточка с названием понятия.

Группа должна показать понятие без слов так, чтобы его отгадали другие группы.

В) Группам дается задание нарисовать понятие. Понятие в группе рисуется по кругу. Затем группы могут обменяться рисунками и дорисовать свои элементы в уже готовые рисунки.

г) Группам дается фраза с пропущенным понятием. Пропускается два-три слова.

Группа должна вставить правильно слова по степени их важности, значимости.

Возможен другой вариант выполнения задания. Дается список понятий, на основе которого учащиеся пытаются воспроизвести события. Потом им дается документ, и они сравнивают свой рассказ с текстом.

Учитель должен знакомить школьников с объективными научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями, с современными достижениями науки, применением ее в производстве, привлекая их самих к активной познавательной деятельности, к овладению ее методами.

Вот некоторые примеры того, как можно использовать метод терминологических моделей на уроках обществознания. В процессе работы ученики должны построить из терминов, которые даны заранее, понятийные графы, блок-схемы, модели, где отражаются логические взаимосвязи базовых понятий.

Задание 1.

Даем ребятам следующие понятия: право, норма, гипотеза, санкция, диспозиция, гражданское право, частное право, публичное право, уголовное право, сделка, преступление.

Вопросы

. Определить, к какому разделу курса они относятся.

. Дать определение понятия «право», раскрыть его содержание и сопоставить с понятием «закон».

. Выделить термины, отражающие систему права, и расположить их в дедуктивном порядке.

. Найти в списке термины, отражающие их в индуктивном порядке.

. Составить схему, отражающую взаимосвязь этих понятий. Обосновать свой подход.

Ответы

. Понятия относятся к право вой области общественных отношений, затрагивая разные сферы жизни общества (экономику, политику).

. Право - система общеобязательных правил поведения, формально выраженных в источниках, обеспеченных принудительной силой государства. Его содержание создается в обществе. В тоталитарных странах государство диктует свою волю населению, а потому законы могут носить неправовой характер.

Закон - это высший юридический акт государства, в котором выражается право.

школьный социальный понятие дидактический



2020-03-17 468 Обсуждений (0)
Дидактический принцип, работа с понятиями и их реализация в курсе «Обществоведения» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дидактический принцип, работа с понятиями и их реализация в курсе «Обществоведения»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)